Главная / Пресс-служба / Интервью, выступления, публикации

Информационно-аналитическое управление

Почтовый адрес: 220010, Республика Беларусь, г. Минск,
ул. Советская, 11.

Факс:  +375 (17) 222-32-13
Тел.:    +375 (17) 222-64-75
             +375 (44) 755-22-94

Электронная почта: inform@house.gov.by

06.06.2019

Петр Атрощенко: «Коррупции можно противостоять. Если все этого захотим»


На очередном заседании шестой сессии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь шестого созыва депутаты рассмотрели вопрос «О проекте Постановления Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Декрета Президента № 3 «О дополнительных мерах по борьбе с коррупцией».

С докладом по данному вопросу выступил Генеральный прокурор Республики Беларусь А.В. Конюк, с содокладом — депутат Палаты представителей по 61-му Березинскому избирательному округу, член Постоянной комиссии по национальной безопасности Петр Атрощенко.

Согласно декрету лица, осужденные за совершение коррупционных преступлений, не подлежат представлению к условно-досрочному освобождению или замене неотбытой части наказания более мягким.

Докладчики отметили, что такой подход наряду с другими жесткими мерами по борьбе с коррупцией станет дополнительным сдерживающим фактором для подобных проявлений.

О проблеме, с которой не справилось ни одно государство, разговор с нашим депутатом Петром Атрощенко.

— Петр Алексеевич, Вы много лет отдали борьбе с коррупцией. По Вашему мнению, в чем опасность этого явления для государства?

— Более 20 лет я тем или иным образом был связан с этой проблемой. В широком смысле коррупцию можно определить, как использование должностным лицом своего положения, чтобы получить личную выгоду. И рассматривать его надо как прямую угрозу национальной безопасности, способную разрушить любую социальную и экономическую систему. Коррупция была во все времена. Только лица, совершающие эти преступления сейчас стали это делать более изощреннее, появилось много технических возможностей, деяния носят все более латентный характер. Основные же мотивы — желание обогатиться, используя служебные полномочия, уверенность в том, что об этом никто не узнает, незнание законов и т.д. Главная же опасность коррупции в том, что она подрывает доверие народа к власти, лишает людей веры в справедливость. А именно эти факторы, как правило, становятся спусковым крючком и для общественных протестов.

— А каковы масштабы коррупционных проявления в Беларуси? И отчего так происходит?

По официальным данным, ежегодно в Беларуси фиксируется около 2 тыс. коррупционных преступлений, к ответственности привлекается около тысячи должностных лиц. Стоит признать, что практически ежедневно сообщается или о задержании очередного чиновника за взятку, или о том, что над коррупционером начался суд. Конфискация имущества и большие сроки заключения (до 15 лет), кажется, мало кого останавливают. Если в 2017 году по ст. 430 УК (Получение взятки) было зафиксировано 736 преступлений, то в 2018 — уже 1168. Часто слышу — цифры растут — это более качественная работа правоохранительного блока. Отчасти это так, но главная причина в том, что наряду с субьективным фактором — неспособностью отдельных чиновников устоять перед искушением быстро обогатиться, существуют причины другого характера, в т.ч. и организационного — незнание руководителями и должностными лицами антикоррупционного законодательства, низкая требовательность и контроль, недостаточная, а иногда и формальная предупредительно-профилактическая работа. Заслуживает особого внимания работа кадровых аппаратов, юридических служб, подразделений собственной безопасности. Не всегда принимаются меры по устранению причин и условий, порождающих преступления,

— Декрет принят. Какова его главная цель?

– Декрет является временным, и на мой взгляд, главная цель декрета в том, чтобы человек, наделенный властными полномочиями, крепко задумался, прежде чем преступить черту закона, и четко осознавал последствия своих деяний. Неизбежность наказания — главный фактор, сдерживающий коррупцию. Правонарушитель должен знать и понимать, что если он решится на совершение коррупционного преступления, то свою вину придется искупать «от звонка до звонка». Такой опыт, кстати, уже практикуется в ряде государств, например, в России и Казахстане.

