Рус Бел Eng

Информационно-аналитическое управление

Почтовый адрес: 220010, Республика Беларусь, г. Минск,
ул. Советская, 11.

Факс:  +375 (17) 222-32-13
Тел.:    +375 (17) 222-64-75         

Электронная почта: inform@house.gov.by

31.05.2022

31 мая 2022 года на заседании Палаты представителей парламентарии рассмотрели двенадцать вопросов.

В первом чтении были приняты три законопроекта.

Министр внутренних дел Республики Беларусь Кубраков И.В. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Петрашова О.В. представили проект Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции».


Предлагаемые дополнения и изменения действующей редакции Закона «О внешней трудовой миграции» касаются обновления понятийного аппарата и корректировки имеющихся терминов, совершенствования порядка выдачи разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, корректировки полномочий государственных органов, участвующих в государственном регулировании и управлении в области внешней трудовой миграции, а также условий осуществления трудовой деятельности трудящимися-иммигрантами в Республике Беларусь, прав и обязанностей трудящихся-иммигрантов и нанимателя Республики Беларусь и др.


В частности, для создания условий по привлечению в Беларусь высококвалифицированных специалистов из числа иностранных граждан проектом Закона предлагается новая редакция термина «высококвалифицированный работник», в котором скорректирован такой критерий, как размер заработной платы. Изменен термин «трудящийся-эмигрант» в части дополнения категориями лиц, осуществляющими деятельность по выполнению работ (оказанию услуг) на основании гражданско-правового договора, дополнено определение термина «внешняя трудовая миграция» указанием на категории субъектов, участвующих в отношениях, регулируемых Законом.

Проектом Закона планируется расширить перечень иностранцев, на которых не распространяются его действия. В данный перечень предлагается включить иностранцев, желающих трудоустроится в нашей стране, будучи участниками студенческих отрядов, сезонными работниками в сельском хозяйстве на срок не более шести месяцев в календарном году, победителями (лауреатами) национальных (международных) конкурсов либо отмеченными наградами в сфере их профессиональной деятельности, причем только в случае их трудоустройства по специальности, входящей в сферу их профессиональной деятельности, в которой они являлись (лауреатами) национальных (международных) конкурсов либо отмечены наградами и др.

Важным дополнением проекта Закона являются положения, предусматривающие полномочия Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь как государственного органа, обеспечивающего реализацию государственной политики в сфере занятости.

С целью обеспечения защиты Республикой Беларусь прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь, а также иностранцев, постоянно проживающих в Республике Беларусь, выезжающих из Республики Беларусь для трудоустройства, проектом Закона предлагается закрепить новое положение, регулирующее особенности трудоустройства за пределами Республики Беларусь в качестве моделей.

Принятие проекта Закона направлено на либерализацию оснований и порядка привлечения в Республику Беларусь иностранной рабочей силы и трудоустройства за пределами Республики Беларусь. Его реализация будет способствовать развитию инвестиционной привлекательности Беларуси, деловых и частных контактов.

И.В.Кубраков также выступил с докладом по проекту Закона «Об изменении законов» (по вопросам защиты персональных данных) (содокладчик — заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Мартынов И.Ф.).


Проект Закона направлен на приведение законов в соответствие с изменениями Конституции Республики Беларусь, принятыми на республиканском референдуме 27 февраля 2022 г., Законом Республики Беларусь «О защите персональных данных», Указом Президента Республики Беларусь от 16 марта 2021 г. № 107 «О биометрических документах», совершенствование обработки персональных данных при государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, ведение регистра населения, обеспечение пограничной безопасности Республики Беларусь.

Законопроектом предлагается внести изменения в законы «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним», «О регистре населения», «О Государственной границе Республики Беларусь» и «Об информации, информатизации и защите информации».

О проекте Закона «Об изменении законов по вопросам правовой охраны объектов интеллектуальной собственности» доложили Председатель Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Шлычков С.В. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Колеснёва Е.П.


Законопроект разработан в целях комплексной корректировки законов в сфере интеллектуальной собственности путем внесения в них изменений, предусматривающих, в частности:

приведение норм законов в соответствие с Законом Республики Беларусь «О защите персональных данных»;

реализацию норм Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам противодействия экстремизму» и принятия на государственном уровне системных мер по противодействию экстремизму;

совершенствование правового регулирования отношений в сфере коллективного управления имущественными правами;


возможность регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров Евразийского экономического союза в соответствии с Договором о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров Евразийского экономического союза, а также предоставления правовой охраны в Республике Беларусь промышленным образцам в соответствии с Женевским актом Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов и Протоколом об охране промышленных образцов к Евразийской патентной конвенции.

