Информационно-аналитическое управление

Почтовый адрес: 220010, Республика Беларусь, г. Минск,
ул. Советская, 11.

Факс:  +375 (17) 222-32-13
Тел.:    +375 (17) 222-64-75
             +375 (44) 755-22-94

Электронная почта: inform@house.gov.by

19.11.2019

19 ноября 2019 года состоялось заседание Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь шестого созыва, на котором были рассмотрены 17 вопросов.

Парламентарии приняли в двух чтениях проект Закона «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2020 год», который представили Министр труда и социальной защиты Республики Беларусь Костевич И.А. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Нижевич Л.И.


Законопроект определяет источники формирования доходов бюджета фонда, их объем и направления использования средств фонда. Устанавливает порядок исполнения бюджета фонда.

Общая сумма доходов фонда запланирована в размере 17 201,8 млн. рублей.

Наибольший удельный вес в структуре взносов на государственное социальное страхование занимают обязательные страховые взносы — 99,1 процента или 14 841,2 млн. рублей.

Взносы на профессиональное пенсионное страхование рассчитаны в сумме 135,4 млн. рублей (0,9 процента).

Неналоговые доходы бюджета фонда составляют 262,3 млн. рублей. Наибольший удельный вес 56,7 процента в неналоговых доходах бюджета фонда занимают доходы от размещения средств профессионального пенсионного страхования в уполномоченном банке — 148,6 млн. рублей, другие неналоговые доходы составляют 113,7 млн. рублей.

Общая сумма субвенций на возмещение расходов, финансирование которых согласно законодательству осуществляется из республиканского бюджета, составляет 1 963,0 млн. рублей (11,4 процента доходов бюджета фонда).

Расходная часть бюджета фонда рассчитана в сумме 16 964,7 млн. рублей. Основная сумма расходов направляется на пенсионное обеспечение — 78,3 процента, или 13 281,7 млн. рублей. На выплату пособий по временной нетрудоспособности, материнству, семейных пособий, пособий по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком, пособий по уходу за инвалидом первой группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, на погребение, а также оказание услуг по их выплате направлено 3 431,7 млн. рублей, или 20,2 процента расходов бюджета. Кроме того запланировано финансирование по другим статьям расходов в соответствии с целевым назначением средств фонда.

Бюджет фонда на 2020 год сформирован с превышением доходов над расходами в сумме 237,1 млн. рублей за счет средств профессионального пенсионного страхования.

В первом чтении парламентарии приняли три законопроекта.

О проекте Закона «О республиканском бюджете на 2020 год» рассказали первый заместитель Министра финансов Республики Беларусь Селиверстов Ю.М. и председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Добрынина Л.А.


Проект республиканского бюджета и расчетные показатели по бюджетам областей и г. Минска на 2020 год разработаны на основе положений программных документов по социально-экономическому развитию страны с учетом складывающейся экономической ситуации.

Ключевой задачей развития Республики Беларусь в 2020 году будет являться обеспечение макроэкономической сбалансированности, формирование условий для ускоренного роста экономики и повышение на этой основе благосостояния белорусского народа.

Доходы по проекту республиканского бюджета на 2020 год предусматриваются в сумме 24 425,7 млн. рублей, или 100,3 процента к ожидаемому исполнению 2019 года.

Основными источниками налоговых доходов республиканского бюджета являются налог на добавленную стоимость, акцизы, налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности.

Расходы по проекту республиканского бюджета на 2020 год сформированы в сумме 25 420,8 млн. рублей, или 111,4 процента к ожидаемому исполнению 2019 года.

В 2020 году основными задачами для сектора государственных финансов являются обеспечение экономического роста на основе повышения эффективности использования внешних и внутренних ресурсов в интересах роста благосостояния населения Беларуси и сокращения региональных диспропорций.

В 2020 году усилится социальная направленность расходов бюджета. В приоритете финансирование образования и здравоохранения. Предусмотрено формирование семейного капитала в сумме 348,0 млн. рублей. Значительную часть в бюджете составят расходы на оплату труда, пенсии, стипендии, пособия, другие выплаты, средства на выполнение государственных социальных стандартов.

На 2020 год формирование проекта республиканского бюджета произведено с дефицитом в размере 995,1 млн. рублей.

