Рус Бел En
Главная / Пресс-служба / Интервью, выступления, публикации

Информационно-аналитическое управление

Почтовый адрес: 220010, Республика Беларусь, г. Минск,
ул. Советская, 11.

Факс:  +375 (17) 222-32-13
Тел.:    +375 (17) 222-64-75         

Электронная почта: inform@house.gov.by

16.05.2017

Фамильные драгоценности

16.05.2017

Как сохранить традиционные семейные ценности? Нужны ли в школе уроки этики семейной жизни? К чему приводят перекосы в воспитании? На каких трех китах держится детское счастье? Эти и многие другие вопросы обсуждали в Международный день семьи на круглом столе в агентстве «Минск-Новости»

Корр.: В западном мире мы наблюдаем пугающую тенденцию ухода от традиционной модели семьи. Все чаще ее заменяют различными суррогатами. Претерпевает изменения и белорусская ячейка общества. Раньше семьи были большими, нередко под одной крышей жили представители 3-4 поколений. Сегодня же семья — это папа, мама (или один родитель) и 1-2 детей. Роль бабушек и дедушек зачастую сводится к балованию внуков. Да и сами отец и мать не всегда могут договориться о единой линии в воспитании детей. Теряется уважение к старшим членам семьи, все чаще мы сталкиваемся с проблемой брошенных стариков и ненужных детей…

Валентина Курсевич (далее — В. К.): Не соглашусь с этим. В Беларуси, в отличие от многих стран, традиции семьи сохраняются. Да, большинство воспитывает 1-2 детей. Но в стране многое делается для того, чтобы повысить рождаемость. Реализуется государственная программа «Здоровье народа и демографическая безопасность» на 2016-2020 годы. В ней есть подпрограмма «Семья и детство». И 2016-й впервые в истории независимой Беларуси стал годом, когда уровень рождаемости превысил уровень смертности. Младенческая и материнская смертность у нас ниже, чем во многих развитых странах. Утвержден План национальных действий по гендерному равенству на 2017-2018 годы, где приоритеты семьи поставлены на одну из лидирующих позиций.

К сожалению, у нас, как и во многих странах, увеличивается число неполных семей. Сегодня таковых около 20 %. В России их 33 %, в Бельгии — 38 %, в Исландии — 64 %. И здесь есть над чем задуматься.

Вопрос о закреплении на законодательном уровне Дня отца рассмотрят 30 мая на заседании межведомственной рабочей группы, созданной при Министерстве труда и социальной защиты. По предварительным данным, он будет отмечаться в первое воскресенье июня.

Наталья Сосновская (далее — Н. С.): Я бы тоже не стала совсем пессимистично оценивать состояние семьи в Беларуси. Согласно исследованиям, семья остается одной из главных жизненных ценностей не только в старшей возрастной группе, но и в молодежной среде.

Получить более ясную картину нам поможет социологическое исследование «Формирование семьи, стабильность семейных отношений и рождаемость в меняющихся социально-экономических условиях жизни белорусов». Оно будет проводиться с мая по сентябрь 2017 года Центром социологических и политических исследований БГУ в тесном сотрудничестве с экспертами Нидерландского меж­дисциплинарного демографического института. Полученные данные помогут скорректировать семейную политику в стране.

Ирина Дудка (далее — И. Д.): Демографическая ситуация благодаря поддержке государства, повышению статуса семьи, популяризации в СМИ семейных ценностей потихоньку меняется. С каждым годом растет число многодетных. За 4 месяца 2017 года их стало почти на 500 больше. Сегодня в Минске насчитывается 12,8 тысячи таких семей, в которых воспитывается почти 41 тысяча детей. Конечно, большинство — с 3 детьми, но есть с 5 и более ребятишками.

Считаю, что сегодня в стране созданы благоприятные условия для семей с детьми, которые позволяют женщинам совмещать материнство и профессиональный рост. Многодетные мамы становятся руководителями, проявляют себя в науке и других сферах. Что и подтверждают участницы проекта «СуперМама», который проводился в столице уже в третий раз. Кроме того, ежегодно проходит городской конкурс «Лучшая многодетная семья года», дважды в год — в День семьи и День матери — вручают орден Матери многодетным минчанкам. 15 мая эти почетные награды получили 23 женщины.

