Рус Бел En
Главная / Пресс-служба / Интервью, выступления, публикации

Информационно-аналитическое управление

Почтовый адрес: 220010, Республика Беларусь, г. Минск,
ул. Советская, 11.

Факс:  +375 (17) 222-32-13
Тел.:    +375 (17) 222-64-75
             +375 (44) 755-22-94

Электронная почта: inform@house.gov.by

02.07.2020

Кодекс справедливости

02.06.2020

Депутаты Парламента приняли в первом чтении проекты Кодекса об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительного Кодекса об административных правонарушениях. Работа проделана колоссальная, и она еще не закончена. Предложения продолжают поступать, и некоторые из них наверняка будут учтены ко второму чтению в Овальном зале уже на осенней сессии. В целом КоАП обновится примерно наполовину. О главных новациях «НГ» рассказала председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Светлана Любецкая.

— Гуманизация и либерализация с акцентом на профилактику — так говорят о новом административном законодательстве. Многие его нормы прошли через широкое общественное обсуждение, и это несомненный плюс и для государства, и для людей. А как бы вы определили основную идею разработки нового КоАП? И насколько он учитывает запрос на справедливость?

— Действующий Кодекс об административных правонарушениях принят давно, и он систематически корректировался. А если жизнь заставляет часто менять закон, значит, он отстает от жизни. Экономика, общество динамично меняются, и закон должен отвечать новому уровню развития. Правовые нормы должны помогать, а не мешать людям жить — таково требование Президента. В этом смысле на первый план при разработке нового КоАП вышел принцип справедливости и гуманности. Ведь основная масса наших граждан законопо­слушная. Да, некоторые оступаются, совершают ошибки, но всегда ли за эти ошибки должно следовать суровое наказание или зачастую достаточно предупредительных, разъяснительных мер? Если, к примеру, человек впервые совершил правонарушение, он раскаялся, возместил ущерб, возникает вопрос: а надо ли его строго карать? Ведь это пятно в биографии, что впоследствии мешает человеку при трудоустройстве, при поступлении в вуз, да и просто в обществе формируется негативное отношение к нему.

— Но ведь это касается не каждого правонарушения?

— Разумеется. Там, где мы видим явное игнорирование закона, и ответственность должна быть более жесткой, чтобы исключить опасные последствия. Вообще, справедливость — понятие в определенной степени философское, потому что восприятие закона всегда субъективно. Здесь очень важно найти золотую середину в отношениях между участниками правоотношений. Именно поэтому разработка КоАП велась с привлечением общественности. Да, высказываются разные точки зрения. Но это позволяет увидеть и понять запросы, которые существуют в обществе, избежать однобокости, которая потом вынуждает корректировать закон.

— Проект нового кодекса содержит множество новаций. И основная из них — деление правонарушений на три категории. Расскажите об этом подробнее.

— К первой категории отнесены так называемые проступки. Например, не пристегнул ремень безопасности или перешел дорогу в неположенном месте. В таких случаях на первый раз просто предупредят. И лишь при повторном нарушении последуют штрафные санкции. Ко второй основной группе относятся значительные правонарушения. Например, оскорбление или нецензурная брань в общественном месте. Самые серьезные правонарушения отнесли к третьей группе. Вот здесь уже без карательных мер точно не обойтись. Речь идет, например, о домашнем насилии, вождении в нетрезвом виде или хищении.

— А если, допустим, гражданин решил проехаться зайцем в общественном транспорте, может ли он рассчитывать на какие-то поблажки? Ведь на первый взгляд ничего страшного не произошло…

— Да, но по экономическим последствиям это правонарушение с применением меры ответственности, поскольку фактически причиняется вред государству. Гражданин, получив услугу в виде перевозки, обязан ее оплатить. Вы же не уйдете, например, из парикмахерской, магазина, не оплатив товар или услугу.

— Светлана Анатольевна, вы как депутат много общаетесь с избирателями, у вас немалый опыт судейской практики. Что в первую очередь предлагали изменить люди? И многие ли из этих предложений нашли отражение в новых КоАП и ПИКоАП?

— Лейтмотивом предложений граждан как раз был вопрос об ужесточении наказания для пьяных водителей. Расплата за такую езду теперь будет зависеть от количества промилле в крови. Чем выше градус, тем серьезнее наказание. Если у водителя в крови выявлено до 0,8 промилле алкоголя, это повлечет штраф в 100 базовых величин (сегодня 2700 рублей) с лишением водительских прав на три года. При наличии свыше 0,8 промилле лишат прав на пять лет. А штраф вырастет до 200 базовых величин (5400 рублей). Услышан запрос граждан и правоприменителей по проблеме шумных соседей. Мы анализировали, почему никак не удается переломить ситуацию в этом деле. Вопрос в том, что рабочий график сотрудников ЖЭСов не всегда позволяет им прибыть на место правонарушения, вовремя установить виновных, найти свидетелей, то есть полностью соблюсти процедуру административного процесса, что является обязательным условием для доведения дела до конца. На сегодня решен вопрос о передаче компетенции по составлению протоколов об административных правонарушениях данной категории к органам милиции. Это достаточно подготовленные люди, наделены властными полномочиями и способны в любое время суток навести порядок.

