Информационно-аналитическое управление

Почтовый адрес: 220010, Республика Беларусь, г. Минск,
ул. Советская, 11.

Факс:  +375 (17) 222-32-13
Тел.:    +375 (17) 222-64-75
             +375 (44) 755-22-94

Электронная почта: inform@house.gov.by

21.12.2010

21 декабря 2010 года во второй половине дня на заседании Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь депутатским корпусом был ратифицирован пакет международных договоров по формированию Единого экономического пространства.

Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь Кобяков А.В. представил парламентариям 18 международных договоров по формированию Единого экономического пространства (далее –– ЕЭП). Он напомнил, что план действий по формированию ЕЭП Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации был подписан президентами трех стран 19 декабря 2009 года в г. Астане. На сегодняшний день тремя государствами подписан весь пакет соглашений по формированию ЕЭП.

 

По словам Заместителя Премьер-министра Республики Беларусь, с образованием ЕЭП создается рынок со свободным движением товаров, капитала, рабочей силы и услуг. Правовая база ЕЭП обеспечивает создание благоприятных условий для инвестиций, проведение единой конкурентной политики, установление общих правил в области регулирования деятельности естественных монополий, унификацию практики предоставления субсидий, отказ от антидемпинговых и иных защитных мер, гармонизацию технических и регулирующих стандартов и регламентов и иных нетарифных барьеров, упрощение трудовой миграции. При этом пакет соглашений по формированию ЕЭП подготовлен и подписан с учетом норм и правил Всемирной торговой организации (ВТО).

 

В числе ратифицированных депутатами Палаты представителей документов:

 

Соглашение о согласованной макроэкономической политике, основные направления которой включают: обеспечение макроэкономической стабильности и развития экономики Сторон для углубления интеграции в рамках ЕЭП; формирование единых принципов функционирования экономики Сторон и обеспечение их эффективного взаимодействия; согласование параметров основных макроэкономических показателей Сторон для повышения устойчивости экономического развития и создания условий перехода на более высокие ступени экономической интеграции; разработку общих принципов и ориентиров для прогнозирования социально-экономического развития Сторон;

 

Соглашение о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала. Для реализации этого договора Стороны будут осуществлять необходимые меры в банковской сфере, на валютном рынке, на рынке ценных бумаг и в сфере страхования. В частности, в банковской сфере предусмотрены следующие меры: гармонизация законодательства Сторон по вопросу создания и приобретения долей (акций) в уставном капитале кредитных организаций инвесторами Сторон; гармонизация подходов к регулированию рисков на финансовом рынке в соответствии с международными стандартами; организация обмена информацией между уполномоченными органами Сторон по вопросам регулирования и развития банковской сферы. На валютном рынке осуществляются следующие меры: организация обмена информацией между уполномоченными органами Сторон по вопросам регулирования и развития валютного рынка; создание эффективной инфраструктуры для проведения конверсионных операций с национальными валютами Сторон в целях расширения их использования во внешнеторговых платежах и расчетах; гармонизация принципов и правил установления обменных курсов национальных валют Сторон. В свою очередь на рынке ценных бумаг осуществляются такие меры: организация обмена информацией между уполномоченными органами Сторон по вопросам регулирования рынка ценных бумаг и иных финансовых инструментов; гармонизация законодательства Сторон в области регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг; гармонизация требований к процедуре эмиссии (порядку выпуска) ценных бумаг эмитентов Сторон; гармонизация требований законодательства Сторон к размещению и обращению ценных бумаг иностранных эмитентов на национальных рынках. В сфере страхования осуществляются следующие меры: организация обмена информацией между уполномоченными органами Сторон по вопросам регулирования страхового рынка; гармонизация страхового законодательства Сторон, а также требований и подходов к страховому надзору и регулированию страховой деятельности с учетом положений международных правил и стандартов; сотрудничество в области сближения регулятивных норм в сфере обязательного страхования, перестрахования, посреднической деятельности при осуществлении страхования; согласование единых требований по защите прав и интересов потребителей страховых услуг; согласование единых принципов и подходов к определению платежеспособности и финансовой устойчивости страховых (перестраховочных) организаций;

 

Соглашение о согласованных принципах валютной политики, которым предусмотрено, что Стороны разрабатывают и проводят валютную политику на основе следующих принципов: осуществление гармонизации и сближения подходов к формированию и проведению валютной политики поэтапно и в том объеме, в каком это соответствует сложившимся макроэкономическим потребностям интеграционного сотрудничества; создание необходимых организационно-правовых условий на национальном и межгосударственном уровнях для развития интеграционных процессов в валютной сфере, координации и согласования валютной политики; проведение экономической политики, направленной на повышение доверия к национальным валютам Сторон как на внутреннем валютном рынке каждого государства –– участника Соглашения, так и на международных валютных рынках. Кроме того, предусмотрено, что Стороны не предпринимают действий в валютной сфере, которые могут негативно повлиять на развитие интеграционных процессов, а в случае их вынужденного применения стремятся минимизировать последствия таких действий;

 

