Рус Бел En
Главная / Пресс-служба / Интервью, выступления, публикации

Информационно-аналитическое управление

Почтовый адрес: 220010, Республика Беларусь, г. Минск,
ул. Советская, 11.

Факс:  +375 (17) 222-32-13
Тел.:    +375 (17) 222-64-75
             +375 (44) 755-22-94

Электронная почта: inform@house.gov.by

02.03.2018

Секретные материалы

02.03.2018

Учет персональных данных: где грань между безопасностью и личной защитой

В этом году в стране планируется подготовить закон о персональных данных. Концепция будущего нормативного акта уже согласована. Основная идея законопроекта — поиск разумного баланса между развитием информационных технологий и необходимостью выполнения государственных функций. Планируется закрепить порядок трансграничной передачи персональных данных и случаи, когда их обработка может осуществляться без согласия граждан.

В этом процессе будет обязательно учтен и международный опыт. Кстати, об опыте. Совсем недавно, например, Европейский союз отказался от банковской тайны. О любом открытом счете в любой стране сразу становится известно налоговым органам. Но не нарушают ли все эти меры право граждан на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь?

ИГРА В ОТКРЫТУЮ

Валерий Бороденя, депутат Палаты представителей Национального собрания:

Еще десять — двадцать лет назад такое понятие, как “банковская тайна” имело преимущественно позитивный смысл, ассоциировалось с солидностью и надежностью финансовых институтов. Наличие банковской тайны оберегало владельцев состояний от злоумышленников, предоставляло гарантии будущего и даже служило некоторой страховкой от политических рисков бизнеса. Сегодня же все говорят о том, что это понятие умерло, что банковской тайны больше не существует. Так что же произошло? Почему банки перестали дорожить приватной информацией клиентов? Ответ не так прост. Для того, кто честно платит налоги, не занимается “налоговой оптимизацией”, то есть размещением средств в юрисдикциях с наименьшими налогами (в народе называемых офшорами), не произошло решительно ничего. Ведь действительно, кого может напугать информация о том, что с 2018 года большая часть стран включена в автоматическую систему обмена финансовой информацией, позволяющую фискальным органам получать свободный доступ к сведениям о движении средств по счетам. Однако наличие большого количества территорий с льготными режимами налогообложения, высокая востребованность схем налоговой оптимизации свидетельствуют, что интерес присутствует, и количество бизнесов, “оптимизирующих” налоги, весьма внушительно. По оценкам Transparency International, благодаря деятельности таких компаний в офшорных зонах находится уже более 10 триллионов долларов.

Глобальный кризис 2008—2011 годов заставил мир более внимательно посмотреть на проблему “налоговой оптимизации”. В большинстве стран были приняты меры для ужесточения контроля за финансовыми потоками, что привело к крушению понятия “банковская тайна” в ее классическом понимании. Государственные органы имеют доступ к информации, что позволяет уменьшить риски отмывания денег, ухода от уплаты налогов, в целом делает финансовые потоки более прозрачными. И от этого выигрывают все, поскольку появляется возможность противостоять международным криминальным группировкам, возникают предпосылки для сокращения социального неравенства, возможность устранить нездоровую конкуренцию за привлечение финансовых потоков. Да и технологии, доступные сегодня человечеству, позволяют на принципиально новом уровне формировать системы обмена информацией, ее анализа. В то же время компаниям и частным лицам, которые честно платят налоги, не пытаются использовать “узкие места” в законах, опасаться абсолютно нечего. Если степень доверия между бизнесом и государством достаточно высока, если уровень коррупции в стране находится под контролем, то большая прозрачность может принести лишь пользу. И не только посредством увеличения собираемости налогов в той или иной стране, но и через ликвидацию возможностей для преступных сообществ, террористических организаций, деятельность которых сегодня затрагивает все без исключения страны.

Реальность заключается в том, что меняются понимание и содержание приватности. В большинстве городов устанавливаются камеры видеонаблюдения, объединенные в систему и позволяющие идентифицировать попавших в кадр людей. Например, в Лондоне насчитывается более 4 миллионов камер. Все действия индивида в сети интернет легко отслеживаются и могут стать публичными. В некоторых городах Китая уже реализована система идентификации человека по лицу при оплате проезда в общественном транспорте или в магазине. Все это ведет к расширению публичных пространств, и банковская сфера не может быть исключением. Нужно просто принять эту реальность и адаптироваться к ней.

Большая открытость, прозрачность в экономических отношениях — это неотъемлемое условие развития глобализации на базе информационных технологий. Если не идти по этому пути, то риски деструктивной деятельности будут возрастать. В недалеком будущем, вероятно, мы увидим сближение налоговых систем разных стран, создание условий для абсолютной прозрачности финансовых потоков на основе новых цифровых технологий. Сегодня не существует никаких преград в движении информации, и это простое обстоятельство меняет всю систему мировых взаимоотношений.

Заголовки публикаций в СМИ

Все публикации
Главные новости
Все новости Законодательная деятельность Международная деятельность Общественно-политическая деятельность