Рус Бел Eng

Информационно-аналитическое управление

Почтовый адрес: 220010, Республика Беларусь, г. Минск,
ул. Советская, 11.

Факс:  +375 (17) 222-32-13
Тел.:    +375 (17) 222-64-75         

Электронная почта: inform@house.gov.by

26.09.2022

26 сентября 2022 года состоялось заседание Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва , в ходе которого парламентарии рассмотрели ряд законопроектов.

Во втором чтении был принят проект Закона «О лицензировании», о котором доложил заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Гранковский А.А.


Законопроект предусматривает комплексный, целостный и систематизированный подход в области законодательства о лицензировании.

Основополагающими принципами проекта Закона являются четкость в определении лицензируемых видов деятельности и составляющих их работ и (или) услуг, лицензирующих органов, полномочий этих органов, а также определение четкого порядка предоставления лицензий, их приостановления и прекращения, что повышает гарантии обеспечения и защиты прав субъектов лицензирования.

Проектом Закона также определены долицензионные требования для соискателей лицензии и лицензионные требования для лицензиатов с учетом их разумности, соразмерности и экономической обоснованности, открытости и доступности информации о порядке лицензирования, исчерпывающий перечень грубых нарушений законодательства о лицензировании.

Проект Закона предусматривает, в частности:

обеспечение цифровизации лицензирования, т.е. максимальное использование информационных технологий в процессе взаимодействия лицензирующих органов с соискателями лицензий и лицензиатами;

изменение подходов к лицензированию деятельности по заготовке (закупке) лома и отходов черных и цветных металлов (предлагается сохранить лицензирование, исключив ограничение круга субъектов, которые могут получить лицензию);

определение подходов к лицензированию массажа;

отмену обязанности открытия представительств иностранными соискателями лицензий, что будет способствовать снятию барьеров для международной торговли услугами;

послабление для отдельных лицензируемых видов деятельности в виде изменения определения грубых нарушений, влекущих за собой правовые последствия осуществления предпринимательской деятельности;

повышение самостоятельности лицензирующих органов;

специальное регулирование по отношению к законодательству об административных процедурах. Этот подход послужит достижению нормотворческой экономии и позволит избежать множественных корректировок Закона Республики Беларусь «Об основах административных процедур» в сфере лицензирования;

корректировку перечня контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности.

Кроме того, в проекте Закона:

оказание юридических услуг в целях гарантирования государством предоставления квалифицированной юридической помощи выделено как самостоятельный вид лицензируемой деятельности;

введено лицензирование розничной торговли нетабачными никотиносодержащими изделиями и жидкостями для электронных систем курения в целях защиты государственных и общественных интересов, жизни и здоровья граждан;

закреплено определение термина «грубое нарушение законодательства о лицензировании» в качестве ключевого понятия;

определено построение четкой системы лицензионного контроля, который, по сути, является особым видом контроля, со своими решениями и методами воздействия;

с учетом новеллы проекта, согласно которой для получения лицензии и осуществления лицензируемого вида деятельности на территории Республики Беларусь иностранным организациям не требуется открытия представительств на территории Республики Беларусь, по инициативе Министерства связи и информатизации в целях обеспечения защиты государственных и общественных интересов, препятствия распространению на территории Республики Беларусь запрещенных предметов и веществ, соблюдения конституционных прав граждан на получение полной и достоверной информации, противодействия угрозам деструктивного информационного воздействия на население предложено сохранить право оказания услуг электросвязи общего пользования и почтовой связи общего пользования только за юридическими лицами Республики Беларусь и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Республике Беларусь;

исходя из такого принципа лицензирования, как максимальное использование информационных технологий в процессе взаимодействия лицензирующих органов, соискателей лицензий и лицензиатов, в проекте Закона учтено замечание Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь о направлении соискателями лицензии, лицензиатами заявлений, уведомлений, прилагаемых к ним документов (сведений) в электронной форме, лицензирующими органами уведомлений о принятых решениях, требований этих органов по вопросам лицензирования в электронной форме через единый портал электронных услуг общегосударственной автоматизированной информационной системы;

уточнены общие нормы, определяющие, что понимается под квалификационным экзаменом, кто и в каком порядке его проходит, для каких целей и когда он проводится;

уточнены нормы регламентирующие основания для отказа в выдаче лицензии, например, включение соискателя лицензии не только в перечни организаций, формирований, индивидуальных предпринимателей и граждан, причастных к экстремистской деятельности, но и в перечень организаций и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, причастных к террористической деятельности.

На заседании были рассмотрены три законопроекта о ратификации международных соглашений.

Председатель Государственного таможенного комитета Республики Беларусь Орловский В.Н. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Хлобукин И.К. выступили с докладами о проекте Закона «О ратификации Соглашения о применении в Евразийском экономическом союзе навигационных пломб для отслеживания перевозок».



Соглашение направлено на минимизацию мер государственного контроля при перевозках товаров (при транзите, экспорте и в рамках взаимной торговли) и обеспечение их законного оборота на территории Евразийского экономического союза, в том числе определены случаи и порядок применения навигационных пломб, объекты отслеживания, виды транспорта, с использованием которых осуществляется перемещение товаров, участники отслеживания перевозки товаров, а также основы информационного взаимодействия национальных операторов и контролирующих органов.

