САЙТ РАБОТАЕТ В ТЕСТОВОМ РЕЖИМЕ
21.06.2017

21 июня 2017 года состоялось заседание Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, на котором было рассмотрено девять вопросов.

Парламентарии приняли пакет законопроектов об утверждении отчетов об исполнении в 2016 году республиканского бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, бюджета государственного внебюджетного фонда Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь и бюджета государственного внебюджетного фонда гражданской авиации.


Об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2016 год рассказали Министр труда и социальной защиты Республики Беларусь Костевич И.А. и заместитель Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь Курлыпо А.М. (содокладчик — член Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Нижевич Л.И.).

Бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь утвержден Законом Республики Беларусь «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2016 год» по доходам в объеме 12 335,1 млн. рублей, по расходам — 12 123,0 млн. рублей, с превышением доходов над расходами за счет средств профессионального пенсионного страхования в сумме 212,1 млн. рублей.

В процессе исполнения бюджета фонда его показатели были уточнены Указом Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2016 г. № 509 «Об уточнении отдельных показателей бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2016 год». В результате внесенных изменений доходы бюджета фонда уменьшены на 509,6 млн. рублей, расходы — на 519,9 млн. рублей.

Необходимость принятия названного Указа была обусловлена уточнением отдельных доходов и расходов бюджета фонда с учетом ожидаемой динамики заработной платы в республике, а также итогов исполнения бюджета фонда за девять месяцев 2016 года.

В результате с учетом уточнений бюджет фонда на 2016 год утвержден по доходам в сумме 11 825,5 млн. рублей, по расходам – 11 603,1 млн. рублей, с превышением доходов над расходами в сумме  222,4 млн. рублей.

За 2016 год доходы бюджета фонда составили 11 749,2 млн. рублей, или 99,4 процента от уточненного годового плана, расходы – 11 542,1 млн. рублей, или 99,5 процента от уточненного плана.

В целом за 2016 год бюджет фонда исполнен с профицитом в сумме 207,1 млн. рублей.

Основным источником доходов бюджета фонда являются взносы на государственное социальное страхование.

За 2016 год в бюджет фонда поступило обязательных страховых взносов 9 995,2 млн. рублей, или 100,02 процента уточненного годового плана.

Поступление взносов на профессиональное пенсионное страхование составило 95,6 млн. рублей, или 101,7 процента уточненного плана.

Кроме того, в 2016 году на возмещение расходов бюджета фонда на выплату государственных пособий семьям, воспитывающим детей, пенсий государственным служащим, пенсий за особые заслуги перед республикой, пенсий военнослужащим срочной венной службы и членам их семей, социальных пенсий, отдельных видов доплат, трудовых пенсий получено субвенций из республиканского бюджета в сумме 1 419,3 млн. рублей, или в 2,4 раза больше, чем утверждено Законом Республики Беларусь «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2016 год», что составило 12,1 процента доходной части бюджета фонда.

Неналоговые доходы бюджета фонда составляют 239,1 млн. рублей, или 101,1 процента уточненного годового плана.

Расходы бюджета фонда в 2016 году составили 11 542,1 млн. рублей, или 99,5 процента уточненного плана.

Расходы средств бюджета фонда в 2016 году предусматривались на выплату пенсий, пособий по временной нетрудоспособности, материнству, семейных пособий, на оказание материальной помощи нуждающимся пожилым и нетрудоспособным гражданам, а также на финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения и развитию учреждений социального обслуживания; санаторно-курортного лечения и оздоровления; специализированных учебно-спортивных учреждений Федерации профсоюзов Беларуси; деятельности фонда и иных расходов.

Фактические расходы бюджета фонда в 2016 году сложились в сумме 11 542,1 млн. рублей, или 95,2 процента к утвержденному плану и 99,5 процента к уточненному плану.

Наибольший удельный вес в расходах бюджета фонда составляют расходы на выплату пенсий (8 853,6 млн. рублей, или 76,7 процента) и пособий (2 451,0 млн. рублей, или 21,2 процента).

В 2016 году произведен перерасчет трудовых пенсий в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «О повышении пенсий» от 13 октября 2016 года № 364 с 1 декабря 2016 года.

