Рус Бел En

Информационно-аналитическое управление

Почтовый адрес: 220010, Республика Беларусь, г. Минск,
ул. Советская, 11.

Факс:  +375 (17) 222-32-13
Тел.:    +375 (17) 222-64-75         

Электронная почта: inform@house.gov.by

19.11.2020

19 ноября 2020 года на очередном заседании четвертой сессии Палаты представителей седьмого созыва депутаты рассмотрели 10 вопросов.

В первом чтении парламентарии приняли три законопроекта.

Министр экономики Республики Беларусь Червяков А.В. и председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Брич Л.Г. рассказали о новациях проекта Закона «О саморегулируемых организациях».

Законопроект направлен на создание правовых условий для внедрения в Республике Беларусь механизмов саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности, что является важным составным элементом реализации стратегии дальнейшего экономического развития страны.

Саморегулирование подразумевает альтернативный механизм частного контроля и регулирования предпринимательской и профессиональной деятельности. Его ключевой идеей является распределение функций контроля и надзора за деятельностью субъектов в определенной сфере и ответственности за их действия между государством и самими участниками рынка.

Саморегулирование, как в общем случае, так и в предпринимательской деятельности, осуществляется посредством создания саморегулируемой организации.

Законопроектом предлагается определить принципы и виды саморегулирования в Республике Беларусь, порядок присвоения некоммерческим организациям статуса саморегулируемых организаций, законодательные требования к организации функционирования и к осуществлению такими организациями своей текущей деятельности, основные условия членства в них.

Законопроектом также регламентируются порядок применения саморегулируемой организацией мер воздействия в отношении своих членов, а также вопросы взаимодействия саморегулируемых организаций с республиканскими органами государственного управления, иными государственными органами.

Принятие законопроекта позволит снизить непосредственное участие государства в регулировании предпринимательской и профессиональной деятельности субъектов при сохранении ответственности бизнеса перед потребителями.

Саморегулирование бизнеса может стать эффективной альтернативой государственному вмешательству в экономику, обеспечить снижение государственных расходов на государственное управление, а также большую гибкость и больший учет интересов участников рынка.

С докладом о проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Республике Беларусь»выступил Министр антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь Колтович В.В., с содокладом — член Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Бартош С.В.

Предлагаемые законопроектом изменения в правовом регулировании обусловлены необходимостью совершенствования отношений в области потребительской кооперации с учетом практики применения и иных актов законодательства.

В связи с оптимизацией контрольных функций предлагается в качестве органа контроля потребительских обществ, их союзов избирать ревизионную комиссию либо только ревизора.

Кроме того, проектом Закона предлагается исключить нормы, предусматривающие необходимость заключения трудовых договоров (контрактов) с председателями ревизионных комиссий потребительских обществ и их союзов, а также пересмотреть их основные функции, исключив из них осуществление контроля за деятельностью организаций, созданных обществом, союзом.

С учетом практики применения предлагается предусмотреть возможность определения общим собранием потребительского общества порядка проведения такого собрания и принятия им решений.

Проектом Закона упрощается процедура согласования кандидатур для назначения на руководящие должности. Предлагается исключить нормы о необходимости согласования кандидатур на должности заместителей председателей правлений потребительских обществ, их областных союзов с соответствующими районными, областными исполнительными и распорядительными органами, сохранив при этом обязанность согласования с указанными органами кандидатур для избрания на должности председателей правлений потребительских обществ, их областных союзов.

Кроме того, законопроектом уточняется терминология с учетом терминов, используемых в других законодательных актах.

Предлагается предусмотреть возможность принятия решения о реорганизации или ликвидации союза потребительских обществ при согласии всех представителей членов союза потребительских обществ, присутствующих на общем собрании представителей членов союза, поскольку в силу объективных причин (болезнь, отпуск, командировка и др.) представитель члена союза не всегда может принимать участие в работе общего собрания, и присутствие на собрании одновременно всех представителей членов союза не всегда возможно.

Действующий Закон о потребкооперации дополняется нормами, регулирующими вопросы ведения учета и отчетности, а также определяющими перечень обязательных для ведения и хранения документов потребительских обществ (их союзов).

Проект Закона «Об изменении законов»(по вопросам технического регулирования и энергосбережения)представили первый заместитель Председателя Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь Осмола И.И. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Синяк В.А.

С учетом изменившихся подходов в области технического нормирования и стандартизации, оценки соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия законопроектом предлагается корректировка ряда нормативных правовых актов.

Изменения и дополнения касаются, главным образом, закрепления положения о непосредственном применении норм технических регламентов Евразийского экономического союза на территории Республики Беларусь, уточнения общих подходов к установлению юридической силы (в контексте обязательности) всех технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, в том числе юридической силы технических кодексов установившейся практики и государственных стандартов Республики Беларусь.

