Рус Бел Eng

Информационно-аналитическое управление

Почтовый адрес: 220010, Республика Беларусь, г. Минск,
ул. Советская, 11.

Факс:  +375 (17) 222-32-13
Тел.:    +375 (17) 222-64-75         

Электронная почта: inform@house.gov.by

21.02.2023

21 февраля 2023 года на заседании Палаты представителей рассмотрены 10 вопросов.

В первом чтении парламентарии приняли три законопроекта.

О проекте Закона «Об изменении законов по вопросам социального обслуживания» доложили Министр труда и социальной защиты Республики Беларусь Костевич И.А. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам Супранович И.А.

Основной целью законопроекта является обеспечение доступности и качества социальных услуг, создание условий для максимально длительного проживания нетрудоспособных граждан в привычной для них среде, в том числе путем организации долговременного ухода, а также приоритетность развития стационарозамещающих форм социального обслуживания.

Так, проектом Закона предусматривается:

дополнение понятийного аппарата терминами «вид социальных услуг», «государственное учреждение социального обслуживания», «объект социального обслуживания», «получатель социальных услуг», «поставщик социальных услуг», «уход», «физическое лицо, оказывающее социальные услуги», «форма социального обслуживания»;

дополнение новых принципов социального обслуживания: приоритетность сохранения условий пребывания граждан в привычной благоприятной домашней среде, развитие стационарозамещающих форм социального обслуживания;

определение перечня государственных учреждений социального обслуживания, а также изменение наименований («дома-интернаты для престарелых и инвалидов» — на «социальные пансионаты»; «дома-интернаты для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития» — на «детские социальные пансионаты»; «специальные дома для ветеранов, престарелых и инвалидов» — на «дома сопровождаемого проживания»);

создание Реестра поставщиков социальных услуг, т.е. формирование системы организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в области социального обслуживания (государственных и негосударственных), и организация их учета. Оказание социальных услуг без включения в реестр не допускается;

организация на безвозмездной основе подвоза работников в государственные учреждения социального обслуживания, осуществляющие стационарное социальное обслуживание, либо компенсация этим работникам расходов на проезд в случае отсутствия перевозок пассажиров транспортом общего пользования за счет средств местных исполнительных и распорядительных органов;

организация на безвозмездной основе подвоза отдельных категорий получателей социальных услуг (инвалидов I и II группы, лиц с особенностями психофизического развития в возрасте до 18 лет, а также лиц, имеющих умеренно выраженные, выраженные ограничения способности к передвижению) на специально оборудованном транспорте;

внедрение оценки индивидуальной нуждаемости граждан в социальном обслуживании — подбор необходимых гражданину формы социального обслуживания, видов, перечня и объема социальных услуг, предоставляемых государственными учреждениями социального обслуживания, а также физическими лицами в рамках договоров оказания социальных услуг;

закрепление прав и обязанностей поставщиков социальных услуг;

изменение подходов к выплате пособия по уходу за инвалидами первой группы либо престарелыми (старше 80 лет) и трансформация института пособия по уходу в систему социального обслуживания с выплатой вознаграждения;

организация выплаты пенсий гражданам преимущественно через банки. Право получать по желанию пенсию через почту или организацию по доставке пенсий (платные для пенсионной системы способы доставки пенсий) будет сохранено только для объективно нуждающихся в этом граждан — лиц в возрасте старше 70 лет (в сельской местности — старше 65 лет), а также инвалидов 1 и 2 группы.

Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь Худык А.П. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Хлобукин И.К. представили проект Закона «Об изменении законов по вопросам государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду».

Законопроектом вносятся изменения в Закон «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» и Водный кодекс Республики Беларусь.

Внесение изменений в Закон «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» обусловлено необходимостью приведения его положений в соответствие с предписаниями более поздних законодательных актов, а также урегулирования общественных отношений по вопросам проведения государственной экологической экспертизы, оценки воздействия на окружающую среду и стратегической экологической оценки.

Проектом Закона дополняется определение термина «планируемая хозяйственная и иная деятельность» такими видами строительной деятельности, как техническая модернизация, снос объектов, а также уточняется, каким образом оказывается воздействие на окружающую среду.

В связи с тем, что разработчиками проектной документации, представляемой для проведения экологической экспертизы, являются не только проектные организации, но и индивидуальные предприниматели, уточнены субъекты правоотношений в области проведения государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду: к ним отнесены разработчики проектной документации и индивидуальные предприниматели.