Кроме того, в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения четырежды (в феврале, марте, мае и августе) повышались минимальные трудовые пенсии, социальные пенсии, надбавки и повышения к ним, доплаты пенсионерам в возрасте старше 75 лет.

Финансирование всех необходимых расходов за счет средств государственного социального страхования в 2016 году обеспечено своевременно и в полном объеме.

Таким образом, за 2016 год бюджет фонда исполнен по доходам в сумме 11 749,2 млн. рублей и по расходам в сумме 11 542,1 млн. рублей с превышением доходов над расходами в сумме 207,1 млн. рублей.

Министр внутренних дел Республики Беларусь Шуневич И.А. и заместитель Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь Курлыпо А.М. проинформировали об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь в 2016 году (содокладчик — заместитель председателя Постоянной комиссии по бюджету и финансам Цецохо А.В.).


Законом Республики Беларусь «О бюджете государственного внебюджетного фонда Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь на 2016 год» бюджет фонда был утвержден по доходам и расходам в сумме 1 млн. рублей.

Фактически доходы фонда за 2016 год составили 1 164 082,03 рубля (116,4 процента от запланированного объема).

На превышение доходной части фонда повлияло увеличение уровня прибыли предприятий уголовно-исполнительной системы в 2016 году за счет наращивания объемов производства промышленной продукции и ее реализации.

Расходы фонда составили 914 774,96 рубля (91,4 процента от запланированного объема).

По состоянию на 1 января 2017 года остаток средств бюджета фонда составил 320 044,52 рубля. По состоянию на 1 января 2016 года и на 1 января 2017 года у организаций, подчиненных Департаменту, отсутствовала просроченная задолженность по отчислениям в бюджет фонда.

С докладами об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда гражданской авиации в 2016 году выступили заместитель Министра транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Ляхнович А.А. и заместитель Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь Курлыпо А.М. (содокладчик — член Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Сайганова Т.И.).

Объем доходов и расходов фонда на 2016 год был рассчитан в размере 12 000,0 тыс. рублей.

В соответствии с указами Президента Республики Беларусь от 27 июня 2016 г. № 232 и от 27 декабря 2016 г. № 490 «Об уточнении отдельных показателей бюджета государственного внебюджетного фонда» доходы бюджета увеличены на 7 000,0 тыс. рублей, расходы — на 16 443,5 тыс. рублей, предельный размер бюджета фонда и финансирование дефицита бюджета фонда — на 9 443,5 тыс. рублей.

Принятие названных указов было обусловлено необходимостью корректировки доходов и расходов фонда с учетом фактического исполнения бюджета в отчетном году. Увеличение расходов произведено за счет остатков средств фонда, образовавшихся на 1 января 2016 года, и увеличения доходов отчетного года.

Фактические доходы бюджета фонда за 2016 год составили 21 282,42 тыс. рублей, или 112 процентов к уточненному плану.

На увеличение доходной части фонда повлияло погашение авиационными организациями просроченной накопленной задолженности по обязательным отчислениям в фонд, а также рост отчислений от прибыли, остающейся в распоряжении авиационных организаций, подчиненных Министерству транспорта и коммуникаций.

Фактические расходы фонда за 2016 год составили 28 410,99 тыс. рублей, или 99,9 процента от уточненного плана.

Основная доля расходов фонда (92,2 процента  от общего объема расходов) направлена в 2016 году на реализацию наиболее значимых инвестиционных проектов гражданской авиации в соответствии с Государственной программой, а именно:

приобретение воздушных судов (уплата процентов и погашение основного долга по взятым на данные цели кредитам банков) — 9661,42 тыс. рублей;

строительство второй искусственной взлетно-посадочной полосы в Национальном аэропорту Минск — 7 580,0 тыс. рублей;

строительство авиаремонтного завода на территории, прилегающей к территории Национального аэропорта Минск, — 8 973,05 тыс. рублей.

За 2016 год авиационными организациями произведен возврат в фонд денежных средств, предоставленных ранее на возвратной основе, в размере 1 345,44 тыс. рублей (просроченная задолженность на начало 2016 года сокращена на 93,1 процента).

По состоянию на 1 января 2017 года общий размер просроченной задолженности составляет 114,4 тыс. рублей, или 0,6 процента от бюджета фонда за 2016 год.

В целом за 2016 год бюджет фонда исполнен с дефицитом в сумме 7 128,57 рубля.

