Информационно-аналитическое управление

Почтовый адрес: 220010, Республика Беларусь, г. Минск,
ул. Советская, 11.

Факс:  +375 (17) 222-32-13
Тел.:    +375 (17) 222-64-75
             +375 (44) 755-22-94

Электронная почта: inform@house.gov.by

28.06.2019

28 июня 2019 года парламентарии рассмотрели три законопроекта.

В первом чтении депутатский корпус принял проект Закона «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам хозяйственных обществ», с докладом по которому выступил заместитель Министра экономики Республики Беларусь Ярошевич Д.В., с содокладом — член Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Качина Л.И.


Подготовка законопроекта обусловлена необходимостью корректировки отдельных норм действующего Закона Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» с учетом судебной и иной практики его применения, требований основных программных документов, а также согласования норм Закона с рядом законодательных актов и восполнение пробелов правового регулирования.


Законопроектом предлагается исключить ограничение на участие хозяйственного общества с одним участником в другом таком же обществе.

Законопроект также предполагает ряд корректировок, регламентирующих вопросы управления хозяйственным обществом, расширяется круг лиц на участие в управлении деятельностью хозяйственного общества, право выступать от имени участников предоставляется эмитентам иностранных депозитарных расписок в случае эмиссии акций дополнительного выпуска, размещаемых с использованием иностранных депозитарных расписок.

В целях защиты имущественных интересов участников хозяйственного общества законопроектом детализируется порядок проведения реорганизации хозяйственного общества:

устанавливаются требования к содержанию договоров слияния и присоединения, а также к решениям общих собраний участников по вопросам реорганизации в форме разделения, выделения и преобразования;

восполнен правовой пробел в части порядка голосования при принятии решения на общих собраниях участников, вновь образуемых в результате реорганизации в форме выделения и разделения хозяйственных обществ, а также уточнен порядок голосования на совместных общих собраниях участников при проведении реорганизации в форме слияния и присоединения;

определен также порядок голосования при принятии решения об утверждении передаточного акта и разделительного баланса;

установлены требования к содержанию уведомления о реорганизации хозяйственного общества.

В рамках реализации пункта 82 Комплекса мер по реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 — 2020 годы законопроектом предусмотрено создание механизма, позволяющего конвертировать долги хозяйственных обществ в доли (акции).

В целях расширения дополнительных механизмов, позволяющих стабилизировать финансово-хозяйственную деятельность хозяйственного общества законопроект предусматривает возможность внесения вкладов в имущество хозяйственного общества участниками общества, которые не изменяют размера уставного фонда и размер долей (акций) участников. Такой механизм предусматривает добровольное внесение вкладов в имущество общества, которые могут быть внесены в любое время участником хозяйственного общества на основании договора.

Предлагаемое нововведение позволит оперативно направлять на развитие хозяйственного общества денежные средства либо иное имущество и при этом внесение вкладов не влечет за собой изменение размера уставного фонда, соотношение долей участников и не требует последующего возврата такого имущества участнику.

Документом также уточняются вопросы организации деятельности общих собраний участников обществ, корректируются нормы, касающиеся порядка оглашения результатов голосования и составления по результатам проведения общего собрания участников протокола. Детализируется порядок предъявления требования о проведении внеочередного общего собрания участников, установлена форма и содержание такого предъявляемого требования.

Ряд нововведений законопроекта направлены на совершенствование состава и структуры совета директоров (наблюдательного совета).

В частности, определяются требования к квалификационным, профессиональным и иным качествам кандидатов. Действующий Закон предполагается дополнить нормами, определяющими порядок инициирования созыва заседания совета директоров (наблюдательного совета), закрепляется возможность судебного оспаривания решений совета директоров (наблюдательного совета), которая предоставляется участнику хозяйственного общества, если решение принято с нарушением требований, предусмотренных Законом и иным законодательством или уставом общества, нарушены права и (или) законные интересы участников. Предусмотрены также случаи, когда оспариваемое решение суд вправе оставить в силе.

В целях реализации права участников хозяйственного общества на получение информации о деятельности хозяйственного общества законопроектом установлено право участников требовать предоставления информации, содержащейся в документах хозяйственного общества, при этом право на ознакомление с документами бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности (книгой учета доходов и расходов), а также с протоколами заседаний совета директоров (наблюдательного совета) и коллегиального исполнительного органа ограничено. Такую информацию будут вправе получить участники, являющиеся в совокупности владельцами десяти и более процентов акций (долей) хозяйственного общества, если уставом хозяйственного общества не предусмотрено меньшее количество акций (долей). Также установлен срок, в течение которого хозяйственное общество предоставляет участнику запрашиваемую по его требованию информацию.

В отношении закрытых акционерных обществ законопроектом предусматривается отмена ограничения в отношении количества акционеров.

