САЙТ РАБОТАЕТ В ТЕСТОВОМ РЕЖИМЕ
03.04.2017

3 апреля 2017 года на заседании второй сессии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь шестого созыва сформированы рабочие органы сессии, утверждена повестка дня, рассмотрены 10 вопросов.

Руководителем секретариата второй сессии шестого созыва избран заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по международным деламКорж И.А. Счетную комиссию возглавил заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Гоборов Д.Д.

Утверждена повестка дня сессии, которая включает 30 вопросов.

В ходе заседания парламентарии рассмотрели шесть законопроектов в первом чтении.

О проекте Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь»доложил Председатель Верховного Суда Республики Беларусь Сукало В.О., с содокладом выступил заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Мисько М.В.

Законопроект, в частности, предусматривает:

введение в гражданский процесс вместо кассационного производства с элементами апелляции полноценного института апелляционного производства и расширение полномочий суда второй инстанции в целях повышения оперативности правосудия по гражданским делам, создания более эффективного правового механизма исправления возможных судебных ошибок;

возможность фиксации судебного разбирательства по делу с использованием звуко- или видеозаписи с приобщением носителей соответствующей информации к материалам дела;

использование систем видеоконференцсвязи при рассмотрении апелляционной жалобы (апелляционного протеста);

определение более строгих требований, предъявляемых к содержанию апелляционной жалобы (апелляционного протеста);

внедрение в суде апелляционной инстанции процедуры медиации, проведение которой будет способствовать достижению сторонами примирения, урегулированию и разрешению спора путем утверждения принятия отказа истца от иска, признания иска ответчиком, мирового соглашения сторон и др.

Министр здравоохранения Республики Беларусь Малашко В.А. представил проект Закона «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О предупреждении распространения заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, вируса иммунодефицита человека» (содокладчик – член Постоянной комиссии Палаты представителей по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Остапюк Е.И.).

Законопроект подготовлен в целях совершенствования норм действующего Закона с учетом практики его применения, а также в связи с необходимостью внедрения государственного социального заказа в сферу проведения профилактических мероприятий по предупреждению распространения заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, вируса иммунодефицита человека.

Для реализации на практике государственного социального заказа законопроектом вводятся новые термины («государственный социальный заказ в сфере проведения профилактических мероприятий по предупреждению распространения социально опасных заболеваний, ВИЧ», «проект, направленный на предупреждение распространения социально опасных заболеваний, ВИЧ», «услуга, направленная на предупреждение распространения социально опасных заболеваний, ВИЧ») и даются их определения.

С учетом существующего опыта взаимодействия государственных органов и негосударственных некоммерческих организаций в рамках реализации проектов международной технической помощи проектом Закона расширяются возможности взаимодействия государственных органов, в том числе местных исполнительных и распорядительных органов, организаций здравоохранения и негосударственных некоммерческих организаций при проведении ими профилактических мероприятий по предупреждению распространения социально опасных заболеваний, ВИЧ.

В целях предупреждения передачи ВИЧ от матери ребенку законопроектом закрепляется положение о предоставлении для детей, рожденных ВИЧ-инфицированными женщинами, заместительного вскармливания на первом году жизни.

Наряду с этим проектом Закона расширяется перечень профилактических мероприятий по предупреждению распространения социально опасных заболеваний, ВИЧ. При этом большинство из них может осуществляться путем формирования и размещения государственного социального заказа в сфере профилактики социально опасных заболеваний, ВИЧ.

Законопроектом регламентируется порядок формирования такого заказа. В частности, определяются его цели, принципы и источники финансирования, закрепляются полномочия государственного заказчика и требования к исполнителям, регулируются вопросы, связанные с проведением конкурса на выполнение заказа, заключением договора на его выполнение, контролем за реализацией заказа, разрешением споров и разногласий между государственным заказчиком и исполнителем.

С докладом по проекту Закона«О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» выступил Министр экономики Республики Беларусь Зиновский В.И., с содокладом председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Цуприк Л.А.