В частности, в Кодексе торгового мореплавания Республики Беларусь предлагается ввести понятие «техническое наблюдение», а также откорректировать определение термина «классификационное общество», которое вместо технического надзора будет осуществлять техническое наблюдение за судами во время их строительства и эксплуатации.

Устанавливается, что в Республике Беларусь классификационные общества осуществляют деятельность в соответствии с требованиями законодательства и международных договоров Республики Беларусь в области морского транспорта.

В Законе «О газоснабжении» в целях однозначного толкования круга субъектов, которые вправе выступать в качестве газоснабжающей организации и поставщика газа, уточняется определение соответствующих терминов. Кроме того, упраздняется ограничение, согласно которому заказчиком при строительстве объектов газораспределительной системы могут выступать только газоснабжающие организации;

В Законе «Об энергосбережении» конкретизируется определение термина «норма расхода топливно-энергетических ресурсов», вводится понятие «предельный уровень потребления топливно-энергетических ресурсов», устанавливаются показатели в сфере энергосбережения, уточняются особенности установления норм расхода топливно-энергетических ресурсов, корректируются полномочия государственных органов и организаций в сфере энергосбережения.

В ходе заседания депутатский корпус принял пять проектов законов во втором чтении.

Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Макарина-Кибак Л.Э. рассказала о проекте Закона «Об изменении законов по вопросам здравоохранения и оказания психологической помощи».

Законопроект предусматривает совершенствование правового регулирования общественных отношений в сфере здравоохранения.

Проектом Закона, в частности, устанавливаются порядок медицинской аккредитации государственных организаций здравоохранения, оказания медицинской помощи пациентам по профилям заболеваний, состояниям, синдромам, оценки качества медицинской помощи и медицинских экспертиз, обращения медицинских изделий, предоставления информации, составляющей врачебную тайну.

Законопроектом также определяются новые виды экспертиз и виды патологоанатомического исследования, расширяются права пациентов и обязанности медицинских работников, вводятся понятия обоснованного профессионального риска и резидентуры.

Проектом Закона расширяется перечень организаций здравоохранения, уполномоченных на проведение обязательных и внеочередных медицинских осмотров работающих, и закрепляется право граждан Республики Беларусь при оказании им медицинской помощи в условиях отделения дневного пребывания на обеспечение за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов лекарственными средствами, медицинскими изделиями и биомедицинскими клеточными продуктами.

Наряду с этим законопроектом предлагается дополнить Закон «О здравоохранении» положениями, предусматривающими введение государственного социального заказа в области здравоохранения и регламентирующими порядок информационного обеспечения в указанной сфере.

Кроме того, проектом Закона вносятся изменения в Закон Республики Беларусь «Об оказании психологической помощи» в целях приведения его в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь от 2 сентября 2019 г. № 326 «О совершенствовании лицензирования» и Законом «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об оказании психиатрической помощи».

В связи с этим законопроектом исключаются положения, определяющие лицензирование деятельности по оказанию психологической помощи, уточняются определение термина «психолог», а также условия, при которых психологи не допускаются к непосредственному оказанию психологической помощи.

Проект Закона «Об изменении законов» (по вопросам оплаты труда работников бюджетных организаций) представил член Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам Дашко А.М.

Данным законопроектом ряд законов приводятся в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь от 18 января 2019 г. № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций», содержащим основные подходы к формированию заработной платы бюджетников и определяющим полномочия Правительства Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, иных министерств бюджетной сферы, руководителей бюджетных организаций в отношении оплаты труда работников.

Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Лавриненко И.В. выступил с докладом по проекту Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них».

И.В.Лавриненко сообщил, что законопроектом предлагается:

закрепить новую категорию граждан, которые могут направляться и находиться в ЛТП: трудоспособные неработающие граждане, ведущие асоциальный образ жизни, и предоставляет право постоянно действующим комиссиям по координации работы по содействию занятости населения принимать решение о необходимости направления таких граждан в ЛТП;

установить перечень документов, подаваемых в суд, при направлении в ЛТП трудоспособных неработающих граждан, ведущих асоциальный образ жизни;

разделить ЛТП на два вида в зависимости от условий принудительной изоляции: ЛТП для нахождения граждан, впервые направленных в ЛТП, ЛТП для нахождения граждан, ранее судимых, а также направленных в ЛТП во второй и более раз;

предусмотреть ограничения в материально-бытовом обеспечении для граждан, находящихся в ЛТП, ранее судимых, а также направленных в ЛТП во второй и более раз, по сравнению с гражданами, впервые направленных в ЛТП;

уменьшить с 25 до 15 процентов размер заработной платы и приравненных к ней доходов, которые зачисляются на лицевой счет граждан, содержащихся в ЛТП и обязанных возмещать расходы на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, и имеющих задолженность по возмещению таких расходов.