Заместитель Министра юстиции Республики Беларусь Авдеев А.Д. и председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Щепов В.А. доложили о проекте Закона «Об изменении законов по вопросам контрольной (надзорной) деятельности».

Законопроект разработан в целях приведения ряда законодательных актов в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2017 г. № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности».

Предлагаемые в законопроекте корректировки законодательства предусматривают:

осуществление государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и гражданской обороны в форме мероприятий технического (технологического, поверочного) характера с использованием профилактических и предупредительных мер;

исключение из полномочий Министерства по чрезвычайным ситуациям проведение проверок в сфере гражданской обороны.

внесение изменения в отдельные положения Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, касающиеся порядка подачи в суд, рассматривающий экономические дела, контролирующим органом заявлений об установлении приостановления (запрета) деятельности субъекта (его цехов, производственных участков), объекта строительства, оборудования и о продлении приостановления (запрета) производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств, а также касающиеся порядка рассмотрения судом таких дел;

уточнение полномочий Министерства труда и социальной защиты в части организации надзора за соблюдением законодательства о занятости населения, а также конкретизацию форм надзора за соблюдением законодательства о занятости населения.

исключение Министерства сельского хозяйства и продовольствия из перечня контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки и надзор в области мелиорации земель;

упрощение процедуры подачи обращений юридическими лицами и закрепление за государственными органами, подчиненных (подотчетных) Президенту Республики Беларусь и Правительству Республики Беларусь, облисполкомов (Минского горисполкома) функции по проведению анализа эффективности работы с обращениями подчиненных, входящих в состав (систему) организаций;

определение перечня государственных органов, осуществляющих контроль за соблюдением проверяемыми субъектами законодательства о книге замечаний и предложений и др.

С докладами по проекту Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле» выступили заместитель Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь Калечиц Д.Л. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Вабищевич П.А.

В законопроекте излагается в новой редакции Закон Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле».

Проект Закона направлен на дальнейшую либерализацию валютных отношений в республике и реализацию мероприятий по дедолларизации экономики, направленных на формирование денежных расчетов и ценообразования на территории Республики Беларусь исключительно в национальной валюте, а также на поэтапную гармонизацию и сближение подходов к формированию и проведению валютной политики в государствах — членах Евразийского экономического союза.

В частности, законопроектом предполагается:

пересмотр понятийного аппарата, терминов и определений, используемых в валютном законодательстве и законодательстве о ценных бумагах;

внесение изменений в полномочия и права Национального банка в области валютного регулирования;

закрепление возможности введения Правительством совместно с Национальным банком валютных ограничений в случае угрозы экономической безопасности страны;

закрепление прав и обязанностей резидентов и нерезидентов при проведении валютных операций;

закрепление разрешенных случаев использования иностранной валюты между участниками валютных отношений;

установление основных положений проведения Национальным банком мониторинга валютных операций;

установление регистрационного порядка валютных договоров при проведении резидентами отдельных валютных операций свыше установленных предельных значений;

отмена директивного установления сроков репатриации валютной выручки и предоставление права резидентам самим определять сроки репатриации исходя из договорных отношений с контрагентами; снятие ограничений на открытие резидентами счетов в иностранных банках;

снятие ограничений на проведение резидентами валютных операций, связанных с движением капитала;

закрепление целей, основных принципов и задач валютного регулирования и валютного контроля;

внесение изменений в полномочия органов валютного контроля, а также банков при проведении ими валютных операций клиентов.

Восемь законопроектов депутатский корпус принял во втором чтении.

Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Цуприк Л.А. проинформировал о проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь».

Законопроект направлен на приведение положений Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2017 г. № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности».

Предлагаемые изменения, в частности, касаются:

координации деятельности государственных органов, иных организаций, нижестоящих исполнительных и распорядительных органов, по созданию и функционированию службы «одно окно»;

уточнения порядка разработки и утверждения инвестиционных программ органами местного самоуправления областного и базового уровня;

уточнения компетенции исполкомов и администраций по благоустройству и поддержанию надлежащего санитарного состояния на территориях населенных пунктов на более высоком уровне.

С докладом по проекту Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об охране труда» выступила заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам Кананович Л.Н.

