Информационно-аналитическое управление
Почтовый адрес: 220010, Республика Беларусь, г. Минск,
ул. Советская, 11.
Факс: +375 (17) 222-32-13
Тел.: +375 (17) 222-64-75
Электронная почта: inform@house.gov.by
08.01.2021
В ближайшие годы в
Беларуси могут совместить школьные экзамены и ЦТ. Смогут ли экзамены точнее
тестов оценить глубину знаний абитуриентов?
Министр образования Игорь Карпенко озвучил планы масштабных
изменений: в ближайшие годы предполагается совместить школьные экзамены и
централизованное тестирование. Новация еще должна пройти широкое общественное
обсуждение. Спешка здесь не нужна. Смогут ли экзамены точнее тестов оценить
глубину знаний абитуриентов? Как совершенствовать образовательный процесс? Об
этом рассуждают наши эксперты.
РАЗГЛЯДЕТЬ ТАЛАНТ
В Беларуси создана особая система обучения с множеством
стандартов и тонкостей. Конечно, она не требует глобальных нововведений, но
образовательный процесс нужно совершенствовать. Об этом не раз говорил
Президент.
Сейчас подготовка к ЦТ и экзаменам отличается. В результате
выпускникам приходится сдавать несколько испытаний: сначала за школьный курс,
затем централизованное тестирование. А это двойная нагрузка и дополнительное
психологическое напряжение.
Тестирование — лишь одна форма оценки знаний. На мой взгляд,
такая схема отлично подходит для сдачи физики, математики, химии. А в предметах
гуманитарного цикла — истории, литературе — важно услышать рассуждения, понять
представления об историческом событии или главном герое художественного
произведения. Или как, например, с помощью теста по иностранному языку
проверить уровень разговорной речи? Наверное, необходим внутренний экзамен.
Особенно если это специализированный факультет, допустим, как в Минском
государственном лингвистическом университете.
В личной беседе преподаватель может оценить не только
знания, но и мотивацию, личные качества ученика. Мне кажется, в такой беседе
раскрывается и прослеживается стремление к обучению по выбранной специальности.
Тестирование лишает абитуриента возможности раскрытия логики своих мыслей,
умения анализировать и делать выводы, которые можно использовать при устном или
развернутом письменном ответе.
Конечно, идеальной системы проверки знаний не существует. Но
стоит признать, что на определенном этапе ЦТ решило главные задачи: исключило
субъективное влияние на оценку абитуриента, устранило коррупцию. Однако за
сертификатами тестов не рассмотреть личность будущего студента. Это касается не
только творческих профессий, но и востребованных сегодня IT-специалистов. Например,
ребята детально изучают информатику, которая не является предметом ЦТ. А по
уровню знаний математики, которая нужна при поступлении, не всегда можно
оценить, насколько абитуриент подходит для этой сферы.
Совмещение итоговых испытаний для школьников и
централизованного тестирования — еще одна попытка сделать максимально
справедливой систему образования. Конечно, нужно хорошо продумать все шаги в
этом направлении. Безусловно, мы будем учитывать мировой опыт, но не следует
забывать, что у нас свой путь, свои традиции. Внутренние экзамены уже успешно
применяются по ряду специальностей. Выпускники аграрных классов могут поступать
в профильные вузы по результатам собеседования.
Я окончила Минский государственный педагогический институт,
работала учителем математики, директором школы. С уверенностью говорю: детям
дают качественные, полные знания по учебным предметам. Все у нас есть: и
высокий уровень преподавания, и системность. Но ведь любой системе свойственно
развитие.
Сегодня самое главное — за сухими цифрами и знаками в
бланках не потерять талантливого выпускника. Увы, многие школьники разучились
грамотно выражать свои мысли, красиво говорить, четко формулировать
предложения. Собеседование помогает в развитии коммуникабельности и
уверенности.
И еще. Меняется время, а значит, школьная программа не может
оставаться на месте. Работа над совершенствованием образования — постоянный
процесс. На фоне непростой ситуации с коронавирусом важно развивать
дистанционные технологии. Наше образование и технологически, и содержательно
должно идти в ногу с самыми передовыми разработками. В Беларуси продолжается
работа над запуском единой образовательной онлайн-платформы для дистанционного
обучения. В планах она должна завершиться в этом году. Такой ресурс станет методической
поддержкой учащихся, которые по каким-либо причинам не могут посещать школы или
нуждаются в дополнительном объяснении учебного материала при выполнении
домашних заданий. Уверена, что использование современных технологий,
цифровизация смогут повысить продуктивность образовательного процесса.