Необходимость разработки законопроекта обусловлена изменением подходов к формированию, финансированию государственных программ в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 23 марта 2016 г. № 106 «О государственных программах и оказании государственной финансовой поддержки».

В частности, нормами названного Указа установлено, что достижение целей и выполнение задач программы социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу обеспечивается посредством выполнения государственных программ. При этом под государственной программой понимается документ планирования на республиканском или региональном уровне, обеспечивающий достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития, содержащий цели, задачи, комплекс мероприятий со сроками их осуществления, исполнителями и источниками финансирования.

Министр антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь Колтович В.В. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Политико О.С. проинформировали о проекте Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».

Проект Закона направлен на совершенствование положений действующего Закона с учетом результатов практической реализации, а также на приведение его норм в соответствие с международными правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза.

Проект Закона предусматривает расширение понятийного аппарата, закрепление дополнительных мер по противодействию монополистической деятельности, обеспечению развития института защиты от недобросовестной конкуренции. Уточняются основания и порядок контроля за экономической концентрацией, выработан особый порядок рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, закрепляется ряд иных мер, направленных на совершенствование антимонопольного законодательства.

В частности, впервые вводится понятие «признаки ограничения конкуренции». Уточняется понятие «доминирующее положение», что предоставляет антимонопольному органу возможность доказать необоснованное повышение цен, навязывание невыгодных условий договоров со стороны хозяйствующих субъектов, обладающих рыночной властью и возможностью в одностороннем порядке влиять на общие условия обращения товара.

Уточняется сфера действия Закона. Устанавливается, что положения Закона распространяются и на юридических лиц, не являющихся хозяйствующими субъектами (например, ассоциации).

В проекте Закона предлагается закрепить ряд норм предупредительного характера, позволяющих заранее предотвратить создание дискриминационных условий. В частности, Совет Министров Республики Беларусь наделяется правом устанавливать правила недискриминационного доступа к товарам, производимым и (или) реализуемым хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, доля которого на соответствующем товарном рынке составляет более 75 процентов. Антимонопольному органу в рамках предупреждения злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением предоставляется право выдавать предписания об утверждении и опубликовании правил торговой практики.

Проект Закона конкретизирует запреты на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие), соглашения, согласованные действия государственных органов. При этом дополнительно вводятся запреты на установление для потребителей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары, дачу хозяйствующим субъектам указаний о приобретении товара.

Обеспечена детальная регламентация форм недобросовестной конкуренции, что позволит более эффективно защищать свои права лицам, пострадавшим от недобросовестных действий хозяйствующих субъектов. К примеру, проект Закона предлагает рассматривать в качестве недобросовестной конкуренции действия хозяйствующего субъекта, направленные на дискредитацию конкурента, выражающуюся в распространении ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.

Также проектом Закона предлагается определить общие антимонопольные требования к закупкам товаров, что позволит обеспечить развитие и соблюдение основополагающего принципа закупок – добросовестной конкуренции.

Проект Закона «О внесении изменений в некоторые законы Республики Беларусь» представили Министр лесного хозяйства Республики Беларусь Амельянович М.М. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Климович Н.А.

Проект Закона подготовлен в целях приведения Закона «О железнодорожном транспорте», Уголовного кодекса Республики Беларусь, Кодекса внутреннего водного транспорта Республики Беларусь, Закона «О мелиорации земель» и Кодекса Республики Беларусь о земле в соответствие с нормами Лесного кодекса Республики Беларусь.

В указанных законодательных актах используется терминология, предусмотренная с учетом прежней системы деления лесов на группы и категории защитности, а также прежнего названия отрасли законодательства. В этой связи законопроектом предлагается внести терминологические изменения в названные законы и кодексы.

