Рус Бел En

Информационно-аналитическое управление

Почтовый адрес: 220010, Республика Беларусь, г. Минск,
ул. Советская, 11.

Факс:  +375 (17) 222-32-13
Тел.:    +375 (17) 222-64-75         

Электронная почта: inform@house.gov.by

31.05.2012

31 мая 2012 года состоялось очередное заседание десятой сессии Палаты представителей, на котором рассмотрены 10 вопросов.

Депутаты приняли в первом чтении проект Закона Республики Беларусь «О наркотических средствах, психотропных веществах, их прекурсорах и аналогах» (докладчик — Министр здравоохранения Республики Беларусь Жарко В.И., содокладчик — заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Ванькович А.С.), определяющий правовые и организационные основы государственной политики в сфере оборота и противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, профилактики потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов.

 

 

Законопроектом определено, что субъектами оборота наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и аналогов являются физические и юридические лица.

 

Проектом Закона устанавливаются:

 

порядок отнесения химических веществ к аналогам;

 

порядок использования наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов в научных и учебных целях, при подготовке служебных собак, в оперативно-розыскной деятельности, экспертной медицинской деятельности, в ветеринарии;

 

меры противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов.

 

Запрещаются изготовление, производство и переработка аналогов.

 

В соответствии с законопроектом координация деятельности в сфере оборота и противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, профилактики потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов осуществляется Советом Министров Республики Беларусь, а также координационными совещаниями по борьбе с преступностью и коррупцией, а государственный контроль за оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов — Министерством внутренних дел Республики Беларусь, Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь, Государственным пограничным комитетом Республики Беларусь, Комитетом государственной безопасности Республики Беларусь и иными государственными органами в пределах их компетенции.

 

Противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов осуществляется Министерством внутренних дел Республики Беларусь, Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь, Государственным пограничным комитетом Республики Беларусь, Комитетом государственной безопасности Республики Беларусь, Следственным комитетом Республики Беларусь и иными государственными органами в пределах своей компетенции.

 

В законопроекте определены субъекты профилактики потребления наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, которыми являются:

 

республиканские органы государственного управления, подчиненные им организации (организации, входящие в их систему), другие государственные организации, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, а также организации, входящие в их состав;

 

местные исполнительные и распорядительные органы областного, базового и первичного уровней, их структурные подразделения, а также подчиненные этим органам организации;

 

учреждения образования;

 

юридические лица, на которых возложены функции редакций средств массовой информации;

 

общественные объединения, осуществляющие в соответствии с законодательством и со своими уставами деятельность по профилактике потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов;

 

иные субъекты, определенные законодательными актами.

 

Законопроектом предлагается внесение изменений и дополнений в Уголовный кодекс Республики Беларусь, позволяющих установить уголовную ответственность за незаконный оборот аналогов наркотических средств, психотропных веществ.

 

В первом чтении принят проект Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» (докладчик — заместитель Министра финансов Республики Беларусь Шунько И.С., содокладчик — заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету, финансам и налоговой политике Демидчик Г.И.). Разработка новой редакции Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» обусловлена необходимостью сближения национального законодательства с международными стандартами финансовой отчетности и либерализации осуществления предпринимательской деятельности. Реализация мер, предусмотренных проектом Закона, позволит скоординировать аудиторскую деятельность, повысить эффективность и качество аудита.

 

В законопроекте предусмотрены следующие основные положения осуществления аудиторской деятельности:

 

даны определения основных терминов, расширено понятие аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности;

 

определены полномочия государственных органов в области государственного регулирования аудиторской деятельности;

 

дополнены права, обязанности, ответственность аудиторских организаций, аудиторов –– индивидуальных предпринимателей, аудируемых лиц, заказчиков аудиторских услуг;

 

определены договорные отношения между аудиторской организацией (аудитором — индивидуальным предпринимателем) и заказчиком аудиторских услуг;

 

изменены критерии проведения обязательного аудита организаций как по качественному, так и по количественному признаку. Условия, при которых проведение аудита обязательно, тщательно проанализированы и внесены коррективы с учетом рыночных изменений и мировой практики, а также с учетом соразмеренности экономических субъектов и их общественной функции.

