Национальное собрание Республики Беларусь
Палата представителей
ПОИСК:  
Найти
БЕЛАРУСКАЯ ENGLISH    
ПРЕСС-СЛУЖБА | МЕРОПРИЯТИЯ | ССЫЛКИ | КАРТА САЙТА | КОНТАКТ
Главная
Палата представителей
Регламентирующие документы
Депутатский корпус
Структура органов
Деятельность Председателя Палаты представителей
Законодательная деятельность
Международное сотрудничество
Осуществление контрольных полномочий
Работа с обращениями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц
Работа в избирательных округах
Архив


Палата представителей

История парламентаризма в Беларуси
Порядок образования Палаты представителей



История парламентаризма в Беларуси

Парламентаризм - система организации и функционирования верховной государственной власти при наличии выборного законодательного органа - парламента, характеризующаяся разделением законодательной и исполнительной функций.

 

Парламентаризм в Республике Беларусь прошел в своем развитии ряд этапов, связанных, во-первых, со статусом республики как субъекта федерации в составе СССР и как суверенного демократического государства; во-вторых, с неоднократным принятием конституций, в которых по-разному определялась роль представительного и законодательного органа страны. В свете вышеизложенного можно выделить следующие этапы развития парламентаризма в Беларуси.

 

I этап - советский (1919 г. - конец 80-х - начало 90-х годов)

 

Первая Конституция Социалистической Советской Республики Белоруссии (ССРБ) была принята на I съезде Советов Белоруссии 3 февраля 1919 г. Ее содержание было пронизано идеей диктатуры пролетариата, которая и была непосредственно закреплена в Конституции. В положениях Конституции развивались идеи представительной демократии, и в частности было провозглашено: "Вся власть в пределах Социалистической Советской Республики Белоруссии принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах"; "Верховная власть в Социалистической Советской Республике Белоруссии принадлежит Съезду Советов Белоруссии, а в период между съездами - Центральному Исполнительному Комитету". В Конституции не раскрывалась компетенция Съезда Советов Белоруссии, за исключением того, что Съезд избирает ЦИК "в числе не свыше 50 человек".

 

Именно Съезд Советов в период своей работы являлся высшим представительным и правотворческим органом. Съезд должен был созываться не реже двух раз в год.

 

Предусматривалась также возможность созыва чрезвычайных съездов Советов. В период между съездами высшей властью республики являлся ЦИК Белоруссии как высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган.

 

Вторая Конституция Белорусской Социалистической Советской Республики была принята 11 апреля 1927 г. VIII Всебелорусским съездом Советов. К этому времени был образован СССР (30 декабря 1922 г.), в 1924 г. принята Конституция СССР, явившаяся основой для принятия республиками, вошедшими в его состав, своих основных законов.

 

Важнейшими новшествами Конституции 1927 г. являлись определение пределов и возможностей законотворческой деятельности высших и центральных органов государственной власти Белоруссии в соотношении с полномочиями аналогичных органов СССР, значительно более подробная регламентация их статуса и деятельности. В Конституции закреплялись конкретные "предметы ведения" верховных и центральных органов БССР. К числу верховных органов власти были отнесены Съезд Советов БССР и ЦИК. Очередные Съезды Советов БССР должны были созываться ЦИК один раз в год. Устанавливалось, что ЦИК ответственен перед Съездом Советов БССР. По Конституции Съезд Советов БССР хотя и получил определение верховного органа власти, однако не обладал верховенством по всем вопросам правотворчества. ЦИК БССР являлся законотворческим органом по широкому кругу вопросов.

 

Центральные органы власти республики - Президиум ЦИК и Совет Народных Комиссаров также наделялись компетенцией в сфере законотворческой деятельности. Президиум ЦИК в период между сессиями ЦИК являлся "высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом власти Белорусской Социалистической Советской Республики". СНК как центральный постоянно действующий орган власти являлся законодательно-распорядительным органом БССР.