Соглашение о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий. Целью Соглашения является создание правовых основ для формирования и установления единых принципов и общих правил регулирования деятельности субъектов естественных монополий государств Сторон для обеспечения баланса интересов потребителей, субъектов естественных монополий и общества, обеспечивающих доступность услуг, реализуемых субъектами естественных монополий, эффективность функционирования и развития субъектов естественных монополий в государствах Сторон, и гармонизации на их основе национального законодательства Сторон в области регулирования деятельности субъектов естественных монополий;

 

Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции, которое направлено на формирование Сторонами единой конкурентной политики для обеспечения свободного перемещения товаров, услуг и капитала, свободы экономической деятельности и эффективного функционирования товарных рынков на единой таможенной территории государств –– участников Таможенного союза, гармонизации законодательства Сторон в области конкурентной политики и недопущения действий, способных оказать негативное влияние на взаимную торговлю Сторон. В частности, Соглашением устанавливаются единые принципы и правила конкуренции, обеспечивающие выявление и пресечение антиконкурентных действий на территории Сторон и действий, оказывающих негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках на территории двух и более Сторон;

 

Соглашение о единых правилах предоставления промышленных субсидий. Правительства Беларуси, Казахстана и России согласились об установлении единых правил предоставления субсидий на территории стран –– участниц Соглашения в отношении промышленных товаров. Нормы Соглашения регулируют предоставление субсидий, в том числе при предоставлении или получении услуг, которые непосредственно связаны с производством, сбытом и потреблением товаров;

 

Соглашение о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства, которое будет способствовать дальнейшему развитию взаимовыгодной, справедливой и ориентированной на рынок системы торговли сельскохозяйственной продукцией и согласованности позиций государств –– членов Таможенного союза при присоединении к Всемирной торговой организации;

 

Соглашение о государственных (муниципальных) закупках, которое разработано в целях развития экономического сотрудничества и расширения торгово-экономических связей Сторон и направлено на гармонизацию законодательств государств Сторон в области государственных и (или) муниципальных закупок. В Соглашении даны определения используемых понятий, указана сфера действия этого международного договора, закреплены требования к сфере закупок, особенности обеспечения национального режима. Кроме того, установлены следующие способы проведения закупок: конкурс (открытый); запрос ценовых предложений (запрос котировок), в случае если это предусмотрено законодательством государства Стороны о закупках; аукцион (открытый); биржевые торги, в случае если это предусмотрено законодательством государства Стороны о закупках; закупки из одного источника, либо у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), либо с применением особенностей размещения конкретной закупки на основании акта Стороны, в случае если это предусмотрено законодательством государства Стороны о закупках. Также прописаны требования к поставщикам и потенциальным поставщикам, требования к товарам (работам, услугам), требования к членам комиссий (в том числе конкурсной, аукционной и котировочной) и иные вопросы;

 

Соглашение о торговле услугами и инвестициях в государствах –– участниках Единого экономического пространства. Этот международный договор будет способствовать созданию условий для расширения взаимной торговли услугами и повышения уровня ее либерализации, установлению единых принципов и правил для взаимной торговли услугами в государствах –– участниках ЕЭП в целях содействия экономическому росту Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Кроме того, Соглашение направлено на создание благоприятных условий для инвестирования средств лицами государства одной Стороны на территориях государств других Сторон;

 

Соглашение о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности, которое направлено на унификацию принципов регулирования в сфере охраны и защиты результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации товаров, работ и услуг, которые охраняются национальным законодательством Сторон. Правительства Беларуси, Казахстана и России выразили намерение развивать торгово-экономическое, промышленное, культурное и научно-техническое сотрудничество, действовать исходя из необходимости реализации согласованной системы мер, направленных на охрану и защиту прав интеллектуальной собственности и борьбу с международной торговлей контрафактными товарами. Соглашение будет способствовать созданию благоприятных условий для формирования Единого экономического пространства и Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации путем организации единой скоординированной системы охраны и защиты прав интеллектуальной собственности;

 

Соглашение о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, целями которого являются определение основных принципов и мероприятий, направленных на формирование общих рынков нефти и нефтепродуктов государств –– участников ЕЭП, а также развитие конкуренции на этих рынках. Под общим рынком нефти и нефтепродуктов ЕЭП в настоящем Соглашении понимается определяемая договорно-правовой базой Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества и Единого экономического пространства совокупность торгово-экономических отношений хозяйствующих субъектов государств –– участников ЕЭП в сфере добычи, транспортировки, поставки, переработки и сбыта нефти и нефтепродуктов на территориях государств –– участников ЕЭП, необходимых для удовлетворения потребностей в них данных государств;

 

Соглашение о правилах доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики. Целью этого международного договора является установление правил доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики для удовлетворения потребностей государств –– участников ЕЭП. Доступ к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа предоставляется в соответствии с условиями Соглашения только в отношении газа, происходящего с территории государств –– участников ЕЭП. Положения этого Соглашения не распространяются на отношения доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа применительно к газу, происходящему с территорий государств, не являющихся участниками ЕЭП, и на отношения в сфере транспортировки газа за пределы ЕЭП и из-за его пределов;

