24.10.2007

24 октября 2007 года на пленарном заседании Палаты представителей депутаты рассмотрели 7 вопросов.

В ходе заседания в первом и во втором чтении был принят проект Закона Республики Беларусь «Об амнистии некоторых категорий лиц, совершивших преступления», который предусматривает освобождение от наказания в виде штрафа, общественных работ, исправительных работ, ареста, ограничения свободы, направления в дисциплинарную воинскую часть, лишения свободы лиц, осужденных за преступления, не относящиеся к категории тяжких.

 

В частности, подлежат освобождению несовершеннолетние, беременные женщины, женщины и одинокие мужчины, имеющие детей в возрасте до 18 лет, лица пенсионного возраста, инвалиды I или II группы, больные активной формой туберкулеза, отнесенные к I, II, V «А» или V «Б» группам диспансерного учета, и больные онкологическими заболеваниями 2, 3 и 4 клинических групп, ВИЧ инфицированные с 3-й (пре-СПИД) и 4-й (СПИД) стадиями заболевания, совершившие преступления, не представляющие большой общественной опасности или относящиеся к категории менее тяжких.

 

В соответствии с законопроектом подлежат освобождению лица, которым назначено наказание в виде ограничения свободы, а также лица, которым назначено наказание в виде лишения свободы на срок до шести лет, если на день вступления в силу Закона об амнистии они отбыли не менее одной трети срока назначенного наказания. Это категория лиц, совершивших преступления, не представляющие большой общественной опасности или относящиеся к менее тяжким.

 

Освобождение от наказания в виде ареста коснется лиц, приговоры в отношении которых постановлены на день вступления в силу Закона об амнистии, а также лиц, которым назначено наказание за преступления, совершенные по неосторожности, если на день вступления в силу Закона об амнистии они отбыли не менее одной трети срока назначенного наказания.

 

В соответствии с проектом подлежат освобождению лица, совершившие преступления против собственности (кража, мошенничество, присвоение либо растрата, хищение путем использования компьютерной техники), за исключением лиц, совершивших преступления в составе организованной группы, если на день вступления в силу Закона об амнистии они отбыли не менее одной трети срока назначенного наказания.

 

Также предполагается освободить от неотбытой части наказания лиц, у которых на день рассмотрения материалов о применении амнистии до окончания срока наказания остается менее одного года и которым назначено наказание в виде ограничения свободы, лишения свободы, которым неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена наказанием в виде ограничения свободы или исправительных работ.

 

Амнистия не распространяется на лиц:

 

которые на день рассмотрения материалов о применении амнистии полностью не возместили причиненный преступлением вред (ущерб), подлежащий взысканию с них по вступившим в законную силу приговору или иному решению суда;

 

к которым ранее в течение 2002 – 2007 годов применялись амнистия или помилование и которые вновь совершили умышленное преступление в период неснятой или непогашенной судимости;

 

злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;

 

допустивших особо опасный рецидив преступлений;

 

которым наказание в виде смертной казни в порядке помилования заменено наказанием в виде лишения свободы или пожизненного заключения;

которым наказание в виде пожизненного заключения заменено наказанием в виде лишения свободы;

 

осужденных к наказанию в виде пожизненного заключения;

 

осужденных за преступления, предусмотренные статьями 285, 286 Уголовного кодекса Республики Беларусь (создание преступной организации либо участие в ней, бандитизм);

 

объявленных в розыск в связи с уклонением от отбывания наказания по приговору, вступившему в законную силу на день вступления в силу Закона об амнистии.

 

Среди законопроектов, принятых в первом чтении, — проект Закона Республики Беларусь «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной или временной защиты в Республике Беларусь», разработка которого обусловлена необходимостью дополнения действующей редакции Закона Республики Беларусь «О беженцах» новым институтом дополнительной защиты иностранцев, статус которых не может отвечать требованиям определения беженца, но, тем не менее, нуждающихся в международной защите по другим причинам.

 

Проект Закона определяет основания и порядок предоставления иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной или временной защиты в Республике Беларусь, основания лишения, утраты, аннулирования статуса беженца, дополнительной защиты, а также устанавливает правовые, экономические и социальные гарантии защиты прав и законных интересов иностранных граждан и лиц без гражданства, ходатайствующих о предоставлении защиты, и иностранных граждан и лиц без гражданства, которым предоставлены статус беженца, дополнительная или временная защита.