 

Важное значение для развития парламентаризма имела Конституция БССР 1937 г. (принята 19 февраля 1937 г.).

 

Новая Конституция БССР полностью соответствовала Конституции СССР 1936 г. В ней провозглашалось, что вся власть в БССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся, но все наиболее важные вопросы государственной жизни были отнесены к компетенции СССР. Высшим органом государственной власти республики впервые провозглашался Верховный Совет, который избирал Президиум и создавал правительство - СНК БССР. Существенным образом была изменена избирательная система. Провозглашалось, что выборы депутатов во все Советы депутатов трудящихся (Верховный Совет БССР, окружные, районные Советы депутатов и т.д.) осуществляются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.  Организация высших органов государственной власти претерпела значительные изменения.  Прекратила существование система съездов Советов. Законодательная власть стала принадлежать исключительно Верховному Совету БССР. Верховный Совет работал в сессионном порядке и, таким образом, не являлся постоянно действующим органом. Очередные сессии созывались два раза в год. Постоянно действующим высшим органом государственной власти являлся Президиум Верховного Совета.

 

В случае необходимости в период между сессиями Верховного Совета его Президиум мог внести изменения в действующее законодательство с последующим утверждением на очередной сессии Верховного Совета. Впервые было произведено разграничение между органами государственной власти и центральными органами государственного управления.

 

Однако следует отметить, что элементы парламентаризации оставались иллюзорными. Законодательствовал фактически руководящий орган Коммунистической партии. На съездах Советов директивам партийных органов лишь придавались юридически принятые формы.

 

Регламент представительного учреждения, как правило временный, содержал в себе известную сумму самых элементарных правил проведения заседаний без каких-либо попыток выхода на качественно отличительные парламентские формы работы.  В Конституции БССР 1978 г. прежней осталась система органов государственной власти и управления. Высшими органами государственной власти и управления по-прежнему были Верховный Совет, функционирующий в сессионном порядке, и Президиум Верховного Совета - постоянно действующий орган   представительной власти. Верховный Совет БССР как высший орган государственной власти БССР стал "правомочен решать все вопросы, отнесенные Конституцией СССР и настоящей Конституцией к ведению Белорусской ССР", была определена исключительная компетенция Верховного Совета. Таким образом, Основной Закон 1978 г. отдавал приоритет Верховному Совету над всеми остальными органами, относящимися к другим ветвям власти.

 

Конституция 1978 г. в 90-е годы превращалась в архаичный документ. Это в решающей мере обусловливалось тем, что в конце 80-х - начале 90-х годов в общественном сознании встала проблема обретения республиками бывшего СССР государственного суверенитета, устранения монополии одной партии на власть, утверждения политического и экономического плюрализма. 

 

II этап - постсоветский (1991 г. - настоящее время)

 

Изменения в Конституции 1978 г. были направлены на обеспечение разделения властей, принципов формирования правового государства и суверенитета Беларуси.

 

27 июля 1990 года была принята Декларация Верховного Совета "О государственном суверенитете Республики Беларусь". Декларация провозгласила "полный государственный суверенитет Республики Беларусь как верховенство, самостоятельность и полноту государственной власти республики в границах ее территории, правомочность ее законов, независимость республики во внешних отношениях".

 

Декларация стимулировала принятие целого ряда новых законодательных актов Республики Беларусь. Многие ее идеи были включены в проекты разрабатываемых нормативных правовых актов (например, 27 февраля 1991 г. был принят Закон "Об основных принципах народовластия в Республике Беларусь").

 

В дальнейшем, 25 августа 1991 г., Декларации о государственном суверенитете специальным законом был придан статус конституционного закона, на основании которого были внесены изменения и дополнения в Конституцию 1978 г.

