Рус Бел En

Информационно-аналитическое управление

Почтовый адрес: 220010, Республика Беларусь, г. Минск,
ул. Советская, 11.

Факс:  +375 (17) 222-32-13
Тел.:    +375 (17) 222-64-75         

Электронная почта: inform@house.gov.by

11.06.2020

11 июня 2020 года на заседании Палаты представителей были рассмотрены 10 законопроектов и 2 декрета Главы государства.

Два проекта законов были приняты в первом чтении.

Проект Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» представили Министр антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь Колтович В.В. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике и строительству Боболович А.С.


Целью подготовки законопроекта является совершенствование норм Закона с учетом практики их применения, в том числе в целях упрощения требований к ведению бизнеса в сферах деятельности, относящихся к предмету правового регулирования Закона, а также приведение его в соответствие с иными законодательными актами.


В частности, проектом Закона предлагается закрепить:

введение единых правил, устанавливаемых Советом Министров Республики Беларусь, к размещению нестационарных и передвижных торговых объектов и объектов общественного питания;

создание объектов общественного питания без подразделения их на типы и классы, отказ от ассортиментных перечней продукции общественного питания;

отказ от представления субъектами торговли сведений о розничном и (или) оптовом товарообороте для включения в Торговый реестр Республики Беларусь;

самостоятельное определение режима работы торговых объектов, без (вне) торговых объектов, объектов общественного питания, торговых центров, рынков (за исключением режима работы торговых объектов, объектов общественного питания, торговых центров и рынков после 23.00 и до 7.00);

предоставление землепользователям права одновременно использовать земельные участки по целевому назначению и для размещения нестационарных и передвижных торговых объектов без изменения целевого назначения таких земельных участков;

самостоятельный расчет субъектами, осуществляющими розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети или крупного магазина, их доли в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров в границах г. Минска, городов областного подчинения, районов за предыдущий финансовый год;

для субъектов торговли, осуществляющих розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети или крупных магазинов, субъектов общественного питания, осуществляющих общественное питание посредством организации сети общественного питания, и поставщиков продовольственных товаров, осуществляющих поставки этих товаров, запрет на навязывание контрагенту условия об ответственности за неисполнение обязательства о поставках продовольственных товаров на более выгодных условиях, чем условия для других субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность.

С докладом о проекте Закона «О внесении изменений в Закон Республики Беларусь «Об официальных геральдических символах» выступил Министр юстиции Республики Беларусь Слижевский О.Л., с содокладом — председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Семеняко В.М.


Подготовка законопроекта обусловлена необходимостью обеспечить полноту правового регулирования общественных отношений в сфере официальных геральдических символов.

Законопроект содержит положения Указа Президента Республики Беларусь от 22 ноября 2012 г. № 531 «О некоторых вопросах создания, государственной регистрации и использования официальных геральдических символов», касающиеся правового регулирования нагрудных знаков.


Во втором чтении парламентарии приняли проект Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О ветеринарной деятельности», который представил член Постоянной комиссии Палаты представителей по аграрной политике Левчук А.Г.

Проект Закона подготовлен в целях приведения положений Закона Республики Беларусь «О ветеринарной деятельности» в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь от 28 июня 2019 г. № 252 «О государственной ветеринарной службе», Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства», Законом Республики Беларусь «О нормативных правовых актах», а также внесения изменений для реализации правоприменительной практики.


В частности, проектом Закона:

предусматривается приведение в соответствие с Указом норм Закона в части уточнения формы контрольных (надзорных) мероприятий по осуществлению государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза, надзора в области ветеринарии и ветеринарного контроля;

предлагается корректировка понятия «ветеринарное благополучие» и вводится понятие «информационная система в области ветеринарии»;

приводится в соответствие с Указом определение понятия «мониторинг в области ветеринарии»;

расширяются полномочия Президента Республики Беларусь в части утверждения общих требований в области ветеринарии к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям;

расширяются полномочия Совета Министров Республики Беларусь в части утверждения Положения о Департаменте ветеринарного и продовольственного надзора Министерства сельского хозяйства и продовольствия, установления порядка создания, использования информационной системы в области ветеринарии и взаимодействия с иными информационными системами;

