САЙТ РАБОТАЕТ В ТЕСТОВОМ РЕЖИМЕ
26.06.2017

26 июня 2017 года состоялось заседание Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь шестого созыва, в ходе которого парламентарии рассмотрели четыре вопроса.

В первом чтении депутаты приняли три законопроекта.

О проекте Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь» проинформировал Министр юстиции Республики Беларусь Слижевский О.Л., с содокладом выступил член Постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Ковалько А.Д.

Законопроект разработан во исполнение решения Конституционного Суда Республики Беларусь от 2 июля 2015 г. № Р-989/2015 «О праве граждан, выступающих свидетелями в уголовном процессе, на юридическую помощь».

В своем решении Конституционный Суд Республики Беларусь отмечает, что в Уголовно-процессуальном кодексе Республики Беларусь отсутствуют нормы, непосредственно закрепляющие право граждан, являющихся свидетелями, на квалифицированную юридическую помощь, хотя показания свидетеля служат важным источником доказательств, а невыполнение им предусмотренных УПК обязанностей может повлечь уголовную ответственность.

Таким образом, уголовно-процессуальный закон, к задачам которого относятся закрепление надлежащей правовой процедуры осуществления уголовного процесса, способствование формированию в обществе уважения к правам и свободам человека и гражданина, утверждению справедливости, не предусматривает механизма реализации права свидетеля на юридическую помощь.

Исходя из этого проектом Закона вносятся дополнения в УПК в целях устранения пробела правового регулирования в части реализации права граждан, выступающих свидетелями в уголовном процессе, на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе права пользоваться в любой момент помощью адвокатов.


Проектом Закона, в частности, предлагается закрепить право адвоката свидетеля при отсутствии обстоятельств, исключающих его участие в уголовном процессе в соответствии с требованиями УПК:

оказывать юридическую помощь свидетелю в процессуальных действиях, производимых с участием свидетеля;

с разрешения органа, ведущего уголовный процесс, задавать вопросы свидетелю, которому он оказывает юридическую помощь;

заявлять отвод переводчику, участвующему в допросе свидетеля, которому адвокат оказывает юридическую помощь;

знакомиться с протоколами процессуальных действий, при проведении которых он оказывал юридическую помощь свидетелю, и вносить письменные замечания по поводу правильности и полноты записей в протоколах;

знакомиться с записью в протоколе судебного заседания показаний свидетеля, которому он оказывал юридическую помощь в суде.

Кроме того, устанавливаются обязанности и ответственность адвоката свидетеля за разглашение данных предварительного расследования или закрытого судебного заседания без разрешения органа, ведущего уголовный процесс.


Министр антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь Колтович В.В. представил проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей» (содокладчик — член Постоянной комиссии по жилищной политике и строительству Жибуль Н.П.).

Законопроект направлен на совершенствование положений действующего законодательства с учетом правоприменительной практики, а также на приведение его норм в соответствие с законодательными актами Республики Беларусь и международными правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза.


В проекте Закона уточняются права потребителя, в том числе в части предъявления требований по возврату денежных средств и иному возмещению, закрепляются условия обеспечения защиты прав потребителей услуг, оказываемых банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями при осуществлении банковских операций, корректируется перечень информации, которую изготовитель (продавец, поставщик, представитель, исполнитель) обязан предоставить потребителю, а также требования к размеру шрифта, используемого в описании товара (работы, услуги), уточняются обязанности продавца (исполнителя), в том числе по обеспечению возможности осуществления расчетов в наличной и безналичной форме за товары (работы, услуги). Устанавливается запрет на истребование от потребителя документа, удостоверяющего личность, при осуществлении возврата потребителю денежных средств за товар (работу, услугу).

Законопроект предусматривает расширение понятийного аппарата. В частности, корректируется определение термина «документ, подтверждающий факт приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги)», что обусловлено совершением безналичных операций с использованием банковских платежных карточек в платежных терминалах самообслуживания, инфокиосках, банкоматах, интернет-магазинах, системах дистанционного банковского обслуживания (интернет-банкинг, мобильный банкинг, SMS-банкинг и др.), при которых подтверждением оплаты является карт-чек.