Лариса Грибалева (далее — Л. Г.): Возвращаясь к теме взаимоотношений между поколениями, не могу согласиться с тем, что нынешние дети и молодежь не уважают старших. Здесь все зависит от воспитания в семье. Если мама и папа навещают своих пожилых родителей, помогают им, то так же потом будут поступать и их дети.

Анна Мелешевич (далее — А. М.): Все ценности, поведенческие модели формируются в семье. Чтобы дети уважали родителей, они прежде всего должны уважать ребенка. Не потакать капризам, но прислушиваться к его мнению. А крики, приказной тон и унижение личности приведут лишь к негативным последствиям и уничтожат все авторитеты.

Корр.: Здорово, что число многодетных растет. Но все же около 70 % минских семей — однодетные. Такая тенденция сохраняется на протяжении последних лет. Что еще нужно сделать, чтобы стимулировать родителей к рождению второго малыша?

Татьяна Кравченко (далее — Т. К.): В 2006 году в Минске было чуть более 2 тысяч многодетных семей, сейчас почти 13 тысяч. А в целом по стране их почти 80 тысяч.

Мер государственной поддержки семей с детьми, на мой взгляд, достаточно. Помимо льготного кредитования строительства жилья это еще семейный капитал, единовременные выплаты в размере 10 бюджетов прожиточного минимума (БПМ) при рождении первого ребенка, 14 БПМ — второго и последующих детей. С 2013 года вырос размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет.

Возможно, многие молодые люди просто не готовы к родительству в силу эгоизма, нежелания брать на себя ответственность, чем-то жертвовать ради детей. Поэтому важна не только материальная поддержка. Нужно постоянно пропагандировать ценность семьи, особенно на телеканалах. А сегодня как получается — накануне Дня семьи журналисты обрывают мой телефон: «Предложите нам героев для статьи, телесюжета». Прошли праздники, и про семью забыли до Дня матери…

Корр.: Многие мужчины самоустраняются от воспитания детей, оправдывая себя тем, что папа должен зарабатывать деньги и содержать семью, а мама — возиться с малышами. Чем чревато для ребенка отсутствие отцовского внимания и какие шаги предпринимаются, чтобы изменить ситуацию?

В. К.: При Министерстве труда и социальной защиты создана межведомственная рабочая группа, которая изучает вопрос введения в Беларуси обязательного отцовского отпуска. Такая практика применяется уже в 25 странах. Лидером считается Норвегия — у нее самое продвинутое законодательство с точки зрения соблюдения гендерного равенства. Как правило, краткосрочный отцовский отпуск предоставляют сразу после рождения ребенка — мужчина может побыть рядом с младенцем и одновременно с женой, которая находится в декрете. С одной стороны, в этот период женщине необходима поддержка мужа, чтобы вжиться в новую роль мамы. С другой стороны, находясь рядом с малышом в первые дни его жизни, мужчина понимает, что быть родителями — это тяжелый труд. В нем просыпается желание заботиться о своем сынишке или дочурке, оберегать. Пока не решено, какой окажется продолжительность папиного отпуска — неделя-две, а может, и месяц, из каких источников финансировать оплату этих дней.

Роман Крючков (далее — Р. К.): На базе Минского городского центра социального обслуживания семьи и детей с 2009 года при под­держ­ке городских властей реализуется проект «Создание устойчивой системы вовлечения мужчин в жизнь детей и семьи». Для молодых мужчин, которые находятся в ожидании ребенка или только-только стали отцами, в папа-школах создается возможность обсудить вопросы, которые их волнуют. Проект набирает популярность, в том числе благодаря журналистским репортажам в стиле «Испытано на себе», и уже выходит за пределы столицы — в Борисов, Молодечно.

Как приходим к молодым отцам? Устанавливаем связи с женскими консультациями и презентуем в школе для беременных наш проект. А те уже дома убеждают мужей в необходимости записаться в папа-школу. Затем наши выпускники проводят работу в своем окружении.

