Информационно-аналитическое управление

Почтовый адрес: 220010, Республика Беларусь, г. Минск,
ул. Советская, 11.

Факс:  +375 (17) 222-32-13
Тел.:    +375 (17) 222-64-75
             +375 (44) 755-22-94

Электронная почта: inform@house.gov.by

25.06.2019

25 июня 2019 года Постоянной комиссией Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы совместно с представительством ПРООН в Беларуси и проектом ПРООН «Зеленые города» было проведено заседание круглого стола на тему «Зеленое градостроительство: от теории к практическим действиям».

В мероприятии приняли участие депутаты Палаты представителей, представители Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь, Департамента по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь, ПРООН в Республике Беларусь, Проекта ГЭФ-ПРООН-Минприроды «Беларусь: Поддержка зеленого градостроительства в Республике Беларусь», городских администраций и общественных объединений.


С приветственным словом к участникам круглого стола обратился заместитель Председателя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Пирштук Б.К., который отметил, что государственная градостроительная политика в Беларуси ориентируется на развитие умных и зеленых городов, проводится большая работа по совершенствованию законодательства в этом направлении. Тема зеленого градостроительства становится все более актуальной в мире. В Беларуси ей также уделяется большое внимание. С развитием урбанизации все большая нагрузка ложится на города и нужно объединить усилия для того, чтобы максимально сохранить природные богатства. Важно изучать и перенимать положительный международный опыт, привлекать гражданское общество, общественные организации. Обратил внимание участников круглого стола на Повестку дня в области устойчивого развития на период до 2030 года (Повестка — 2030) и ориентированную в будущее концепцию глобального устройства, предусматривающую гармоничное развитие общества на основе трех взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов: экономики, социальной сферы и экологии.


Также с приветственным словом выступила Постоянный представитель Программы развития ООН (ПРООН) в Беларуси Александра Соловьева, отметившая, что Беларусь демонстрирует лидерство в регионе в работе над достижением Целей устойчивого развития (ЦУР). В Беларуси разрабатываются соответствующие стратегии и программы как на национальном, так и на региональном уровнях. Обратила внимание участников круглого стола, что Программа развития ООН в Республике Беларусь стремится поддерживать те направления, которые являются актуальными для страны. В частности поддержка ПРООН устойчивых городов включает в себя комплексные решения, сочетающие действия по продвижению возобновляемой энергии и энергоэффективности наряду с другими аспектами городского дизайна, такими как устойчивая мобильность, транспорт и управление отходами. Вместе эти инициативы способствуют сокращению выбросов парниковых газов и повышению стандартов качества жизни людей в городских районах.


А.Соловьева отметила, что развитие городских территорий осуществляется в соответствии с основными международными соглашениями:

Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года;

Парижское соглашение по климату;

Новая программа развития городов (Хабитат III).

Далее с докладом «Национальная политика в области охраны окружающей среды в направлении «низкоуглеродного» развития» выступила начальник управления регулирования воздействий на атмосферный воздух, изменение климата и экспертизы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь Алейникова Н.Г. Она отметила, что сегодня усилия государства направлены на достижение устойчивого баланса между сохранением окружающей среды и экономическим развитием, продвижение принципов экологической целостности, «зеленой» экономики, применение концепции «умного развития». В рамках действующих программных документов принимаются меры, направленные на повышение эффективности реализации государственной экологической политики, осуществляются конкретные шаги по «озеленению» экономики, в том числе:

внедряются современные энергоэффективные технологии;

расширяется использование возобновляемых источников энергии, таких как: солнечная, ветровая, геотермальная энергия, биогаз;

осуществляется строительство «зеленых» жилых кварталов и микрорайонов;

совершенствуется управление отходами. Увеличивается переработка муниципальных твердых отходов, расширяется восстановление участков с заброшенными объектами промышленной застройки, использование «чистых» упаковочных материалов;

происходит «озеленение» сельского хозяйства. Все более широкое применение находят экологически безопасные технологии производства продукции животноводства. Реализуются меры по созданию условий для внедрения в агропромышленном комплексе органического агропроизводства;

увеличивается доля транспортных средств, соответствующих современным экологическим требованиям, расширяется применение альтернативных видов топлива.

Правительство Беларуси демонстрирует твердую приверженность содействию зеленому росту и устойчивому развитию. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь, действующая до 2030 года, в своей основе содержит вопросы устойчивого развития и внедрения «зеленых» принципов экономики. Также в развитие положений НСУР-2030 и выполнения международных соглашений в Республике Беларусь разрабатываются и реализуются национальные планы, в том числе Национальный план действий по развитию зеленой экономики в Республике Беларусь, План мероприятий по реализации положений Парижского соглашения.


На тему «Основы для устойчивого развития городов — международный опыт» выступил консультант по региональному и городскому планированию ООН-Хабитат доктор Ульрих Грауте (Берлин). В своем выступлении он поделился опытом развития городов в Германии, в том числе порядком планирования развития городов, рационального сочетания интересов экономики, социальной сферы и экологии, обратил внимание на некоторые аспекты решения этих вопросов на примере г.Минска и Минской области. Отметил, что многие из современных задач, стоящих перед городами, требуют наличия комплексного понимания перспективы городского развития перед принятием решений по конкретным территориально-пространственным вопросам. Поэтому успешному решению задач по благоустройству, формированию городской инфраструктуры, строительству и реконструкции различных объектов, размещению любых инвестиций в городское развитие должно предшествовать формирование стратегического видения — образа будущего, которым хотел бы стать конкретный город с учетом его состояния, текущих проблем и имеющегося потенциала.