Проект Закона направлен на совершенствование норм по обеспечению безопасности жизни и здоровья работающих в процессе их трудовой деятельности, сокращению производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, повышению социальной защищенности работающих.

Проект Закона предусматривает закрепление права работающих по гражданско-правовому договору на отказ от исполнения данного договора полностью или частично в случае, если работодателем ненадлежащим образом созданы безопасные условия труда для выполнения работ (оказания услуг); установление требований к выполнению работ с повышенной опасностью и контроля за их производством; закрепление прав и обязанностей работников-надомников, домашних работников и их нанимателей в области охраны труда; возможность досудебного рассмотрения разногласий по вопросам расследования несчастных случаев на производстве.

Член Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике и строительству Жибуль Н.П. представила информацию о проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг».

Закон «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» совершенствуется с учетом практики применения и приведения его норм в соответствие с указами Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2015 г. № 535 «О предоставлении жилищно-коммунальных услуг» и от 31 декабря 2015 г. № 536 «О внесении изменения в Указ Президента Республики Беларусь», а также новой редакцией Жилищного кодекса, который вступит в силу с 1 января 2020 года.

В частности, проектом Закона предусматриваются:

корректировка понятийного аппарата в части определения терминов «безопасность жилищно-коммунальных услуг», «уполномоченное лицо», а также согласования с терминологией новой редакции Жилищного кодекса Республики Беларусь;

конкретизация полномочий государственных органов, осуществляющих государственное регулирование и управление в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг;

определение информации об оказываемых и (или) организуемых жилищно-коммунальных услугах, которую исполнитель, уполномоченное лицо по управлению общим имуществом совместного домовладения, товарищество собственников и организация застройщиков обязаны довести до сведения потребителя, а также порядок ее доведения.

регламентация деятельности уполномоченных лиц по управлению общим имуществом совместного домовладения, товариществ собственников и организаций застройщиков;

определение содержания договоров на управление общим имуществом совместного домовладения и на оказание жилищно-коммунальных услуг, а также условий их заключения, изменения и расторжения;

предоставление уполномоченному лицу по управлению общим имуществом совместного домовладения, товариществу собственников, организации застройщиков права на обращение с исковым заявлением в суд в целях защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.

О новациях проекта Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об электросвязи» депутатский корпус проинформировал член Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Юницын А.Ю.


Подготовка законопроекта была обусловлена необходимостью устранения пробелов в правовом регулировании при осуществлении контрольной (надзорной) деятельности за использованием на территории Республики Беларусь излучающих радиоэлектронных средств (РЭС) и высокочастотных устройств (ВЧУ) и приведением законодательства с положениями Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2017 г. № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности».

Законопроект предусматривает следующие новации:

уточнение полномочий Совета Министров Республики Беларусь и Министерства связи и информатизации Республики Беларусь в сфере использования РЭС и ВЧУ, а также международной правовой защиты радиочастотных присвоений Республики Беларусь;

уточнение перечня мер, направленных на пресечение правонарушений и осуществление контроля (надзора) за выполнением международных обязательств в рамках единой системы мероприятий по контролю (надзору) за использованием на территории Республики Беларусь излучающих РЭС и ВЧУ;

предоставление владельцам РЭС и (или) ВЧУ возможности снятия с регистрации РЭС и (или) ВЧУ всех назначений, находящихся на территории Республики Беларусь и являющихся источниками электромагнитного излучения;

определение субъектного состава лиц, обязанных осуществлять юридически значимые действия при регистрации и снятии с регистрации средств электросвязи.

Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Якубович Т.Р. рассказала о проекте Закона «Об изменении законов» (о географических указаниях).

Целью подготовки законопроекта является устранение устаревших норм и противоречий в Законе «О географических указаниях», установление единого подхода в правовом регулировании схожих объектов интеллектуальной собственности, приведение Закона в соответствие с нормами действующего в рамках Всемирной торговой организации Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, принятого в г. Марракеше 15 апреля 1994 года.

