Информационно-аналитическое управление
Почтовый адрес: 220010, Республика Беларусь, г. Минск,
ул. Советская, 11.
Факс: +375 (17) 222-32-13
Тел.: +375 (17) 222-64-75
Электронная почта: inform@house.gov.by
28 октября 2021 года в Палате представителей состоялось совместное заседание палат Национального собрания Республики Беларусь, в ходе которого члены Правительства ответили на вопросы парламентариев.
Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь Назаров Ю.В. выступил с докладом на тему «О результатах работы промышленного, нефтехимического, энергетического комплексов и перспективах развития данных сегментов экономики в рамках существующих мировых тенденций».
Он сообщил, что в 2021 году промышленный комплекс Беларуси
демонстрирует устойчивую динамику развития и остается основным драйвером роста
экономики. По итогам 9 месяцев прирост производства составил почти 8 процентов
к соответствующему уровню 2020 года. Достигнутый уровень является максимальным за
последнее десятилетие. Если сравнивать с нашими стратегическими партнерами по
ЕАЭС, то по итогам 8 месяцев мы опередили по темпам российский промышленный
комплекс на 4,1 процентного пункта, казахский — на 6,2 и Армению — на 7,6, —
рассказал Ю.В.Назаров. По оценке Правительства, темп роста объема промышленного
производства по итогам 2021 года ожидается на уровне 105,3 процента к 2020
году. Прогноз на 2022 год — более 103 процента.
В целях противодействия санкционным мерам и минимизации их последствий в Правительстве создана межведомственная рабочая группа из представителей 17 министерств и ведомств, включая Администрацию Президента, Государственный секретариат Совета безопасности, КГК, КГБ и Национальный банк. В настоящее время этой группой выработан целый ряд антисанкционных мер.
По словам Ю.В.Назарова, точечные меры в промышленном,
нефтехимическом, транспортном и банковском секторах для нормализации их
финансово-хозяйственной деятельности приняты незамедлительно. Как результат,
несмотря на санкции, экспорт продукции МАЗа и БЕЛАЗа по сравнению с прошлым
годом вырос почти на 250 млн долларов США, нефтехимии — на 700 млн долларов США,
по азотным и калийным удобрениям — на 100 млн долларов США.
В нефтепереработке приняты меры по сохранению возможности экспорта нефтепродуктов в необходимом объеме и обеспечению «Нафтана» кредитными ресурсами для бесперебойных закупок нефти в России, осуществления текущей и инвестиционной деятельности. «Реализация этих мер позволила решить вопрос с загрузкой обоих белорусских НПЗ. До конца 2021 года они будут загружены с годовым объемом переработки 16,8 млн. тонн в год, что практически на 0,5 млн. тонн больше, чем в прошлом году», — отметил вице-премьер. Кроме того, в полном объеме обеспечены потребности внутреннего рынка в нефтепродуктах и нефтехимическом сырье, а по нефтепродуктам создан их 30-суточный запас.
В настоящее время Правительством совместно с российской стороной ведется работа по перенаправлению белорусских грузов с прибалтийского направления на российское.
«К сожалению, мы понимаем, что санкционная ситуация — это надолго, и она в дальнейшем может быть ощутимой для экономики нашей страны. Приведу пример: потери только наших НПЗ в результате санкционных мер уже составили 80 млн. долларов США», — сказал Ю.В.Назаров.
Он также сообщил, что в настоящее время идет работа по
подготовке проекта Указа Главы государства о создании государственной
корпорации сельскохозяйственного машиностроения, который планируется внести на
рассмотрение Президента Республики Беларусь в ноябре 2021 года. Предлагается
объединить производственный, технологический, коммерческий, кадровый потенциалы
предприятий сельскохозяйственного машиностроения — холдингов «МТЗ», «Гомсельмаш»,
Минский моторный завод, «Бобруйскагромаш», «Лидсельмаш». Определяются механизмы
финансового оздоровления участников корпорации, в том числе через Агентство по
управлению активами в соответствии с Указом от 15 октября 2021 года № 391 «О
стабилизации финансового состояния организаций».
В предстоящей пятилетке в промышленности планируется реализовать следующие стратегические задачи. Первая — реконструкция автобусного производства Минского автомобильного завода. Ожидается, что мощности производства увеличатся до 3 тыс. штук в год. Сегодня выпускается максимально 1,5 тыс. Состоялась встреча с потенциальным европейским инвестором, с которым планируется заключение контракта на производство автобусов под ключ, — сообщил Ю.В.Назаров. Вторая задача — это полная модернизация производства Минского тракторного завода с поэтапным увеличением объема выпуска тракторов современного технического уровня. Модернизация тракторостроительного производства позволит практически удвоить суммарный выпуск тракторов и машин до 70 тыс. штук к 2030 году и соответственно удвоить экспорт.
