16.05.2019

16 мая 2019 года состоялось заседание Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь шестого созыва.

Парламентарии рассмотрели 12 вопросов.

В первом чтении были приняты три законопроекта.

О проекте Закона «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь о земле» доложили Председатель Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь Гаев А.А. и председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по аграрной политике Адаменко Е.Б.

Проект Закона подготовлен во исполнение отдельных положений Декрета Президента Республики Беларусь № 7 «О развитии предпринимательства», указов и других нормативных правовых актов Главы государства, а также в целях приведения Кодекса о земле в соответствие с нормами Лесного кодекса и Закона «О растительном мире».

Законопроектом предусматриваются следующие новации:

определены такие основные принципы земельных отношений, как принцип единства судьбы земельного участка и расположенных на нем капитальных строений (зданий, сооружений), а также принцип использования земельных участков по целевому назначению;

уточняется порядок рассмотрения местными исполнительными комитетами земельного спора и обеспечения единообразного их применения, а также защиты прав и законных интересов участников спора и иных заинтересованных лиц;

корректируется компетенция районных исполнительных комитетов и их структурных подразделений по землеустройству в части осуществления контролирующих (надзорных) функций в форме мер профилактического и предупредительного характера;

уточняются перечень лиц, которым земельные участки предоставляются в постоянное пользование для содержания и обслуживания недвижимого имущества совместного домовладения, а также случаи, когда не взимается плата за право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности, при их предоставлении и заключении договоров аренды на новый срок с исчислением такой платы в белорусских рублях.

корректируются сведения и условия, которые должны быть указаны в решении об изъятии и предоставлении земельного участка, и целевое назначение земельных участков, предоставляемых гражданам, занимающимися народными художественными ремеслами, а также объединяются в одну процедуру разработка проекта отвода земельного участка и установление его границы на местности.

Проектом Закона также предусмотрены возможности:

прекращения прав на земельный участок, на котором расположен ветхий дом, когда соответствующее решение принято судом;

обращения местного исполнительного комитета в суд с заявлением о передаче ему ветхого дома для продажи на аукционе или без его проведения;

в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства предоставления на праве частной собственности или пожизненного наследуемого владения земельного участка, в определенных случаях в целях обеспечения единообразного подхода к определению вида права на земельный участок;

для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в отношении определенного рода объектов использовать их по назначению, отличному от назначения, указанного в документах единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, если при этом не требуется проведение строительно-монтажных работ по реконструкции капитального строения (здания, сооружения) и не нарушаются права и законные интересы граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц;

одновременно использовать земельные участки по целевому назначению и для установки зарядных станций для электромобилей, осуществления их зарядки, а также предоставлять расположенные на земельных участках капитальные строения (здания, сооружения) или их части в аренду без изменения целевого назначения таких участков;

возможность на определенной территории произвести отчуждение гражданами земельных участков и капитальных строений (зданий, сооружений), незавершенных законсервированных капитальных строений другим лицам в исключительных случаях и при соблюдении определенных условий.

С учетом развития цифровых технологий, возрастающего спроса на содержащуюся в земельно-информационной системе информацию уточняется содержание работ по ее ведению, обновлению.


Заместитель Министра по налогам и сборам Республики Беларусь Муквич В.В. выступил с докладом по проекту Закона «Об изменении кодексов» (по вопросам совершенствования правового регулирования игорного бизнеса) (содокладчик — заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Ражанец В.В.).

Законопроектом уточняются положения, устанавливающие ответственность за нарушение законодательства в сфере игорного бизнеса, вносятся соответствующие коррективы в Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Проектом Закона исключаются следующие неактуальные составы административных правонарушений:

нарушение должностным лицом организатора азартных игр установленного порядка технического обслуживания игрового оборудования, регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес в налоговых органах, отсутствие заверенной налоговым органом копии свидетельства о регистрации общего количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес по месту нахождения указанных объектов;

реализация, установка и (или) ввод в эксплуатацию игрового оборудования без подтверждения в предусмотренных законодательством случаях соответствия в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь, игровых автоматов, не включенных в Государственный реестр моделей игровых автоматов, допущенных к использованию в Республике Беларусь;

ввод в эксплуатацию игровых автоматов, касс букмекерских контор и касс тотализаторов без их подключения к специальной компьютерной кассовой системе, обеспечивающей контроль за оборотами в сфере игорного бизнеса;

размещение игорного заведения в местах, не соответствующих требованиям законодательных актов.