— Сегодня на слуху громкие коррупционные дела, связанные с задержаниями высокопоставленных чиновников. Именно с ними многие связывают и принятие декрета.

— Это не так. Изменения в антикоррупционном законодательстве назревали давно. И эта работа проводится постоянно.

— Тем не менее строгость наказания сама по себе проблемы не решает…

— Конечно. В ряде стран наказание за коррупцию — вплоть до пожизненного заключения и смертной казни. Но и там не смогли искоренить это явление. Ну, не придумало еще человечество какой-то универсальной микстуры, таблетки, выпив которую соблазн к коррупции исчезнет. Сознание, менталитет- они во многом определяют возникновение проблемы. Не менее важно выявить причины, побуждающие людей брать взятки или воровать у государства, ликвидировать условия для совершения преступлений.

Моя позиция такова, что если мы хотим минимизировать уровень коррупции, каждому надо начинать с себя, с изменения своего менталитета. В общественном сознании должна сложиться нетерпимость к коррупционным проявлениям. Как сказал один чиновник, если хотите, чтобы не брали взятки, просто не давайте их. В этом смысле всем нам, и СМИ в том числе, надо больше работать с молодежью. Со школы говорить детям об этой проблеме, ее последствиях, чтобы сформировать у молодого поколения четкий нравственный стержень, выработать иммунитет от соблазна нажиться за счет других.
Кстати, Генпрокуратура выступает с предложением введения в 2019—2020 годах в колледжах и ВУЗах ввести специальный курс, который будет посвящен вопросам коррупции. Молодым людям на конкретных примерах будут рассказывать, что такое взятка, какое наказание за это предусмотрено. Целиком и полностью поддерживаю эту идею.
Планируется также рассмотрение вопросов о введении в законодательство такого основания увольнения с госслужбы как «утрата доверия», о запрете некоторым начальникам занимать должность в тех организациях, которые они раньше курировали (например, если начальник управления министерства курировал определенную организацию, после своего увольнения он не сможет пойти туда работать), об усовершенствовании системы закупок и др.
Как только материалы поступят в комиссию, я обязательно проинформирую своего избирателя и прокомментирую свою позицию по каждому из направлений…

 

—  А какие еще меры нормативного характера, по Вашему мнению, необходимо принять в целях усиления борьбы с коррупцией?

— В настоящее время эта работа ведется очень активно. Генеральной прокуратурой, заинтересованными структурами вырабатываются предложения по внесению изменений и дополнений в закон о борьбе с коррупцией. Через некоторое время они должны поступить в Парламент. Не буду забегать вперед и вдаваться в детали, скажу лишь о некоторых принципиальных подходах. В первую очередь, планируется четко определить, что такое сувенир и уточнить термины «организационно- распорядительные или административно-хозяйственные обязанности», «протокольное мероприятие». Возможно будет предложение ввести административную ответственность юридического лица за коррупцию. Например, если сотрудник частной компании дает взятку врачу (должностному лицу) в интересах своей фирмы, то в отношении медика возбуждается уголовное дело по ст. 430 (Получение взятки), а сотрудник компании становится фигурантом по ст. 431 (Дача взятки). После изменений в законодательстве юридическое лицо уже не сможет уйти от ответственности, наказанием будет штраф, и он составит до 200% от взятки. Например, если взятка была 10 тысяч долларов, то компании придется заплатить штраф в 20 тысяч. Главное, чтобы сумма была не менее 50 базовых величин. Также возможны ограничения по прохождению госслужбы. Например, запретят, чтобы муж был руководителем, а жена занимала должность его заместителя (главного бухгалтера или кассира), то есть она не должна быть в прямом подчинении. Сейчас это касается только государственных организаций.


Заголовки публикаций в СМИ

Все публикации
Главные новости
Все новости Законодательная деятельность Международная деятельность Общественно-политическая деятельность