Помимо этого, с учетом поручений Главы государства о декриминализации незначительных нарушений законодательства и правоприменительной практики привлечения к ответственности за загрязнение леса органами и организациями Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь и Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь законопроектом предлагается внести определенные изменения в статьи 275 — 277 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

В настоящее время в соответствии с частью 1 статьи 275 Уголовного кодекса предусмотрена уголовная ответственность за совершение повторного в течение года загрязнения леса даже при отсутствии причинения вреда окружающей среде. Так, гражданин, совершивший загрязнение леса путем выброса даже незначительного количества мусора (к примеру, одной бутылки), привлекается к административной ответственности по части 1 статьи 15.30 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. В случае повторного в течение года такого же загрязнения леса и при отсутствии негативных для окружающей среды последствий он подлежит привлечению к уголовной ответственности. Такой подход не совсем оправдан с точки зрения степени тяжести нарушения и наступающей за его ответственности. В связи с этим предлагается рассматривать вопрос об уголовной ответственности за загрязнение леса только при наступлении существенных негативных последствий от указанных действий, а именно: при причинении ущерба в крупном размере.

С учетом международной практики, а также значительного количества незаконных рубок леса, совершенных преимущественно в эксплуатационных лесах с причинением ущерба в особо крупных размерах, законопроектом предлагается ввести уголовную ответственность за незаконную рубку в эксплуатационных лесах с причинением ущерба в особо крупном размере.

Применительно к статьям 275 — 277 Уголовного кодекса законопроектом с учетом изменений, вносимых в Указ Президента Республики Беларусь от 24 июня 2008 г. № 348, предлагается изменить размер крупного и особо крупного ущерба: увеличить размер крупного ущерба до 250 базовых величин, а размер особо крупного ущерба – до 500 базовых величин.

Председатель Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Шумилин А.Г. проинформировал депутатов о проекте Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы»(содокладчик – заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Якубович Т.Р.).

Законопроект разработан с учетом практики применения норм Закона «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы» и практики рассмотрения патентных споров Апелляционным советом при патентном органе и судебной коллегией по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь. Одновременно с внесением изменений и дополнений в Закон «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы» предполагается внесение ряда изменений и дополнений в Гражданский кодекс Республики Беларусь. Эти изменения связаны с необходимостью обеспечить соответствие норм Гражданского кодекса Республики Беларусь и Закона «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы» и касаются определения объекта изобретения, срока действия патента на полезную модель, а также определения содержания исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец.

В результате принятия законопроекта будет обеспечено полное и системное правовое регулирование общественных отношений, связанных с охраной изобретений, полезных моделей и промышленных образцов.

Депутатский корпус также рассмотрел три законопроекта о ратификации международных соглашений.

С информацией по проекту Закона «О ратификации Соглашения о займе (Проект «Модернизация системы здравоохранения Республики Беларусь») между Республикой Беларусь и Международным банком реконструкции и развития»выступил Министр здравоохранения Республики Беларусь Малашко В.А. (содокладчик – член Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Занько С.Н.).

Соглашение подписано в рамках реализации Стратегии партнерства Международного банка реконструкции и развития и Республики Беларусь на 2014 –– 2017 финансовые годы.

За счет средств займа предусматривается:

создание электронного здравоохранения и системы поддержки клинических решений;

повышение уровня клинических компетенций медицинских работников по ведению неинфекционных заболеваний;

модернизация отделения интенсивной неонатальной помощи в государственном учреждении «Республиканский научно-практический центр «Мать и дитя»;

управление, мониторинг и оценка Проекта «Модернизация системы здравоохранения Республики Беларусь».

Освоение средств займа запланировано на 2017 – 2022 гг.

Первый заместитель Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь Степаненко В.А. представил проект Закона «О ратификации Соглашения об информационном взаимодействии государств – участников Содружества Независимых Государств по вопросам перемещения радиоактивных источников». С содокладом выступил член Постоянной комиссии Палаты представителей по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Улахович Н.Д.

Целью Соглашения является обеспечение информационного взаимодействия между государствами – участниками СНГ при перемещении с территории одного государства на территорию другого государства радиоактивных источников, имеющих активность радионуклидов, равную или превышающую пороговые значения категорий 1 и 2, указанных в приложении к Соглашению, которое является его неотъемлемой частью.