С учетом практики применения актуализирован перечень объектов, подлежащих оценке воздействия на окружающую среду, государственной экологической экспертизе, а также стратегической экологической оценке.

В частности, из объектов, подлежащих оценке воздействия на окружающую среду, исключены объекты научных организаций для выполнения научно-исследовательских и иных работ, объекты оборонной, военной инфраструктуры и др. Соответственно документация на данные объекты не будет подлежать государственной экологической экспертизе.

Кроме того, не будет подлежать государственной экологической экспертизе предпроектная (прединвестиционная) документация и проектная документация на застройку территории садоводческих товариществ, для объектов санаторно-курортных организаций, размещение которых предусматривается в границах курортов и др.

Стратегической экологической оценке не будут подлежать градостроительные проекты общего планирования, а соответственно не будет необходимости проводить общественные обсуждения этих проектов. При этом права граждан нарушены не будут, так как проведение общественных обсуждений этих проектов осуществляется также в соответствии с законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

Внесение изменений в Водный кодекс Республики Беларусь в части требований, предъявляемых при выполнении работ на поверхностных водных объектах, связано с исключением объектов оборонной, военной инфраструктуры, объектов инфраструктуры Государственной границы Республики Беларусь из объектов, для которых проводится оценка воздействия на окружающую среду и соответственно государственная экологическая экспертиза.

Принятие проекта Закона будет способствовать повышению эффективности системы планирования и обеспечения экологической безопасности в Республике Беларусь, а также реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь также выступил с докладом о проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха» (содокладчик — член Постоянной комиссии Палаты представителей по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Долгошей Т.С.).

В законопроекте вводятся новые термины и их определения «автоматизированная система контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух», «норма выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух», «специфические загрязняющие вещества», «экологическая информация в области охраны атмосферного воздуха».

В новой редакции изложены положения законопроекта, касающиеся нормирования в области охраны атмосферного воздуха, разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, комплексного природоохранного разрешения, зон воздействия.

Уточнены положения, касающиеся правового регулирования отношений в области охраны атмосферного воздуха, полномочий Совета Министров Республики Беларусь в части установления порядка выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, комплексных природоохранных разрешений, а также полномочий Министерства здравоохранения в части предоставления права на установление классов опасности загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

Изменен подход отнесения к категориям объектов воздействия на атмосферный воздух, предложено определять данные категории на основании:

уровней воздействия на атмосферный воздух видов хозяйственной и иной деятельности;

классов опасности загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух,

вероятности наступления на объекте воздействия на атмосферный воздух событий, имеющих неблагоприятные последствия для качества атмосферного воздуха, определяемой на основании используемых или хранящихся на этом объекте воздействия на атмосферный воздух легколетучих, взрывоопасных, пожароопасных или токсичных веществ.

В новой редакции изложены положения, касающиеся требований в области охраны атмосферного воздуха при возведении, реконструкции и вводе (приемке) в эксплуатацию объектов хозяйственной и иной деятельности, связанной с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Предлагается закрепить обязанность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, проводить инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ, в ходе которой будут проверяться и документально подтверждаться соответствие выбросов загрязняющих веществ нормативам допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разработанным в составе проектной документации.

Порядок согласования акта инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух будет устанавливаться Советом Министров Республики Беларусь.

Согласование актов инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух будет способствовать установлению достоверных величин выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и своевременной корректировке субъектами хозяйствования актов инвентаризации, в случаях выявления территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды неточностей в расчетах выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.


В двух чтениях депутаты приняли проект Закона «Об изменении законов», о котором доложили заместитель Председателя Комитета государственной безопасности Республики Беларусь Гладышев С.С. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Маркевич А.И.


Законопроект направлен на приведение Кодекса Республики Беларусь об образовании и законов Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле» и «Об экспортном контроле» в соответствие с положениями Конституции Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 27 февраля 2022 г.), Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь» и других законодательных актов.

Кроме того, Кодекс Республики Беларусь об образовании предлагается дополняется статьей «Создание условий для организации питания педагогических и иных работников учреждений образования», предусматривающей право работников государственных учреждений дошкольного, общего среднего и специального образования питаться в объектах общественного питания по месту их работы и наделение Правительства компетенцией на установление порядка организации такого питания.

Во втором чтении принят проект Закона «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности», который представил заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Дубов А.В.


