Информационно-аналитическое управление

Почтовый адрес: 220010, Республика Беларусь, г. Минск,
ул. Советская, 11.

Факс:  +375 (17) 222-32-13
Тел.:    +375 (17) 222-64-75
             +375 (44) 755-22-94

Электронная почта: inform@house.gov.by

27.04.2011

27 апреля 2011 года состоялось заседание Палаты представителей, на котором рассмотрены 17 вопросов.

 

 

В первом чтении депутаты приняли пять законопроектов.

 

Информацию по проекту Закона Республики Беларусь «О противодействии торговле людьми» представил Министр внутренних дел Республики Беларусь Кулешов А.Н., его содокладчиком выступил заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Василенко В.Н. Целью законопроекта является разработка единого законодательного акта, объединяющего положения норм Декрета Президента Республики Беларусь от 9 марта 2005 г. № 3 «О некоторых мерах по противодействию торговле людьми» и Указа Президента Республики Беларусь от 8 августа 2005 г. № 352 «О предотвращении последствий торговли людьми».

 

 

Законопроектом определяются организационно-правовые основы противодействия торговле людьми, а также устанавливается система мер защиты жертв торговли людьми, в том числе оказания им помощи. Устанавливаются полномочия Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, других государственных органов и иных организаций в сфере противодействия торговле людьми, полномочия государственных органов, осуществляющих противодействие торговле людьми. Определяются также права общественных объединений, международных и иностранных организаций в этой сфере.

 

Законопроектом также определяются меры по предупреждению торговли людьми и устанавливается ответственность за ее осуществление; гарантии неотвратимости наказания, условия и меры ответственности; меры защиты и реабилитации жертв торговли людьми, которыми являются обеспечение безопасности, социальная защита и реабилитация жертв торговли людьми, приостановление в отношении их депортации, оказание помощи дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями.

 

Кроме того, нормативным правовым актом закрепляются основы международного сотрудничества в сфере противодействия торговле людьми. При этом в целях обеспечения взаимодействия с другими государствами, а также международными организациями, осуществляющими противодействие торговле людьми, в Республике Беларусь предлагается ввести институт Национального докладчика по вопросам противодействия торговле людьми, в качестве которого будет выступать Министр внутренних дел Республики Беларусь.

О проекте Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь о браке и семье» парламентариям доложил Министр юстиции Республики Беларусь Голованов В.Г., содокладчиком выступила заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по охране здоровья, физической культуре, делам семьи и молодежи Федорук Н.Ф. Законопроект разработан в целях совершенствования положений Кодекса Республики Беларусь о браке и семье с учетом практики применения, а также приведения его норм в соответствие с законодательными актами.

 

В частности, законопроектом предлагается закрепить обязанность:

 

супруга (бывшего супруга) предоставить содержание лицу, осуществляющему уход за общим ребенком-инвалидом до достижения ребенком восемнадцати лет, а также лицу, осуществляющему уход за общим ребенком старше восемнадцати лет, который является инвалидом I группы;

 

суда при расторжении брака определить, с кем из родителей будут проживать дети, порядок участия в их воспитании и общении отдельно проживающего родителя, размер алиментов на детей, в том числе при отсутствии спора о воспитании и содержании детей, если эти вопросы не урегулированы в Соглашении о детях, Брачном договоре или если эти соглашения не заключались;

 

суда учитывать желание ребенка, достигшего десяти лет, при установлении порядка общения деда и бабки с внуками;

 

органа опеки и попечительства осуществлять контроль за выполнением возложенных на приемных родителей, родителей-воспитателей детских домов семейного типа обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей.

 

Правовыми новшествами законопроекта являются: сокращение срока заключения брака с пятнадцати до трех дней со дня обращения в загс лиц, вступающих в брак; предоставление возможности регистрировать заключение брака любым органом загса как в его помещении, так и за пределами загса в порядке и на условиях, определяемых Правительством Республики Беларусь; установление максимальной разницы в возрасте между усыновителем и усыновляемым ребенком в сорок пять лет; определение задолженности по алиментам исходя из средней заработной платы работников в республике; определение порядка осуществления патронатного воспитания на безвозмездной основе;

 

дополнение перечня оснований для отказа в назначении усыновителем, опекуном, попечителем и приемным родителем, родителем-воспитателем лиц, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией.

 

Проект Закона также предусматривает уточнение терминологии, связанной с уплатой алиментов, признанием лица недееспособным и ограниченно дееспособным, регистрацией актов гражданского состояния.