— Знаю, что нарекания граждан вызывают и нарушения правил выгула собак, парковок во дворах…

— Да, были предложения и по этим вопросам. Казалось бы, есть мировая практика, выработаны цивилизованные подходы в их решении. Но надо видеть и обратную сторону медали. Прежде чем что-то требовать, сначала необходимо создать условия. То есть выделить специальные места для выгула собак, расширить зоны парковок и так далее. Это тянет за собой шлейф других правовых актов и норм. Можно и нужно, к примеру, дать людям возможность свободно торговать продукцией со своих приусадебных участков. Но и здесь важно соблюсти баланс интересов государства и отдельного человека. Сначала необходимо организовать торговые ряды, чтобы они не мешали проезду транспорта, пешеходам, обеспечить соблюдение санитарных правил. То есть это комплексные проблемы, и у них нет простого решения.

— Еще одна новация кодекса — введение общественных работ вместо исправительных…

— Выполнение бесплатных работ на срок от 8 до 60 часов — это альтернатива аресту и штрафу. Объем и вид таких работ будет определяться индивидуально для правонарушителя по решению суда и с согласия этого лица. Нельзя будет назначать общественные работы беременным, несовершеннолетним, инвалидам. Это нормальная мировая практика. Такое наказание применяется сегодня в России, Украине, Азербайджане, в странах ЕС. Это демонстрация обществу того, что виновное лицо своим трудом заглаживает нанесенный вред. Справедливо? Конечно. Допустим, разрисовал стены, подъезд дома — вот тебе чистящие средства, краска, приведи имущество в нормальное состояние. В следующий раз «вольный художник» наверняка задумается, прежде чем сделать нечто подобное. В этом состоит и воспитательная функция кодекса.

— К несовершеннолетним законодательство станет мягче?

— В целом да. За ряд нарушений возраст привлечения к ответственности будет повышен с 14 до 16 лет. Вместе с тем вычленены самые распространенные составы правонарушений, общественная опасность которых очевидна и наказание за которые не изменится. Например, мелкое хищение, что наиболее часто совершают дети, хулиганство, оскорбление, повреждение чужого имущества, жестокое обращение с животными, причинение телесного повреждения. Конечно, в каждом случае надо разбираться в мотивах совершения правонарушения, но ведь от этого оно никуда не исчезает и тоже требует реагирования. Подростки должны учиться жить в обществе и отвечать за свои поступки.

— Какие еще новшества следует выделить?

— В отношении юрлиц также прослеживается уклон в сторону либерализации. Уменьшилось количество и размеры штрафов, исключены определенные составы правонарушений. К примеру, было множество обращений по поводу исключения двойной ответственности. То есть когда к административной ответственности привлекалось юридическое лицо и за то же самое — руководитель. Уменьшено количество органов, которые будут составлять протоколы. Усилена роль прокуратуры в административном процессе. Прокурор наделяется правом составлять протоколы за совершение любых правонарушений. Кроме того, проектами кодексов предусмотрено ведение аудио- и видеозаписи судебных процессов. Применение современных информационных технологий повысит качество правосудия, обеспечит его экономичность, эффективность, снизит бумажный документооборот, а также будет дисциплинировать участников процесса.

— Как пересмотрена система штрафов?

— Разработчики новых редакций смягчили ответственность по более чем 230 составам правонарушений за счет уменьшения или исключения нижнего предела и снижения верхней границы. В целом же верхний предел штрафных санкций за большинство правонарушений уменьшен до 30 базовых величин. При наличии смягчающих обстоятельств предусмотрена возможность наложения штрафа в размере, уменьшенном в два раза. К таким обстоятельствам могут отнести сложное материальное положение, наличие малолетних детей, добровольное возмещение ущерба, содействие в ведении административного процесса. Исключено более ста так называемых неактуальных статей, которые не влекут реальных последствий или по которым свыше трех лет не было случаев привлечения к ответственности. Допустим, нарушил человек на несколько дней срок постановки на учет в налоговом органе. Никаких опасных последствий это не влечет, стало быть, и наказывать в данном случае не имеет смысла.

Заголовки публикаций в СМИ

Все публикации
Главные новости
Все новости Законодательная деятельность Международная деятельность Общественно-политическая деятельность