Информационно-аналитическое управление
Почтовый адрес: 220010, Республика Беларусь, г. Минск,
ул. Советская, 11.
Факс: +375 (17) 222-32-13
Тел.: +375 (17) 222-64-75
Электронная почта: inform@house.gov.by
26 ноября 2020 года постоянные комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи и по бюджету и финансам провели расширенное совещание, на котором были обсуждены варианты совершенствования системы взимания государственной пошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении.

В мероприятии приняли участие депутаты Палаты представителей, первый заместитель Министра финансов Кийко Д.Н., представители Министерства внутренних дел, Министерства по налогам и сборам, Министерства транспорта и коммуникаций, Министерства юстиции, Министерства связи и информатизации, концерна «Белнефтехим», ОАО «Небанковская кредитно-финансовая организация «ЕРИП», а также работники секретариатов Совета Республики и Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.
Перед
присутствующими с обстоятельным докладом выступил первый заместитель Министра
финансов Кийко Д.Н. Вначале он рассказал о недостатках существующего метода платы
за участие в дорожном движении, который заключается в привязке его к техническому
осмотру транспортного средства. Привязка фискальных вопросов к процедуре
техосмотра при отсутствии должных механизмов контроля привела к снижению
безопасности дорожного движения и падению уровня наполняемости республиканского
дорожного фонда.
В результате совместной работы депутатов и Правительства на совещании был представлен основной, наиболее приемлемый вариант решения проблемы дорожного сбора, который заключается в упразднении госпошлины и введении вместо нее платы за пользование дорогами и отдельными элементами улично-дорожной сети. Плата будет взиматься независимо от техосмотра, а платить можно будет дифференцированно — за период от месяца и более. Кроме этого, предлагается предусмотреть пересмотр ставок: для физических лиц установление ежемесячных ставок на 10 процентов ниже действующих и применение понижающего коэффициента 0,8 при уплате за 12 месяцев и более, для организаций — снижение действующих ставок госпошлины на 20 процентов.
Совпадение позиций исполнительной и законодательной ветвей власти не случайно. Есть общее понимание, что предлагаемый вариант решения проблемы позволит:
разделить
налоговые вопросы и вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Отвязка уплаты госпошлины от прохождения техосмотра исключит повод для его
массового непрохождения гражданами из-за нежелания уплачивать госпошлину и,
следовательно, повысит безопасность дорожного движения;
предоставить вариативность в выборе оплачиваемого периода. У граждан появится возможность выбрать период, на протяжении которого они используют автомобиль (месяц, два месяца, сезон и т.д.), а не платить за целый год без привязки ко времени реального использования. Для отдельных категорий граждан (пенсионеров, фермеров, лиц, планирующих продать автомобиль в текущем году, и т.п.) экономия может получиться весьма ощутимой. Кроме того, появляется возможность своеобразной «рассрочки» для лиц, у которых отсутствуют средства для единовременной уплаты госпошлины за один или два года;
не увеличивать финансовую нагрузку на добросовестных автовладельцев;
сохранить существующие льготные условия для отдельных социально уязвимых категорий населения;
использовать самые удобные для граждан способы уплаты посредством весьма доступного для наших граждан единого расчетного и информационного пространства (ЕРИП);
задействовать
уже существующие возможности фото- и видеофиксации для обеспечения контроля
внесения платы.
Учитывая
многочисленные обращения граждан, признан целесообразным отказ от существующего
подхода градации ставок госпошлины в зависимости от попадания разрешенной
максимальной массы транспортного средства в определенный интервал. Избиратели
часто сетуют на то, что расхождение в несколько килограмм разрешенной
максимальной массы влечет слишком разнящиеся фискальные последствия (например,
ставки за автомобиль до 1,5 тонны включительно — 3 базовых величины, а за автомобиль от 1,5 тонны до 2 тонн — уже 6 базовых величин). В связи с этим депутатами предложена, а
представителями заинтересованных органов поддержана идея о том, что в новом
формате платежа ставки должны рассчитываться на килограмм разрешенной
максимальной массы, что будет соответствовать принципу соразмерности платежей и
учитывать реальное влияние конкретного транспортного средства на дорожное
полотно. При этом ставки следует рассчитать таким образом, чтобы не произошло
роста суммы платежей по сравнению с применяемой в настоящее время градацией
транспортных средств по разрешенной максимальной массе (это особенно актуально
для тяжелой грузовой техники).
Участники
мероприятия приняли активное участие в обсуждении данной проблемы, рассмотрены
различные варианты периодичности внесения указанной платы и осуществления
контроля.
По итогам обсуждения сформированы конкретные предложения для представления в Правительство и реагирования на них в целях максимально оперативной проработки и реализации в законодательстве.