 

В первом чтении были приняты также проект Закона Республики Беларусь «О вспомогательных репродуктивных технологиях и гарантиях прав граждан при их применении» и разработанный на основе пакетного принципа подготовки проектов нормативных правовых актов законопроект «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь». Докладчик — первый заместитель Министра здравоохранения Республики Беларусь Пиневич Д.Л. и содокладчик — заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по охране здоровья, физической культуре, делам семьи и молодежи Шилова С.Д. отметили, что проект Закона «О вспомогательных репродуктивных технологиях и гарантиях прав граждан при их применении» направлен на обеспечение правовых и организационных основ применения вспомогательных репродуктивных технологий и гарантий прав граждан при их применении. Его разработка обусловлена отсутствием в национальном законодательстве комплексного законодательного акта, регулирующего вопросы применения вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ).

 

В проекте Закона определены основополагающие термины в области применения ВРТ, принципы, условия и порядок применения ВРТ, виды ВРТ, организационные основы донорства половых клеток, условия и порядок их хранения и использования, права пациентов при применении ВРТ, а также условия и порядок применения отдельных видов ВРТ.

 

Проектом Закона «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь» вносятся дополнения в Закон Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» в части закрепления права суррогатных матерей на пособие по беременности и родам и пособие женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности. Наряду с этим законопроектом предусматривается внесение изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О здравоохранении» в целях приведения его положений в соответствие с проектом Закона Республики Беларусь «О вспомогательных репродуктивных технологиях и гарантиях прав граждан при их применении», законами Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности», «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» и Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан». Кроме того, проектом Закона предполагается внесение изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь о браке и семье в части уточнения отдельных положений Кодекса, регламентирующих вопросы установления происхождения детей, родившихся в результате применения вспомогательных репродуктивных технологий.

 

Принятый в первом чтении законопроект «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь» разработан в связи с тем, что в действующем с 1998 года законодательстве об административно-территориальном устройстве возникли пробелы, связанные с решением вопросов образования и упразднения административно-территориальных единиц, населенных пунктов, их регистрации и учета, установления и изменения их границ. Как сообщил выступивший с основным докладом заместитель Министра экономики Республики Беларусь Тур А.Н. (содокладчик — член Постоянной комиссии Палаты представителей по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Пищ С.С.), ввиду того, что количество структурных элементов Закона, в которые вносятся изменения и дополнения, составляет более половины, Закон излагается в новой редакции.

 

Среди новаций отмечено дополнение законопроекта новой статьей, определяющей право граждан и местных Советов депутатов высказывать мнения и вносить предложения по вопросам административно-территориального устройства. Кроме того, в статьях, определяющих полномочия Президента Республики Беларусь и Советов депутатов всех уровней, предусмотрено, что все их полномочия в сфере административно-территориального устройства осуществляются с учетом мнения граждан и соответствующих нижестоящих Советов депутатов (при их наличии).

 

В проекте Закона также предусмотрена возможность отнесения к курортным поселкам населенных пунктов с численностью населения менее 2 тысяч человек, имеющих перспективы дальнейшего развития и роста численности населения, на территории которых расположены санаторно-курортные и оздоровительные организации, организации торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, культурно-просветительные организации.

 

В действующем Законе закреплен открытый перечень сельских населенных пунктов. К ним помимо агрогородков, поселков, деревень относятся «все остальные населенные пункты» (села, хутора и другие). Отсутствие четкой градации и полного перечня видов сельских населенных пунктов приводит к затруднениям при классификации населенных пунктов, поэтому в законопроекте предусмотрен закрытый перечень сельских населенных пунктов: агрогородки, поселки, деревни, хутора. Предусмотрено также, что при нахождении агрогородка в пределах территории сельсовета его административный центр размещается в агрогородке как правило, а не в безусловном порядке.

Законопроектом конкретизированы полномочия Совета Министров Республики Беларусь в отношении дачи согласия на отнесение населенных пунктов к городам районного подчинения, предусмотрена дача им согласия на отнесение поселков городского типа к агрогородкам и агрогородков к иным населенным пунктам, а также четко определено, какие именно населенные пункты могут быть отнесены к той или иной категории.