Заместитель директора Департамента по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь Полещук Л.Л. рассказал о реализации мероприятий по энергоэффективности, в том числе по тепловой модернизации в городах Беларуси. Проинформировал участников круглого стола о законодательной базе в области энергосбережения, повышения энергоэффективности и использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ), об изменениях ВВП, валового потребления ТЭР и энергоемкости ВВП к уровню 1997 года, о количестве установок по использованию возобновляемых источников энергии в Республике Беларусь и объемах производства энергии, теплопотреблении на отопление, основных барьерах для повышения энергоэффективности новых жилых домов, основных энергоэффективных решениях, которые помогают значительно экономить топливно-энергетические ресурсы, и привел примеры строительства таких домов в Могилеве, Минске и Гродно.

С докладом «Зеленое развитие белорусских городов: первые шаги и достижения» выступила руководитель Проекта ГЭФ-ПРООН-Минприроды «Беларусь: Поддержка зеленого градостроительства в малых и средних городах Беларуси» Усова Ирина. Обратила внимание участников мероприятия, что в 2015 году подписано Парижское соглашение по климату, которое представляет собой глобальную стратегию «низкоуглеродного» развития и нацеливает его участников, в том числе и Республику Беларусь и ее административно-территориальные образования, на существенное сокращение выбросов парниковых газов и адаптацию к изменению климата.

Отметила, что в последнее время все большее количество городов Беларуси выбирают «зеленый» путь развития. Более 40 городов Беларуси уже присоединились к Соглашению мэров по климату и энергии и взяли на себя добровольные обязательства по снижению объема выбросов парниковых газов не менее чем на 30% к 2030 году на своей территории.

Конференция ООН по жилью и устойчивому городскому развитию Хабитат-III приняла Новую программу развития городов, которая поможет в реализации Цели 11 в области устойчивого развития посредством адаптации их к местным условиям на комплексной основе. В Новой программе развития городов отмечается, что урбанизация может стать действенным инструментом достижения всеобщего процветания и благополучия (с одновременной защитой окружающей среды и решением проблем изменения климата) при условии надлежащего планирования и финансирования городского развития.

ЦУР 11, Парижское соглашение по климату, Новая программа развития городов не только дополняют друг друга, но и позволяют объединить более широкий круг партнеров и заинтересованных сторон для выработки совместных действий, направленных на решение вопросов городского развития, разработку территориальных стратегий и городских планов.

Привела примеры развития умных и зеленых городов в Республике Беларусь, энергоэффективных мероприятий при реализации планов зеленого градостроительства в малых и средних городах, осуществленных при поддержке Проекта ГЭФ-ПРООН-Минприроды «Беларусь: Поддержка зеленого градостроительства в малых и средних городах Беларуси».

Об опыте г. Новогрудок в формировании стратегических документов зеленого развития и реализации мероприятий для достижения поставленных целей выступила первый заместитель Новогрудского районного исполнительного комитета Селевич Е.Л. В ходе выступления проинформировала участников круглого стола о реализованных и реализуемых проектах по рассматриваемой тематике, инициативах на уровне района, достигнутых результатах инвестиций в зеленое будущее, плане зеленого градостроительства для г. Новогрудок.


Далее в ходе дискуссии участники круглого стола задали выступающим уточняющие вопросы и обменялись мнениями по обсуждаемой тематике.

В завершение мероприятия Т.П.Конончук отметила, что одним из важнейших приоритетов нашей деятельности мы видим в объединении усилий государственных и региональных органов управления, прежде всего местных Советов депутатов, частного сектора, гражданского общества, во взаимодействии с международными партнерами в реализации концепции устойчивых «умных» городов, что соответствует Цели № 11 в области устойчивого развития, закрепленной в Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, которая была принята мировыми лидерами в сентябре 2015 года на историческом саммите Организации Объединенных Наций.


Одной из наиболее значимых общемировых тенденций современности признана урбанизация. В Беларуси в городах проживает около 75% населения страны и по прогнозам к 2030 году достигнет 80%, в то время, как средняя доля городских жителей в Восточной Европе составляет около 70%. В этой ситуации задачи по формированию социальной инфраструктуры, обеспечению занятости городского населения, которые невозможно решить без расширения производств, становятся первоочередными. Но при этом городское пространство должно оставаться экологически безопасным, быть «устойчивым», «умным» и «зеленым».

Это новое для нашей страны направление, но благодаря нашим международным партнерам, особенно представительству ПРООН в Республике Беларусь, мы имеем возможность учиться, улучшать институциональную составляющую на примере пилотных проектов в различных регионах республики. Полученные результаты и опыт должны быть заложены в основу формирования программных документов на 2021 — 2025 годы, в первую очередь региональных. Это определенный посыл-поручение нашим коллегам из регионов.

Конончук Т.П. также отметила, что организация круглого стола осуществлялась с целями проинформировать о реализуемых мероприятиях в области зеленого развития городских территорий в Республике Беларусь и организовать диалог представителей разных ветвей власти о существующих проблемах для эффективного сотрудничества в целях продвижения зеленого городского развития, которые, на ее взгляд, достигнуты, а также поблагодарила всех участников за откровенную, содержательную и конструктивную дискуссию и выразила надежду на дальнейшее сотрудничество по обеспечению достижения Целей устойчивого развития.


Все новости
Главные новости
Все новости Законодательная деятельность Международная деятельность Общественно-политическая деятельность