11.04.2019

11 апреля 2019 года состоялось очередное заседание Палаты представителей, на котором были рассмотрены 14 вопросов.

В первом чтении парламентарии приняли пять законопроектов.


О проекте Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» депутатов проинформировали Министр жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь Терехов А.А. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике и строительству Жибуль Н.П.


Законопроектом предусматривается регулирование отношений с участием уполномоченного лица по управлению общим имуществом совместного домовладения, а также предлагается конкретизировать полномочия государственных органов в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, виды основных и дополнительных жилищно-коммунальных услуг.

В частности, уточнены права потребителей и обязанности исполнителей жилищно-коммунальных услуг на информацию в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, право на отказ потребителя от оказания основных жилищно-коммунальных услуг в предусмотренных законодательством случаях.

Законопроектом также предлагается установить особенности заключения, изменения и расторжения договора на управление общим имуществом совместного домовладения, закрепить права и обязанности сторон по этому договору.

Кроме того, в Закон «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» вносятся коррективы, направленные на более качественное правовое регулирование отношений потребителей жилищно-коммунальных услуг и жилищно-коммунальных служб.


С докладом по проекту Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об обеспечении единства измерений» выступил заместитель Председателя Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь Барташевич Д.П., с содокладом — заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Соловьев П.А.


Законопроект был разработан в целях приведения действующего законодательства в этой сфере в соответствие с Договором о Евразийском экономическом союзе, согласования норм Закона о единстве измерений с иными законодательными актами Республики Беларусь, а также совершенствования его норм с учетом правоприменительной практики. Кроме того, в законопроекте осуществлен переход от рамочного (базового) регулирования важнейших общественных отношений в этой сфере к непосредственному, что обеспечивает рациональный баланс между законодательным и подзаконным правовым регулированием.

В связи со множественностью вносимых изменений Закон о единстве измерений излагается в новой редакции.

Среди основных новаций законопроекта необходимо отметить то, что законопроект более четко разграничивает деятельность государственной метрологической службы и деятельность других юридических лиц и субъектов по проведению метрологического контроля средств измерений в сфере законодательной метрологии.

Предлагается расширить круг источников правового регулирования отношений в области обеспечения единства измерений на территории Республики Беларусь.

Существенно переработаны нормы, касающиеся определения субъектов, осуществляющих государственное регулирование в области обеспечения единства измерений и их полномочий, сфер деятельности, где осуществляется государственное регулирование в области обеспечения единства измерений (сферы законодательной метрологии), а также вопросов государственного метрологического надзора.

Уточнены основные функции национального метрологического института.

Новая статья «Государственный информационный фонд по обеспечению единства измерений» позволит описать виды официальной и справочной информации по обеспечению единства измерений, которую представляется необходимым размещать в глобальной компьютерной сети Интернет в том числе в целях взаимного обмена информацией между странами — участницами Договора о ЕАЭС.

Предлагается также ввести новую статью «Метрологические службы государственных органов». В соответствие с ней создание метрологической службы государственных органов или назначение ответственных должностных лиц для руководства и управления деятельностью подчиненных организаций по обеспечению единства измерений является обязательным в случаях осуществления организациями, подчиненными государственным органам, измерений в сфере законодательной метрологии. Эта функция может осуществляться формированием метрологической службы в структуре аппарата государственного органа или на базе подведомственной организации или назначением ответственного должностного лица, осуществляющего руководство и управление вопросами обеспечения единства измерений в подведомственных организациях.

С учетом права Евразийского экономического союза предлагается ввести новую статью «Метрологическая экспертиза» в качестве описания составной части метрологической оценки для установления характеристик единичных экземпляров средств измерений и стандартных образцов, методик выполнения измерений, а также для установления правильности применения метрологических требований в различных видах документации, включая ТНПА, заданиях на закупку измерительной техники, технической документации и т.д.

Включение в законопроект нормы о финансировании фундаментальных и прикладных научных исследований в области метрологии, в том числе выполняемых в рамках государственных программ научных исследований, за счет средств республиканского бюджета.

Предполагается, что в результате принятия законопроекта будет обеспечено комплексное, системное, в наибольшей степени целостное и согласованное правовое регулирование общественных отношений в сфере обеспечения единства измерений. Будут в большей степени защищены права и законные интересы граждан и организаций, в том числе за счет обеспечения правовой определенности, ясности и прозрачности правил и процедур в этой области.


Председатель Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь Татарицкий В.Б. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по аграрной политике Лукашов А.И. представили проект Закона «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь» (по вопросам технического нормирования и стандартизации).


Проект Закона подготовлен в целях приведения положений законов «О техническом нормировании и стандартизации» и «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия» в соответствие с нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь.

В Закон «О техническом нормировании и стандартизации» вносятся следующие коррективы.

Государственным организациям предоставляется право разрабатывать проекты технических регламентов Евразийского экономического союза.