Проектом Закона, в частности:

раскрывается содержание исключительного права на географическое указание по аналогии с другими законами в сфере интеллектуальной собственности;

конкретизируются действия, признаваемые нарушением исключительного права на географическое указание, что будет способствовать повышению уровня охраны таких объектов;

более подробно регламентируются вопросы экспертизы заявки;

в интересах заявителей предусматривается возможность восстановления отдельных пропущенных ими сроков в ходе экспертизы заявки;

уточняются нормы, касающиеся прекращения действия регистрации географического указания и права пользования им, а также ответственности за нарушение законодательства о географических указаниях.

Проект Закона «Об охране и использовании торфяников» представила заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Наумчик А.А.

В своем докладе А.А.Наумчик отметила, что в законопроекте заложены правовые основы охраны и рационального использования торфяников в целях сохранения их средообразующих, водоохранных и иных функций, удовлетворения экономических и иных потребностей нынешнего и будущих поколений в этих ресурсах и реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Проектом Закона, в частности, определены:

основные принципы охраны и использования торфяников, которые учитывают международные обязательства Республики Беларусь и подходы, заложенные в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь;

права и обязанности землепользователей и пользователей водных объектов, земельные участки и (или) водные объекты которых расположены в границах торфяников;

права и обязанности граждан при посещении торфяников и осуществлении ими права общего пользования ресурсами торфяников;

права и обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении ими права специального пользования ресурсами торфяников;

полномочия должностных лиц и государственных органов в области сохранения и использования торфяников;

типы болот (верховое, переходное, низинное) и категории торфяников (естественные и нарушенные болота, осушенные земли с торфяными почвами, разрабатываемые торфяные месторождения, повторно заболоченные торфяники);

порядок распределения торфяников по направлениям использования, а также критерии возможности использования торфа в качестве различных видов сырья;

режимы охраны и использования естественных болот и их гидрологических буферных зон;

порядок установления границ торфяников и гидрологических буферных зон естественных болот;

требования в области охраны и использования торфяников при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

порядок экологической реабилитации торфяников;

вопросы научного обеспечения в области охраны и использования торфяников, инвентаризации, учета и мониторинга торфяников.

Кроме того, в проекте Закона отражены вопросы разработки государственных программ, стратегий, схем и других документов в области охраны и использования торфяников и управления ими.

Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Маркевич А.И. доложил о проекте Закона «О судебно-экспертной деятельности».

Законопроектом определяются правовые основы судебно-экспертной деятельности, в том числе ее научно-методического, материально-технического и иного обеспечения, закрепляются ее принципы, урегулирована система управления, унифицированы процессуальные основы проведения судебных экспертиз в уголовном, административном, гражданском и хозяйственном процессах в целях обеспечения защиты прав и законных интересов граждан при проведении судебных экспертиз, а также правовые основы ведения криминалистических учетов и коллекций.

В проекте Закона закрепляются общие положения, касающиеся порядка работы с объектами судебной экспертизы, в частности урегулированы вопросы порядка организации работы с объектами, которые не могут быть представлены в судебно-экспертную организацию либо индивидуальному предпринимателю ввиду их размеров, невозможности транспортировки и по иным объективным причинам.

В документе унифицированы права и обязанности судебного эксперта, определены единые требования содержания заключения судебного эксперта. При этом отмечены подходы к реализации экспертной инициативы путем закрепления в процессуальных кодексах Республики Беларусь права судебного эксперта об отражении в заключении выводов по обстоятельствам, относящимся к его компетенции, по поводу которых ему не были поставлены вопросы.

С учетом правоприменительной практики уточняются определения судебно-экспертной организации и судебно-экспертного подразделения.

Законопроектом определяются условия и места проведения судебной экспертизы, объектом которой является физическое лицо, права и обязанности физических лиц, в отношении которых проводится судебная экспертиза, гарантии прав и законных интересов названных лиц.

Проектом Закона предусмотрен ряд иных норм, регулирующих вопросы обеспечения судебно-экспертной деятельности.

С докладом по проекту Закона «Об изменении законов» (по вопросам технического нормирования и стандартизации) выступил заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по аграрной политике Лукашов А.И.

Проект Закона подготовлен в целях приведения положений законов «О техническом нормировании и стандартизации» и «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия» в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2017 г. № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности» и Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства».