В.Н.Орловский также представил проект Закона «О ратификации Протокола о внесении изменения в Протокол об условиях и переходных положениях по применению Кыргызской Республикой Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, отдельных международных договоров, входящих в право Евразийского экономического союза, и актов органов Евразийского экономического союза в связи с присоединением Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, подписанный 8 мая 2015 г.» (содокладчик —заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Чернявская Ж.Н.).


Протокол предусматривает продление срока проведения мероприятий по обустройству и материально-техническому оснащению пунктов пропуска Кыргызской Республики на таможенной границе Евразийского экономического союза в соответствии с требованиями регулирующих таможенные правоотношения международных договоров и актов, составляющих право Евразийского экономического союза. Срок продлен с 72 до 96 месяцев.

С докладом по проекту Закона «О ратификации поправки к Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой» выступил Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь Худык А.П., с содокладом — член Постоянной комиссии Палата представителей по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Долгошей Т.С.

Монреальским протоколом определены меры по поэтапному сокращению и отказу от производства и потребления озоноразрушающих веществ, применяемых для охлаждения, кондиционирования воздуха, обеззараживания и очистки подкарантинных объектов и пожаротушения, при производстве изоляции, пеноматериалов и аэрозольной продукции, а также в качестве растворителей в промышленности. Протокол получил всеобщую ратификацию. Республика Беларусь выполняет принятые в соответствии Монреальским протоколом обязательства и к настоящему времени завершила потребление озоноразрушающих веществ из приложений А, В, С и Е к указанному протоколу.

Кигалийская поправка дополняет Монреальский протокол новым списком регулируемых веществ (приложение F «Гидрофторуглероды») и положениями о необходимости поэтапного сокращения производства и потребления гидрофторуглеродов (далее – ГФУ) для сторон Монреальского протокола.

Республика Беларусь не производит ГФУ, но использует их в различных сферах деятельности и потребность в них покрывается за счет импорта. Основными направлениями применения ГФУ в стране являются охлаждение и кондиционирование воздуха в качестве хладагентов (около 90 процентов), производство изоляционных пеноматериалов в качестве порообразователей, газовое пожаротушение на объектах повышенной опасности в качестве огнетушащего средства.

Принимая в 2016 году Кигалийскую поправку, стороны Монреальского протокола, в том числе Республика Беларусь, установили для себя цели по сокращению производства и потребления ГФУ к 2036 году на 85 процентов по отношению к базовому уровню.

До недавнего времени ГФУ являлись единственной доступной альтернативой для замены озоноразрушающих веществ в соответствии с Монреальским протоколом. Вместе с тем, ГФУ, не обладая озоноразрушающей способностью, являются мощными парниковыми газами, оказывающими воздействие на климат. Таким образом, в случае непринятия мер по регулированию потребления таких газов, могут наступить необратимые последствия, которые скажутся, в том числе и на восстановлении озонового слоя.

По состоянию на 30 августа текущего года Кигалийскую поправку ратифицировали 137 из 198 сторон Монреальского протокола, в том числе основные страны-экспортеры ГФУ и содержащей их продукции в Республику Беларусь – Китайская Народная Республика, страны Европейского союза, Российская Федерация. Кигалийскую поправку также ратифицировали Республика Армения, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан.

Ратификация поправки станет стимулом для внедрения новых технологий, производства холодильного и климатического оборудования на альтернативных хладагентах, освоения выпуска природных хладагентов в нашей стране, обеспечит рост эффективности производства и импортозамещения, снижение затрат и валютных издержек экономики, так как незначительное (от минус 15 до плюс 20 процентов) изменение стоимости оборудования на новых хладагентах полностью компенсируется высокой эффективностью оборудования (низкое потребление энергии, сокращение на 10 и более процентов), что значительно снижает срок его окупаемости. Позволит Республике Беларусь стать полноправной участницей международного процесса поэтапного вывода из потребления ГФУ, результатом которого будет сокращение выбросов парниковых газов.

Киталийская поправка вносит важный вклад в борьбу с изменением климата. Контроль за производством и потреблением ГФУ увеличит выгоды для климата, уже достигнутые Монреальским протоколом посредством поэтапного отказа от озноразрушающих веществ, включая хлорфторуглероды, галоны, гидрохлорфторуглероды, имеющие значительный потенциал глобального потепления. Ратификация Кигалийской поправки позволит укрепить имидж Республики Беларусь как стороны, добросовестно выполняющей на протяжении 30 лет обязательства, принятые в соответствии с Монреальским протоколом.

Законопроект содержит две статьи. Статья 1 проекта Закона предусматривает ратификацию Республикой Беларусь Кигалийской поправки. Статья 2 направлена на принятие мер по выполнению Кигалийской поправки. Такие меры должны предусматривать приведение законодательства (в частности Закона Республики Беларусь «Об охране озонового слоя») в соответствие с положениями Кигалийской поправки, а также меры правового, организационного и иного характера по регулированию потребления ГФУ в соответствии с Монреальским протоколом.

Все новости
Главные новости
Все новости Законодательная деятельность Международная деятельность Общественно-политическая деятельность

220010, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Советская, 11

Отдел по организации работы с документами
Тел.: (017) 222 32 62
Факс: (017) 327 37 84
E-mail: kc1@house.gov.by

Отдел по работе с обращениями граждан и юридических лиц
Тел.: (017) 222 62 52
          (017) 222 63 58

Направить электронное обращение в адрес Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и ее Секретариата вы можете здесь

Пресс-служба
Тел./Факс: (017) 222 64 75
E-mail: inform@house.gov.by