Соглашение предусматривает, что стороны обеспечивают установление в своих государствах процедур предварительного уведомления участниками внешнеэкономической деятельности уполномоченных (компетентных) органов о предстоящих перемещениях радиоактивных источников категорий 1 и 2, а также порядка, при котором перемещение указанных радиоактивных источников осуществляется только после получения подтверждения от уполномоченного (компетентного) органа принимающей стороны о том, что получатель имеет разрешение на получение радиоактивных источников и обладание ими.

С сообщениями по проекту Закона «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Аргентинской Республики о взаимных безвизовых поездках граждан» выступили первый заместитель Министра иностранных дел Республики Беларусь Евдоченко А.А. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Шевцов Д.Е.

Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Аргентинской Республики о взаимных безвизовых поездках граждан было подписано в г. Минске 24 октября 2016 года в целях создания правовой основы регулирования вопросов, связанных с упрощением поездок граждан Республики Беларусь и Аргентинской Республики и отменой визовых требований для владельцев действительных проездных документов.

В Соглашении предусмотрено, что граждане государства одной стороны, являющиеся владельцами общегражданских паспортов, могут въезжать, пребывать, следовать транзитом и выезжать с территории государства другой стороны без визы сроком до 90 дней с даты первого въезда непрерывно в течение календарного года. При этом в Соглашении закреплено, что граждане государства одной стороны, которые въезжают на территорию государства другой стороны, могут заниматься любой деятельностью согласно законодательству государства этой стороны при условии, что такая деятельность не является трудовой в государстве другой стороны.

Парламентарии также рассмотрели Декрет Президента Республики Беларусь от 28 февраля 2017 г. № 2 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь», о котором рассказал Министр юстиции Республики Беларусь Слижевский О.Л. С содокладом по этому вопросу выступил член Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Качина Л.И.

Декретом упрощается порядок открытия расчетных счетов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Устанавливается, что направление в банк, небанковскую кредитно-финансовую организацию информации, необходимой для открытия счета, в том числе электронной копии устава юридического лица, будет осуществляться с использованием автоматизированных информационных систем Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГР) и «Взаимодействие».

Кроме того, Декрет предусматривает возможность исключения из ЕГР субъектов хозяйствования, не имеющих задолженности перед бюджетом, решение о ликвидации (прекращении деятельности) которых принято до 1 января 2011 года, при отсутствии справки о сдаче на хранение документов в архив, свидетельства о государственной регистрации и печати.

В целях практического осуществления электронной государственной регистрации субъектов хозяйствования Декретом предусматривается вовлечение в такую регистрацию нотариусов. Для этого предполагается установление возможности подачи документов для регистрации субъектов хозяйствования нотариусу, который с помощью имеющегося у него ключа электронной цифровой подписи направит данные документы посредством веб-портала ЕГР в регистрирующий орган. Это позволит увеличить количество мест для подачи документов для лиц, желающих открыть бизнес; уменьшить временные и финансовые затраты заявителей.

Также Декретом изменяется подход к процедуре признания государственной регистрации субъектов хозяйствования недействительной. В частности, при вынесении судом решения должны учитываться не только формальные основания (представление в регистрирующий орган заведомо ложных сведений), но и характер допущенных нарушений, наличие ущерба государственным и (или) общественным интересам, гражданам и (или) юридическим лицам.

Декретом вносятся изменения в Положение о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования. Предлагается установить норму, обязывающую собственника имущества (учредителей, участников) принять решение о ликвидации коммерческой организации в случае неосуществления ею деятельности в течение 24 месяцев подряд.

В целях совершенствования порядка проведения налоговыми, таможенными органами и Белорусским республиканским унитарным страховым предприятием «Белгосстрах» (его обособленным подразделением) проверок субъектов хозяйствования при их ликвидации (прекращении деятельности) Декрет предлагает установить возможность субъектов, принявших решение о самоликвидации, обращаться к аудиторским организациям или аудиторам –индивидуальным предпринимателям для проведения проверок.

Следующее заседание Палаты представителей запланировано на 19 апреля 2017 года.

 

Все новости
Главные новости
Все новости Законодательная деятельность Международная деятельность Общественно-политическая деятельность