В качестве источника покрытия дефицита бюджета фонда привлечены остатки его средств за предыдущие годы в сумме 9 443,5 тыс. рублей.

По проекту Закона «Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2016 год» с докладами выступили заместитель Министра финансов Республики Беларусь Селиверстов Ю.М. и заместитель Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь Курлыпо А.М., с содокладом — председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Добрынина Л.А.

Выступая перед депутатским корпусом, докладчики отметили, что исполнение республиканского бюджета в 2016 году осуществлялось в сложных внешнеэкономических условиях, характеризующихся ухудшением конъюнктуры внешних рынков, снижением мировых цен на нефть и калийные удобрения, что привело к сокращению внутреннего потребления и инвестиций. Как следствие, из семи важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 год не достигнуты установленные значения по пяти, в том числе ВВП (97,4 процента). Вместе с тем в 2016 году в республике сохранена социальная стабильность.

Законом Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2016 год» по расходам республиканский бюджет был утвержден в сумме 16 341,8 млн. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 18 059,0 млн. рублей с профицитом в размере 1 717,2 млн. рублей.

С учетом внесенных в 2016 году изменений уточненные показатели республиканского бюджета составили: по расходам — 17 377,9 млн. рублей, доходам — 17 658,8 млн. рублей, профицит бюджета — 280,9 млн. рублей. 

За 2016 год в республиканский бюджет поступило доходов на сумму 17 763,4 млн. рублей, или 100,6 процента уточненного годового плана.

Доходы республиканского бюджета в 2016 году формировались за счет налоговых, неналоговых доходов, безвозмездных поступлений. Наибольший удельный вес в общей сумме фактически поступивших доходов занимают налоговые доходы. В разрезе основных источников доходов бюджета налоговые доходы исполнены следующим образом: налог на прибыль составил 727,3 млн. рублей, или 102,6 процента уточненного годового плана; налог на добавленную стоимость — 5 682,1 млн. рублей, или 99,2 процента уточненного годового плана; доходы от внешнеэкономической деятельности — 3 431,8 млн. рублей, или 101,5 процента уточненного годового плана.

Всего расходы республиканского бюджета за 2016 год составили 16 750,5 млн. рублей, или 96,4 процента уточненного годового плана.

Основными задачами в области политики расходов в 2016 году являлись сохранение достигнутого качественного уровня социальных услуг, повышение устойчивости и конкурентоспособности национальной экономики, гарантированное исполнение финансовых обязательств бюджета перед внешними и внутренними кредиторами.

Расходы республиканского бюджета на финансирование общегосударственной деятельности составили 7 855,3 млн. рублей, или 95,4 процента уточненного годового плана.

В 2016 году Республикой Беларусь обеспечено полное перечисление долевого взноса в бюджет Союзного государства.

Расходы на национальную оборону профинансированы в сумме 1 040,2 млн. рублей, или на 99,3 процента от уточненных годовых назначений.

Расходы на судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности профинансированы в сумме 1 599,7 млн. рублей, или 99 процентов уточненных плановых назначений.

Фактическое финансирование по разделу «Национальная экономика» в 2016 году составило 2 744,7 млн. рублей, или 96,5 процента уточненного годового плана.

На развитие сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности направлено 1 068,5 млн. рублей, или 97,9 процента уточненного годового плана.

Фактическое финансирование по подразделу «Промышленность, строительство и архитектура» в 2016 году составило 615,9 млн. рублей, или 91,9 процента уточненного годового плана.

На финансирование мероприятий дорожного хозяйства за счет средств республиканского бюджета использовано 536,5 млн. рублей, или 99,5 процента уточненного годового плана. Расходы направлены на содержание, текущий и капитальный ремонт автомобильных дорог, их строительство и реконструкцию.

В 2016 году на финансирование здравоохранения было направлено 716,7 млн. рублей, или 97,5 процента уточненного годового плана.

Финансирование расходов на здравоохранение осуществлялось по следующим направлениям: медицинская помощь населению — 390,1 млн. рублей, санитарный надзор — 4,5 млн. рублей, прочие мероприятия по здравоохранению — 307,0 млн. рублей.

Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации в 2016 году профинансированы в сумме 331,3 млн. рублей, или 94,6 процента уточненного годового плана.