Законопроект направлен на повышение эффективности выполнения уголовным законодательством задач по охране мира и безопасности, прав и свобод граждан, общественных и государственных интересов, правопорядка и конституционного строя Республики Беларусь, по предупреждению преступлений, воспитанию граждан в духе соблюдения законодательства Республики Беларусь. Проект Закона позволит результативней реализовывать комплекс мер, направленных на выявление экстремистских и террористических структур и противодействие им, на противодействие попыткам иностранных спецслужб вовлечь белорусских граждан в деятельность, направленную на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь.

Проектом Закона вносятся корректировки в Уголовный кодекс Республики Беларусь и Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь.

В частности, законопроектом предусматриваются:

возможность применения исключительной меры наказания в виде смертной казни к должностным лицам, занимающим государственную должность, и лицам, на которых распространяется статус военнослужащего, совершившим преступление, предусмотренное статьей 356 УК «Измена государству»;

возможность применения наказания в виде штрафа за совершение преступлений против мира и безопасности человечества, общественной безопасности, безопасности движения, здоровья населения и государства; увеличение размера штрафа за совершение таких преступлений до пятидесяти тысяч базовых величин. В действующем УК максимальный размер штрафа составляет пять тысяч базовых величин;

освобождении от уголовной ответственности лиц, участвовавших в приготовлении к преступлениям, предусмотренным статьями 125 и 360 УК («Нападение на учреждения, пользующиеся международной защитой» и «Диверсия»), если они своевременным предупреждением государственных органов или иным образом оказали содействие в предотвращении этих преступлений;

дополнение УК статьей 289-1 «Пропаганда терроризма», что значительно усилит превентивный потенциал этого кодекса, поскольку будет способствовать предотвращению распространения информации, реабилитирующей терроризм, и недопущению признания практики и идеологии терроризма;

дополнение УК статьей 375-2 «Нарушение требований по защите государственных секретов», которая предусматривает уголовную ответственность за умышленное незаконное перемещение носителя государственных секретов с секретами Республики Беларусь либо иностранных государств, переданных Республике Беларусь, за ее пределы;


увеличение до десяти суток срока, на который может быть задержано лицо по непосредственно возникшему подозрению в совершении следующих преступлений: «Измена государству», «Заговор или иные действия, совершенные с целью захвата государственной власти», «Шпионаж», «Агентурная деятельность», «Акт терроризма в отношении государственного или общественного деятеля», «Диверсия» (статьи УК с 356 по 360); также увеличивается до двадцати суток и срок, в течение которого таким лицам должно быть предъявлено обвинение. Это вызвано тем, что зачастую по этим составам преступлений помимо процессуального закрепления доказательств на начальной стадии активно проводятся оперативно-розыскные мероприятия, на осуществление которых трех суток бывает недостаточно;

уточнение квалифицирующих признаков отдельных преступлений террористической направленности, преступлений против мира и безопасности человечества, порядка управления и других; в частности, диспозиция статьи 369-1 УК «Дискредитация Республики Беларусь» дополняется квалифицирующим признаком, предусматривающим установление ответственности за распространение заведомо ложных сведений, дискредитирующих Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования, военизированные организации Республики Беларусь.

Законопроект также дополнен положением о наделении Совета Министров Республики Беларусь полномочием определять порядок функционирования комнаты для допросов детей, в отношении которых были совершены преступления против личной свободы, чести и достоинства, жизни и здоровья, половой неприкосновенности или половой свободы (корректировка части 2-1 статьи 221 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь).

В ходе заседания были рассмотрены три законопроекта о ратификации международных соглашений.


С докладами по проекту Закона «О ратификации Соглашения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения» выступили Министр внутренних дел Республики Беларусь Кубраков И.В. и председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Комаровский И.С.


Соглашение предусматривает взаимное признание решений по всем нарушениям в области безопасности дорожного движения, в том числе зафиксированным с использованием специальных технических средств с функцией фотофиксации, а также предполагает обмен данными по электронным каналам связи, что упростит взаимодействие.

В соответствии с Соглашением исполнение решений по делам об административных правонарушениях, принятых судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать такие дела, а также оспаривание исполнительных действий и (или) мер принудительного исполнения осуществляются в порядке, установленном законодательством стороны Соглашения, на территории которой исполняются решения.

Вместе с тем законодательство Республики Беларусь, в частности, Закон «Об исполнительном производстве» не регламентирует порядок исполнения решений по делам об административных правонарушениях, принятых государственными органами (должностными лицами) иностранных государств.