 

Третий законопроект, также принятый на заседании в первом чтении, — «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам подсудности дел военным судам», внесенный в Палату представителей в порядке реализации права законодательной инициативы депутатами Палаты представителей Самосейко Н.Л. и Мисурагиным И.А. (докладчик — председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству и судебно-правовым вопросам Самосейко Н.Л., содокладчик — председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Мисурагин И.А.).

 

 

Целью законопроекта является совершенствование судопроизводства по уголовным и гражданским делам путем перераспределения судебной нагрузки между районными (городскими) и межгарнизонными военными судами.

 

Проектом Закона предусматривается расширение подсудности межгарнизонных военных судов за счет дел:

 

о преступлениях, совершенных лицами рядового и начальствующего состава органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, должностными лицами таможенных органов, Следственного комитета и прокуратуры, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил и других воинских формирований при исполнении служебных обязанностей и их соучастниками, а также о преступлениях, предусмотренных главой 36 Уголовного кодекса Республики Беларусь;

 

о гражданских спорах указанных лиц, связанных с прохождением службы, в том числе и лиц, уволенных со службы к моменту обращения в суд, а также дел по спорам, связанным с призывом граждан на военную службу.

 

Пять проектов законов парламентарии приняли во втором чтении. Среди них — проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам правовой охраны объектов промышленной собственности» (выступающий по законопроекту — член Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Лосякин А.М.) разработан в целях реализации положений Соглашения о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности, подписанного в г. Москве 9 декабря 2010 года, а также уточнения компетенции органов, уполномоченных принимать нормативные правовые акты по вопросам признания товарных знаков общеизвестными.

 

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Соглашения каждая из сторон (Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация) обязуется зафиксировать в своем национальном законодательстве положения о предоставлении физическим и юридическим лицам государств — других сторон Соглашения такого же уровня охраны и защиты прав интеллектуальной собственности, какой она предоставляет на своей территории. В целях приведения норм Закона Республики Беларусь «О географических указаниях» в соответствие с Соглашением проектом предусмотрено исключение пункта 2 статьи 4 этого Закона.

 

Проектом предложена новая редакция пункта 5 статьи 20 Закона Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслуживания», согласно которой не будет являться нарушением исключительного права на товарный знак использование этого товарного знака в отношении товаров, правомерно введенных в гражданский оборот на территории государств — участников Соглашения непосредственно правообладателем товарного знака или другими лицами с его согласия.

 

Кроме того, предлагается изложить статью 24 Закона Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслуживания» в новой редакции, согласно которой предусматривается обязательная регистрация лицензионных договоров, договоров уступки права на товарный знак, договоров о залоге имущественных прав, удостоверяемых свидетельством на товарный знак.

 

В действующей редакции Закона Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслуживания» определено, что порядок признания товарных знаков общеизвестными устанавливается патентным органом. Учитывая необходимость закрепления данного порядка в законодательстве и отсутствие полномочий патентного органа по принятию нормативных правовых актов, проектом предусмотрено регулирование данных вопросов на уровне постановления Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь.

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Соглашения наименованием места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. С учетом этого соответствующие изменения внесены в статью 1024 Гражданского кодекса Республики Беларусь и в статью 1 Закона Республики Беларусь «О географических указаниях». 

 

Приняты два законопроекта, регулирующие государственную инновационную политику и инновационную деятельность в Республике Беларусь, по которым выступил заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Казак Н.С.

 

Проект Закона Республики Беларусь «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» определяет правовые и организационные основы осуществления государственной инновационной политики и инновационной деятельности в Республике Беларусь и регулирует отношения в сфере инновационной деятельности. Главной целью законопроекта является формирование правовых условий, содействующих росту экономического и социального благосостояния общества путем проведения соответствующей государственной инновационной политики и активизации инновационной деятельности как основы развития современной экономики.

 

 

В законопроекте уточнены основные задачи государственной инновационной политики, порядок ее формирования, компетенция государственных органов и органов местного управления и самоуправления, а также терминология: предложены новые формулировки таких основных понятий, как новшество, инновация, инновационная деятельность, трансфер технологий, венчурный проект с учетом международного опыта и практики осуществления инновационной деятельности. Раскрыто содержание понятия «национальная инновационная система» и определены ее основные компоненты.