 

В ходе заседания пять законопроектов парламентарии приняли во втором чтении. Среди них:

 

— проект Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам осуществления административных процедур», разработанный в целях приведения законов Республики Беларусь «О патентах на сорта растений», «О семенах», «О правовой охране топологий интегральных микросхем», Водного кодекса Республики Беларусь, Воздушного кодекса Республики Беларусь, Кодекса внутреннего водного транспорта Республики Беларусь в соответствие с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан». Докладчиком по законопроекту выступила заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Осмоловская Т.С. Проектом Закона предусматривается приведение вышеназванных законов и кодексов в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности», Гражданским кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь», другими законодательными актами Республики Беларусь, а также таможенным законодательством.

 

Дополнения и изменения, предлагаемые законопроектом, направлены на дальнейшее совершенствование правового регулирования отношений, связанных с осуществлением административных процедур, для упрощения решения гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, вопросов, касающихся их деятельности;

 

— проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О профессиональных союзах», о котором депутатов проинформировал член Постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Козлов А.М. Законопроект приводит нормы данного Закона в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь от 6 мая 2010 г. № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами» и утвержденным этим актом Положением о порядке осуществления общественного контроля профессиональными союзами, их организационными структурами, объединениями таких профсоюзов и их организационными структурами в форме проведения проверок. Проектом Закона предлагается корректировка Закона в части соответствия терминологии, используемой в Гражданском кодексе Республики Беларусь, Законе Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и их отдельных положений по вопросам приватизации государственного имущества», других законодательных актах Республики Беларусь. Изменения и дополнения, предлагаемые законопроектом, в целом направлены на дальнейшее развитие и совершенствование системы социального партнерства, форм и методов взаимодействия профсоюзов, нанимателей и органов государственного управления;

 

— проект Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» (докладчик — заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Казак Н.С.) направлен на повышение эффективности функционирования системы охраны и реализации авторских и смежных прав, форм и способов использования объектов авторского права и смежных прав и достижение на этой основе баланса интересов авторов (правообладателей), общества и государства. Доработка проекта Закона осуществлялась с позиций ставки на активное включение объектов интеллектуальной собственности в гражданский оборот, а также на защиту имущественных прав авторов (правообладателей) при использовании результатов творческой деятельности.

 

Важное место в проекте Закона отведено вопросам правового регулирования отношений в сфере коллективного управления имущественными правами авторов (правообладателей) как одного из наиболее действенных механизмов реализации их имущественных прав в сферах, в которых использование результатов творческой деятельности осуществляется наиболее интенсивно и не поддается контролю на индивидуальной основе. Законопроектом предусмотрено определение правового статуса и полномочий организации по коллективному управлению имущественными правами, урегулирование порядка осуществления коллективного управления имущественными правами, взаимодействие данной организации с авторами (правообладателями) и пользователями;

 

— проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам обращения с объектами растительного мира», подготовка которого была обусловлена необходимостью совершенствования норм Закона Республики Беларусь от 14 июня 2003 года «О растительном мире» с учетом практики его применения (докладчик — член Постоянной комиссии Палаты представителей по проблемам чернобыльской катастрофы, экологии и природопользованию Щербачевич Т.Г.). Статья 2 законопроекта дополнена нормами, предусматривающими приведение статей 1, 5 и 30 Лесного кодекса Республики Беларусь в соответствие с Законом Республики Беларусь «О растительном мире» в части использования термина «древесно-кустарниковая растительность», а статей 25 и 32 в соответствие с законодательством о государственной экологической экспертизе; статья 3 законопроекта дополнена определением терминов «заготовка дикорастущих растений и (или) их частей»; уточнены объекты отношений в области обращения с объектами растительного мира и сфере действия Закона Республики Беларусь «О растительном мире»; изменен порядок и условия удаления, пересадки объектов растительного мира в населенных пунктах; установлен порядок получения заключения о подтверждении обстоятельств, препятствующих законной эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, а также использованию земельных участков по целевому назначению, при принятии решения о выдаче разрешения на удаление объектов растительного мира в населенных пунктах; установлен порядок осуществления компенсационных посадок либо компенсационных выплат стоимости удаляемых, пересаживаемых объектов растительного мира; изменены правовые основания и порядок осуществления специального пользования объектами растительного мира; уточнены положения, связанные с заготовкой древесных соков, дикорастущих растений и (или) их частей, сбором почек, листьев, веток, коры деревьев, ивового прута, тростника, мха; статьи 3 законопроекта дополнена нормами, предусматривающими приведение положений Закона Республики Беларусь «О растительном мире» в соответствие с нормами Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам архитектурной, градостроительной и строительной деятельности»; нормы законопроекта приведены к единой терминологии, а также в соответствие с требованиями нормотворческой техники;