Вместе с тем вводятся новые составы административных правонарушений:

использование для организации или проведения азартных игр оборудования, не состоящего на учете в специальной компьютерной кассовой системе, обеспечивающей контроль за оборотами в сфере игорного бизнеса;

регистрация в специальной системе недостоверных сведений о сумме принятых денежных средств, переведенных электронных денег для участия в азартной игре, принятых ставках, выплаченных выигрышах (возвращенных несыгравших ставках), либо не позволяющих идентифицировать лицо, получившее денежные средства (электронные деньги) от организаторов азартных игр.

Нарушение запрета по допуску самоограниченных лиц является одним из наиболее распространенных в сфере игорного бизнеса. Учитывая характер и общественную опасность, нанесение ущерба, в том числе имущественного, физическим лицам, а также существенное количество выявленных фактов, законопроектом устанавливается административная ответственность за допуск в игорное заведение (виртуальное игорное заведение) или к участию в азартных играх людей, сведения о которых включены в перечень лиц, ограниченных в посещении игорных заведений и участии в азартных играх.

Кроме того, увеличен возрастной ценз для посещения игорных заведений, в том числе виртуальных, и участия в азартных играх с 18 до 21 года.

Проект Закона «О внесении изменения в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» (по вопросам нарушения законодательства о товарных биржах) представили Министр антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь Колтович В.В. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Сайганова Т.И.

Законопроект разработан в целях усиления контроля за реализацией стратегически важных для экономики страны сырья и товаров. В связи с этим законопроектом предусматривается введение административной ответственности должностного лица юридического лица или индивидуального предпринимателя:

за нарушение требования об обязательном заключении сделки на биржевых торгах товарной биржи в виде предупреждения. Повторное нарушение влечет штраф в размере до 50 базовых величин;

за непредставление товарной бирже сведений о внебиржевой сделке с биржевым товаром для регистрации этой сделки в установленных случаях в виде предупреждения. При повторном нарушении — штраф в размере до 30 базовых величин.

Вводимая административная ответственность носит, прежде всего, предупредительный характер, а предусмотренный размер штрафных санкций обусловлен необходимостью создания экономически невыгодных условий для реализации хозяйствующими субъектами стратегически важной для экономики страны продукции вне биржевых торгов без законных оснований.

Депутаты также приняли во втором чтении три законопроекта.

Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Васильков Н.А. проинформировал о проекте Закона «О радиационной безопасности».

Проект Закона вводит новые правовые институты и дополнительные элементы системы обеспечения радиационной безопасности.

В соответствие с международными требованиями и установившейся практикой осуществлена корректировка терминов «ионизирующее излучение», «источник ионизирующего излучения», «практическая деятельность», введены новые термины «радиационный объект», «медицинское облучение», «профессиональное облучение».

Законопроектом определен круг объектов и субъектов правоотношений в области обеспечения радиационной безопасности, уточнены полномочия Совета Министров Республики Беларусь и ряда республиканских органов государственного управления. В частности, предусмотрено, что Совет Министров Республики Беларусь определяет стратегию повышения компетентности по вопросам радиационной безопасности, стратегию обращения с радиоактивными отходами и орган государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами.

Новым в законодательном регулировании обеспечения радиационной безопасности является проведение экспертизы безопасности в области использования источников ионизирующего излучения, консультирование в области обеспечения радиационной безопасности, государственная регистрация типа источника ионизирующего излучения.

С учетом подходов, предусмотренных в Общих требованиях безопасности МАГАТЭ, введены типы ситуаций облучения: планируемого, аварийного и существующего. Исходя из типов ситуаций облучения, установлены требования по обеспечению радиационной безопасности.

Кроме того, проектом Закона:

разграничены понятия радиационная авария и радиационный инцидент. Радиационная авария — это потеря управления источником ионизирующего излучения, которая привела к профессиональному облучению сверх установленных пределов доз облучения, облучению населения, радиоактивному загрязнению окружающей среды и требует принятия защитных мер. Радиационный инцидент — потеря управления источником ионизирующего излучения, которая не привела к профессиональному облучению сверх установленных пределов доз облучения, облучению населения, радиоактивному загрязнению окружающей среды. Также установлено, что порядок и критерии классификации радиационных аварий и инцидентов определяются Министерством по чрезвычайным ситуациям;

закреплены условия применения досмотровых устройств визуализации человека, использующих ионизирующее излучение;

определены требования, предъявляемые к лицам, оказывающим услуги по консультированию в области обеспечения радиационной безопасности.

С докладом по проекту Закона «Об изменении законов» (по вопросам экологии) выступила председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Конончук Т.П.

Проектом Закона предлагается внести изменения в законы «Об охране окружающей среды», «Об охране озонового слоя», «О животном мире», «Об охране атмосферного воздуха», Кодекс о недрах и Водный кодекс в целях приведения их в соответствие с положениями нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь.

Законопроектом уточнено определение термина «нормативы допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ». Такие нормативы установлены для юридических лиц и граждан, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, в соответствии с показателями массы химических и иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных и мобильных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.