И. Д.: В центре социального обслуживания семьи и детей не первый год при участии «Клуба Львов» и модераторов папа-школ отцы вместе со своими детьми выезжают летом в загородные лагеря. Мам туда не берут. Поначалу женщины к этой идее отнеслись настороженно, отказывались отпускать ребят с мужьями. Но приехали с контрольным визитом, проинспектировали, посмотрели, что детям рядом с мужчинами комфортно, и успокоились. Прак­ти­ка действительно очень хорошая — такое общение позволяет ребенку увидеть отца с другой стороны, наладить с ним контакт. Кроме того, четвертый год подряд в начале июня мы отмечаем в Минске День отца — праздник проходит в столичном парке имени М. Горького.

В. К.: Родители и депутаты неоднократно озвучивали предложение о том, что День отца в Беларуси нужно закрепить на законодательном уровне. Логика здесь действительно есть: у мам существует свой праздник, а у пап — нет. Таким образом мы как бы умаляем их роль в семье. Вопрос будет рассмотрен 30 мая на заседании межведомственной рабочей группы, созданной при Министерстве труда и социальной защиты. По предварительным данным, День отца будем отмечать в первое воскресенье июня. Также планируется разработать положение об утверждении Ордена семьи, им будут награждать родителей, которые воспитывают 5 и более детей.

Л. Г.:  То, что в Минске появились папа-школы, замечательно. Однако туда приходят уже зрелые мужчины. Может, стоит начинать работать с мальчиками еще в подростковом возрасте?

Р. К.: Такая задумка у нас есть. Психологами центра разработана специальная программа для школьников. Сейчас обкатываем ее — пробуем проводить занятия со студентами младших курсов вузов, учащимися профтехучилищ и ссузов. В перспективе собираемся предложить этот курс средним общеобразовательным учреждениям в рамках шестого школьного дня. Содержание программы созвучно тому, о чем мы говорим в папа-школах: гендерное равенство, справедливое распределение обязанностей, ответственное отцовство, роль мужчины в семье. Подготовим специальных модераторов. Занятия планируется проводить в группах, в которых будут как мальчики, так и девочки.

Корр.: О воспитании детей сегодня много спорят. Говорят, что дети растут инфантильными и эгоистичными. Они не готовы брать на себя ответственность за семью. Так ли это? И как исправить ситуацию?

Т. К.: Приходится признавать, что многие молодые мужчины действительно инфантильны. Родители излишне опекают мальчиков, и в результате они оказываются не готовы к самостоятельной жизни. Всех своих детей приучала к тому, что в семье все обязанности общие. Сыновья умеют делать все. Они уже взрослые, сами стали папами. И мне за них не стыдно. Женам помогают: и памперсы могут поменять, и спать уложить ребенка, и покормить, и постирать, и приготовить, и посуду помыть. Нет никаких проблем, никто не говорит, что не мужское это дело.

Татьяна Янушкевич (далее — Т. Я.): Сегодня мы должны говорить не только о том, что мальчики не умеют брать на себя ответственность и не понимают, что значит быть настоящим мужчиной. В воспитании девочек тоже существуют перекосы. Многие из них видят себя в будущем успешными бизнес-вумен. И только потом — мамами. Считают: муж с них должен сдувать пылинки. Совершенно эгоистичный подход. На чем он основывается, позвольте спросить? Чтобы девочку носили на руках, она должна вырасти настоящей женщиной. Ведь известно: дух семьи создает жена. Она хранительница домашнего очага. И так будет всегда, какие бы изменения ни происходили в обществе. На мой взгляд, в воспитании детей родители сегодня упускают один важный момент: семья — не пред­прия­тие и не бизнес, в котором акцент делается на экономические показатели. Прежде всего это огромный труд как физический, так и моральный, душевный, причем обеих сторон — мужчины и женщины. Если они решают жить одним домом, должны научиться многим вещам: уступать, слушать и уважать другого человека, жертвовать и делать что-то во имя детей, мужа, жены.

Сотрудники нашего института проводили опрос школьников. Поинтересовались: что им нужно для счастья? Многие ребята назвали всего три простые вещи: первая — чтобы папа с мамой не ссорились, вторая — чтобы нашли время позавтракать вместе с детьми, третья — чтобы смог­ли вечером поиграть с ребенком. Мелочи. Но очень важные. К сожалению, в современной семье близкие люди мало общаются. О каком в таком случае воспитании можно говорить? Приходится признавать: мы живем в обществе потреб­ления. На первое место выходят материальные ценности и карьерные устремления. При этом никто не говорит о том, что он успешен в семье. Но ведь быть прекрасной мамой или ­отцом так же почетно и не менее ответственно, чем добиться удачи в бизнесе.