В 2016 году республиканским бюджетом на содержание учреждений культуры и проведение мероприятий в области культуры профинансировано 79,0 млн. рублей, или 97,6 процента уточненного годового плана.

В 2016 году по подразделу «Средства массовой информации» профинансировано 86,0 млн. рублей, или 93,1 процента к уточненным плановым назначениям.

Расходы на финансирование учреждений и мероприятий по образованию в республиканском бюджете в 2016 году составили 687,2 млн. рублей, или 96,2 процента уточненного годового плана.

Данный уровень расходов позволил обеспечить выполнение всех обязательных социальных стандартов в области образования, реализовать ряд мероприятий по государственным программам.

Расходы республиканского бюджета по разделу «Социальная политика» профинансированы в сумме 1 696,1 млн. рублей, или 96,8 процента уточненного годового плана.

Фактические доходы государственных целевых бюджетных фондов составили 100,3 процента уточненного годового плана, их фактические расходы профинансированы в размере 1 076,1 млн. рублей.

Таким образом, уточненный план по доходам республиканского бюджета за 2016 год выполнен на 100,6 процента, по расходам — на 96,4 процента. Профицит составил 1013,0 млн. рублей, или 1,07 процента к ВВП.

В первом чтении парламентарии рассмотрели два законопроекта.

О проекте Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О ветеранах» рассказала Министр труда и социальной защиты Республики Беларусь Костевич И.А. с содокладом выступил заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам Левшунов О.Ф.

Проект Закона направлен на приведение норм Закона Республики Беларусь «О ветеранах» в соответствие с законодательными актами Республики Беларусь, регулирующими вопросы жилищных отношений, образования, пенсионного обеспечения, закрепление категории ветеранов органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь и определение их статуса, а также на предоставление права государственным органам, органам местного управления и самоуправления участвовать в финансировании за счет средств республиканского и (или) местного бюджетов мероприятий, проводимых общественными объединениями ветеранов, в соответствии с государственными программами (подпрограммами) в области социальной защиты ветеранов.

Министр обороны Республики Беларусь Равков А.А. представил в Овальном зале проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам обороны» (содокладчик — заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Бобриков С.В.).

Законопроект направлен на приведение законодательства об обороне в соответствие с положениями Военной доктрины Республики Беларусь и его совершенствование с учетом правоприменительной практики.

Проектом Закона предлагается внести изменения и дополнения в восемь законов Республики Беларусь («Об обороне», «О Вооруженных Силах Республики Беларусь», «О воинской обязанности и воинской службе», «О мобилизационной подготовке и мобилизации», «О военном положении», «О статусе военнослужащих», «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований» и «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь») и три кодекса Республики Беларусь (Уголовный кодекс Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях).

Законопроект, в частности, предусматривает:

совершенствование системы военного планирования и воинского учета, правоотношений в части заключения контрактов о прохождении военной службы;

уточнение порядка ведения воинского учета и мобилизационной подготовки органами государственной безопасности Республики Беларусь;

создание условий для более эффективного использования инфраструктуры государства в целях обеспечения его вооруженной защиты;

адаптацию понятийного аппарата по вопросам оперативного оборудования территории Республики Беларусь к наработанным в результате практической деятельности подходам к обороне государства;

уточнение задач Вооруженным Силам Республики Беларусь с учетом характера современных военных конфликтов, подходов, заложенных в Военной доктрине Республики Беларусь;

правовое закрепление вопросов комплектования Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований личным составом в период мобилизации, военного положения и в военное время, порядка прохождения военной службы по мобилизации;

установление правовых основ для комплектования государственных органов, выполняющих особые задачи в период мобилизации, военного положения и в военное время, специалистами из числа военнообязанных, состоящих в запасе Вооруженных Сил Республики Беларусь;

предоставление отсрочки от призыва на срочную военную службу гражданам, рекомендованным для обучения на I ступени послевузовского образования, в год получения высшего образования II ступени;

предоставление Министру обороны Республики Беларусь права лишения воинского звания офицера военнослужащих, проходящих военную службу офицеров по призыву;

уточнение положений о социальных правах и гарантиях женщин-военнослужащих, предоставляемых им в связи с охраной материнства и детства.

На заседании во втором чтении было принято два законопроекта.

О проекте Закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Беларусь» рассказал член Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Маркевич А.И.

