Рус Бел En

Информационно-аналитическое управление

Почтовый адрес: 220010, Республика Беларусь, г. Минск,
ул. Советская, 11.

Факс:  +375 (17) 222-32-13
Тел.:    +375 (17) 222-64-75
             +375 (44) 755-22-94

Электронная почта: inform@house.gov.by

14.12.2017

14 декабря 2017 года на очередном заседании третьей сессии Палаты представителей депутатский корпус рассмотрел 9 вопросов.

В первом чтении парламентарии приняли проект Закона «О внесении изменений и дополнения в Закон Республики Беларусь «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества», внесенный депутатами Палаты представителей. С докладом по законопроекту выступил заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Брич Л.Г., с содокладом —  председатель этой же комиссии Щепов В.А.

Проект Закона направлен на реализацию положений Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 — 2020 годы и предусматривает стимулирование привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь посредством закрепления дополнительного механизма защиты права собственности в процессе приватизации, совершенствования корпоративного управления в организациях с государственным участием.

Кроме того, Закон «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества» приводится в соответствие с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 23 февраля 2016 г. № 78 «О мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса Республики Беларусь», Закона Республики Беларусь от 15 июля 2015 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам хозяйственных обществ», иными законодательными актами.

Из Закона о приватизации исключены положения, определяющие полномочия и порядок утверждения соответствующих планов по приватизации объектов приватизации и преобразованию государственных предприятий в открытые акционерные общества. Вместе с тем Закон дополняется положениями, определяющими статус органов открытых акционерных обществ, созданных в процессе преобразования государственных унитарных предприятий, а также нормой, устанавливающей, что иск об установлении факта ничтожности сделки по приватизации и о применении последствий ее недействительности может быть предъявлен в течение трех лет со дня ее совершения.

Во втором чтении были приняты 7 законопроектов.

Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Наумович А.Н. представил для рассмотрения проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях».

Законопроект носит системный характер, затрагивает широкий спектр вопросов ответственности в различных областях и ориентирован на совершенствование административного законодательства с учетом правоприменительной практики и реального положения дел в обществе. Его ключевые положения связаны с либерализацией административной ответственности в экономической сфере.

О проекте Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» рассказала заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Политико О.С.

Корректировка действующего законодательства направлена на актуализацию норм по защите конкуренции и совершенствование правовых механизмов пресечения и предупреждения монополистической деятельности на товарных рынках.

Законопроектом расширяется и детализируется понятийный аппарат в сфере антимонопольного регулирования. Уточняются определения понятий «хозяйствующий субъект», «государственные органы», «монополистическая деятельность». Раскрываются понятия «признаки ограничения конкуренции», «монопсоническое положение» и «монопсонически низкая цена (тариф)», «согласованные действия» и др.

Документом закрепляются правовые ограничения на действия различных субъектов, которые становятся или могут стать препятствием для развития конкуренции. В частности, устанавливаются запреты на антиконкурентные акты и действия (бездействие), соглашения, согласованные действия государственных органов, детально регламентируются требования к экономической концентрации хозяйствующих субъектов и реорганизации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках. В законопроекте также детализируется перечень форм недобросовестной конкуренции, имеющихся в настоящее время в антимонопольном законодательстве, и устанавливаются общие антимонопольные требования к закупкам товаров.

Кроме того, проектом Закона определяется четкий порядок установления антимонопольным органом факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства, а также закрепляются механизмы обжалования его решений.

В целях создания правовых условий для профилактики монополистической деятельности и развития конкуренции законопроектом предусматривается закрепление полномочий антимонопольного органа на вынесение предупреждений о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Ткачук А.В. проинформировал депутатов о проекте Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь».

Законопроект направлен на приведение законодательства Республики Беларусь в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь от 23 марта 2016 г. № 106 «О государственных программах и оказании государственной финансовой поддержки».

С докладом о проекте Закона «О внесении дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь» выступил член Постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Ковалько А.Д.

Проектом Закона вносятся дополнения в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь в целях устранения пробела правового регулирования в части реализации права граждан, выступающих свидетелями в уголовном процессе, на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе права в любой момент пользоваться помощью адвокатов.

Законопроектом предлагается закрепить право адвоката свидетеля при отсутствии обстоятельств, исключающих его участие в уголовном процессе в соответствии с требованиями УПК:

оказывать юридическую помощь свидетелю в процессуальных действиях, производимых с участием свидетеля;

с разрешения органа, ведущего уголовный процесс, задавать вопросы свидетелю, которому он оказывает юридическую помощь;

заявлять отвод переводчику, участвующему в допросе свидетеля, которому адвокат оказывает юридическую помощь;

знакомиться с протоколами процессуальных действий, при проведении которых он оказывал юридическую помощь свидетелю, и вносить письменные замечания по поводу правильности и полноты записей в протоколах;

знакомиться с записью в протоколе судебного заседания показаний свидетеля, которому он оказывал юридическую помощь в суде.