В проекте Закона уточнен порядок осуществления мониторинга состояния окружающей среды.

Кроме того, общественные объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, и граждане наделяются правом на предъявление в суд иска о приостановлении (запрете) хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду, в том числе в случае, если в результате такой деятельности нарушаются требования в области охраны окружающей среды, причиняется экологический вред или создается опасность причинения экологического вреда в будущем.

Проектом Закона также уточнены компетенции органов государственного управления в части осуществления контрольной (надзорной) деятельности в сфере охраны окружающей среды.

Представляя проект Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О трансплантации органов и тканей человека», член Постоянной комиссии Палаты представителей по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Остапюк Е.И. отметила, что предлагаемые коррективы в законодательство расширяют круг лиц, относящихся к потенциальным живым родственным донорам, вводят понятие «перекрестной трансплантации», наделяют Министерство здравоохранения правом принятия решения о необходимости ввоза в Республику Беларусь и вывоза из Республики Беларусь органов и тканей человека на безвозмездной основе в целях оптимального подбора пар донор-реципиент для осуществления международного сотрудничества в области обмена органами и тканями человека на безвозмездной основе.

Законопроектом также закрепляется обязательное письменное уведомление государственной организацией здравоохранения Министерства внутренних дел о предстоящем заборе органов для трансплантации у живого донора, форма уведомления и срок его представления, предусматривается возможность отзыва письменного заявления о несогласии на забор органов для трансплантации после смерти, устанавливается перечень лиц, которые имеют право отозвать такое заявление, определяется порядок его подачи, а также расширяется перечень сведений, которые включаются в Единый регистр трансплантации.

Кроме того, депутатский корпус рассмотрел четыре проекта законов о ратификации международных соглашений.

Председатель Государственного таможенного комитета Республики Беларусь Сенько Ю.А. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Мисевец В.Г. представили законопроекты «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Узбекистан о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах» и «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Узбекистан о системе содействия взаимной торговле».

Положениями межправительственного белорусско-узбекского Соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах определяются основные принципы и формы сотрудничества и взаимной помощи между таможенными органами двух стран, а также порядок взаимодействия при направлении запросов и предоставлении друг другу информации, необходимой для обнаружения, пресечения и расследования таможенных правонарушений.

Соглашением регулируется порядок обмена информацией о незаконном обороте наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, порядок предоставления записей свидетельских показаний или заверенных копий документов, содержащих информацию о планируемых или совершенных действиях, которые привели или могут привести к нарушению таможенного законодательства.

Соглашением предусмотрено, что таможенные органы обеих сторон по взаимному согласованию могут принимать необходимые меры по ускорению совершения таможенных операций и повышению эффективности таможенного контроля, в том числе путем применения системы управления рисками, а также признавать средства идентификации друг друга (пломбы, оттиски печатей, штампы), таможенные документы друг друга.

В целях выявления лиц, вовлеченных в совершение таможенного правонарушения, Соглашением предусмотрено использование таможенными органами Беларуси и Узбекистана метода контролируемой поставки.

Соглашение о системе содействия взаимной торговле подписано в целях совершенствования договорно-правовой базы двустороннего сотрудничества в таможенной сфере, создания благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности.

Система содействия взаимной торговле (ССВТ) основана на обмене информацией о перемещении товаров и транспортных средств в соответствии с техническими условиями обмена информацией.

Состав передаваемой информации формируется согласно Приложению, являющемуся неотъемлемой частью Соглашения.

Соглашением определяется, что ССВТ будет применяться белорусскими и узбекскими участниками внешнеэкономической деятельности на добровольной основе и практика реализации ССВТ не должна повлечь за собой возникновение недобросовестной конкуренции.

Участники внешнеэкономической деятельности, в отношении которых будет применяться ССВТ, и которые будут предоставлять достоверную информацию о перемещаемых товарах, получат преимущества в пунктах пропуска по сравнению с компаниями, не участвующими в данной процедуре. Предусматривается приоритетный порядок таможенного оформления в пунктах пропуска, упрощение таможенных формальностей, где это возможно, включая выделение отдельных полос в целях сокращения времени оформления, а также неприменение таможенного досмотра, за исключением случаев выявления риска нарушения таможенного законодательства.

Заместитель Министра финансов Республики Беларусь Белковец А.М. доложил о проекте Закона «О ратификации Соглашения о гармонизации законодательства государств – членов Евразийского экономического союза в сфере финансового рынка» (содокладчик — заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Цецохо А.В.).

