Информационно-аналитическое управление
Почтовый адрес: 220010, Республика Беларусь, г. Минск,
ул. Советская, 11.
Факс: +375 (17) 222-32-13
Тел.: +375 (17) 222-64-75
Электронная почта: inform@house.gov.by
12 марта 2020 года состоялась рабочая встреча депутатов Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по образованию, культуре и науке с руководством Министерства образования Республики Беларусь и Общественно-консультативным советом по вопросам образования при Министерстве образования Республики Беларусь, на которой обсуждались актуальные вопросы развития системы образования в Республике Беларусь.
В ходе мероприятия его участники ознакомились с организацией работы филиала Республиканского института профессионального образования «Колледж современных технологий в машиностроении и автосервисе», где открыт учебный центр по изучению технологий «Индустрия — 4.0». Этот центр первым в СНГ прошел сертификацию по международным стандартам, признаваемым более чем в двухстах тысячах промышленных предприятий по всему миру.
Также депутаты и
члены Общественно-консультативного совета посетили ресурсный центр Белорусского
государственного университета информатики и радиоэлектроники и ознакомились с
организацией работы центра по подготовке профессиональных кадров в сфере
информационных технологий.
В пленарном заседании приняли участие Министр образования Республики Беларусь Карпенко И.В., первый заместитель Министра образования Старовойтова И.А., ответственные работники Министерства образования. В своем выступлении И.В.Карпенко особое внимание уделил перспективам развития профессионального образования в республике, отметив, что Министерство образования основной задачей ставит дальнейшее совершенствование модели профессионального образования с таким расчетом, чтобы оно отвечало не только современным, но и будущим потребностям человека, общества и государства. Перед системой образования стоит задача оперативно реагировать на все изменения и корректировать объемы, структуру и содержание подготовки кадров на основании среднесрочных и долгосрочных прогнозов. В то же время не менее важная роль отводится органам государственного управления, курирующим определенные виды экономической деятельности. Они должны сформулировать не только количественные показатели потребности в кадрах, но и четко описать функции рабочих и специалистов, которых они хотят видеть на рабочих местах. Развернутое описание функций и действий работника будет тем инструментом, который и в учреждениях образования, и в условиях производства позволит выстроить непрерывное профессиональное образование работника от школьной скамьи до вершины карьеры. Для решения данной проблемы в 2018 году в Республике Беларусь разработана Стратегия совершенствования национальной системы квалификаций.
В связи с развитием технологий и непрерывным внедрением их в производство в стране увеличивается потребность предприятий в квалифицированных рабочих и специалистах со средним специальным образованием (мехатроник, автомеханик, специалист по комплексному обслуживанию жилых домов и др.), в подготовке которых большое значение имеет практика. Она на этом уровне составляет до 50 процентов от объема профессионального компонента, а на уровне профтехобразования доля производственного обучения — более 40 процентов.
Участники совместного заседания обсудили вопросы использования сетевой формы взаимодействия, которая позволяет обучающимся одного учреждения образования освоить содержание части образовательной программы с использованием ресурсного обеспечения другого учреждения, а также новый подход к организации взаимодействия в профориентационной работе. И.В. Карпенко рассказал присутствующим о работе с одаренными детьми, создании Детского технопарка, об участии в конкурсе профессионального мастерства WorldSkills, о информационно-образовательном проекте «Школа активного гражданина» (ШАГ) и других значимых проектах для воспитания молодежи.
В ходе состоявшегося обмена мнениями депутаты задали Министру образования вопросы, а также подняли ряд проблем, которые должны быть разрешены в ходе совершенствования законодательной базы для системы образования. Министр образования дал исчерпывающие ответы на все поступившие вопросы.
По итогам заседания достигнута договоренность о продолжении совместной работы Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по образованию, культуре и науке и Министерства образования Республики Беларусь.