Проектом Закона впервые вводится понятие «объект обслуживания». Уточняются понятия «качество товара», «продавец», «изготовитель», «исполнитель», «ремонтная организация» и «представитель».

Законопроектом расширяется сфера действия Закона в части защиты прав потребителей услуг, оказываемых банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями, иными организациями при осуществлении банковских операций, микрофинансовыми, лизинговыми организациями.

Предусматривается обязанность изготовителя (продавца, поставщика, представителя, исполнителя) предоставлять потребителям сведения о классах энергоэффективности товаров, стране происхождения товара (если она отличается от места нахождения изготовителя), а также иные сведения в соответствии с техническими регламентами Таможенного союза и ЕАЭС.

Также проектом Закона закрепляется право потребителя на выбор формы оплаты товара (работы, услуги) (в наличной или безналичной форме), за исключением случаев, когда законодательство позволяет продавцу (исполнителю) не осуществлять расчеты в безналичной форме либо предусматривает обязанность продавца (исполнителя) осуществлять расчеты только в безналичной форме. С данным правом корреспондируется обязанность продавца (исполнителя) обеспечить реализацию указанного права. Устанавливается обязанность продавца (исполнителя) по осуществлению возврата денежных средств потребителю в той же форме, в какой была произведена оплата за товар (работу, услугу), если иное не предусмотрено соглашением сторон. Кроме того, проектом Закона, вводится запрет на установление различных цен (тарифов) в отношении одного вида товаров (работ, услуг) в зависимости от формы оплаты товаров (работ, услуг).

Проектом Закона уточняется сфера полномочий Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь, которое наделяется правом координировать деятельность республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов в области защиты прав потребителей, разъяснять вопросы применения законодательства о защите прав потребителей.

С докладом о проекте Закона «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» выступил Председатель Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь Гаев А.А., с содокладом — заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по аграрной политике Чекан С.В.


Законопроект подготовлен в целях совершенствования норм Закона Республики Беларусь «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» с учетом практики его применения.

Оптимизируется понятийный аппарат Закона, основным нововведением является внедрение в систему государственной регистрации недвижимого имущества института авторизованного посредника (лица, оказывающего содействие по ряду вопросов, связанных с государственной регистрацией недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним). Его важнейшей отличительной особенностью будет возможность изготавливать электронные копии бумажных документов, являющихся основанием для государственной регистрации недвижимого имущества, и направлять их регистраторам в рамках электронного взаимодействия.

Корректируются полномочия специально уполномоченного государственного органа в области государственной регистрации, а также республиканской организации по государственной регистрации.


Вводится экстерриториальность удостоверения регистратором документов — необходимые для государственной регистрации документы могут быть предоставлены по месту нахождения недвижимого имущества по почте или переданы в виде электронного документа.

Компетенция регистраторов территориальных организаций по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (головного или обособленного структурного подразделения) по осуществлению государственной регистрации в отношении недвижимого имущества по-прежнему ограничивается территорией регистрационного округа.

Регистраторам предоставляется возможность удостоверять доверенности на представление интересов по вопросам, связанным с государственной регистрацией недвижимости.

Совершенствуются порядок внесения исправлений в документы единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, порядок совершения либо приостановления совершения регистрационных действий в связи с намерением заинтересованного лица обратиться в суд.

С докладом по проекту Закона «О ратификации Рамочного соглашения между Республикой Беларусь и Европейским инвестиционным банком, регулирующего деятельность Банка в Республике Беларусь» выступил первый заместитель Министра экономики Республики Беларусь Крутой Д.А., с содокладом — председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Щепов В.А.


Соглашение подписано в рамках реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 — 2020 годы и имеет целью обеспечение притока дополнительных финансовых средств в экономику, а также дальнейшее развитие сотрудничества Республики Беларусь с международными финансовыми организациями, одной из которых и является Европейский инвестиционный банк.


При этом заключение этого Рамочного соглашения является обязательным условием и общей практикой сотрудничества ЕИБ со странами, не являющимися государствами — членами ЕС.

Все новости
Главные новости
Все новости Законодательная деятельность Международная деятельность Общественно-политическая деятельность