Во втором чтении были приняты пять законопроектов.

О проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» рассказала член Постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Тарасенко Н.Э.


Законопроект направлен на дальнейшее совершенствование правового регулирования отношений, касающихся сферы подачи и рассмотрения обращений граждан и юридических лиц в целях наиболее полной защиты их прав и законных интересов.

В проекте Закона, в частности, предлагается:

изменение порядка подачи электронных обращений;

уточнение перечня случаев отказа в личном приеме, предварительной записи на личный прием;

конкретизация случаев и способов ознакомления заявителей с материалами, непосредственно относящимися к рассмотрению обращений;

определение порядка работы с обращениями в случае, если заявитель злоупотребляет правом на обращение;

определение порядка работы с массовыми письменными обращениями;

уточнение круга организаций, в которых ведется книга замечаний и предложений.

Кроме того, законопроект содержит:

нормативные предписания, закрепляющие правовые основы функционирования государственной единой (интегрированной) республиканской информационной системы учета и обработки обращений граждан и юридических лиц;

положения о праве заявителя применять технические средства (аудио- и видеозапись, кино- и фотосъемку) исключительно с согласия лица, проводящего личный прием. При отсутствии такого согласия заявителю может быть отказано в личном приеме или его устное обращение оставлено без рассмотрения по существу;

Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам Гордейчик И.А. доложил о проекте Закона «О правах инвалидов и их социальной интеграции».


Основные нововведения законопроекта направлены на полноправное включение людей с инвалидностью в общество, а также реализацию государственной политики социальной интеграции инвалидов, создание доступной среды и улучшение качества жизни инвалидов, поддержку семей с инвалидами.

В ходе подготовки ко второму чтению законопроект доработан с учетом поступивших замечаний и предложений, а также практики применения.

В частности, депутатами поддержано предложение Министерства труда и социальной защиты о включении в проект норм, предусматривающих возможность создания в структуре организаций здравоохранения, учреждений социального обслуживания и образования подразделений для оказания услуг по реабилитации, абилитации инвалидов.

В целях создания комфортных условий для пользования услугами социальной инфраструктуры предусматривается создание нового информационного ресурса — автоматизированной информационной системы по учету доступности объектов социальной инфраструктуры.

Актуальные сведения о доступности объектов социальной инфраструктуры будут консолидироваться в информационной системе и затем автоматически передаваться для размещения на публичной кадастровой карте, которая будет доступна для всех граждан в глобальной компьютерной сети Интернет.

С докладом по проекту Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об оказании психологической помощи» выступил заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Шипуло А.В.


Законопроект разработан в целях совершенствования норм Закона «Об оказании психологической помощи» с учетом практики его применения. Проектом Закона, в частности, предлагается:

обновить и дополнить понятийный аппарат;

усовершенствовать подходы по установлению требований к образованию лиц, которые могут быть психологами;

определить компетенцию Министерства по чрезвычайным ситуациям в сфере оказания психологической помощи;

повысить роль Межведомственного координационного совета по оказанию психологической помощи;

дополнить Закон положениями об условиях оказания психологической помощи лицам, признанным недееспособными;

установить перечень случаев, являющихся основанием для отказа психологом в оказании психологической помощи гражданам;

предоставить право оказывать психологическую помощь с использованием средств электросвязи не только на безвозмездной, но и на возмездной основе.

Проект Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами» представил председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Васильков Н.А.


Законопроект предусматривает перераспределение полномочий Президента Республики Беларусь в части установления требований к обращению с отходами, образующимися после утраты товарами и упаковкой своих потребительских свойств, и наделение Правительства данными полномочиями.

В настоящее время требования к обращению с отходами, образующимися после утраты товарами и упаковкой своих потребительских свойств, установлены Указом Президента Республики Беларусь от 17 января 2020 г. № 16 «О совершенствовании порядка обращения с отходами товаров и упаковки». Компетенция Президента Республики Беларусь на установление данных требований, а также перечня товаров, производители и поставщики которых обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств этих товаров, закреплены в статье 6 Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами».

Проектом Закона за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство и (или) ввоз товаров, закрепляются обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки, образующихся после утраты ими потребительских свойств, и предоставлению информации о выполнении данной обязанности в адрес специально уполномоченной государственной некоммерческой организации — оператора в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами.

Совет Министров Республики Беларусь наделяется полномочиями определять перечень товаров и упаковки, а также круг лиц, на которых распространяются данные обязанности.

Условия и порядок выполнения обязанностей по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки, а также предоставлению информации о ее выполнении будут устанавливаться Правительством.