 

Принятие законопроекта способствует укреплению имиджа Республики Беларусь как государства, последовательно проводящего прогрессивную, основанную на конвенционных нормах политику в гуманитарной сфере.

 

Принятый также в первом чтении проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам деятельности прокуратуры» подготовлен в целях приведения  нормативных правовых актов Республики Беларусь в соответствие с Законом Республики Беларусь от 8 мая 2007 года «О прокуратуре Республики Беларусь».

 

В статье 5 проекта Закона дополнена часть первая статьи 22 Закона Республики Беларусь от 9 июля 1999 года «Об оперативно-розыскной деятельности» словами «в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь». Тем самым устанавливается правовая основа осуществления оперативно-розыскной деятельности.

 

Статья 22 проекта Закона предусматривает дополнение частей 5 – 7 статьи 8.4 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 года в части наделения заместителей прокуроров полномочиями на санкционирование задержания до десяти суток, нарушивших пограничный режим, режим Государственной границы Республики Беларусь или режим в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь либо совершивших умышленное незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь при невозможности установить их личность, а также задержания на срок, необходимый для установления личности, иностранных граждан и лиц без гражданства, нарушивших правила пребывания или транзитного проезда при невозможности установить их личность в течение сорока восьми часов. В части 4 статьи 8.9. Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях заместителей прокуроров также предполагается наделить полномочиями по санкционированию постановления должностного лица органа, ведущего административный процесс, об изъятии документов, содержащих сведения, составляющие государственные секреты или иную охраняемую законом тайну.

 

Изменения и дополнения в другие законы Республики Беларусь  обусловлены переименованием Прокуратуры Республики Беларусь в Генеральную прокуратуру Республики Беларусь.

 

Проект Закона Республики Беларусь «Аб правілах беларускай арфаграфіі і пунктуацыі», принятый парламентариями в первом чтении, разработан в  целях упорядочения правописания белорусского языка, исключения разночтения в письменном белорусском языке, обеспечения единства его правописных норм и упрощения обучения белорусскому языку в учебных заведениях.

 

Современное белорусское правописание в своей основе правильно отражает особенности и закономерности белорусского языка. Вместе с тем, являясь регламентирующим средством живого языка, правописание не может продолжительное время являться неизменным, поскольку язык постоянно развивается и совершенствуется, что проявляется в изменениях фонетического, морфологического, синтаксического характера, обновлении лексического состава языка. Белорусское правописание, построенное на фонетическом принципе, особенно ощутимо к этим изменениям и поэтому оно должно периодически совершенствоваться.

 

Новая редакция «Правіл беларускай арфаграфіі і пунктуацыі» является наиболее оптимальной в современных условиях, отвечает требованиям языковой практики. Изменения и уточнения не затрагивают основных положений и принципов белорусской орфографии и обеспечивают традиции преемственности белорусского письменного языка.

 

Кроме того, в первом чтении принят проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений в Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении». Законопроект подготовлен во исполнение пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 18 декабря 2006 года № 726 «Об исчислении социальных выплат» и направлен на приведение норм Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» в соответствие с этим Указом.

 

Согласно пункту 1 данного Указа при исчислении соответствующих социальных выплат используется наибольшая величина бюджета прожиточного минимума, утвержденного Правительством за два последних квартала. Данная норма позволяет осуществлять перерасчет социальных выплат и в случае уменьшения размера бюджета прожиточного минимума за последние несколько кварталов (используя при этом наибольшую величину бюджета прожиточного минимума за два последних квартала).

 

Депутаты рассмотрели и приняли во втором чтении проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнения в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам усиления ответственности за нарушение правил рыболовства и охоты», разработанный в целях приведения Уголовного кодекса Республики Беларусь, Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2005 г. № 581 «Об усилении ответственности за нарушение правил ведения охотничьего хозяйства, рыболовства и охоты».

 

Депутатским корпусом принято Постановление Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь «О внесении изменений в Постановление Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь от 9 декабря 2004 года «О представительстве депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь третьего созыва в делегации Национального собрания Республики Беларусь в Парламентском Собрании Союза Беларуси и России».

 

26 октября 2007 года состоится совместное заседание депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, на котором члены Правительства Республики Беларусь ответят на вопросы парламентариев.

Все новости
Главные новости
Все новости Законодательная деятельность Международная деятельность Общественно-политическая деятельность