Главная / Деятельность / Иные формы деятельности / Осуществление контрольных полномочий
30.10.2015

30 октября 2015 года состоялось совместное заседание палат Национального собрания Республики Беларусь по вопросам депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики и ответам Правительства Республики Беларусь.

30 октября 2015 года состоялось совместное заседание палат Национального собрания Республики Беларусь по вопросам депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики и ответам Правительства Республики Беларусь.



 

Перед парламентариями выступил Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь Русый М.И. с докладом на тему «О перспективах, резервах и инновациях в агропромышленном секторе экономики страны».

 

 

Заместитель Премьер-министра заявил, что реализация государственной политики в сфере агропромышленного комплекса позволила полностью решить проблему продовольственной безопасности, вывести объемы производства сельхозпродукции на душу населения на уровень развитых государств и превратить ее в одну из важнейших статей экспорта.

 

 

Задача наращивания экспортного потенциала отрасли в современных условиях требует более активных мер по сохранению традиционных и освоению новых рынков сбыта, отметил М.И.Русый и пояснил, что наиболее предпочтительными для поставок белорусской мясомолочной продукции являются страны СНГ, Азии и Африки.

 

 

Характеризуя текущее состояние дел в отрасли, Заместитель Премьер-министра подчеркнул, что в непростых производственных и финансовых условиях обеспечен рост производства животноводческой продукции на 6,8 процента. Вместе с тем он констатировал некоторое снижение производства продукции растениеводства. Среди негативных тенденций он также отметил снижение рентабельности продаж, которая за восемь месяцев 2015 года составила 4,2 процента, увеличение числа убыточных организаций до 15 процентов, а также рост финансовых обязательств сельхозпроизводителей с начала года на 19 процентов.

 

 

Почти половина долгов –– это задолженность по кредитам и займам, уточнил М.И.Русый. С начала года количество неплатежеспособных организаций в системе Минсельхозпрода увеличилось с 457 до 479. Причины такого положения, по мнению Заместителя Премьер-министра, кроются в непрофессионализме и бесхозяйственности, технологических и кадровых упущениях, инертности руководителей.

 

 

К объективным факторам, усугубляющим хронический недостаток собственных оборотных средств и парализующим возможности субъектов хозяйствования, он отнес опережающий рост цен на ресурсы, высокую стоимость кредитов и наличие просроченной задолженности по ним, большой процент незавершенного строительства.

 

М.И.Русый сообщил, что в целях минимизации этих негативных факторов был принят ряд указов Главы государства, в которых введено разграничение государственных и хозяйственных функций, закреплены новые подходы к государственной поддержке сельхозпроизводителей, компенсации диспаритета цен, определены вопросы ценообразования, государственного заказа, льготного кредитования, реструктуризации долгов и др.

 

 

Реализация этих мер позволила несколько снизить финансовую нагрузку на сельхозпредприятия и организации АПК. Однако ввиду отсутствия необходимых макроэкономических условий не все меры удалось реализовать. В частности, не создана полноценная база льготного кредитования текущей деятельности, не решены вопросы реструктуризации кредитной задолженности. Остаются ограниченными возможности государственной поддержки, не работают в полной мере механизмы свободного ценообразования. Не используются имеющиеся инструменты экономической несостоятельности (банкротства).

 

В целях оперативного применения рыночных инструментов ценового регулирования в 2016 году предусматривается работа по формированию законодательной базы для внедрения механизма закупочных и товарных интервенций.

 

Задачи финансового оздоровления аграрного сектора требуют максимально задействовать законодательную базу по отношению к неэффективным, неплатежеспособным организациям. На сегодняшний день треть сельскохозяйственных организаций требуют мер досудебного оздоровления. Основными инструментами здесь должны выступать реформирование организаций, реструктуризация их финансовых обязательств, переспециализация производства и ликвидация неэффективных видов деятельности, передача предприятий в аренду, доверительное управление юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям на взаимовыгодных условиях.

 

Для экономически несостоятельных организаций необходимо применение процедуры контролируемого антикризисного управления, направленного на сохранение производственной базы предприятия и сельскохозяйственного производства. В настоящее время проведение процедуры санации требуется в отношении 150 организаций, 21 организация подлежит ликвидации. Для успешной реализации этого направления необходимо подготовить профессиональных антикризисных управляющих и подобрать эффективных собственников.

