Информационно-аналитическое управление

Почтовый адрес: 220010, Республика Беларусь, г. Минск,
ул. Советская, 11.

Факс:  +375 (17) 222-32-13
Тел.:    +375 (17) 222-64-75
             +375 (44) 755-22-94

Электронная почта: inform@house.gov.by

21.05.2009

21 мая 2009 года состоялся очередной семинар депутатов Палаты представителей по изучению практики применения законодательства Республики Беларусь и взаимодействия с местными органами власти на тему «Назначение, состав органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь и задачи, решаемые ими в системе национальной безопасности».

 

 

Тема семинара продиктована актуальностью проблем, связанных с предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций, последствий техногенных катастроф и необходимостью обеспечения законодательной базы в данной сфере.В последние десятилетия вмешательство людей в природу резко усилилось, расширяется объем этого вмешательства, оно становится более многообразным и грозит стать глобальной опасностью. Количество чрезвычайных ситуаций растет лавинообразно, при этом наибольшую опасность представляют крупные аварии, катастрофы технических систем на промышленных объектах и на транспорте, а также стихийные и экологические бедствия. Их социально-экологические последствия сопоставимы с крупномасштабными военными конфликтами.

 

 

 

 

 

Для Беларуси вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера стали особенно актуальными в связи с происшедшей в 1986 году аварией на Чернобыльской АЭС. Именно чернобыльская катастрофа вызвала необходимость решения проблем защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на государственном уровне. Существовавшая в те годы система гражданской обороны в основном была ориентирована на решение задач военного времени, что объективно вело к односторонности ее развития. В результате аварии на ЧАЭС стала очевидной неготовность системы гражданской обороны к решению проблем ликвидации последствий техногенных катастроф подобного масштаба.

 

Оказалось, что понимание безопасности граждан значительно масштабнее и должно включать в себя самый широкий комплекс правовых, научных, организационных, образовательных и в некоторых случаях силовых мер для обеспечения нормальных условий жизни в период чрезвычайной ситуации. В целях эффективной профилактики таких угроз государству понадобился многоцелевой инструмент защиты и противодействия катастрофам, обеспечения надежных гарантий гражданских прав и социальной защищенности населения. Для координации в масштабе страны деятельности по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций возникла настоятельная необходимость в создании государственного органа управления, имеющего достаточные полномочия и опыт для экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации, а также законодательной базы, регламентирующей деятельность в этой сфере. Таким органом стало Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.

 

В настоящее время завершается формирование нормативной базы, определяющей правовые и организационные аспекты функционирования органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям. На проходящей второй сессии Палаты представителей готовится к рассмотрению во втором чтении проект новой редакции Закона Республики Беларусь «Об органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь», направленный на эффективное регулирование деятельности органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям. В связи этим депутаты приняли решение о проведении семинара, в ходе которого можно было бы найти ответы на многие актуальные вопросы: какие ресурсы должны быть задействованы для достижения еще более высоких результатов; какие организационные и практические меры необходимо принять дополнительно по снижению гибели и травматизма людей на пожарах и при возникновении других чрезвычайных ситуаций; как обеспечить постоянный контроль за состоянием пожарной, техногенной и экологической обстановки, мобилизационной готовности; какие новые направления следует внедрять в целях повышения безопасности жизнедеятельности в целом и что нужно делать для решения этих вопросов на законодательном уровне.Семинар депутатов Палаты представителей по изучению практики применения законодательства проводился на базе объектов Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь — в расположении Командно-инженерного института МЧС, пожарной аварийно-спасательной части № 16 Минского городского управления МЧС, Института переподготовки и повышения квалификации МЧС и экспериментального полигона Научно-исследовательского института пожарной безопасности и проблем чрезвычайных ситуаций МЧС. Здесь участники семинара смогли ознакомиться с практикой деятельности служб МЧС по предупреждению и спасению людей в случае чрезвычайных ситуаций, получить информацию о существующих проблемах, актуальных задачах, стоящих перед органами и подразделениями Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.

 

Представители Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь ознакомили парламентариев с образцами аварийно-спасательной техники и оборудования, экипировки спасателей и способами боевой работы.

В Командно-инженерном институте МЧС и Институте переподготовки и повышения квалификации МЧС участники семинара ознакомились с организацией учебного процесса, развитием учебно-материальной базы учреждений образования.

 

 

С участием руководящего состава Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь гостям была наглядно представлена деятельность Экспериментально-испытательного полигона с опытным производством НИИ пожарной безопасности и проблем чрезвычайных ситуаций МЧС, предложена презентация новейших разработок.

