Главная / Пресс-служба / Интервью, выступления, публикации

Информационно-аналитическое управление

Почтовый адрес: 220010, Республика Беларусь, г. Минск,
ул. Советская, 11.

Факс:  +375 (17) 222-32-13
Тел.:    +375 (17) 222-64-75
             +375 (44) 755-22-94

Электронная почта: inform@house.gov.by

20.09.2019

С электронного листа

20.09.2019

Сегодня многие школы оснащены интерактивными досками, мультимедийными системами, комплектами цифровых учебных пособий. Работают специальные серверы и сайты, существуют электронные дневники и классные журналы, об уровне успеваемости детей родители узнают на сайте. Школа идет в ногу со временем и пользуется всеми возможностями технологического прогресса. Означает ли это, что традиционная книга попадает в список устаревающих вещей?

ПОЛЬЗА ПЕЧАТНОГО СЛОВА

Людмила Макарина-Кибак, депутат Палаты представителей:

Последнее время часто приходилось слышать об инициативах по переходу к электронным книгам вместо учебников в школах. Да, современная жизнь не возможна без новых форм работы. Но печатные издания не уйдут в тень, как бы часто им ни предрекали скорую гибель.

Гаджеты проигрывают бумаге по самым важным параметрам. Пример: компания Nielsen Norman Group проводила простой эксперимент. Добровольцам предложили прочитать рассказ Хемингуэя на разных носителях. Быстрее с заданием справились те, кто держал в руках бумажную книгу: на чтение они потратили около 17 минут. Пользователи электронной книги читали рассказ на 5 минут дольше. Оказалось, что материал, прочитанный на бумаге, запоминается и усваивается лучше, чем история с экрана. Ученые доказали: разобраться в сложной теме проще в напечатанном тексте, плюс главные аргументы и тезисы публикации запоминаются быстрее.

При чтении бумажных книг эффективность выполнения заданий у школьников на 7 процентов выше, чем при использовании гаджетов. Текст на бумаге воспринимается ярче и в большей степени заставляет сопереживать героям и рассказанным событиям. Доктор математических наук из Гарварда Джордан Элленберг в своих исследованиях показал, что человек меньше углубляется в чтение электронных книг и его внимание быстро рассеивается.

Нельзя забывать и про нагрузку на глаза. Какими бы безопасными ни делали современные экраны, их свечение утомляет. Эксперты российского Института РАМН доказали, что чтение с маленького экрана при плохом освещении снижает зрение в разы быстрее, чем чтение бумажной книги. Под ударом те, кто читает в метро, электричках, маршрутках. Вибрация, резкая смена освещенных и темных участков дороги, покачивание — все это мешает фокусировать взгляд. Зрение людей в целом ухудшилось на 35% по сравнению с 1997 годом, когда смартфоны только начали входить в нашу жизнь. Появился даже специальный термин — «экранная близорукость».

Не стоит забывать о расходах. Надо закупить технику, наладить ее работу, разработать программы, создать полноценные электронные учебники — все эти процессы требуют немалых вложений. В Великобритании, например, переход на электронное обучение обошелся примерно в 6–7 тысяч фунтов стерлингов на каждого ученика. Работа с электронным учебником предполагает доступ в интернет, самостоятельный поиск и отбор информации. Но при такой самостоятельности очень важно, чтобы ребята критически относились к информации, умели ее проверять, осмысливать. Использовать электронную форму учебника — право, но не обязанность ученика или учителя. Далеко не все школы готовы технически пользоваться индивидуальными планшетами или смартфонами, связываясь по Wi-Fi с интерактивной доской в классе, заполнять в них тесты, посещать виртуальные экскурсии, пользоваться виртуальными лабораториями, электронными библиотеками. Как бы активно ни развивались технологии, мы видим, что в ближайшем будущем старый добрый учебник незаменим.

Заголовки публикаций в СМИ

Все публикации
Главные новости
Все новости Законодательная деятельность Международная деятельность Общественно-политическая деятельность