расширяются полномочия Министерства сельского хозяйства и продовольствия в части обеспечения создания и функционирования информационной системы в области ветеринарии;

приводится в соответствие с Указом статья 11 Закона в отношении осуществления деятельности государственной ветеринарной службы и Департамента ветеринарного и продовольственного надзора Министерства сельского хозяйства и продовольствия;

дополнен перечень органов государственной ветеринарной службы, осуществляющих государственный надзор за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза, надзор в области ветеринарии;

уточнен перечень ветеринарных мероприятий, подлежащих финансированию за счет средств республиканского и местного бюджетов.

В ходе заседания были также рассмотрены семь законопроектов о ратификации международных договоров.


Первый заместитель Министра здравоохранения Республики Беларусь Пиневич Д.Л. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Шипуло А.В. доложили о проекте Закона «О ратификации Конвенции Совета Европы по фальсифицированной медицинской продукции и аналогичной преступной деятельности, представляющей угрозу для здравоохранения».


Конвенция обязывает все подписавшие ее страны привлекать к уголовной ответственности виновных в намеренной фальсификации медицинской продукции, торговле фальсифицированными лекарственными средствами, ветеринарными препаратами, медицинскими изделиями, фальсификации документов, касающихся медицинской продукции и др.

С докладом о проекте Закона «О ратификации Договора между Республикой Беларусь и Республикой Сербия о выдаче» выступил Министр юстиции Республики Беларусь Слижевский О.Л., с содокладом — член Постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Здорикова Л.Е.


Договор заключен в целях укрепления дальнейшего сотрудничества в области правовой помощи по уголовным делам, в том числе урегулирования выдачи обвиняемых и осужденных лиц. Его реализация будет способствовать объединению усилий двух государств в борьбе с преступностью, включая международную организованную преступность.

Согласно Договору стороны обязуются по просьбе друг друга при соблюдении соответствующих условий выдавать лиц, находящихся на их территориях, для осуществления уголовного преследования или приведения приговора в исполнение.

Выдача для осуществления уголовного преследования должна производиться за такие деяния, за совершения которых по законодательству обеих сторон предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более строгое наказание.

Сотрудничество будет осуществляться через центральные органы, которыми определены со стороны Республики Беларусь — Генеральная прокуратура Республики Беларусь, а со стороны Республики Сербия — Министерство юстиции Республики Сербия.

О.Л.Слижевский также представил проект Закона «О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года» (содокладчик — председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Брич Л.Г.).


Протокол вносит коррективы в ряд норм Соглашения и дополнительных протоколов к нему.

В частности, Протоколом предусматривается компетенции органов ЕАЭС по осуществлению мониторинга в сфере энергетики, мониторинга реализации актов органов ЕАЭС, касающихся формирования общих рынков энергетических ресурсов, осуществления организационно-технического обеспечения взаимодействия государственных органов государств — членов, уполномоченных на регулирование в сфере энергетики, организаций технологической и коммерческой инфраструктуры и участников рынков энергетических ресурсов государств-членов при формировании и функционировании общих рынков энергетических ресурсов.

Кроме того, ряд корректив касается общих принципов и правил конкуренции и предупреждения нарушений общих правил конкуренции.

Первый заместитель Министра иностранных дел Республики Беларусь Евдоченко А.А. выступил с докладом по проекту Закона «О ратификации Соглашения о зоне свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Республикой Сербия, с другой стороны». С содокладом выступил член Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Дик С.К.


Соглашение направлено на развитие торгово-экономического сотрудничества между государствами — членами ЕАЭС и Сербией в сферах, представляющих взаимный интерес.

Соглашением предусматривается, что стороны либерализируют взаимную торговлю в соответствии с положениями настоящего Соглашения и правилами ВТО.


Документ охватывает вопросы, связанные с применением мер торговой защиты, техническими барьерами в торговле, санитарными и фитосанитарными мерами, правилами определения происхождения товаров, таможенным сотрудничеством, разрешением споров и др.

В соответствии с Соглашением стороны учреждают Совместный комитет, включающий представителей каждой стороны, который будут возглавлять два представителя — один от ЕАЭС и его государств-членов, представленный членом Коллегии Евразийской экономической комиссии, а другой — от Правительства Сербии на уровне министра или назначенных ими представителей.