 

В таких правовых и политических условиях велась разработка новой Конституции Республики Беларусь, которая была принята 15 марта 1994 г.  Согласно Конституции 1994 г. высшим представительным постоянно действующим и единственным законодательным органом государственной власти в Республике Беларусь являлся Верховный Совет. Он состоял из 260 депутатов, которые избирались сроком на пять лет. 

 

В статье 6 Конституции было закреплено разделение властей в государстве на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

 

Конституция Республики Беларусь 1994 г. закрепляла за высшим представительным органом право принимать законы, принимать и изменять Конституцию.

 

Необходимость конституционной реформы в 1996 г. обусловливалась объективными факторами. В Конституции Республики Беларусь в редакции 1994 г. изначально был заложен дисбаланс функций и полномочий Верховного Совета и исполнительной власти, возглавляемой Президентом Республики Беларусь. В противоречие с основополагающим принципом разделения властей, который исходит из требования равенства ветвей власти и их самостоятельности, Верховный Совет рассматривался в качестве органа, стоящего прежде всего над властью исполнительной.

 

Таким образом, Верховный Совет доминировал над двумя другими ветвями власти. Он выступал не только в качестве одной из ветвей власти, но и по собственному усмотрению мог устанавливать, определять и изменять полномочия всех других органов. Обладая правом вносить любые изменения в Конституцию и законы, признавать законы утратившими силу, Верховный Совет фактически имел неограниченную возможность принятия решений по любому вопросу.

 

Поэтому не случайно наиболее существенные изменения в новой редакции Конституции претерпел раздел IV, посвященный организации и деятельности высших органов государства - Президента, Парламента, Правительства и судов.

 

Произошло перераспределение полномочий между указанными органами, их уточнение.

 

Конституционная реформа 1996 г. выразилась в установлении сбалансированных полномочий ветвей власти, возложении на Президента функций Главы государства, гаранта Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина, в  учреждении двухпалатного Парламента (Палаты представителей и Совета Республики), в повышении роли Правительства - Совета Министров в системе ветвей власти и усилении его ответственности за состояние и развитие экономики, социально-культурной и административно-политической сфер деятельности.

 

В результате внесения в Конституцию Республики Беларусь изменений и дополнений законодательная власть больше не находится в привилегированном положении. Парламент приобрел более свойственное ему название, означающее окончательный отказ от советской модели высшего органа государственной власти, и более совершенную структуру, которая соответствует устоявшимся стандартам парламентаризма. Представительный и законодательный орган Республики Беларусь по Конституции в редакции 1996 г. называется Парламентом - Национальным собранием Республики Беларусь. Он состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики (статья 90). В Конституции закреплен принцип самоорганизации палат Национального собрания. Каждая палата самостоятельно устанавливает свой порядок работы в принимаемом ею регламенте (статья 105). Палаты Национального собрания заседают раздельно, за исключением установленных случаев проведения совместных заседаний. Общий орган палат отсутствует. Единственным временным совместным органом двух палат может быть согласительная комиссия, формируемая ими на паритетной основе для преодоления разногласий между палатами по законопроекту, отклоненному Советом Республики (часть четвертая статьи 100).

 

Палата представителей представляет интересы всех граждан Республики Беларусь, она законодательствует по кругу вопросов, перечисленному в статье 97 Конституции.

 

Совет Республики является палатой территориального представительства и осуществляет наряду с законодательной функцией ряд других полномочий, перечень которых содержится в статье 98 Конституции. Деятельность Совета Республики направлена на обеспечение принятия более качественных, тщательно проработанных законов.

 

Принятие Конституции в редакции 1996 г. создало правовую основу для динамичного развития общества и государства, эффективной работы каждой из ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной). Сегодня можно с полной уверенностью сказать, что Парламент Республики Беларусь сформировался как зрелый законодательный и представительный орган, занявший надлежащее место в конституционном механизме нашего государства.

 

 

Законодательная деятельность

 

Национальным собранием Республики Беларусь создана качественно новая система законодательства, прогрессивная по своей сути, отвечающая современным потребностям личности, общества и государства, способная обеспечить решение стоящих перед страной стратегических задач. Национальным собранием Республики Беларусь принято 1824 закона, в том числе 32 кодекса.