Соглашение определяет направления и порядок гармонизации законодательства этих государств в банковском секторе, страховом секторе, секторе услуг на рынке ценных бумаг. Соглашением предусмотрено взаимодействие при подготовке проектов нормативных правовых актов, направленных на гармонизацию законодательства в сфере финансового рынка и принятие иных мер для внесения в последующем сторонами предложений по изменению национального законодательства.

Совет Евразийской экономической комиссии наделяется дополнительными полномочиями по утверждению плана гармонизации законодательства государств — участников.

Соглашением установлено, что процесс гармонизации своего законодательства в финансовой сфере должен быть завершен к 1 января 2025 года.

С докладом о проекте Закона «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Молдова о сотрудничестве в сфере образования» выступил заместитель Министра образования Республики Беларусь Рудый С.В., с содокладом — заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Рынейская И.Н.

Соглашение подписано в целях установления долговременных и конструктивных связей в сфере образования по основным направлениям двустороннего сотрудничества: обмен информацией и опытом в области развития и реформы системы образования; получение образования в учреждениях образования сторон; обмен учебными пособиями и материалами; поддержка создания совместных образовательных программ и реализация совместных проектов.

Стороны взяли на себя обязательства обмениваться информацией и опытом организации и развития системы профессионально-технического образования путем обмена педагогическими работниками, поддерживать прямое сотрудничество между вузами, осуществлять обмен представителями сторон на полный курс обучения в количестве 5 человек, предоставляя участникам обмена бесплатное обучение, пользование учебными помещениями и изданиями, выплату стипендии и медицинское обслуживание в соответствии с законодательством принимающей стороны, проживание в общежитии вуза, стремиться создавать условия, позволяющие гражданам государства другой стороны знакомиться с ее языком, культурой, историей, обычаями и традициями, способствовать участию представителей сторон в международных мероприятиях, проводимых на территории обоих государств, содействовать обмену информацией по вопросам признания и установления эквивалентности документов об образовании, в соответствии с законодательством сторон взаимно признавать сертификаты о повышении квалификации педагогических работников. В качестве уполномоченных органов для выполнения положений Соглашения определены профильные министерства сторон.

Кроме того, на заседании парламентарии рассмотрели вопрос о Декрете Президента Республики Беларусь от 24 января 2019 г. № 2 «Об изменении декретов Президента Республики Беларусь» (докладчик — Министр антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь Колтович В.В., содокладчик — заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике и строительству Гурский Д.М.).

Основной целью Декрета является последовательное ограничение доступности табачных изделий, электронных систем курения, жидкостей для них, а также устройств, используемых для нагревания табака без его горения или тления — систем для потребления табака.

Устанавливается, что на такие системы будут распространяться отдельные правовые нормы, действующие в отношении производства, оборота и потребления табачных изделий.

Декретом также предусматривается введение запрета на использование на вывесках торговых объектов слов, тождественных или сходных с наименованием видов табачных изделий. С 1 января 2020 года вводятся требования к продаже в магазинах, имеющих торговую площадь более 1000 квадратных метров, табачных изделий, систем для потребления табака, электронных систем курения и жидкостей для них только через товарные отделы. С 1 января 2022 года вводится запрет на использование для хранения и продажи табачных изделий в магазинах и павильонах оборудования, размещаемого над контрольно-кассовыми узлами.

В целях создания бездымной среды объекты, в которых запрещается курение, разделены на две категории — в которых полностью запрещено курение и невозможно создавать специальные зоны для курения, и те, в которых курение запрещено, но при этом должны быть созданы специально предназначенные для этой цели места.

К объектам, в (на) которых установлен полный запрет на курение, в частности, отнесены лифты и вспомогательные помещения многоквартирных жилых домов, общежитий, детские площадки, помещения и территории, занимаемые учреждениями образования, спортивно-оздоровительными и иными лагерями, подземные переходы, станции метрополитена, остановочные пункты общественного транспорта.

К объектам, в которых курение запрещено, за исключением специально созданных (выделенных) для этой цели мест, отнесены объекты (территории), где возможно создание таких мест: государственные органы, помещения, предназначенные для приема граждан, в том числе по вопросам осуществления административных процедур, производственные здания (помещения), организации здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, торговые объекты, объекты бытового обслуживания и общественного питания, вокзалы, аэропорты, территории пляжей и иные.

Также предусмотрено, что для обозначения объектов, где курение табачных изделий запрещено, размещается знак о запрете курения, требования к которому и порядок его размещения устанавливаются Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

На заседании был рассмотрен кадровый вопрос. Парламентарии приняли решение об освобождении А.Н.Наумовича от должности председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации, а также избрали председателем этой комиссии В.В.Ражанец.

Следующее заседание Палаты представителей состоится 23 мая 2019 года.

Все новости
Главные новости
Все новости Законодательная деятельность Международная деятельность Общественно-политическая деятельность