 

— проект Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О животном мире» (докладчик — член Постоянной комиссии Палаты представителей по проблемам чернобыльской катастрофы, экологии и природопользованию Богатко И.Н.), которым предусматривается приведение используемых в Законе Республики Беларусь «О животном мире» терминов и их определений, а также правовых оснований предоставления права охоты на диких животных гражданам, в том числе иностранным, а также лицам без гражданства и других норм, касающихся ведения охотничьего и рыболовного хозяйства, охоты и рыболовства, в соответствие с Правилами ведения охотничьего хозяйства и охоты и Правилами ведения рыболовного хозяйства и рыболовства, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 23 июля 2010 г. № 386.

 

С учетом пункта 78 Правил ведения охотничьего хозяйства и охоты и практики применения законодательства пересматриваются отдельные положения, касающиеся регулирования распространения и численности диких животных. В целях регулирования распространения и численности бобра речного, других диких животных, в результате жизнедеятельности которых причиняется значительный ущерб лесному, сельскому и дорожному хозяйству, проектом Закона вводится норма о возможности разрушения бобровых плотин, незаселенных нор, хаток и других жилищ диких животных, распространение и численность которых подлежат регулированию.

 

Кроме того, Закон Республики Беларусь от 10 июля 2007 года «О животном мире» приводится в соответствие с Законом Республики Беларусь от 6 мая 2010 года «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» и таможенным законодательством.

 

Отмечено, что при подготовке ко второму чтению законопроект доработан в части расширения перечня нормативных правовых актов, которыми могут устанавливаться документы, подтверждающие законность владения дикими животными, их частями и дериватами; уточнения правовых оснований ведения охотничьего и рыболовного хозяйства; дополнения законопроекта нормой, предусматривающей установление ограничений и запретов на пользование объектами животного мира по предложению уполномоченных государственных органов в области охраны и использования животного мира и Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь; порядка изъятия незаконно добытой продукции пользования объектами животного мира или взыскивания стоимости незаконно добытой продукции пользования объектами животного мира; дополнения законопроекта нормами, предусматривающими приведение Закона Республики Беларусь «О животном мире» в соответствие с законодательством о государственной экологической экспертизе;

 

дополнения законопроекта нормами, предусматривающими приведение положений пункта 6 статьи 2, подпунктов 2.3 и 2.5 пункта 2 статьи 18, подпункта 2.5 пункта 3 статьи 47 действующего Закона «О животном мире» в соответствие с Законом Республики Беларусь от 2 июля 2010 года «О ветеринарной деятельности»; дополнения законопроекта нормами, предусматривающими приведение положений Закона Республики Беларусь «О животном мире» в соответствие с нормами Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам архитектурной, градостроительной и строительной деятельности»; приведения норм законопроекта к единой терминологии, а также в соответствие с требованиями нормотворческой техники.

 

Кроме того, сегодня депутатским корпусом был ратифицирован ряд международных соглашений.

 

Так, на заседании Палаты представителей принят проект Закона Республики Беларусь «О ратификации Соглашения между Республикой Беларусь и Управлением Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев о сотрудничестве и правовом статусе Представительства Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев и его персонала в Республике Беларусь», о котором проинформировал Министр внутренних дел Республики Беларусь Кулешов А.Н. (содокладчик — член Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам и связям с СНГ Левицкая А.В.). Соглашение было подписано в г. Минске 28 июля 2010 года в целях определения основных усилий, в соответствии с которыми Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ ООН) в рамках своего мандата сотрудничает с Республикой Беларусь, открывает и (или) обеспечивает деятельность своего Представительства или представительств в Республике Беларусь и осуществляет функции по международной защите и оказанию гуманитарной помощи беженцам и другим лицам на территории страны пребывания.

 

Принятие законопроекта будет способствовать укреплению имиджа Республики Беларусь как государства, последовательно проводящего прогрессивную, основанную на нормах международного права политику в гуманитарной сфере.

 

Депутаты приняли два законопроекта, касающиеся формирования ЕврАзЭС, — «О ратификации Статута Суда Евразийского экономического сообщества» и «О ратификации Договора об обращении в Суд Евразийского экономического сообщества хозяйствующих субъектов по спорам в рамках Таможенного союза и особенностях судопроизводства по ним», которые представил Министр юстиции Республики Беларусь Голованов В.Г. (содокладчиком выступил член Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам и связям с СНГ Бусько В.Л.).