 

Важную роль в развитии конституционного законодательства сыграло принятие программного Закона «Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь», определившего стратегию развития государства на перспективу. Среди актов, регламентирующих деятельность высших государственных органов, а также органов исполнительной власти, следует отметить законы «О Президенте Республики Беларусь», «О Совете Министров Республики Беларусь», «О прокуратуре Республики Беларусь».

 

С принятием законов «О Национальном собрании Республики Беларусь» и «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь» завершено формирование правовых основ деятельности белорусского Парламента.

 

Новый Закон «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» позволил оптимизировать компетенцию местных органов власти, укрепить правовой статус органов территориального общественного самоуправления, повысить их роль в жизни регионов.

 

Усовершенствована нормативно-правовая база судебной власти. Внесены изменения в Закон «О Конституционном Суде Республики Беларусь». Кодексом о судоустройстве и статусе судей систематизировано законодательство в этой сфере, определены структура судебной системы, задачи и принципы деятельности всех ее звеньев, порядок формирования и компетенция судов различных уровней и специализации, статус судей. Откорректированы основы хозяйственного судопроизводства, расширена практика разрешения спорных ситуаций в досудебном порядке, а также с использованием упрощенных и примирительных процедур, укреплен статус третейских судов. С принятием Закона «О нотариате и нотариальной деятельности» сформированы правовые основы деятельности нотариата.

 

Большое значение для развития демократических основ белорусской государственности и структур гражданского общества имеют законы «О порядке реализации права законодательной инициативы гражданами Республики Беларусь», «О республиканских государственно-общественных объединениях», «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь», «О республиканских и местных собраниях», «О политических партиях» и «Об общественных объединениях». В целях систематизации избирательного права и приведения его в соответствие с современным уровнем развития общественно-политических институтов принят Избирательный кодекс.

 

Парламентарии особое внимание уделяют работе по дебюрократизации деятельности государственных органов. Правовое поле для решения этой проблемы создано законами «Об основах административных процедур», «Об обращениях граждан и юридических лиц» и «Об электронном документе и электронной цифровой подписи».

 

Важную роль в реализации стратегии социально-экономического развития страны играет проведение эффективной бюджетной политики. Принятие законов о республиканском бюджете на очередной финансовый год, а также законов об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год позволяет обеспечивать поддержку и модернизацию национальной экономики, создавать условия для ее инновационного развития. При этом всегда строго выдерживается социальная направленность бюджета.

 

В сфере постоянного внимания парламентариев находятся вопросы создания оптимальных условий для осуществления хозяйственной деятельности, обеспечения судебной защиты прав и законных интересов субъектов хозяйствования. Наиболее значимыми в этой области являются Гражданский, Гражданский процессуальный и Хозяйственный процессуальный кодексы, а также законы «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним», «Об экономической несостоятельности (банкротстве)».

 

Созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности способствуют законы «О хозяйственных обществах», «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», «О ценообразовании», «О товарных биржах», «О естественных монополиях», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Законами «О поддержке малого и среднего предпринимательства» и «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» созданы правовые предпосылки для оживления деловой активности, повышения роли этого сектора в структуре национальной экономики.

 

Усовершенствовано правовое регулирование отношений в области приватизации государственного имущества. В целях обеспечения защиты государственных интересов законодательно определены объекты, находящиеся только в собственности государства, а также виды деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства.

 

Значимым фактором экономического роста республики является законодательное обеспечение эффективной финансово-кредитной политики. Важнейшими здесь стали Налоговый, Банковский и Инвестиционный кодексы, законы «О финансово-промышленных группах», «О валютном регулировании и валютном контроле».

