Информационно-аналитическое управление

Почтовый адрес: 220010, Республика Беларусь, г. Минск,
ул. Советская, 11.

Факс:  +375 (17) 222-32-13
Тел.:    +375 (17) 222-64-75
             +375 (44) 755-22-94

Электронная почта: inform@house.gov.by

27.11.2018

27 ноября 2018 года Постоянная комиссия Палаты представителей по образованию, культуре и науке провела круглый стол на тему «О совершенствовании законодательства о культуре в части организации и проведения ремонтно-реставрационных работ на историко-культурных ценностях при аварийных ситуациях».

В мероприятии приняли участие депутаты Палаты представителей, ответственные работники Министерства культуры, Министерства архитектуры и строительства, Секретариата Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Национального центра законодательства и правовых исследований, представители местных органов власти, Белорусского национального технического университета, проектных институтов и иных организаций. В работе круглого стола также принял участие протоиерей Михаил Изоитко, благочинный Глубокского благочиния Полоцкой епархии.

Открывая заседание, председатель комиссии Марзалюк И.А. отметил, что в ходе правоприменения Кодекса Республики Беларусь о культуре, который вступил в силу 3 февраля 2017 года, выявились проблемные моменты в части организации и проведения ремонтно-реставрационных работ на историко-культурных ценностях при аварийных ситуациях, требующие проработки и обсуждения.


Протоиерей Михаил Изоитко, ссылаясь на пример православной общины храма в д. Верхнее (Глубокский район), предложил упростить требования к проведению ремонтно-реставрационных работ на культовых зданиях — памятниках архитектуры регионального значения, что особенно актуально при аварийных ситуациях, когда крайне важна оперативность в устранении повреждений. Так, православная община, которая является собственником храма, с целью устранения повреждения участка кровли, вызванного ураганом, произвела без проектной документации замену всего кровельного покрытия, за что на общину наложено административное взыскание в виде штрафа.


Начальник управления по охране историко-культурного наследия Министерства культуры Смотренко А.С. пояснила, что следовало сделать собственнику храма, чтобы остаться в рамках правового поля, а также рассказала о практике применения Кодекса о культуре в части организации и проведения ремонтно-реставрационных работ на историко-культурных ценностях и о его законодательных просчетах.

Об отсутствии должного контроля со стороны местных органов власти за сохранностью культовых зданий — памятников архитектуры и о путях совершенствования действующего законодательства в области охраны историко-культурного наследия рассказал член правления фонда «Культурное наследие и современность» Чернявский И.М.


Поднятые в выступлениях вопросы компетенции местных органов власти, качества ремонтно-реставрационных работ, дефицита квалифицированных строительных кадров, подготовки и востребованности архитекторов-реставраторов вызвали среди участников круглого стола оживленную дискуссию. 


При обсуждении перспектив совершенствования Кодекса о культуре выделена такая особенность законодательного обеспечения охраны историко-культурного наследия, как разброс норм по разным правовым актам (Кодекс о культуре, законы об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, о местном управлении и самоуправлении), что в правоприменении создает определенные неудобства.

С комментарием о сфере действия Закона Республики Беларусь «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» и его требованиях относительно историко-культурных ценностей выступила представитель Министерства архитектуры и строительства Павлова Г.Г.

При подведении итогов участники заседания согласились с мнением Марзалюка И.А. о необходимости введения лицензирования ремонтно-реставрационной деятельности на объектах историко-культурного наследия и определили следующие направления совершенствования Кодекса о культуре:

наделение Министерства культуры полномочиями на издание нормативных правовых актов в области охраны историко-культурного наследия;

установление компетенции местных исполнительных и распорядительных органов по мониторингу историко-культурных ценностей и содействию их собственникам в проведении мероприятий по сохранению и использованию объектов историко-культурного наследия;

установление обязанности собственников памятников архитектуры по мониторингу технического состояния памятников с целью недопущения и устранения причин возникновения разрушений и повреждений памятников, их конструкций и элементов. 



Все новости
Главные новости
Все новости