В задачи Совместного комитета будут входить мониторинг и изучение всех вопросов, связанных с применением и действием этого Соглашения, рассмотрение возможностей дальнейшего развития торговых отношений между сторонами, изучение и представление на рассмотрение сторон любых поправок к Соглашению и др.

В целях обеспечения эффективной имплементации настоящего Соглашения и упрощения коммуникации между сторонами по любому вопросу в рамках этого документа каждая сторона в течение одного месяца с даты вступления Соглашения в силу назначает контактный пункт или контактные пункты и сообщает о них другой стороне. По запросу стороны контактный пункт (контактные пункты) другой стороны определяют соответствующий орган или должностное лицо, ответственные за вопрос, который может повлиять на торговлю между сторонами, и оказывает необходимое содействие по упрощению коммуникации.

А.А.Евдоченко также представил проект Закона «О ратификации Соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами — членами, с одной стороны, и Республикой Сингапур, с другой стороны» (содокладчик — заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Васюков В.М.).


Основной целью Соглашения является либерализация режима торговли товарами, услугами, инвестициями государств — членов ЕАЭС с Республикой Сингапур.

Соглашение является рамочным и ориентировано на дальнейшее развитие торгово-экономического сотрудничества между ЕАЭС и Республикой Сингапур, создание режима свободной торговли с этой страной для всех государств — членов ЕАЭС. Соглашением предусмотрено предоставление Сингапуром беспошлинного доступа для всех товаров стран ЕАЭС, устанавливаются правовые гарантии выполнения базовых принципов недискриминации товаров стран Союза по отношению к товарам, производимым в Сингапуре (национальный режим) и импортируемым в Сингапур из третьих стран.

Документом также регулируются применение мер торговой защиты, санитарных и фитосанитарных мер, порядок электронной торговли, лицензирование, конкуренция, государственные закупки, разрешение споров и иные сферы торговой деятельности.

Кроме того, первый заместитель Министра иностранных дел Республики Беларусь доложил о проекте Закона «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Узбекистан о взаимном поощрении и защите инвестиций». С содокладом по этому вопросу выступил председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Брич Л.Г.

Основной экономический эффект, который ожидается получить от заключения Соглашения, состоит в привлечении в экономику Беларуси узбекского капитала и защите прав белорусских инвесторов на территории Узбекистана.

Соглашение предусматривает предоставление инвесторам государства-партнера и их инвестициям национального режима и режима наибольшего благоприятствования. При этом изъятия из этого обязательства составляют преимущества, предоставляемые в силу участия любой из сторон в экономических интеграционных образованиях (включая ЕАЭС) и договорах по вопросам налогообложения.

Соглашение содержит общепризнанные гарантии инвесторам и их инвестициям. К ним, в частности, можно отнести гарантии инвесторам по выплате компенсации при экспроприации (в общественных интересах), а также в случае убытков, вызванных действиями властей принимающего государства во время военных действий и иных чрезвычайных ситуаций.


Гарантируется также беспрепятственный перевод платежей и доходов, связанных с инвестициями, при условии отсутствия у инвестора долгов по финансовым обязательствам перед принимающим государством, включая уплату налогов. При этом предусматривается, что, если инвестиции инвестора были застрахованы государством его принадлежности, при наступлении страхового случая все права инвестора могут перейти к его государству, и это будет признаваться вторым государством (суброгация).

Инвестору предоставляется право защищать свои интересы как в национальном суде государства, где были осуществлены инвестиции, так и в международных арбитражных инстанциях. При этом выбор арбитража после подачи иска будет являться окончательным. Для разрешения споров между государствами предусмотрен традиционный механизм — через арбитражный суд, создаваемый сторонами, решения которого для них будут окончательными и обязательными.

Соглашение содержит норму, согласно которой в случае прекращения действия Соглашения его положения продолжат применяться в течение пяти лет в отношении осуществленных к этому времени инвестиций.