 

В целях улучшения инвестиционного климата, повышения устойчивости и эффективности работы банковской системы страны скорректирован Закон «О гарантированном возмещении банковских вкладов (депозитов) физических лиц». Созданию правовых основ системы долгосрочного кредитования под залог недвижимого имущества, определению порядка работы с именными ценными бумагами — закладными способствует Закон «Об ипотеке». На укрепление платежной дисциплины и повышение заинтересованности физических и юридических лиц в исполнении кредитных обязательств направлены нормы Закона «О кредитных историях».

 

На новый уровень вышло бюджетное законодательство. Принятие Бюджетного кодекса позволило приблизить бюджетную классификацию к требованиям международных стандартов, закрепить постоянные источники доходов и расходные полномочия за каждым уровнем бюджетной системы, обеспечить переход к механизму среднесрочного бюджетного планирования и поэтапному внедрению программного метода финансирования расходов.

 

С принятием в 2009 году Особенной части Налогового кодекса завершилась многолетняя работа по кодификации налогового законодательства.

 

Урегулированы отношения в конкретных областях экономической деятельности. Приняты Воздушный кодекс, кодексы торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта. Формированию благоприятной конкурентной среды способствуют нормы законов «О торговле», «О рекламе», «О туризме», «Об основах транспортной деятельности», «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь», «О почтовой связи», «Об электросвязи», «О ветеринарной деятельности». Ряд законов направлен на обеспечение энергетической безопасности.

 

На развитие фундаментальной и прикладной науки, создание правовых условий для перевода экономики на инновационный путь направлены законы «О Национальной академии наук Беларуси», «О научной деятельности», «О научно-технической информации», а также законы, регулирующие научную, научно-техническую и инновационную деятельность. Сформированы правовые основы развития интеллектуальной деятельности, повышения заинтересованности ученых и изобретателей в результатах своего труда, усилена защита их прав.

 

В реализации идеи социального государства особую роль играет законодательство о труде и занятости населения, социальной защите и социальном страховании. Вопросы обеспечения конституционного права на труд урегулированы Трудовым кодексом, законами «О занятости населения Республики Беларусь», «О внешней трудовой миграции». Приняты меры по развитию системы социального партнерства, совершенствованию форм и методов взаимодействия профсоюзов с нанимателями и органами государственного управления.

 

Созданию надлежащих условий труда и обеспечению безопасности жизни и здоровья работников служит Закон «Об охране труда». Закон «О профессиональном пенсионном страховании» позволяет сформировать достаточно гибкую систему профессионального пенсионного обеспечения. Кроме того, приняты ряд законов, в которых закреплены правовые нормы, обеспечивающие реализацию мер по предупреждению инвалидности. Введены нормы о трудовой реабилитации инвалидов, их трудовой и социальной адаптации, создании для них безбарьерной среды.

 

Среди важнейших вопросов законодательства — расширение пакета социальных гарантий, предоставляемых государством. В этой сфере эффективно действуют законы «О государственных минимальных социальных стандартах», «О социальном обслуживании», «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь», «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования», «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий», «О ветеранах».

 

Важным направлением деятельности Парламента является создание правового механизма государственной защиты и поддержки семьи, улучшения демографической ситуации. Принят Закон «О демографической безопасности Республики Беларусь». Прогрессивные принципы регулирования брачно-семейных отношений положены в основу Кодекса о браке и семье.

 

Гарантии социальной защиты семьи и поддержки материнства закреплены Законом «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей». На особом контроле у парламентариев и такие важные вопросы, как борьба с социальным сиротством и формирование у граждан ответственного отношения к выполнению своих родительских обязанностей. На обеспечение всесторонней гарантированной защиты детства направлены новая редакция Закона «О правах ребенка» и Закон «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

 

Курс государства на создание условий для интеллектуального, духовного и физического развития человека нашел свое правовое выражение в законах «Об образовании», «Об общем среднем образовании», «О профессионально-техническом образовании», «О высшем образовании», «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)». Принятие на их основе Кодекса об образовании завершило формирование целостной системы национального законодательства об образовании. На повышение роли молодежи в жизни общества направлен и Закон «Об основах государственной молодежной политики».