 

Сформулированы подходы к осуществлению государственно-частного партнерства с учетом особенностей инновационной деятельности, конкретизированы основные направления деятельности субъектов инновационной инфраструктуры (научно-технологического парка, центра трансфера технологий, венчурной организации).

 

Предложены меры по стимулированию авторов инноваций, субъектов малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере.

 

Проектом Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнения в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственной инновационной политики и инновационной деятельности» предусматривается внесение изменений и дополнения в Закон Республики Беларусь «Об основах государственной научно-технической политики» в целях согласованности данного Закона с проектом Закона Республики Беларусь «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» и разграничения сфер действия этих законов.

 

Вносимые также изменения в Гражданский кодекс Республики Беларусь направлены на более четкую регламентацию отношений по использованию результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ заказчиком и исполнителем.

 

Принятый во втором чтении проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» (выступающий — заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по труду, социальной защите, делам ветеранов и инвалидов Высоцкий А.Н.) направлен на совершенствование норм Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» с учетом практики его применения, предусматривает реализацию отдельных поручений Главы государства и Правительства Республики Беларусь по вопросам занятости населения, решения Конституционного Суда Республики Беларусь от 25 марта 2010 г., а также на корректировку его норм с учетом Закона Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции» и Кодекса Республики Беларусь об образовании.

 

Законопроект содержит ряд новых положений, предусматривающих повышение размеров стипендий безработным, направленным в установленном порядке органами занятости на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации; установление обязанностей безработного, в том числе самостоятельно заниматься поиском работы; предоставление права органам занятости осуществлять полностью или частично оплату расходов нанимателей, направляющих на профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения; закрепление права граждан на оказание им содействия на прохождение стажировки в соответствии с полученной профессией, специальностью и др.

 

В проекте Закона четко определены категории граждан, которым государство будет содействовать в приобретении опыта практической работы, расширен их перечень: добавлена категория граждан, которые самостоятельно получили профессию (специальность). Внесены изменения в отдельные положения законопроекта, касающиеся конкретизации термина «длительное время» (более одного года) и обязанностей нанимателей в области обеспечения занятости населения в случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного органом по труду, занятости и социальной защите.

 

В принятом во втором чтении проекте Жилищного кодекса Республики Беларусь, по которому выступила председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации Полянская Г.В., систематизированы законодательные акты в сфере жилищных отношений.

 

Проектом Кодекса закреплена компетенция государственных органов в области жилищных отношений, определен состав жилищного фонда и управление им, отражены вопросы государственного учета жилых помещений, их назначения, использования, переустройства и (или) перепланировки, перевода жилого помещения в нежилое и нежилого в жилое.

 

Определяются основные права и обязанности граждан и организаций в области жилищных отношений, основания для возникновения права владения и пользования жилыми помещениями. Урегулированы отношения по плате за жилищно-коммунальные услуги и плате за пользование жилым помещением, определена структура платы за жилищно-коммунальные услуги.

 

В проекте Кодекса определены основания для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, а также для отказа в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий, порядок принятия таких граждан на учет и документы, необходимые для этого. Отражены вопросы сохранения за гражданами, в том числе и за членами их семей, права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий как по постоянному месту жительства, так и по месту работы (службы), снятия с учета, контроля за состоянием учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

 

Урегулированы отношения по обмену жилых помещений, заключению, изменению, прекращению и расторжению договора найма жилого помещения, регистрации, признанию его недействительным, а также отношения по предоставлению жилых помещений по договору поднайма жилого помещения, прекращению либо его расторжению. Проектом Кодекса закреплены нормы о безвозмездном владении и пользовании жилым помещением, владении и пользовании жилым помещением, предоставленным по завещательному отказу или на основании договора пожизненного содержания с иждивением, в нем изложены нормы об отчуждении, приобретении и ипотеке жилых помещений, закрепляются положения, согласно которым гражданам, выселяемым из жилых помещений, должны быть предоставлены другие жилые помещения. Наряду с этим предусмотрены случаи выселения без предоставления жилых помещений.