Предлагаемые коррективы предусматривают:

предоставление права государственным организациям разрабатывать проекты технических регламентов Евразийского экономического союза;

проведение направленного на обеспечение качества безопасности выпускаемой или находящейся в обращении продукции государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации и технических регламентов Евразийского экономического союза;

проведение обязательной юридической экспертизы и включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь технических нормативных правовых актов, являющихся обязательными для соблюдения субъектами хозяйствования;

предоставление права субъектам хозяйствования при разработке технических условий на продукцию (работы, услуги) самостоятельно определять срок их действия.

введение термина «межлабораторные сравнительные испытания (межлабораторные сличения)» и иные дополнения, обусловленные приведением в соответствие с решением Евразийской экономической комиссии от 26 января 2016 г. № 12 «Об утверждении Порядка организации проведения межлабораторных сравнительных испытаний (межлабораторных сличений)»;

уточнение полномочий Совета Министров Республики Беларусь в части утверждения и регулирования административных процедур, а также издание нормативных правовых актов в сфере технического нормирования и стандартизации.

В ходе заседания парламентарии рассмотрели пять проектов законов о ратификации международных соглашений.

С докладом о проекте Закона «О присоединении Республики Беларусь к Конвенции для обеспечения международного единства и усовершенствования метрической системы» выступил заместитель Председателя Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь Барташевич Д.П., с содокладом — член Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Кирьяк Л.В.

Главной целью присоединения Республики Беларусь к Метрической конвенции является создание условий для признания на международном уровне результатов измерений, выполняемых на территории нашей страны.

Статус государства-участника Метрической конвенции дает ряд преимуществ, в том числе право голоса на заседаниях Генеральной конференции мер и весов, в которой до настоящего времени Республика Беларусь принимала участие с ограниченными правами. Полноправное участие страны в Метрической конвенции приведет к более системному и комплексному развитию обеспечения единства измерений. Государства-участники Метрической конвенции имеют возможность участия в международных сличениях национальных эталонов, что обеспечивает их признание на международном уровне, а также обращаться в Международное бюро мер и весов за консультациями по вопросам метрологической прослеживаемости, создания эталонов и их приобретения.

Первый заместитель Председателя Государственного таможенного комитета Республики Беларусь Орловский В.Н. представил проект Закона «О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года» (содокладчик — заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Шевцов Д.Е.).

Протокол предусматривает внесение изменений в Таможенный кодекс ЕАЭС в части расширения перечня лиц, в отношении которых не предусмотрено проведение досмотра личного багажа.

С докладами о проекте Закона «О ратификации Соглашения о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза» выступили заместитель Министра по налогам и сборам Республики Беларусь Шевченко С.А. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Сайганова Т.И.

Соглашение подписано в целях формирования единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках ЕАЭС.

Основными задачами Соглашения являются:

создание условий, исключающих использование различных схем уклонения от уплаты таможенных и налоговых платежей;

подтверждение законности оборота товаров при их перемещении с территории одного государства-члена ЕАЭС на территорию другого государства-члена ЕАЭС;

обеспечение контроля за операциями, связанными с оборотом товаров.

В рамках реализации Соглашения в Беларуси будет создана национальная система обеспечения прослеживаемости товаров на базе электронных товарно-транспортных и товарных накладных субъектов хозяйствования.

Заместитель Министра транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Иванов А.Н. доложил о проекте Закона «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Польша о строительстве нового автодорожного пограничного мостового объекта через реку Западный Буг на пограничном автодорожном переходе Домачево — Словатичи на белорусско-польской государственной границе».

С содокладом выступил председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Рыбак А.А.

Законопроект разработан в целях выполнения внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу вышеназванного Соглашения.

А.Н.Иванов также представил проект Закона «О ратификации Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Молдова о международном автомобильном сообщении от 9 апреля 1994 года» (содокладчик — член Постоянной комиссии Палаты представителей по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Остапюк Е.И.).

Предлагаемые Протоколом изменения предусматривают отмену разрешений, выдаваемых компетентными органами государств Договаривающихся Сторон, при осуществлении перевозки грузов, а также при осуществлении нерегулярных перевозок пассажиров между Республикой Беларусь и Республикой Молдова или транзитом по их территориям.

Следующее заседание Палаты представителей шестого созыва состоится 27 ноября 2019 года.


Все новости
Главные новости
Все новости Законодательная деятельность Международная деятельность Общественно-политическая деятельность