 

Важные задачи по сохранению и приумножению культурного потенциала нации решаются в законах о культуре и о библиотечном деле (новые редакции), а также в законах «Аб музеях і Музейным фондзе Рэспублікі Беларусь», «О кинематографии в Республике Беларусь», «Аб творчых саюзах і творчых работніках».

 

Сбережению материального и духовного наследия, традиций белорусского народа способствуют законы «Аб народным мастацтве, народных промыслах (рамёствах) у Рэспубліцы Беларусь» и «Аб ахове гісторыка-культурнай спадчыны Рэспублікі Беларусь».

 

Неизменными приоритетами государственной политики являются сохранение здоровья нации, культивирование здорового образа жизни. Достижения в этой области закреплены в новых редакциях законов «О здравоохранении» и «О физической культуре и спорте». Развитию системы здравоохранения способствуют законы «О безопасности генно-инженерной деятельности», «О вспомогательных репродуктивных технологиях», «О лекарственных средствах», «О трансплантации органов и тканей человека», «О донорстве крови и ее компонентов», «Об оказании психологической помощи», «О предупреждении распространения заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, вируса иммунодефицита человека» и «О санитарно-эпидемическом благополучии населения».

 

Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов являются важным условием обеспечения экологической безопасности, устойчивого экономического развития, реализации конституционных прав граждан на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду. В этой области законодательства эффективно работают Кодекс о недрах, Кодекс о земле, Водный и Лесной кодексы, а также законы «Об охране окружающей среды», «О радиационной безопасности населения», «О растительном мире», «О государственной экологической экспертизе», «Об охране озонового слоя», «О гидрометеорологической деятельности», «О питьевом водоснабжении», «Об охране атмосферного воздуха».

 

Необходимым условием устойчивого социально-экономического развития, проведения демократических преобразований и либерализации всех сторон жизни общества является способность государства обеспечивать законность и правопорядок. Этот принцип заложен в основу законодательства об органах внутренних дел, об органах государственной безопасности, о прокуратуре, о следственном комитете, о пенитенциарной системе. На это направлены законы «Об оперативно-розыскной деятельности», «О борьбе с организованной преступностью», «О противодействии экстремизму», «О противодействии торговле людьми», «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности», «О борьбе с коррупцией», «О порядке и условиях содержания лиц под стражей», «О международной правовой помощи по уголовным делам». Вопросы уголовной ответственности регулируются Уголовным, Уголовно-процессуальным и Уголовно-исполнительным кодексами.

В целях создания системы предупреждения правонарушений приняты законы «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Об основах деятельности по профилактике правонарушений», «О наркотических средствах, психотропных веществах, их прекурсорах и аналогах», «Об участии граждан в охране правопорядка».

 

Важным вкладом в обеспечение национальной безопасности стало правовое закрепление фундаментальных принципов законодательства об обороне. Они сформулированы в программном Законе «Об утверждении Военной доктрины Республики Беларусь» и базовых законах «Об обороне», «О Вооруженных Силах Республики Беларусь», «О Государственной границе Республики Беларусь», «О военном положении», «О чрезвычайном положении». На обеспечение надежной защиты суверенитета государства и боеспособности Вооруженных Сил Республики Беларусь направлены законы «О мобилизационной подготовке и мобилизации», «Об оружии», «О государственной охране», «О государственных секретах», «Об органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь».

 

Продвижению национальных интересов на международной арене, развитию взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами, защите белорусских граждан как на территории страны, так и за ее пределами способствуют законы «О международных договорах Республики Беларусь», «О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами», «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «О гражданстве Республики Беларусь», «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь», «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь».