 

Новая редакция Статута Суда Евразийского экономического сообщества была подписана в г. Астане 5 июля 2010 года главами государств — членов Евразийского экономического сообщества в целях создания правовой основы для разрешения споров, которые могут возникать при дальнейшем развитии и укреплении интеграционных процессов между Беларусью, Казахстаном и Россией в ходе выполнения международных договоров, заключенных в рамках ЕврАзЭС и Таможенного союза. Документ расширяет компетенцию Суда ЕврАзЭС и закрепляет процесс судопроизводства в связи с созданием Таможенного союза трех стран. В частности, новацией Статута является перечень принципов, в соответствии с которыми осуществляет свою деятельность Суд ЕврАзЭС, включая: независимость судей; гласность разбирательства; равенство сторон; состязательность; коллегиальность.

 

Статутом регламентируются процедуры назначения, вступления и освобождения от должности судьи Суда ЕврАзЭС, а также установлены основания, по которым могут быть прекращены его полномочия: в случае прекращения деятельности Суда ЕврАзЭС; истечения срока полномочий судьи; письменного заявления судьи об отставке; совершения судьей серьезного проступка, не совместимого с высоким статусом судьи и др.

 

Статутом установлено, что на судей Суда ЕврАзЭС и членов их семей распространяются привилегии и иммунитеты, предоставляемые должностным лицам органов ЕврАзЭС в соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах ЕврАзЭС от 31 мая 2001 года. Более того, на судей Суда ЕврАзЭС по истечении их полномочий при уходе в отставку должны распространяться гарантии, предусмотренные законодательством государств — членов ЕврАзЭС для председателей верховных, высших хозяйственных (арбитражных, экономических) судов.

 

В новой редакции документа содержатся положения о компетенции Суда ЕврАзЭС, судопроизводстве и особенностях судопроизводства в рамках Таможенного союза. Статутом предусматривается, что Суд ЕврАзЭС не только рассматривает споры экономического характера, возникающие между сторонами по вопросам реализации решений органов ЕврАзЭС и положений договоров, действующих в рамках ЕврАзЭС, но и осуществляет работу по разрешению споров экономического характера, возникающих в связи с формированием Таможенного союза. В частности, к компетенции Суда ЕврАзЭС в связи с формированием таможенного суда относятся следующие вопросы: рассмотрение дел о соответствии актов органов Таможенного союза международным договорам, составляющим договорно-правовую базу Таможенного союза; рассмотрение дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов Таможенного союза; разрешение споров между Комиссией Таможенного союза и государствами, входящими в Таможенный союз, а также между государствами — членами Таможенного союза по выполнению ими обязательств, принятых в рамках Таможенного союза.

 

В Статуте закреплена норма, в соответствии с которой помимо заинтересованных государств в Суд ЕврАзЭС смогут также обратиться органы ЕврАзЭС, органы Таможенного союза и хозяйствующие субъекты государств — членов Таможенного союза. В качестве механизма обеспечения исполнения решений Суда ЕврАзЭС в нем предусмотрена возможность обращения любой из сторон спора в Межгосударственный Совет ЕврАзЭС (на уровне глав государств) для принятия решения по этому вопросу.

 

Ратифицирован Договор об обращении в Суд Евразийского экономического сообщества хозяйствующих субъектов по спорам в рамках Таможенного союза и особенностях судопроизводства, подписанный в г. Москве 9 декабря 2010 года главами государств — членов Евразийского экономического сообщества, который направлен на обеспечение единообразного применения государствами — членами Таможенного союза международных договоров, заключенных в рамках Таможенного союза, а также на соответствие с пунктом 3 статьи
14 Статута Суда Евразийского экономического сообщества от 5 июля 2010 года.

 

Согласно Договору Суд ЕврАзЭС будет рассматривать дела по заявлениям хозяйствующих субъектов об оспаривании актов Комиссии Таможенного союза или их отдельных положений, а также об оспаривании действий (бездействия) Комиссии. При этом основанием для оспаривания актов Комиссии или их отдельных положений либо действий (бездействия) Комиссии является их несоответствие международным договорам, заключенным в рамках Таможенного союза, повлекшее нарушение предоставленных данными международными договорами прав и законных интересов хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Документом предусмотрено, что Суд ЕврАзЭС не будет принимать к рассмотрению заявления, если имеется вступившее в силу решение Суда по ранее рассмотренному делу о том же предмете и по тем же основаниям. В соответствии со статьей 4 Договора заявление принимается Судом ЕврАзЭС к рассмотрению только после предварительного обращения хозяйствующего субъекта в Комиссию. Если Комиссия в течение двух месяцев не приняла мер по поступившему обращению, хозяйствующий субъект вправе обратиться в Суд ЕврАзЭС. В Договоре содержатся перечень требований по заполнению такого заявления, а также процедура, связанная с направлением заявления в Суд ЕврАзЭС, уплатой пошлины, рассмотрением дел по указанным спорам, вынесением решений и их последующим исполнением.