Технические нормативные правовые акты, являющиеся обязательными для соблюдения субъектами хозяйствования, подлежат обязательной юридической экспертизе и включению в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

Субъекты хозяйствования вправе при разработке технических условий на продукцию (работы, услуги) самостоятельно определять срок их действия.

В Закон «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия» вносятся изменения, предусматривающие корректировку полномочий Совета Министров Республики Беларусь, в том числе по утверждению и регулированию административных процедур, урегулированию полномочий на издание нормативных правовых актов.


О нововведениях проекта Закона «Об изменении некоторых законов Республики Беларусь» (о географических указаниях) рассказали заместитель Председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Щербаков С.С. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Якубович Т.Р.


Законопроект подготовлен в целях устранения устаревших норм и противоречий, установления единого подхода в правовом регулировании схожих объектов интеллектуальной собственности, а также приведение положений законодательства в соответствие с нормами действующего в рамках Всемирной торговой организации Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, принятого в г. Марракеше 15 апреля 1994 года.

Проектом Закона раскрывается содержание исключительного права на географическое указание по аналогии с другими законами в сфере интеллектуальной собственности.

Конкретизируются действия, признаваемые нарушением исключительного права на географическое указание, что будет способствовать повышению уровня охраны таких объектов.

Уточняются нормы, касающиеся прекращения действия регистрации географического указания и права пользования им, а также ответственности за нарушение законодательства о географических указаниях.

В рамках комплексного подхода к изменению законодательства в сфере интеллектуальной собственности проектом Закона вносятся также изменения в Гражданский кодекс Республики Беларусь, иные законы.


С докладом по проекту Закона «Об изменении законов по вопросам погребения и похоронного дела» выступил заместитель Министра жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь Смирнов В.А., с содокладом — член Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике и строительству Боболович А.С.


Предлагаемые законопроектом нововведения вызваны необходимостью совершенствования положений законов «О погребении и похоронном деле» и «О статусе Героев Беларуси, Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, полных кавалеров орденов Отечества, Славы, Трудовой Славы» с учетом правоприменительной практики.

В частности, вместо установления за счет средств республиканского бюджета надмогильного сооружения предусматривается выплата денежной компенсации семье умершего (погибшего) Героя в размере, не превышающем стоимость надмогильного сооружения утвержденного образца.

Вводятся термины «братская могила», «групповая могила» «общая могила», «перезахоронение» и «семейный колумбарий».

К исключительной компетенции поселковых, сельских исполнительных комитетов, специализированных организаций, администраций зон отчуждения и отселения предлагается отнести деятельность по резервированию мест в колумбарии, участков для захоронения, в том числе дополнительной территории к ранее предоставленным участкам для захоронения, выполнение действий по установлению размеров (границ) ранее предоставленных участков для захоронения.

Вводятся положения, согласно которым специализированные организации наделяются правом организовывать деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по оказанию услуг в области похоронного дела в местах погребения, функционирование которых обеспечивают специализированные организации.

Обязанность по содержанию в надлежащем состоянии участка для захоронения или (ниши) места в колумбарии предлагается возложить в том числе и на лицо, взявшее на себя организацию установки надмогильного сооружения.

Устанавливается запрет на захоронение способом, не предусмотренным Законом о погребении (например, способом развеивания праха).

Вносятся изменения, касающиеся урегулирования вопроса о действиях специализированной организации при выявлении в месте погребения самовольного захоронения.

Проектом Закона предусматривается возможность открытия ранее закрытых мест погребения по решению местных Советов депутатов базового территориального уровня с учетом интересов граждан, проживающих на территории соответствующей административно-территориальной единицы.

Срок погребения умерших, личность которых не установлена, и умерших при отсутствии лиц, взявших на себя организацию погребения, сокращается с трех до одних суток с момента передачи тел (останков) и с даты получения специализированной организацией документов и заключений, необходимых для осуществления погребения.

К компетенции специализированной организации, поселкового и сельского исполнительных комитетов, администрации зон отчуждения и отселения предлагается отнести определение секторов в местах погребения для захоронения умерших, личность которых не установлена, и умерших при отсутствии лиц, взявших на себя организацию погребения, а также способы их захоронения.

Предусматривается порядок захоронения урн с прахом (пеплом) умерших, личность которых не установлена, и умерших при отсутствии лиц, взявших на себя организацию погребения.

В ходе заседания депутатский корпус рассмотрел семь законопроектов о ратификации международных соглашений.


Заместитель Министра экономики Республики Беларусь Перминова Е.А. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по аграрной политике Лукашов А.И. доложили парламентариям о проектах законов «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Китайской Народной Республики о реализации проекта технико-экономической помощи «Бассейн международного стандарта» и «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Китайской Народной Республики о реализации проекта технико-экономической помощи «Национальный футбольный стадион».

В соответствии с этими соглашениями строительство бассейна, футбольного стадиона и других объектов будет осуществляться по китайским стандартам, нормам и техническим условиям с соблюдением требований (критериев) и рекомендациям Международной федерации плавания ФИНА, Международной федерации футбола ФИФА, УЕФА без их адаптации к действующим нормам и стандартам Республики Беларусь.