Предлагаемые законопроектом нововведения, принципиально не меняя деление акционерных обществ на открытые и закрытые, позволят открытым акционерным обществам (с любым количеством акционеров) самостоятельно изменить свой «публичный статус», в том случае, если такое общество не заинтересовано в публичности и не стремится к активному привлечению инвестиций.

Нововведением законопроекта является включение в Закон норм, направленных на повышение эффективности деятельности членов органов управления, а также иных работников хозяйственного общества. Законопроектом предлагается закрепить возможность безвозмездной передачи или продажи акций (долей) членам органов управления и иным работникам хозяйственного общества в целях мотивации и личной заинтересованности указанных лиц в развитии хозяйственного общества.

Возможность поощрения работников хозяйственных обществ акциями (долями) компании представляет особый интерес для частных компаний, стремящихся «привязать» высокопрофессионального работника и не допустить «утечки» полученных такими работниками квалификаций и опыта к конкуренту.

В отношении хозяйственных обществ с долей государства в уставном фонде в целях дополнительной защиты интересов государства предусматривается, что в указанных обществах продажа (безвозмездная передача) акций (долей) осуществляется по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Кроме того, законопроектом в рамках реализации положений Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 — 2020 годы в части повышения прозрачности деятельности открытых акционерных обществ предусмотрено обязательное раскрытие сведений, содержащихся в таких плановых документах как стратегии развития (прогнозы развития, бизнес-планы и иное) в печатных средствах массовой информации, определенных уставами этих обществ, и (или) размещений на их сайтах в сети Интернет.

В целом предлагаемые законопроектом нововведения позволят использовать новые формы инвестирования и возможности для финансового оздоровления хозяйственных обществ, создать условия для долгосрочной мотивации работников хозяйственного общества, обеспечить повышение прозрачности хозяйственных обществ, улучшить практику корпоративного управления, усилить защиту прав акционеров, что в конечном итоге будет способствовать повышению рейтинга Республики Беларусь в отчете Всемирного банка «Ведение бизнеса».

В двух чтениях принят проект Закона «Об амнистии в связи с 75-летием освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков», который представили Министр внутренних дел Республики Беларусь Караев Ю.Х. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Чекан В.И.


Законопроект об амнистии традиционно предусматривает освобождение от наказаний т.н. «льготную» категорию лиц — несовершеннолетних, беременных женщин, женщин и одиноких мужчин, имеющих детей в возрасте до восемнадцати лет, лиц, достигших общеустановленного пенсионного возраста, инвалидов I или II группы, больных активной формой туберкулеза 1, 2, 5 «А», 5 «Б» групп диспансерного учета, больных онкологическими заболеваниями второй, третьей, четвертой клинических групп, ВИЧ-инфицированных с 3-й или 4-й стадиями заболевания по клинической классификации Всемирной организации здравоохранения, ветеранов боевых действий на территории других государств, граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, получивших ранения (контузии), увечья, заболевания в период прохождения военной службы или в связи с осуществлением служебной деятельности.


Такие лица подлежат освобождению от наказаний в виде общественных работ, штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительных работ, ограничения по военной службе, ареста, ограничения свободы, лишения свободы, а также от иных мер уголовной ответственности в виде осуждения с отсрочкой исполнения наказания, осуждения с условным неприменением наказания, осуждения без назначения наказания. Эта же категория лиц в соответствии со статьей 2 законопроекта об амнистии может быть освобождена и от уголовной ответственности.

В соответствии с проектом амнистия распространяется и на лиц, не относящихся к вышеуказанной категории, они подлежат освобождению от иных мер уголовной ответственности в виде осуждения с отсрочкой исполнения наказания, осуждения с условным неприменением наказания, осуждения без назначения наказания.

Также подлежат освобождению лица:

совершившие преступления, не представляющие большой общественной опасности, которым назначено наказание в виде ограничения свободы, лишения свободы и приговоры в отношении которых постановлены на день вступления в силу Закона об амнистии;

совершившие преступления, относящиеся к категории менее тяжких, которым назначено наказание в виде ограничения свободы, лишения свободы и отбывшие на день вступления в силу Закона об амнистии не менее одной четверти назначенного судом срока наказания;

не перечисленные в статье 1 проекта, которым назначено наказание в виде ареста и приговоры в отношении которых постановлены на день вступления в силу Закона об амнистии;

осужденные за кражу, мошенничество, присвоение либо растрату, хищение путем использования компьютерной техники, незаконную предпринимательскую деятельность, уклонение от уплаты сумм налогов, сборов, если они на день вступления в силу Закона об амнистии отбыли не менее одной трети назначенного срока наказания.