Предлагаемые проектом Закона изменения и дополнения ряда статей Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь, направлены на совершенствование стадии осуществления проверки по заявлениям и сообщениям о преступлении и предусматривают:

введение институтов приостановления и возобновления проведения проверки по заявлению или сообщению о преступлении;

в целях оперативности и качества проведения проверок по заявлениям и сообщениям о преступлении определены полномочия прокурора по установлению и устранению нарушений законности, причин и условий, способствующих этим нарушениям, на стадии возбуждения уголовного дела;

внесение изменений и дополнений по корректировке применяемой в УПК терминологии, относящейся к стадии доследственной проверки.

Предусмотрены дополнения УПК, направленные на уточнение порядка производства по материалам и уголовному делу в случае смерти подозреваемого, обвиняемого, лица, подлежавшего привлечению в качестве обвиняемого. В частности, в проекте Закона устанавливается, что отказ в возбуждении уголовного дела, а также прекращение производства по уголовному делу в отношении умершего, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего, не допускается, если близкие родственники, члены семьи умершего лица против этого.

Кроме того, законопроектом предусматривается корректировка некоторых норм Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов в целях реализации в национальном законодательстве международных стандартов и обеспечения его соответствия рекомендациям ФАТФ (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег), резолюциям Совета Безопасности ООН и в связи с участием Республики Беларусь в Евразийской группе по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма.

С этой целью расширяется предмет специальной конфискации, закрепляется положение о взыскании стоимостного эквивалента в случаях необнаружения подлежащего конфискации имущества, приобретенного преступным путем, дохода, полученного от этого имущества.

Заместитель председателя Постоянной комиссии по бюджету и финансам Бороденя В.А. представил законопроект «Об инвестиционных фондах».

Основными целями законопроекта являются обеспечение полноты и актуализации правового регулирования отношений в сфере коллективных инвестиций, устранение пробелов в законодательстве.

В частности, в целях обеспечения защиты интересов вкладчиков законопроект содержит положения о возможности формирования в Республике Беларусь интервальных паевых инвестиционных фондов, владельцы которых имеют право требовать выкупа инвестиционных паев не реже одного раза в год.

Законопроект тесно связан с Законом Республики Беларусь «О рынке ценных бумаг», так как предусматривает появление на рынке ценных бумаг новых участников (акционерных инвестиционных фондов — эмитентов акций; управляющих организаций, осуществляющих выдачу инвестиционных паев; специализированных депозитариев, осуществляющих учет и (или) хранение имущества, в том числе ценных бумаг, инвестиционных фондов) и новых ценных бумаг — инвестиционных паев. При этом законодательство Республики Беларусь о ценных бумагах распространяется на инвестиционные фонды.

В этой связи положения законопроекта, предусматривающие корректировку указанного Закона, доработаны с учетом практики его применения в целях однозначного понимания и применения участниками рынка ценных бумаг отдельных норм.

Принятие законопроекта позволит создать целостную систему финансовых институтов и прежде всего институциональных инвесторов, включающих паевые и акционерные инвестиционные фонды, что будет способствовать формированию эффективного механизма инвестирования долгосрочных ресурсов в национальную экономику и повышению инвестиционной активности граждан, а также скорейшей интеграции национального финансового рынка в мировую финансовую систему.

В соответствии с повесткой дня заседания также был рассмотрен проект Закона «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Исламской Республики Пакистан о воздушном сообщении». С информацией о законопроекте перед парламентариями выступил заместитель Министра транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Ляхнович А.А., с содокладом — заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Гоборов Д.Д.

Целью Соглашения является создание нормативно-правовой базы для выполнения регулярных международных воздушных сообщений.

Соглашением определен правовой статус назначенных авиапредприятий, порядок распоряжения выручкой, полученной от продажи билетов и перевода валютных средств, механизм урегулирования споров, определено количество авиапредприятий с каждой стороны и количество пунктов посадки на территории каждого государства, установлен объем провозных емкостей, утверждены расписание полетов и тарифы, организация представительств на территории другого государства, система авиационной безопасности и др.

Следующее заседание Палаты представителей состоится 26 июня 2017 года.

Все новости
Главные новости
Все новости Законодательная деятельность Международная деятельность Общественно-политическая деятельность