Конкретные вопросы по реализации проектов будут закреплены в протоколе о реализации указанного проекта, подписанном уполномоченными органами и организациями, назначенными правительствами Китайской Народной Республики и Республики Беларусь.

Китайская сторона несет ответственность за изыскания, проектирование и строительство, предоставляет в Республику Беларусь необходимую технику, оборудование, материалы и необходимое количество персонала.

В свою очередь, белорусская сторона несет ответственность и берет на себя расходы за оформление разрешительных документов на использование земельного участка, выполнение необходимых работ по подготовке территории и соответствующей инфраструктуры.


Докладчиком по проекту Закона «О ратификации Протокола о присоединении Республики Армения к Соглашению о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортногосредства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов от 15 августа 2014 года» выступил Министр промышленности Республики Беларусь Утюпин П.В. (содокладчик — заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Курсевич В.В.).


Заключение Протокола направлено на создание унифицированной правовой базы для всех участников Евразийского экономического союза.

Министр юстиции Республики Беларусь Слижевский О.Л. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Качина Л.И. представили пакет законопроектов о ратификации договоров между Республикой Беларусь и Монголией.


Договор между Республикой Беларусь и Монголией о взаимной правовой помощи по гражданским и экономическим делам устанавливает, что граждане одного государства пользуются на территории другого государства правом доступа в суды за защитой своих прав и интересов на равных условиях.


Компетентные органы двух стран в соответствии с Договором смогут решать вопросы оказания правовой помощи по гражданским и экономическим делам путем выполнения поручений о производстве различных процессуальных действий, касающихся передачи и вручения документов, получения доказательств, признания и использования судебных решений, использования иных форм оказания помощи.

В Договоре подробно регламентированы порядок исполнения просьб об оказании правовой помощи, а также основания для отказа в ее оказании.

Сотрудничество между Республикой Беларусь и Монголией в рамках Договора будет осуществляться через центральные органы: со стороны Республики Беларусь — через Министерство юстиции и Верховный Суд Республики Беларусь, со стороны Монголии — через Министерство юстиции и внутренних дел, Верховный Суд Монголии.

В соответствии с Договором между Республикой Беларусь и Монголией о взаимной правовой помощи по уголовным делам просьбы компетентных органов государств об оказании правовой помощи по уголовным делам могут касаться вопросов об идентификации, аресте, изъятии или конфискации доходов от преступлений и орудий преступления, вопросов о выявлении, установлении местонахождения, получении свидетельских показаний и заявлений от лиц, предоставлении документов, данных и других материалов расследования, производстве обыска и выемки, передаче предметов, в том числе вещественных доказательств, вручении судебных и иных документов.

В Договоре регламентирована процедура оказания взаимной правовой помощи по уголовным делам и закреплены основания для отказа в ней.

В соответствии с Договором центральными органами со стороны Республики Беларусь определены Следственный комитет, Генеральная прокуратура, Комитет государственной безопасности и Верховный Суд Республики Беларусь. Центральными органами со стороны Монголии определены Министерство юстиции и внутренних дел Монголии, Генеральная Прокуратура и Верховный Суд Монголии. Центральные органы определяют порядок своего участия в реализации Договора самостоятельно в соответствии с компетенцией.

Положения Договора между Республикой Беларусь и Монголией о выдаче создают правовую основу для выдачи лиц, находящихся на территориях обоих государств, для уголовного преследования, судебного разбирательства, приведения приговора в исполнение.

В рамках Договора регламентирован порядок осуществления процедуры выдачи (в том числе упрощенной), урегулированы вопросы временного заключения под стражу, а также установлены основания для отказа в выдаче. Для целей Договора центральным органом со стороны Республики Беларусь определена Генеральная прокуратура Республики Беларусь, со стороны Монголии — Министерство юстиции и внутренних дел Монголии и Генеральная прокуратура.

О.Л.Слижевский также сделал доклад о проекте Закона «О ратификации Договора между Республикой Беларусь и Федеративной Республикой Бразилия о взаимной правовой помощи по уголовным делам». В качестве содокладчика по законопроекту выступил заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Гайдукевич В.В.


Ратификация этого Договора позволит компетентным органам обоих государств решать вопросы оказания правовой помощи по уголовным делам путем выполнения просьб об идентификации, выявлении, установлении местонахождения, аресте, изъятии или конфискации доходов от преступлений и орудий преступления; получении свидетельских показаний и заявлений от лиц; предоставлении документов, данных и других материалов расследования; идентификации и установлении местонахождения лиц и предметов; производстве обыска и выемки; передаче предметов; вручении судебных и иных документов.


Кроме того, парламентарии приняли постановления Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь «О рассмотрении Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об инвестициях» с возражениями Президента Республики Беларусь» и «О рассмотрении Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества» с возражениями Президента Республики Беларусь».

Все новости
Главные новости
Все новости Законодательная деятельность Международная деятельность Общественно-политическая деятельность