Кроме того, устанавливаются обязанности и ответственность адвоката свидетеля за разглашение данных предварительного расследования или закрытого судебного заседания без разрешения органа, ведущего уголовный процесс.

Проект Закона «О внесении дополнений и изменения в Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» представила член Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам Мурина Ю.Г.

Она сообщила, что ряд норм Закона «О пенсионном обеспечении» приводятся в соответствие с положениями Указа Президента Республики Беларусь от 29 июня 2017 г. № 233 «О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан».

В частности, в Законе предлагается закрепить право на назначение пенсии гражданам, которые длительное время выполняли социально значимые виды деятельности, при наличии у них 10-летнего стажа работы с уплатой взносов. При таких условиях будут назначаться и пенсии военнослужащим с выслугой не менее 10 лет, которые не приобрели права на военную пенсию. Кроме того, Закон дополнен нормами, предусматривающими возможность включать в стаж для назначения и исчисления трудовой пенсии периоды ухода за инвалидом І группы или ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, достигшим 80-летнего возраста и нуждающемся в уходе, гражданам, осуществляющим уход, после достижения ими пенсионного возраста.

Член Постоянной комиссии Палаты представителей по аграрной политике Конончук И.П. выступил по проекту Закона «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О наименованиях географических объектов».

Проект Закона подготовлен в целях приведения норм Закона «О наименованиях географических объектов» в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь от 12 мая 2017 г. № 166 «О совершенствовании правового режима Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень».

В законопроекте составные части особой экономической зоны –– Китайско-Белорусский индустриальный парк «Великий камень» определены как географические объекты, т.е. как элементы улично-дорожной сети, расположенные в границах этого парка, за исключением составных частей населенных пунктов, территории которых расположены в его границах.

Проектом Закона также закрепляется право государственного учреждения «Администрация Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» присваивать наименования составным частям Китайско-Белорусского индустриального парка, осуществлять их переименование. Установлен также порядок реализации этого права.

О проекте Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» рассказала заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по аграрной политике Чекан С.В.

Законопроект предусматривает оптимизацию понятийного аппарата действующего Закона. В систему государственной регистрации недвижимого имущества внедряется институт авторизованного посредника (лица, оказывающего содействие по ряду вопросов, связанных с государственной регистрацией недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним). Его важнейшей отличительной особенностью будет возможность изготавливать электронные копии бумажных документов, являющихся основанием для государственной регистрации недвижимого имущества, и направлять их регистраторам в рамках электронного взаимодействия.

Корректируются полномочия специально уполномоченного государственного органа в области государственной регистрации, а также республиканской организации по государственной регистрации. Вводится экстерриториальность удостоверения регистратором необходимых для государственной регистрации документов, которые могут быть предоставлены по месту нахождения недвижимого имущества по почте или переданы в виде электронного документа. Совершенствуется порядок внесения исправлений в документы единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, а также порядок совершения либо приостановления совершения регистрационных действий в связи с намерением заинтересованного лица обратиться в суд.

Отдельные положения законопроекта учитывают требования Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства». В частности, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, как субъектам хозяйствования, предоставляется право не использовать печати, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь.

В ходе заседания депутатский корпус принял проект Закона «О ратификации Конвенции о международном порядке взыскания алиментов на детей и иных форм содержания семьи». Докладчиком по этому вопросу выступил Министр юстиции Республики Беларусь Слижевский О.Л. Его информацию дополнил член Постоянной комиссии Палаты представителей по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Жданович П.Л.

Целью Конвенции является создание единого упрощенного и эффективного международного механизма, который позволит рассматривать дела о взыскании алиментов за границей быстрее и с меньшими издержками.

Конвенция значительно расширяет сферу взаимодействия центральных органов государств по разрешению ряда вопросов, затрудняющих процедуру взыскания алиментов. В частности, в документе детально регулируются вопросы предоставления правовой помощи, оказания содействия в розыске должника, получении информации о финансовом положении должника или кредитора.

Преимуществами Конвенции являются универсальность, доступность, простота применения, оперативное рассмотрение просьб, более развитый механизм взаимодействия центральных органов и оптимизация издержек, возникающих у кредитора, должника и договаривающегося государства в рамках процедур взыскания алиментов.

Все новости
Главные новости
Все новости Законодательная деятельность Международная деятельность Общественно-политическая деятельность