Для рассмотрения дел с участием хозяйствующих субъектов Договором предусмотрено положение, в соответствии с которым Суд ЕврАзЭС обязуется образовать Коллегию Суда, включив в ее состав по одному судье от каждого государства — члена Таможенного союза. Срок рассмотрения такого дела составляет не более 3 месяцев с даты получения Судом заявления.

 

В качестве механизма обеспечения исполнения решений Суда ЕврАзЭС Договором предусмотрена обязанность Суда по ходатайству хозяйствующего субъекта обратиться в Межгосударственный Совет ЕврАзЭС на уровне глав правительств (Высший орган Таможенного союза) для принятия им решения по этому вопросу.

 

Депутатский корпус также принял проект Закона Республики Беларусь «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Азербайджанской Республики о поощрении и взаимной защите инвестиций», докладчиком по которому выступил первый заместитель Министра иностранных дел Республики Беларусь Петришенко И.В., содокладчиком — заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам и связям с СНГ Бирюкова М.М. Соглашение подписано в целях создания международно-правовой основы белорусско-азербайджанского сотрудничества в инвестиционной сфере. Документом предусмотрено, что каждая договаривающаяся сторона предоставит на территории своего государства в отношении инвестиций и доходов инвесторов государства другой договаривающейся стороны режим не менее благоприятный, чем тот, который она предоставляет в отношении инвестиций и доходов инвесторов своего государства или инвестиций и доходов инвесторов любого третьего государства, в зависимости от того, какой режим, по мнению инвестора, является наиболее благоприятным.

 

Соглашением определяются условия экспроприации инвестиций инвесторов государства одной из договаривающихся сторон на территории государства другой договаривающейся стороны, а также порядок выплаты компенсации в связи с экспроприацией и возмещения убытков вследствие войны, вооруженного конфликта, государственного чрезвычайного положения, революции, восстания или мятежа. Им также устанавливается порядок урегулирования споров между одной договаривающейся стороной и инвестором государства другой договаривающейся стороны.

 

Информацию о двух проектах законов о ратификации международных соглашений озвучила в Овальном зале заместитель Министра по налогам и сборам Республики Беларусь Кондратова Л.А., содокладчиком по ним выступил заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету, финансам и налоговой политике Костюк М.Б. Это — проект Закона Республики Беларусь «О ратификации Конвенции между Республикой Беларусь и Республикой Словения об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал». Конвенция направлена на избежание двойного налогообложения и предотвращение уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал, обеспечение регулирования налоговых взаимоотношений между Республикой Беларусь и Республикой Словения путем закрепления за каждым государством права налогообложения отдельных видов доходов, получаемых юридическими и физическими лицами одной страны в другой стране, а также на содействие развитию экономического сотрудничества между двумя государствами, обмену информацией между налоговыми службами. Документ регулирует порядок уплаты налога на недвижимость, подоходного налога с физических лиц, налога на прибыль, налога на доходы, в том числе налогообложение дивидендов, долговых обязательств, доходов от предоставления имущества и имущественных прав, получаемых гражданами и организациями одной страны в другой стране.

 

Парламентарии также рассмотрели и приняли проект Закона Республики Беларусь «Аб ратыфікацыі Пратакола да Пагаднення паміж Урадам Рэспублікі Беларусь і Урадам Чэшскай Рэспублікі аб пазбяганні двайнога падаткаабкладання і папярэджанні ўхілення ад выплаты падаткаў на даходы і маёмасць ад 14 кастрычніка 1996 года».

 

Кроме того, в ходе заседания депутатским корпусом было принято Постановление Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь «Об утверждении заместителя председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по международным делам и связям с СНГ». Заместителем председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам и связям с СНГ стал депутат Палаты представителей Бусько Виталий Леонидович.

 

Следующее заседание Палаты представителей запланировано на 12 мая 2011 года.

 

 

Все новости
Главные новости
Все новости Законодательная деятельность Международная деятельность Общественно-политическая деятельность