 

Значимой составляющей международной и межпарламентской деятельности является формирование договорной базы. Принято более 650 законов о выражении согласия Республики Беларусь на обязательность для нее международных договоров. Особо важными являются соглашения, направленные на расширение возможностей реализации гражданами Беларуси своих социальных прав и совершенствование системы социальной защиты.

 

Ратификация ряда соглашений в рамках Союзного государства позволила обеспечить равные права гражданам Беларуси и России в области социального обеспечения, на получение медицинской помощи, свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.

 

Парламентариями внесен весомый вклад в формирование Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России. Ратифицировано более 50 соглашений, в том числе Договор о Таможенном кодексе таможенного союза. Белорусские парламентарии первыми ратифицировали пакет международных договоров, формирующих Единое экономическое пространство Беларуси, Казахстана и России.

 

Международная и межпарламентская деятельность

 

Национальное собрание Республики Беларусь активно участвует в формировании и проведении внешнеполитического курса государства, важнейшими принципами которого являются многовекторность и соблюдение национальных интересов при безусловном сохранении государственного суверенитета.

 

Международная деятельность Парламента осуществляется через разнообразные формы двустороннего и многостороннего сотрудничества с парламентами иностранных государств, включая обмен визитами, проведение переговоров с зарубежными парламентариями, политиками, дипломатами, бизнесменами, общественными деятелями, участие в работе международных парламентских организаций, развитие договорно-правовой базы межпарламентского сотрудничества.

 

Национальное собрание установило двусторонние отношения с парламентами более чем 60 стран мира, наладило плодотворные связи с международным парламентским сообществом. В Парламенте действуют рабочие группы по сотрудничеству с парламентами иностранных государств, заключены соглашения о сотрудничестве с парламентами таких стран,  как Азербайджан, Армения, Бахрейн, Вьетнам, Иран, Китай, Куба, Молдова, Россия, Сирия, Украина и других.

 

Примером системного взаимодействия может служить работа межпарламентских комиссий по сотрудничеству Национального собрания Республики Беларусь и Национального Собрания Республики Армения, а также Национального собрания Республики Беларусь и Верховной Рады Украины, которые проводят свои заседания на регулярной основе.

 

Белорусский Парламент активно работает в разных международных и межпарламентских структурах. В Национальном собрании создано 13 постоянно действующих делегаций в таких организациях.

Важнейшим направлением международного сотрудничества является участие Национального собрания Республики Беларусь в деятельности Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, межпарламентских ассамблей СНГ и ЕврАзЭС, Парламентской Ассамблеи ОДКБ.

 

Являясь полноправным членом этих международных организаций, белорусский Парламент принимает активное участие в разработке и рассмотрении проектов бюджета Союзного государства, модельных законодательных актов МПА СНГ, типовых проектов МПА ЕврАзЭС и Основ законодательства ЕврАзЭС, других нормативных правовых актов. За период своей деятельности Национальное собрание приняло участие в рассмотрении и принятии более 300 модельных законов и кодексов, подготовленных по линии этих международных организаций.

 

Парламент Республики Беларусь имеет полноправное членство в таких авторитетных межпарламентских организациях, как Межпарламентский союз, Парламентская ассамблея Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, парламентская структура Центральноевропейской инициативы, Межпарламентская ассамблея православия.

 

В 2009 году Беларусь на правительственном уровне вошла в качестве наблюдателя в Совет государств Балтийского моря. Проводится активная работа по налаживанию взаимодействия с Парламентской конференцией Балтийского моря.

 

Предпринят ряд шагов в направлении восстановления статуса «специально приглашенного» в Парламентской ассамблее Совета Европы. Национальное собрание Республики Беларусь также демонстрирует открытость к диалогу с Европейским парламентом.

 

Важным направлением работы белорусских парламентариев является осуществление контактов с такими международными организациями, как Парламентская ассамблея Черноморского экономического сотрудничества, Северный совет и МПА АСЕАН.

 

Эффективным инструментом доведения позиции Республики Беларусь по наиболее значимым вопросам международной повестки дня и развития межпарламентского сотрудничества является участие руководства белорусского Парламента во всемирных конференциях руководителей парламентов.