Заместитель Премьер-министра поднял тему развития деревообрабатывающей отрасли. Он проинформировал, что модернизация деревообрабатывающих и целлюлозно-бумажных предприятий «Беллесбумпрома» оказала положительное влияние на эффективность работы лесного комплекса в целом. Объемы переработки деловой древесины в стране с 2006 года выросли более чем в 1,5 раза и достигли в 2020 году 18,5 млн. куб. м. Экспорт продукции всего лесного комплекса вырос в 2 раза — до 2,4 млрд. долларов США. Выросли и объемы переработки макулатуры, — сказал Ю.В.Назаров.
В своем докладе Ю.В.Назаров коснулся темы развития электрического транспорта и соответствующей инфраструктуры. По его словам, в настоящее время электрозарядная сеть представлена 486 станциями, до конца 2021 года будет 600 станций, из них половина быстрозарядных. К 2030 году предусмотрено создание более 1300 электрических заправочных станций. Предполагается также установка 25 супербыстрых электрозарядных комплексов в областных городах, Минске и на основных автомагистралях.
В 2021 году Правительством принята комплексная программа развития электротранспорта на эту пятилетку. Программа включает комплекс мероприятий по всему «жизненному циклу» — от научного обеспечения, организации производства, приобретения и эксплуатации до утилизации и вторичного использования. Программой предусматривается создание опытных образцов и на их базе — организация производства новых моделей электротранспорта.
По словам Ю.В.Назарова, определенные результаты в этом направлении уже получены. В этом году «БЕЛДЖИ» впервые в режиме крупноузловой сборки начнет выпускать электромобиль GEELY GEOMETRIA C. Самое главное, что на сегодняшний день у «БЕЛДЖИ» уже есть порядка 650 заявок на этот электромобиль, — отметил вице-премьер. БЕЛАЗ впервые на мировом рынке карьерной техники применил в производстве высокоэффективные электроприводы нового поколения. В настоящее время изготовлены опытные образцы карьерных самосвалов на аккумуляторных батареях и в дизель-троллейвозном исполнении. Следующим шагом является разработка карьерных самосвалов с гибридным силовым агрегатом с применением аккумуляторных батарей и рекуперацией. По сути, впервые на данном рынке будет создана новая наукоемкая продукция с нулевым уровнем выбросов углекислого газа.
До конца года на «Белкоммунмаше» и МАЗе планируется обеспечить выпуск опытных образцов электрогрузовиков грузоподъемностью 10 и 4 тонн соответственно. «Кроме того, ведутся разработки электромобилей-мусоровозов, электробусов для аэропортов. «Могилевлифтмаш» реализует проект по созданию опытного образца базовой модели тягового электродвигателя для коммерческого электротранспорта. За 9 месяцев 2021 года с учетом машинокомплектов выпущено 427 единиц троллейбусов, из них 359 с автономным ходом, и 16 электробусов, — подчеркнул заместитель Премьер-министра. Дальнейшим логическим этапом программы является развитие пассажирских перевозок электротранспортом посредством обновления подвижного состава общественного пассажирского транспорта наших городов. Предусмотрена разработка облисполкомами и Минским горисполкомом планов обновления подвижного состава, выполняющего городские перевозки пассажиров в регулярном сообщении, направленных на увеличение доли электрифицированных транспортных средств до 43 процента к 2025 году.
Программой предусматривается также реализация мероприятий по
созданию системы сбора, хранения и утилизации компонентов электротранспортных
средств.
Ю.В.Назаров обратил внимание, что в 2021 году введен в эксплуатацию первый энергоблок Белорусской АЭС. С момента его включения в энергосистему страны выработано порядка 4,3 млрд. кВт.ч электроэнергии, что позволило заместить до 1,2 млрд. куб.м импортируемого природного газа. Строительная готовность второго энергоблока почти 90 процентов. Его ввод в эксплуатацию запланирован на 2022 год.
Вице-премьер отметил, что ввод в эксплуатацию Белорусской АЭС позволит снизить потребление природного газа примерно на 4,5 млрд куб.м в год. Это позволит сократить выбросы парниковых газов в атмосферу, что будет благоприятно влиять на экологию. Будут также созданы новые рабочие места — до 2,5 тыс. мест в г. Островце. Сегодня там уже задействовано 2,2 тыс., — добавил он. В целях экономии природного газа проводится работа по строительству энергоисточников на местных видах топлива. За прошлую пятилетку введены в эксплуатацию 117 таких энергоисточников суммарной тепловой мощностью почти 800 МВт. Это уже позволяет ежегодно снижать до 400 млн. куб.м потребления природного газа. В этом году запланирован ввод в эксплуатацию еще 17 энергоисточников на местных видах топлива суммарной мощностью 121,9 МВт. Почти 30 млн. куб.м мы заместим и увеличим долю местных видов топлива в валовом потреблении этих ресурсов за год примерно в 16 процентов.