В связи с изложенным в целях реализации Соглашения проектом Закона определен порядок исполнения на территории Республики Беларусь решений по делам об административных правонарушениях, принятых компетентными органами (должностными лицами) Российской Федерации.

И.В.Кубраков также представил проект Закона «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в борьбе с преступностью» (содокладчик —заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Саракач А.И.).


Соглашение направлено на актуализацию и развитие двусторонней договорно-правовой базы сотрудничества в области борьбы с преступностью. Так, расширяются области и направления взаимного сотрудничества, увеличивается перечень компетентных органов, осуществляющих сотрудничество.

Сотрудничество будет реализовано в формах:

исполнения запросов об оказании содействия;

обмена информацией о совершенных или готовящихся преступлениях, а также принятие мер, необходимых для их предотвращения;

обмена оперативной, справочной, криминалистической и иной информацией, представляющей взаимный интерес;

обмена законодательной и другой правовой информацией, научной и специальной литературой;

оказания содействия в подготовке и повышении квалификации кадров.

С докладом по проекту Закона «О ратификации Соглашения о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в противодействии коррупции» выступил заместитель Генерального прокурора Республики Беларусь Хмарук С.К., с содокладом — заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по аграрной политике Кравцов С.В.


Соглашением в целях повышения эффективности национальных усилий и сотрудничества сторон в сфере противодействия коррупции определены терминология, основные направления и формы сотрудничества, защита участников уголовного судопроизводства и лиц, оказывающих содействие в борьбе с коррупцией.

В частности, основными задачами являются выработка и реализация согласованной политики, совместных программ и мероприятий по противодействию коррупции, совершенствование правовой базы, объединение усилий для преодоления угрозы дальнейшего роста числа коррупционных преступлений и правонарушений, обеспечение информационного обмена в сфере противодействия коррупции.


В соответствии с Соглашением основными направлениями и формами сотрудничества будут являться оказание содействия по делам о коррупционных преступлениях и правонарушениях; проведение скоординированных и (или) согласованных оперативно-розыскных, оперативно-профилактических мероприятий и операций в сфере противодействия коррупционным преступлениям; осуществление сотрудничества в сфере розыска, задержания и выдачи лиц, совершивших коррупционные преступления; обеспечение правовой защиты и поддержки физических лиц и организаций, участвующих в противодействии коррупции; создание и использование информационных систем в сфере противодействия коррупции; разработка и реализации стратегий, программ и планов и др.

Каждая сторона принимает нормативные правовые акты или иные меры, направленные, в частности, на введение антикоррупционных стандартов, совершенствование механизма антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, развитие институтов государственного и общественного контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства.

Предусматривается, что сотрудничество осуществляется через компетентные органы, перечень которых определяется каждым государством в соответствии со своим законодательством.

Взаимодействие компетентных органов в рамках Соглашения осуществляется посредством направления и исполнения запросов об оказании содействия, а также путем предоставления информации.

На безвозмездной основе по запросам предоставляются сведения, имеющиеся в оперативно-справочных, розыскных, криминалистических и иных учетах, архивах, а также осуществляется обмен научно-техническими, информационно-аналитическими материалами и иная информация, необходимая для осуществления противодействия коррупции.

Компетентными органами Республики Беларусь, на которые возлагается реализация Соглашения, определяются Генеральная прокуратура, Комитет государственной безопасности и Министерство внутренних дел.

Депутатский корпус также рассмотрел кадровый вопрос. Парламентарии дали согласие на освобождение О.В.Петрашовой от должности заместителя председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам и назначение на должность заместителя председателя этой комиссии В.А.Назаренко.

22 февраля 2023 года в соответствии со статьей 97 Конституции Республики Беларусь парламентарии соберутся на совместное заседание Совета Республики и Палаты представителей, чтобы заслушать информацию Генерального прокурора Республики Беларусь о результатах деятельности.


Все новости
Главные новости
Все новости Законодательная деятельность Международная деятельность Общественно-политическая деятельность

220010, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Советская, 11

Отдел по организации работы с документами
Тел.: (017) 222 32 62
Факс: (017) 327 37 84
E-mail: kc1@house.gov.by

Отдел по работе с обращениями граждан и юридических лиц
Тел.: (017) 222 62 52
          (017) 222 63 58

Направить электронное обращение в адрес Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и ее Секретариата вы можете здесь

Пресс-служба
Тел./Факс: (017) 222 64 75
E-mail: inform@house.gov.by