 

 

Особое впечатление на парламентариев произвел показ фрагментов боевой и специальной подготовки «Авиации МЧС» и Республиканского отряда специального назначения МЧС на полигоне оперативно-тактической подготовки, где обеспечена возможность моделирования на 40 учебных объектах более 1,5 тысячи видов чрезвычайных ситуаций. Участникам семинара были продемонстрированы проведение аварийно-спасательных работ при ДТП и железнодорожной катастрофе, спасение на воде при паводках, ликвидация чрезвычайной ситуации на складе нефти и нефтепродуктов, тушение лесных пожаров с применением авиации МЧС и др.

 

   

 

Завершился семинар заседанием, которое открыл Председатель Палаты представителей В.П.Андрейченко. Перед парламентариями выступил с докладом Министр по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь генерал-майор внутренней службы Э.Р.Бариев. Он сообщил, что МЧС, являясь органом повседневного управления государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, не только координирует, контролирует и направляет соответствующую работу министерств и ведомств, но и осуществляет ответственность за управление по важнейшим составляющим безопасности: пожарная, промышленная, ядерная и радиационная безопасность, ликвидация последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции, гражданская оборона, сохранение, создание и оперативное использование государственного и мобилизационного материальных резервов.

 

 

В настоящее время силы средств МЧС — это более 900 боевых подразделений: республиканский отряд специального назначения, авиация МЧС, Беллесавиа, 13 региональных пожарных аварийно-спасательных отрядов, 319 пожарных аварийно-спасательных частей и 511 пожарных аварийно-спасательных постов, на вооружении которых находится оборудование и свыше 4,8 тыс. единиц техники. Вместе с тем обеспеченность органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям в настоящее время составляет 90,7 процента от штатной численности, при этом 2864 единицы (59%) эксплуатируются свыше 15 лет и требуют значительных вложений по поддержанию их работоспособности.

 В контексте проводимого курса на экономию рационального использования материальных и финансовых ресурсов без увеличения численности и бюджетных затрат в составе Министерства фактически на базе одной службы созданы специальные службы: аварийная, химическая, радиационной защиты, водолазно-спасательная, взрывотехническая, авиационная, парашютно-десантная, кинологическая, понтонно-мостовая, медицинская, газо-дымозащитная, газоспасательная, поисково-спасательная. С некоторыми из них депутаты имели возможность ознакомиться в ходе семинара.

 

Отдельно коснувшись вопроса формирования правовой базы, которая регулирует обеспечение безопасности населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, Бариев Э.Р. отметил, что с 2002 года подготовлены и благодаря работе депутатского корпуса приняты 24 закона. Специалисты министерства явились инициаторами 32 указов Главы государства, 139 постановлений Правительства и 507 нормативных актов МЧС.

 

 В заключение министр отметил, что практическим результатом деятельности в нашей стране системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и, наверное, в том числе и деятельности спасателей явилось то, что с 2002 года четко отмечается тенденция уменьшения числа погибших на пожаре людей. И с каждым годом количество уменьшается. Например, в прошлом году в сравнении с 2002 годом на пожарах погибло на 200 человек меньше. Количество чрезвычайных ситуаций сократилось в 1,6 раза: в 2002 году было 13 811, а в прошлом году — 8 687, когда как в 1998 году было зафиксировано свыше 18 тысяч пожаров. Бариев Э.Р. также выразил надежду, что при принятии в новой редакции Закона «Об органах и подразделениях по чрезычайным ситуациям Республики Беларусь» МЧС получит еще больше возможности для эффективной работы.

 

 

Выступивший на заседании семинара председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности В.А.Гуминский подчеркнул, что депутаты Палаты представителей должны выполнять задачу, которую поставил перед депутатским корпусом Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко в апреле 2009 года своем Послании белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь — выйти на новый уровень нормотворчества, создавать законы нового поколения и в своей законодательной деятельности не отрываться от реальности, от проблем и ожиданий населения. Он дал высокую оценку проведенному семинару и выразил уверенность, что существующее тесное взаимодействие депутатов Палаты представителей с руководящим составом Министерства по чрезвычайным ситуациям позволит и далее эффективно решать вопросы совершенствования законодательной базы для обеспечения защиты граждан и государства от чрезвычайных ситуаций и в целом для обеспечения национальной безопасности нашего Отечества.

 

 

В работе семинара приняли участие члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, сотрудники секретариатов обеих палат Парламента и Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь.

 

 

 

Все новости
Главные новости
Все новости Законодательная деятельность Международная деятельность Общественно-политическая деятельность