 

Задача повышения конкурентоспособности на мировом рынке продовольственных и сельскохозяйственных товаров требует принципиально новых подходов в организации производства и сбыта продукции, повышения эффективности использования внутренних резервов на основе инновационных разработок.

Именно инновационный путь развития, переход к рыночным отношениям на макро- и микроуровнях, включая преобразование имущественных, трудовых отношений, положены в основу дорожной карты развития агропромышленного комплекса до 2020 года.

 

Выйти на запланированные объемы производства и повысить экономическую эффективность в растениеводстве предполагается за счет использования достижений биотехнологии и генной инженерии нового поколения. Получению максимальных урожаев при минимальных затратах будет способствовать широкомасштабное освоение информационно управляемого земледелия, в том числе системы точного земледелия. Большую роль в повышении эффективности растениеводства призвано сыграть внедрение автоматизированной книги истории полей на основе геоинформационных баз данных.

 

В животноводстве основное внимание необходимо уделить использованию ресурсосберегающих технологий и новейших научных разработок. В молочном животноводстве приоритет должен быть отдан внедрению инновационных технологий и совершенствованию селекционной работы. Приоритетным направлением повышения конкурентоспособности говядины станет разведение специализированных мясных пород.

 

Оптимальные объемы производства позволят обеспечить поддержание необходимого уровня физической и экономической доступности основных продуктов питания населению вне зависимости от изменений внешних условий и неблагоприятной конъюнктуры рынка.

 

Затем Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь ответил на вопросы парламентариев.

 

Депутат Ковалевич Л.Н. поднял вопрос о низком качестве и эффективности отечественной сельскохозяйственной техники и необходимости в связи с этим повышения мер ответственности ее производителей.

 

Депутат Милошевский В.С. поинтересовался, какие меры предпринимаются по защите отечественных производителей ––экспортеров от необоснованных претензий санитарных служб Российской Федерации к качеству белорусской продукции.

 

Депутат Базанов В.А. спросил, планируется ли вслед за повышением закупочных цен на молоко повысить закупочные цены на мясо.

 

Депутат Валюшицкий В.И., отметив, что Россия и Казахастан являются членами Всемирной торговой организации, попросил Заместителя Премьер-министра ответить, насколько сегодня агропромышленный комплекс Беларуси готов к работе по правилам ВТО, изменятся ли условия поддержки фермеров и планируется ли реорганизация сельскохозяйственных предприятий.

 

Депутат Журавская В.И. заострила проблему улучшения условий жизни на селе, включая перспективы завершения программ газификации и водоснабжения сельских регионов.

 

Депутат Межуев А.В. обратил внимание на проблему высоких кредитных ставок государственных банков, которые снижают рентабельность многих достаточно эффективных организаций АПК, и поставил вопрос о возможности проведения более гибкой кредитной политики в отношении предприятий, выпускающих социально значимую продукцию.

 

Далее на вопросы парламентариев отвечали члены Правительства.

 

Обращаясь к Министру сельского хозяйства и продовольствия Зайцу Л.К., депутат Нехайчик О.В. подняла вопрос о качестве производимого в стране куриного мяса и поинтересовалась планами развития производства других видов диетической мясной продукции, например мяса индейки и кролика.

 

Депутат Иванченко Н.М. обратил внимание Министра сельского хозяйства и продовольствия на необходимость модернизации правовой базы, регулирующей деятельность фермерских хозяйств, и выступил с инициативой проведения в Палате представителей круглого стола по вопросам развития фермерского движения в стране.

 

Депутат Щепов В.А. попросил Л.К.Зайца рассказать о путях оптимизации системы управления в сельскохозяйственной отрасли, в частности о перспективах наделения большими полномочиями руководителей предприятий, а также о возможности расширения биржевой торговли продукцией сельскохозяйственного сектора.

 

Депутат Иванченко Н.М., обращаясь к Председателю Государственного комитета по имуществу Гаеву А.А., отметил, что в настоящее время снижается плодородие и наблюдаются признаки деградации земли. В связи с этим парламентарий поинтересовался, какие меры предпринимаются Государственным комитетом по повышению ответственности субъектов хозяйствования, которые работают на земле, находящейся в собственности государства.

 

Всего депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики задали 15 вопросов членам Правительства.

Все новости