 

Проектом Кодекса регулируются отношения по обеспечению сохранности жилых помещений наймодателями, нанимателями, собственниками, членами организаций застройщиков, а также по эксплуатации жилищного фонда, закрепляются нормы о контроле, общественном контроле в области жилищных отношений.

 

Кроме того, определены порядок предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, нормы предоставления жилого помещения государственного жилищного фонда, дополнительной площади жилого помещения, жилого помещения при выселении из жилого помещения государственного жилищного фонда, в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией жилого дома, предоставления освободившейся жилой комнаты и некоторые другие вопросы.

 

Закреплен порядок предоставления жилых помещений социального пользования, категории граждан, имеющие право на получение жилого помещения социального пользования, в том числе и вне очереди, особенности вселения членов семьи нанимателя жилого помещения социального пользования, заключения, прекращения либо расторжения договора найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда, а также порядок предоставления служебных жилых помещений государственного жилищного фонда, жилых помещений государственного жилищного фонда в общежитиях, специальных жилых помещений и владения и пользования ими.

 

Проектом Кодекса также регулируются жилищные отношения с участием военнослужащих, определяется порядок предоставления жилых помещений, построенных за счет средств республиканского бюджета, направляемых на преодоление катастрофы на Чернобыльской АЭС.

 

Регулируются жилищные отношения с участием граждан, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, недееспособных граждан, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания.

 

В соответствии с проектом Кодекса предусмотрена возможность отчуждения жилого помещения частного жилищного фонда в случае использования его не по назначению, нарушения правил пользования жилым помещением либо бесхозяйственного обращения с жилым помещением, а также если собственник жилого помещения без уважительных причин допустил шестимесячную задолженность по плате за жилищно-коммунальные услуги, и переселение бывшего собственника жилого помещения и членов его семьи в другое жилое помещение.

 

Урегулированы отношения с участием организаций негосударственной формы собственности. Закреплены нормы, регулирующие отношения собственности при совместном домовладении, отношения по управлению общим имуществом, деятельность организаций застройщиков и товариществ собственников.

 

Кроме того, в ходе заседания парламентарии ратифицировали два международных соглашения.

 

Депутаты приняли проект Закона Республики Беларусь «О ратификации Соглашения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о порядке осуществления контроля за наличием и целевым использованием продукции военного назначения, поставляемой в рамках Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о развитии военно-технического сотрудничества от 10 декабря 2009 года» (докладчик — первый заместитель Председателя Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь Головченко Р.А., содокладчик — председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Мисурагин И.А.). Соглашение подписано в г. Москве 25 ноября 2011 года в целях осуществления контроля за наличием и целевым использованием поставляемой продукции военного назначения (ПВН), которая включает вооружение, военную технику, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, информацию в военно-технической области, а также любые другие продукцию, работы и услуги, которые в соответствии с законодательством любой из сторон относятся к ПВН.

 

Соглашение направлено на упрощение порядка взаимных поставок ПВН в целях оснащения национальных вооруженных сил, иных войск, воинских формирований, правоохранительных органов, специальных служб и региональной группировки войск (сил) сторон высокоэффективными и перспективными системами вооружения и формирования технического компонента системы коллективной безопасности сторон.

Принят также проект Закона Республики Беларусь «Аб ратыфікацыі Пагаднення паміж Урадам Рэспублікі Беларусь і Урадам Славацкай Рэспублікі аб унясенні дапаўнення ў Пагадненне паміж Урадам Рэспублікі Беларусь і Урадам Славацкай Рэспублікі аб супрацоўніцтве і ўзаемнай дапамозе ў мытных справах ад 22 сакавіка 1999 года» (докладчик — первый заместитель Председателя Государственного таможенного комитета Республики Беларусь Редненко С.В., содокладчик — член Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам и связям с СНГ Лузина В.М.). В соответствии с внесенным дополнением, которое было сделано по предложению словацкой стороны в связи с требованиями законодательства Европейского союза, таможенные органы государств смогут передавать информацию, документы и иные данные, полученные в рамках этого Соглашения, Европейской комиссии и иным государствам — членам Европейского союза.

 

Следующее заседание десятой сессии Палаты представителей состоится 14 июня 2012 года.

 

Все новости
Главные новости
Все новости Законодательная деятельность Международная деятельность Общественно-политическая деятельность