Проектом предусматривается сокращение наказания частично сроком на один год лицам (несовершеннолетним — на два года):

лицам, осужденным к наказаниям в виде ограничения свободы и лишения свободы;

лицам, условно-досрочно освобожденным от наказания в виде ограничения свободы или лишения свободы;

лицам, которым неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена наказанием в виде ограничения свободы или исправительных работ либо которым неотбытая часть наказания в виде ограничения свободы заменена наказанием в виде исправительных работ;

осужденным к лишению свободы беременным женщинам и женщинам, имеющих детей в возрасте до трех лет, которым суд отсрочил отбывание наказания.

Если у этих же лиц на день рассмотрения материалов о применении амнистии до окончания срока наказания остается менее одного года (у несовершеннолетних — менее двух лет), законопроектом предлагается освободить их от неотбытой части наказания.

Проект Закона об амнистии ограничивает освобождение от наказания лиц, совершивших некоторые преступления, относящиеся к категории менее тяжких, а также тяжких и особо тяжких.

Вместе с тем, при условии примерного поведения и возмещения ущерба, этим лицам возможно сокращение наказания на 1 год (несовершеннолетним — на 2 года), если иное не предусмотрено статьей 11 проекта.

Амнистия не распространяется на лиц:

к которым в течение 2014 — 2019 годов применялись амнистия или помилование и которые вновь совершили умышленные преступления;

полностью не возместивших причиненный преступлениями вред (ущерб) и не уплативших доход, полученный от незаконной предпринимательской деятельности, неосновательно приобретенную выгоду, иной доход, полученный преступным путем;

злостно нарушающих установленный порядок во время отбывания наказания;

допустивших особо опасный рецидив преступлений;

которым наказание в виде смертной казни в порядке помилования заменено лишением свободы или пожизненным заключением, либо, которым пожизненное заключение заменено лишением свободы;

осужденных к наказанию в виде пожизненного заключения;

совершивших преступления, предусмотренные статьями 122, 124, 126 (преступления против мира и безопасности человечества), статьей 139 (убийство), частью 3 статьи 147 (умышленное причинение тяжкого телесного повреждения), частями 2 и 3 статьи 166 (изнасилование), частями 2 и 3 статьи 167 (насильственные действия сексуального характера), частью 2 статьи 168 (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста), статьей 210 (хищение путем злоупотребления служебными полномочиями), частями 2 и 3 статьи 235 (легализация («отмывание») средств, полученных преступным путем, совершенных должностным лицом с использованием своих служебных полномочий), статьей 285 (создание преступной организации либо участие в ней), статьей 286 (бандитизм), статьей 289 (терроризм), статьей 2901(финансирование террористической деятельности), статьей 2902 (содействие террористической деятельности), статьей 2903 (прохождение обучения или иной подготовки для участия в террористической деятельности), статьей 2904 (создание организации для осуществления террористической деятельности либо участие в ней), статьей 290(организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации), статьей 291 (захват заложника), статьей 292 (захват зданий и сооружений), статьей 293 (массовые беспорядки), частями 2 — 5 статьи 317 (нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, повлекшее по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения), статьей 3171 (управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения), частями 4 — 5 статьи 328 (незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и аналогов), статьей 3281 (незаконное перемещение через Государственную границу Республики Беларусь наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов), частями 2 и 3 статьи 329 (посев или выращивание запрещенных к возделыванию растений или грибов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества), статьей 331 (склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов), частью 2 статьи 332 (организация либо содержание притонов для изготовления, переработки и (или) потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или других одурманивающих веществ), статьей 342 (организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них), статьей 3431 (изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера с изображением несовершеннолетнего), статьями 356 — 362 (преступления против государства, убийство сотрудника органов внутренних дел), статьей 367 (клевета в отношении Президента Республики Беларусь), статьей 3692 (получение иностранной безвозмездной помощи в нарушение законодательства Республики Беларусь), статьей 3693 (нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий), статьей 421 (несоблюдение требований превентивного надзора), статьей 422 (уклонение от превентивного надзора), статьей 424 (злоупотребление властью или служебными полномочиями), статьей 425 (бездействие должностного лица), частями 2 и 3 статьи 426 (превышение власти или служебных полномочий из корыстной или иной личной заинтересованности), статьей 429 (незаконное участие в предпринимательской деятельности), статьей 430 (получение взятки), статьей 431 (дача взятки), статьей 432 (посредничество во взяточничестве), статьей 455 (злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти из корыстной или иной личной заинтересованности);

не возместивших задолженность по алиментам либо расходы на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении.

Проектом Закона предлагается увеличить срок исполнения Закона об амнистии с шести до девяти месяцев.


Кроме того, во втором чтении был принят проект Закона «Об изменении законов по вопросам эффективного функционирования военной организации государства» (докладчик — член Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Мартынов И.Ф.).


 


Все новости
Главные новости
Все новости