Кроме того, в своем докладе вице-премьер проинформировал о работе предприятий легкой промышленности. Основная задача на ближайшую перспективу — максимальная переработка отечественного сырья: льна, шкур крупного рогатого скота, а также сырьевой базы наших химических предприятий (полиамидных нитей, полиэфирных волокон и нитей, ПАН-волокон, нетканых материалов), отметил он.
Цифровые решения активно внедряются на промышленных предприятиях страны, сообщил заместитель Премьер-министра. В качестве яркого примера «цифровой фабрики» можно привести завод «БЕЛДЖИ». На этом заводе цифровизированы практически все процессы: от планирования производства и управления оборудованием на конвейере до контроля качества и формирования систем сервиса. Подобные элементы внедрены также на ОАО «Атлант» и «БЕЛАЗе».
По его словам, на БЕЛАЗе освоено производство роботизированного карьерного самосвала, а в ближайших планах — реализация проекта «Интеллектуальный карьер», где будет работать только беспилотная техника. Проекты по разработке беспилотных моделей ведутся также на МТЗ, «Гомсельмаше», МАЗе и «Белкоммунмаше».
Стратегической задачей сегодня и на будущее является обеспечение национальной безопасности страны, — подчеркнул Ю.В.Назаров, говоря о развитии отечественного военно-промышленного комплекса.
По его словам, в 2021 году модернизирована реактивная система залпового огня «Град». На завершающей стадии находится создание отечественного ударного беспилотного авиационного комплекса «Квадро-1400», который способен в дневных и ночных условиях обнаруживать, распознавать и поражать легкобронированные и небронированные цели, живую силу противника. Завершается разработка трехкоординатного отечественного мобильного радиолокационного комплекса «Восток». Успешно выполняются разработки средств ближнего боя: многоцелевого гранатометного комплекса, стрелкового оружия и боеприпасов к нему.
Осуществляется разработка и производство широчайшего спектра средств связи различных диапазонов и назначения от малогабаритных носимых станций УКВ-радиосвязи до стационарных узлов спутниковой связи. Разработан бронетранспортер с необитаемым боевым модулем.
Научный и производственный потенциал организаций ВПК позволяет не только обеспечивать Вооруженные Силы страны новыми образцами вооружения и военной техники и таким образом экономить валютные средства на их закупку по импорту, но и зарабатывать, экспортируя данную продукцию, — отметил вице-премьер.
Далее заместитель Премьер-министра ответил на вопросы парламентариев.
Депутат Гайдукевич О.С. поинтересовался насколько Правительство готово к зарубежным санкциям и какие меры предпринимаются для совместного с Российской Федерацией ответа на них.
Депутат Савиных А.В. попросил у Ю.В.Назарова уточнить сведения о доле импортных комплектующих в белорусском промышленном производстве, а также на какой стадии находится переговорный процесс по углублению кооперации с Российской Федерацией в сфере промышленного производства.
Депутат Карась Д.Н. поинтересовался мнением вице-премьера о перспективах
водородной энергетики и задействовании потенциала Белорусской АЭС по
производству и экспорту «зеленого» водорода.
Депутат Колеснева Е.П. задала вопрос о путях стимулирования инновационной деятельности и, в частности, о механизмах выплаты вознаграждения разработчикам инновационных технологий.
Депутат Хлобукин И.К. поднял вопрос о возврате утилизационного сбора для субъектов хозяйствования, производящих промышленную продукцию.
Депутат Старовойтова А.В. спросила у заместителя Премьер-министра какие, по его мнению, отрасли промышленности являются перспективными и что планируется делать с малоэффективными и убыточными предприятиями.
Депутат Панасюк В.В. поинтересовался о планах Правительства
в контексте создания единого энергетического пространства ЕАЭС.
Депутат Любецкая С.А. озвучила вопрос, касающийся нехватки кадров для нужд отечественной промышленности, и поинтересовалась о путях его решения на законодательном уровне.
Депутат Думбадзе Т.Ш. поднял вопрос о технических возможностях для препятствования вещания в приграничных регионах Беларуси зарубежных деструктивных теле- и радиоканалов.
Депутат Стельмашок С.П. спросил о том, как планируется
решать проблему модернизации электросетей с учетом массового перехода на
электроотопление жилого фонда, а также попросил рассказать о планах по созданию
сети электрозарядных станций и иной инфраструктуры для электротранспорта.
Депутат Луканская И.Э. попросила вице-премьера высказать свое мнением о перспективах решения проблемы уличного освещения в сельских населенных пунктах.
В целом в ходе заседания депутаты Палаты представителей задали 15 вопросов.