Парламентарий также обратил внимание на предложения депутатов Мамайко И.А. и Хлобукина И.К. в части исключения необходимости проведения медицинского освидетельствования граждан на предмет наличия либо отсутствия у них заболевания, препятствующего нахождению в ЛТП, перед вынесением им предупреждения о возможности направления их в лечебно-трудовой профилакторий (такое медицинское обследование проводится непосредственно перед принятием решений о направлении граждан в ЛТП), которые были учтены в процессе подготовки законопроекта к рассмотрению во втором чтении.

О проекте Закона «Об изменении законов» (приведение в соответствие с Жилищным кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами) доложил заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике и строительству Демидович В.Н.

Разработка законопроекта явилась логическим продолжением работы по совершенствованию жилищного законодательства и приведению законов в соответствие с новой редакцией Жилищного кодекса.

Изменения в жилищном законодательстве терминологии, исключение возможности поднайма жилых помещений, а также изменившиеся подходы к начислению платы за услугу по техническому обслуживанию лифта (не от количества проживающих в квартире, а от ее общей площади) и, соответственно, расчету льготы по плате за данную услугу, потребовало изменений ряда законов.

Законопроектом вносятся изменения в Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, а также в законы Республики Беларусь «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Беларусь», «О статусе Героев Беларуси, Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, полных кавалеров орденов Отечества, Славы, Трудовой Славы», «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Беларусь Национального собрания Республики Беларусь», «О прокуратуре Республики Беларусь», «Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь» и «О Государственной границе Республики Беларусь».

О новациях проекта Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь» депутатский корпус проинформировала член Постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Василевич М.В.

Законопроект направлен на совершенствование законодательства о гражданстве с учетом практики его применения, улучшение демографического потенциала и обеспечение внутренней безопасности государства, стабильности общественно-политической системы и конституционных основ государственного устройства Республики Беларусь.

В частности, законопроектом предусматривается:

возможность приобретения гражданства Республики Беларусь в порядке регистрации детьми, родившимися и постоянно проживающими в Республике Беларусь, родители которых являются лицами без гражданства;

определена компетенция органов внутренних дел по направлению материалов Президенту Республики Беларусь об утрате гражданства Республики Беларусь лицами, которые его приобрели не по рождению, на основании участия таких лиц в экстремистской деятельности или причинения ими тяжкого вреда интересам Республики Беларусь;

сужен круг лиц, имеющих право на восстановление в гражданстве Республики Беларусь;

исключена норма о прекращении рассмотрения заявления о приобретении гражданства Республики Беларусь в случае, если в период его рассмотрения лицо, обратившееся с заявлением, признано судом недееспособным;

уточнен порядок приобретения гражданства Республики Беларусь в случае установления материнства (отцовства) и др.

Парламентарии рассмотрели два проекта законов о ратификации международных соглашений.

С докладами о проекте Закона «О ратификации международных договоров в рамках Евразийского экономического союза» выступили первый заместитель Министра иностранных дел Республики Беларусь Гурьянов А.Е. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Старовойтова А.В.

Названные международные документы предусматривают:

применение Республикой Армения и Кыргызской Республикой с 1 января 2020 года в отношении транспортных средств товарных позиций 8701-8705 ТН ВЭД ЕАЭС ставок ввозных таможенных пошлин ЕТТ ЕАЭС;

применение Кыргызской Республикой в период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок пошлин ЕТТ ЕАЭС, по согласованному перечню товаров в размерах, применяемых Кыргызской Республикой в 2019 г.;

применение Республикой Армения в 2020 году ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок пошлин ЕТТ ЕАЭС, по согласованному перечню товаров в размерах, применяемых Республикой Армения в 2019 году. При этом общий срок применения Республикой Армения ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок пошлин ЕТТ ЕАЭС (до конца 2022 года), а также размеры ставок пошлин на 2021 год не изменяются.

С докладом по проекту Закона «О ратификации Протокола между Правительством Республики Беларусь и Правительством Украины о внесении изменений и дополнений в Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Украины о международных автомобильных перевозках от 17 декабря 1992 г.» выступил Министр транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Авраменко А.Н., с содокладом — член Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Подлужная Л.Б.

В документе предлагаются изменения и дополнения в Соглашение от 17 декабря 1992 г., предусматривающее расторжение разрешений, выданных компетентными органами государств-участников, на проведение нерегулярных перевозок пассажиров автобусами и автоперевозок грузовые автомобили. Граждане Республики Беларусь и Украины — члены регулярных автобусных бригад перевозки пассажиров, а также водителей грузовиков, которые осуществляют международные перевозки, при наличии подтверждающих документов получают возможность находиться на территории государств — участников на срок до 180 дней каждые шесть месяцев.


 


Все новости
Главные новости
Все новости Законодательная деятельность Международная деятельность Общественно-политическая деятельность