 

Соглашение о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики, разработано в следующих целях: обеспечение доступа потребителей государств Сторон к услугам железнодорожного транспорта при осуществлении перевозок по территории государства каждой Стороны на условиях не менее благоприятных, чем условия, созданные для потребителей государства этой каждой Стороны; соблюдение баланса экономических интересов между потребителями услуг железнодорожного транспорта и организациями железнодорожного транспорта Сторон; обеспечение условий для доступа организаций железнодорожного транспорта государства одной Стороны на внутренний рынок услуг железнодорожного транспорта государства другой Стороны;

 

Соглашение о порядке уплаты и зачисления вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) при вывозе с территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории Таможенного союза нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти. Данный международный договор определяет порядок уплаты (взыскания), возврата вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) в отношении нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти, вывозимых за пределы таможенной территории Таможенного союза с территории Республики Беларусь. Документ также регулирует вопросы уплаты  (взыскания), возврата  пеней за неуплату или уплату не в полном объеме сумм вывозных таможенных пошлин в случаях, установленных таможенным законодательством Таможенного союза, законодательством Республики Беларусь и данным Соглашением. Отмечено, что Соглашение не распространяется на уплату (взыскание), возврат вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) в отношении нефти сырой, добытой на территории Республики Беларусь и вывозимой с ее территории за пределы таможенной территории Таможенного союза;

 

Соглашение об обеспечении доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики, включая основы ценообразования и тарифной политики. В соответствии с данным Соглашением правительства трех государств подтвердили стремление развивать взаимовыгодное сотрудничество в сфере производства и передачи электрической энергии, выразили готовность к равноправному сотрудничеству в области электроэнергетики на основе взаимного доверия и невмешательства в управление электроэнергетическими системами государств Сторон, а также стремление содействовать формированию общего электроэнергетического рынка государств –– участников ЕЭП. В Соглашении, в частности, закреплены используемые в нем основные понятия и определения, принципы взаимодействия в области электроэнергетики и принципы обеспечения беспрепятственного доступа к услугам субъектов естественных монополий в этой области. Кроме того, урегулированы вопросы, касающиеся мер обеспечения и практической реализации беспрепятственной межгосударственной передачи электрической энергии (мощности), а также определен перечень составляющих, связанных с осуществлением межгосударственной передачи электрической энергии (мощности), не включаемых в тарифы субъектов естественных монополий, и закреплены принципы ценообразования (тарифообразования) на услуги субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики;

 

Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации, которым предусмотрено, в частности, что Стороны будут проводить согласованную политику в области технического регулирования, руководствуясь положениями Соглашения о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер от 25 января 2008 года. Технические регламенты Таможенного союза имеют прямое действие на таможенной территории Таможенного союза. Оценка (подтверждение) соответствия выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза осуществляется до выпуска ее в обращение. Стороны обеспечивают обращение продукции, соответствующей требованиям технических регламентов Таможенного союза, на своей территории без предъявления дополнительных по отношению к содержащимся в техническом регламенте Таможенного союза требований к такой продукции и без проведения дополнительных процедур оценки (подтверждения) соответствия;

 

Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств, в соответствии с которым Стороны будут осуществлять взаимодействие по таким направлениям, как разработка и реализация согласованной политики по противодействию нелегальной трудовой миграции; осуществление согласованных мер в отношении нелегальных трудящихся мигрантов, физических и юридических лиц, организующих и (или) оказывающих содействие нелегальной трудовой миграции. В частности, Стороны намерены согласовывать общие подходы и принципы в сфере противодействия нелегальной трудовой миграции; выявлять и вести учет нелегальных трудящихся-мигрантов; выявлять и пресекать каналы и структуры, организующие или оказывающие содействие нелегальной трудовой миграции. Кроме того, Стороны будут осуществлять мониторинг объемов нелегальной трудовой миграции; разработку и совершенствование механизма высылки (выдворения, депортации) нелегальных трудящихся-мигрантов; выработку согласованных мер, ограничивающих въезд с целью осуществления трудовой деятельности на территории государств Сторон, ранее высланных (выдворенных, депортированных) лиц; реализацию мер, направленных на предотвращение распространения недостоверной информации в сфере трудовой миграции;

 

Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей, которое определяет правовой статус трудящихся-мигрантов и членов их семей, а также регулирует порядок осуществления трудящимися-мигрантами трудовой деятельности и вопросы, связанные с их социальной защитой. В рамках этого международного договора деятельность, связанная с привлечением трудящихся-мигрантов, осуществляется работодателями государств Сторон без учета ограничений по защите национального рынка труда, а трудящимся-мигрантам не требуется получение разрешений на осуществление трудовой деятельности на территориях государств Сторон.

 

В ходе заседания Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь Кобяков А.В. ответил на уточняющие вопросы депутатов.

 

22 декабря 2010 года состоится заседание Палаты представителей и закрытие шестой сессии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.

 

Все новости
Главные новости
Все новости Законодательная деятельность Международная деятельность Общественно-политическая деятельность