 

Осуществление контрольных полномочий

 

Основываясь на фундаментальных положениях Конституции Республики Беларусь о разделении государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, Парламент активно использует весь спектр форм и средств парламентского контроля, предусмотренных законодательными актами.

 

Парламентарии ежегодно утверждают республиканский бюджет и отчет о его исполнении. Правительство регулярно представляет депутатам Палаты представителей и членам Совета Республики информацию об итогах социально-экономического развития страны, о ходе выполнения государственных программ и о положении дел в разных сферах экономики.

 

Эффективным способом организации диалога законодательной и исполнительной ветвей власти является проведение совместных заседаний палат Парламента для вопросов депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики и ответов Правительства. Такая форма работы позволяет всесторонне рассматривать и конструктивно разрешать самый широкий круг проблем. Совместная работа с Правительством в этом формате предоставляет парламентариям возможность влиять на принятие решений по ключевым направлениям социально-экономического развития страны.

 

Активно используется и такая форма работы, как парламентские слушания, в ходе которых рассматриваются наиболее значимые аспекты жизни страны. В них принимают участие представители Правительства, республиканских органов государственного управления, областных и районных исполнительных комитетов и Советов депутатов, общественных объединений, дипломаты, международные эксперты, ученые и журналисты.

 

В рамках парламентских слушаний всесторонне обсуждаются вопросы защиты прав человека, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, концепция приватизации в Республике Беларусь, стратегия инновационного развития экономики, пути совершенствования сферы образования, формирования здорового образа жизни, ход реализации государственной жилищной политики, вопросы жилищного кредитования населения и других.

 

Большое значение во взаимоотношениях с другими ветвями власти имеет и такая форма контроля, как запрос депутата Палаты представителей. Парламентарии нередко обращаются с запросами к Премьер-министру, Генеральному прокурору, Председателю Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, другим должностным лицам.

 

Палата представителей для осуществления контроля за конституционностью нормативных правовых актов наделена правом обращения в Конституционный Суд. Предметом обращений являлись нормы пенсионного, налогового, трудового, жилищного и уголовного законодательства.

 

Работа депутатов Палаты представителей в избирательных округах

 

Важной составляющей депутатской деятельности является работа в избирательных округах. Для общения с избирателями ежемесячно отводится не менее трети рабочего времени депутатов.

Встречи с избирателями, личные приемы граждан, взаимодействие с местными исполнительными комитетами и Советами депутатов в решении конкретных проблем граждан и регионов — приоритетные направления работы парламентариев на местах.

 

Деятельность депутатов в округах достаточно многоплановая и постоянно трансформируется. Наибольшую актуальность на местах приобрели такие формы работы, как семинары, круглые столы, встречи с активом предприятий, организаций и общественных объединений, пресс-конференции. На таких мероприятиях обсуждаются законопроекты, рассматриваются важнейшие вопросы жизни регионов и населения.

 

Парламентарии принимают участие в работе сессий местных Советов депутатов и заседаниях исполкомов, оказывают содействие в реализации программ социально-экономического развития территорий, региональных программ. Депутаты осуществляют контроль и оказывают помощь по строительству и вводу социально значимых объектов, работают в составе комиссий по проверке деятельности предприятий и учреждений, участвуют в иных мероприятиях местного уровня.

 

Знание ситуации в регионах, профессионализм и политическая зрелость позволяют депутатам гибко и оперативно реагировать на экономические проблемы отдельных предприятий. Пути их разрешения обсуждаются на встречах с руководством исполкомов, членами Правительства. При содействии депутатов завершено строительство ряда замороженных объектов, решены многие финансовые и производственные проблемы предприятий, а также ряд социальных вопросов.


Назад | В начало
© 2014 Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь. E-mail:admin@house.gov.by
Разработано НТЦ "АТЛАС". Технология MySITE.