Р. К.: Психологам нашего центра часто приходится работать с так называемыми трудными подростками. Вынуждены объяснять родителям, что неуправляемыми дети просто так не становятся. Это признак того, что они что-то недополучают в семье: любовь, внимание, заботу. Внешние атрибуты благополучия в наличии, а вот внутреннего душевного контакта нет. Вторая крайность — когда ребенок забит, у него сломан хребет. Безусловно, для родителей такие дети удобны. Но вот смогут ли они проявить себя как личности — большой вопрос. Согласитесь, несколько странным выглядит ситуация, когда парень в 16-17 лет ходит как приклеенный с мамой за покупками. В этом возрасте самое время пытаться выстраивать отношения с девочками, а не быть подружкой для мамы. Может быть, озвучу крамольную вещь, но мне кажется, настала пора призвать родителей к ответу. Когда-то был принят Декрет № 18 по отношению к нерадивым папам и мамам. И он сейчас действительно работает. Но беспризорными дети растут зачастую не только в неблагополучных семьях, однако никакой ответственности за это их отцы и матери не несут. На мой взгляд, стоило бы подумать, как на них можно воздействовать. Это заставило бы их вернуться в семью. Школа не должна заниматься исправлением родительских ошибок.

Корр.: Вечный спор — кто должен воспитывать детей? Как сегодня должны строиться взаимоотношения между школой и родителями?

Н. С.:Безусловно, общечеловеческие ценности, умение выстраивать отношения с людьми закладываются в семье. Но как показывают последние исследования, к сожалению, на этом пути наши родители терпят поражение. Семья утратила свой воспитательный потенциал. Она просто-напросто не знает, как подступиться к ребенку и чему его следует учить. Отсюда и рост домашнего насилия, и чувство одиночества, которое испытывают дети даже в самых благополучных семьях. На мой взгляд, папы с мамами зачас­тую не в состоянии справиться с этой проблемой без поддержки социальных структур, в том числе и школы, которые могли бы подсказать, в каком направлении следует двигаться.

Т. Я.: После Великой Отечественной войны в нашей стране оказалось много сирот. В связи с этим пропагандировались коллективные формы воспитания детей. Именно тогда на школу и возложили ту функцию, которая изначально принадлежит родителям. Сейчас мы пытаемся отказаться от такой постановки вопроса. Никто не освобождает семью от ответственности за детей. Но в то же время педагоги должны грамотно работать с папами и мамами, подсказывать и помогать им, как лучше поступить в той или иной ситуации, выстроить общение с собственным ребенком.

Не секрет, что взрослые пытаются реализовать в своих детях то, что сами не успели или не смогли сделать. И вот здесь очень важна роль педагога. Он должен убедить папу или маму в том, что нужно уважать своего ребенка, предоставить ему возможность развиваться собственным путем, а не повторять родителей и не гнаться за теми призраками, которые не дают им покоя.

Еще один момент: семья — равнозначный партнер школы, и говорить с ней нужно на равных. За последние годы образовательный уровень среднестатистического родителя значительно вырос. С данным фактом нужно считаться, иначе никакого доверительного разговора не получится.

Л. Г.:  У меня созрело предложение — на белорусском телевидении необходима отдельная семейная передача! Добрые, светлые сюжеты, которые показывают, к чему нужно стремиться. Нам не хватает героев, способных повести за собой. Все они остались в книжках. На самом деле такие люди есть в каждом подъезде, достаточно только оглянуться. Просто о тех, кто живет нормальными человеческими ценностями, почему-то стало не модно рассказывать. А делать это нужно, чтобы подросткам было на кого равняться.

Согласно исследованиям, семья остается одной из главных жизненных ценностей не только в старшей возрастной группе, но и в молодежной среде. Получить более ясную картину поможет социологическое исследование «Формирование семьи, стабильность семейных отношений и рождаемость в меняющихся социально-экономических условиях жизни белорусов». Оно будет проводиться с мая по сентябрь 2017 года.

16.05.2017 , Светлана Лоцманова

Заголовки публикаций в СМИ

Все публикации
Главные новости
Все новости Законодательная деятельность Международная деятельность Общественно-политическая деятельность