С докладом по проекту Закона «О ратификации Соглашения между Республикой Беларусь и Организацией Объединенных Наций о проведении Совместной конференции высокого уровня Республики Беларусь и Организации Объединенных Наций «Борьба с терроризмом при помощи инновационных подходов и использования новых и возникающих технологий» выступил заместитель Министра иностранных дел Республики Беларусь Дапкюнас А.В., с содокладом заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Рынейская И.Н.


Основной целью заключения Соглашения является создание правовых условий для проведения в Республике Беларусь совместной конференции высокого уровня Республики Беларусь и Организации Объединённых Наций «Борьба с терроризмом при помощи инновационных подходов и использования новых и возникающих технологий.


Соглашение устанавливает привилегии и иммунитеты участников конференции, в том числе являющихся гражданами Республики Беларусь. Кроме того, порядок разрешения споров, закрепленный в Соглашении, предусматривает отказ от имеющегося у Республики Беларусь судебного иммунитета.

Депутатский корпус также принял к сведению два декрета Главы государства.

Министр антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь Колтович В.В. и председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике и строительству Николайкин В.П. проинформировали парламентариев о Декрете Президента Республики Беларусь от 21 мая 2020 г. № 2 «Об изменении декретов Президента Республики Беларусь».


Декретом предусматривается корректировка Декрета Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002 г. № 28 «О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий», Декрета Президента Республики Беларусь от 1 марта 2010 г. № 3 «О некоторых вопросах залога имущества», Декрета Президента Республики Беларусь от 24 февраля 2012 г. № 3 «О некоторых вопросах опубликования и вступления в силу правовых актов Республики Беларусь».

В частности, документом предусматриваются:

исключение норм о ведении Государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, хранение (как вид предпринимательской деятельности), оптовую, розничную торговлю табачными изделиями. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 2 сентября 2019 г. № 326 «О совершенствовании лицензирования» подтвердить наличие у субъекта хозяйствования лицензии с 1 июля 2020 г. можно будет при обращении посредством глобальной компьютерной сети Интернет к Единому реестру лицензий;

упрощение процедуры обращения взыскания на заложенное и невыкупленное имущество и его реализации для юридических лиц, которые зарегистрированы в сельской местности и в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 23 октября 2019 г. №394 «О предоставлении и привлечении займов» наделяются правом регулярно предоставлять микрозаймы под залог движимого имущества. Указанным юридическим лицам предоставлена возможность в случае невозврата микрозайма в срок самостоятельно обращать взыскание на обеспеченное обязательством имущество, если сумма его оценки не превышает сто базовых величин;

исключение из числа официальных печатных изданий сборника правовых актов «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь», выпускаемого Национальным центром правовой информации Республики Беларусь, в связи с эффективным функционированием электронного официального опубликования правовых актов;

запрет на продажу электронных систем курения и систем для потребления табака несовершеннолетним в целях приведения в соответствие с нормами Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь, предусматривающими ответственность за продажу таких систем несовершеннолетним.

О Декрете Президента Республики Беларусь от 25 мая 2020 г. № 3 «Об иностранной безвозмездной помощи» доложили директор Департамента по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь Кудревич И.А. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Голуб Н.Г.


Декретом предусматривается:

изменение порядка принятия решений об освобождении иностранной безвозмездной помощи от налогов, сборов (пошлин), согласовании целей ее использования;

введение платы за регистрацию помощи;

усиление контроля за поступлением и использованием помощи.

Решения о направлении помощи на иные цели и освобождении ее от налогов, сборов (пошлин) будут приниматься межведомственной комиссией.

Декретом предоставляется право исполкомам, на территории которых используется помощь, принимать меры, направленные на предупреждение и минимизацию негативных последствий нецелевого использования помощи.

На банки возлагается обязанность ежемесячно представлять в Департамент по гуманитарной деятельности информацию о поступлении из-за рубежа денежных средств на любые счета некоммерческих организаций.

Введение указанных мер позволит усилить содержательное взаимодействие контролирующих и местных органов, обеспечить организационное единство действий этих органов по совместному предупреждению нецелевого использования помощи.

Следующее заседание Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва состоится 25 июня 2020 года.


Все новости
Главные новости
Все новости Законодательная деятельность Международная деятельность Общественно-политическая деятельность