Рус Бел Eng
Главная / Пресс-служба / Интервью, выступления, публикации

Информационно-аналитическое управление

Почтовый адрес: 220010, Республика Беларусь, г. Минск,
ул. Советская, 11.

Факс:  +375 (17) 222-32-13
Тел.:    +375 (17) 222-64-75         

Электронная почта: inform@house.gov.by

24.01.2020

Строгий уговор с предупреждением

24.01.2020

В обществе активно обсуждают возможные изменения в Кодекс об административных правонарушениях. Для этого создана межведомственная экспертная комиссия, в которую вошли представители Верховного и Конституционного Судов, Генеральной прокуратуры, Комитета госконтроля, МВД и других госорганов, парламентарии, ученые, представители бизнес-сообщества. Уже к 1 мая предстоит подготовить новые законопроекты. Как идет эта работа, в чем цель и смысл предстоящих изменений? Об этом «НГ» рассказала председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Светлана Любецкая.

— Светлана Анатольевна, наверняка каждый из нас хотя бы раз в жизни нарушал какие-то правила. А многим и штрафы за это приходилось платить. Есть конкретные данные. Только за неполные пять лет зарегистрировано 16 миллионов нарушений, за совершение которых к ответственности привлечено около 3,5 миллиона граждан, то есть более половины трудоспособного населения. Что стоит за этими цифрами?

— Тут могут быть разные критерии оценок. С одной стороны, государство принимает все возможные законные меры, чтобы обеспечить правопорядок. Нормы закона призваны регулировать правоотношения, когда необходима защита нарушенных прав физических лиц или предприятий, интересов государства. И государство справляется с этой функцией, о чем свидетельствует объем правоприменительной практики. С другой стороны, идеология закона направлена не на констатацию случившегося правонарушения и применения мер ответственности. Идеология закона все-таки предупредительная, превентивная. Кодекс предписывает определенные правила поведения, которые не подлежат нарушению. В противном случае должна наступить ответственность. Вопрос в том, насколько интенсивно мы должны применять эту ответственность.

— В чем вы видите цель и смысл изменений?

— Наказание должно соответствовать тяжести совершенного правонарушения. Но не всегда установленные КоАП фиксированные штрафы позволяют учесть все обстоятельства. Важно определиться, например, насколько необходимо привлекать к ответственности лиц за однократные незначительные проступки. Быть может, иногда вместо штрафа достаточно предупреждения, а вместо ареста — заплатить штраф. Необходимо пересмотреть перечень органов, уполномоченных на составление протоколов об административных правонарушениях. Иными словами, предстоит сместить акценты в административном праве с карательного на профилактический. Главным критерием работы должно стать не количество выявленных нарушений и выписанных штрафов, а профилактическое воздействие и реальное сокращение проступков. Объем предполагаемых изменений очень велик, поэтому нам предстоит подготовить проекты фактически новых документов — Кодекса об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительного кодекса об административных правонарушениях.

— Депутаты работают в избирательных округах, изучают мнения и предложения граждан, субъектов хозяйствования по совершенствованию мер административной ответственности. Какой вывод можно сделать по итогам этой работы?

— Это действительно уникальный опыт, когда идея совершенствования законодательства получила такую широкую общественную инициативу. Люди приходят со своими замечаниями и идеями на личные приемы, пишут на электронный адрес. Может, не всегда это юридически выверенные предложения. Но они основаны на примерах из жизни и заслуживают внимания. Например, назрела необходимость исключения из особенной части КоАП такого состава административного правонарушения, которое устанавливает ответственность за несвоевременную обязательную продажу инвалюты. Ведь такая обязанность была отменена указом Президента еще в июле 2018 года. Возможно, следует сделать послабления для пешеходов за переход улицы в неположенном месте. Вообще, многие высказываются за то, чтобы более широко применялось предупреждение.

Представители бизнеса предлагают корректировку законодательства, которое влечет ответственность за несвоевременную уплату налогов. Для этого уже предусмотрена санкция в виде пени. И ставится резонный вопрос: а нужна ли дополнительная административная ответственность. Либо такой пример — невыплата нанимателем зарплаты в силу тяжелого экономического положения в организации. Насколько целесообразно в таком случае наложение штрафа? Может, эти деньги лучше направить на расчеты с работниками? То есть это разносторонние предложения, которые надо продумывать.

— Смягчая ответственность по некоторым позициям, не получим ли обратный эффект — рост числа правонарушений? Где лежит грань между обеспечением правопорядка и справедливостью наказания?

— Вот как раз таки выяснение общественного мнения, комплексное изучение проблемы поможет сформировать сбалансированную систему ответственности. Когда мы получаем отклик в обществе, это помогает выработать универсальный закон, который будет эффективно работать, восприниматься обществом и позволит избежать последующих частых корректировок. Надо понимать, что в данном случае речь не идет исключительно об ослаблении законодательства. Например, есть немало предложений об ужесточении ответственности, например, за проезд на красный сигнал светофора или вождение в нетрезвом виде. Часто ставится вопрос о том, как повлиять на собственников жилья, которое сдается в аренду, и квартиранты нарушают правила пользования жилыми помещениями, устраивают ночные скандалы, включают громко музыку и так далее.

— А по таким статьям, как, допустим, распитие спиртных напитков или курение в запрещенных местах, — здесь надо смягчать или ужесточать ответственность?

— Я не ставила бы вопрос столь категорично. Дело в другом — как привить культуру поведения в обществе. Как привить молодежи понимание того, что курить сегодня не модно, не здорово, материально затратно. Вот куда должен смещаться акцент. То есть законотворческий процесс выявляет другие вопросы, над которыми тоже нужно работать еще глубже и дальше. Карательный путь самый простой. А вот переломить психологию людей, добиться снижения количества правонарушений через профилактические меры — это высший пилотаж.

— Наверняка что-то будете брать из мирового опыта?

— Конечно, мы изучаем правоприменительную практику стран-соседок, республик постсоветского пространства. Поскольку там существуют схожие нормы и подходы привлечения к ответственности. Но наш кодекс должен быть национальным, учитывать и отражать интересы нашего общества и государства.

Заголовки публикаций в СМИ

Все публикации
Главные новости
Все новости Законодательная деятельность Международная деятельность Общественно-политическая деятельность

220010, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Советская, 11

Отдел по организации работы с документами
Тел.: (017) 222 32 62
Факс: (017) 327 37 84
E-mail: kc1@house.gov.by

Отдел по работе с обращениями граждан и юридических лиц
Тел.: (017) 222 62 52
          (017) 222 63 58

Направить электронное обращение в адрес Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и ее Секретариата вы можете здесь

Пресс-служба
Тел./Факс: (017) 222 64 75
E-mail: inform@house.gov.by