Законопроектом также определено, что договоры об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки, заключенные ранее, должны быть приведены в соответствие с Законом в течение шести месяцев со дня вступления его в силу.

В целях согласованности отдельных норм законопроекта и приведения терминологии в соответствие с терминологией, используемой в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях, Банковском кодексе Республики Беларусь, внесены соответствующие изменения.

Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике и строительству Демидович В.Н. проинформировал о проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об ипотеке».


Предлагаемые законопроектом изменения направлены на обеспечение более эффективного правового регулирования отношений в сфере ипотеки, устранение устаревших норм, пробелов и противоречий, уточнение отдельных положений Закона об ипотеке.

В частности, законопроектом предусматривается:

введение обязанности залогодателя уведомлять залогодержателя об изменении характеристик имущества, которое поступит залогодателю в будущем и которое на момент заключения договора об ипотеке не считается созданным в соответствии с законодательством, предусмотренных предпроектной (предынвестиционной) или проектной документацией, а также по требованию залогодержателя внести соответствующие изменения в договор об ипотеке;

установление возможности заключения Брачного договора, иного договора, изменяющего режим имущества, нажитого супругами в период брака и являющегося предметом ипотеки, без согласия залогодержателя;

закрепление обязанности залогодателя уведомлять залогодержателя о предъявлении к залогодателю третьими лицами требований о признании за ними прав на имущество, являющееся предметом ипотеки;

определение последствий несоблюдения условий, при которых залогодатель вправе без согласия залогодержателя сдавать имущество, являющееся предметом ипотеки, в аренду (наем), передавать его в безвозмездное пользование или по соглашению с другим лицом предоставлять ему право ограниченного пользования этим имуществом (сервитут);

закрепление возможности отказа в обращении взыскания на заложенное имущество, если допущенное должником нарушение обеспеченного ипотекой обязательства крайне незначительно и размер требований залогодержателя вследствие этого явно несоразмерен стоимости имущества, являющегося предметом ипотеки;

совершенствование подходов к порядку передачи в ипотеку капитального строения (здания, сооружения), в котором расположены зарегистрированные изолированные помещения, машино-места.

В ходе заседания были рассмотрены четыре проекта законов о ратификации международных соглашений.

Проект Закона «О ратификации Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о гармонизации таможенного законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации и сотрудничестве в таможенной сфере» представили Председатель Государственного таможенного комитета Республики Беларусь Орловский В.Н. и председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Савиных А.В.


Основными целями Договора являются гармонизация таможенного законодательства сторон и углубление сотрудничества в сфере таможенного взаимодействия.

Договор предусматривает сотрудничество таможенных служб Республики Беларусь и Российской Федерации по таким направлениям, как информационное взаимодействие и взаимный обмен сведениями, функционирование Межгосударственного центра, совместный таможенный контроль, категорирование лиц, совершающих таможенные операции, взаимодействие мобильных групп таможенных органов сторон, регулирование института уполномоченного экономического оператора.


Для координации работы по управлению рисками, а также реализации аналитических функций и мониторинга совершения таможенных операций статьей 6 Договора предусматривается создание Межгосударственного центра в структуре Таможенного комитета Союзного государства. Местом нахождения Межгосударственного центра определен г. Минск, а его финансирование планируется осуществлять за счет средств бюджета Союзного государства.

Договор предусматривает временное применение (по истечении десяти дней с даты его подписания) и вступает в силу на десятый день с даты получения по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу.

В.Н.Орловский также доложил о проекте Закона «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года» (содокладчик — заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Петрашова О.В.).


Протоколом вносятся изменения в Соглашение, в соответствии с которыми территория свободной экономической зоны является частью таможенной территории Евразийского экономического союза (далее — Союза), а пределы портовой и логистической свободной экономической зоны являются таможенной границей Союза.

Территория свободной экономической зоны (вся или ее часть), на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, определяется в соответствии с законодательством государства-члена, на территории которого создана эта свободная экономическая зона.

На территории свободной экономической зоны, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, могут находиться (размещаться) и (или) использоваться иностранные товары и товары Союза, помещаемые (помещенные) под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в соответствии с Таможенным кодексом Союза, а также иные иностранные товары и товары Союза, за исключением иностранных товаров, и (или) товаров Союза, и (или) категорий таких товаров, которые в соответствии с законодательством государства-члена, на территории которого создана свободная экономическая зона, запрещены к нахождению (размещению) на территории свободной экономической зоны, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны.

С докладом по проекту Закона «О ратификации Протокола о внесении изменения в Соглашение о единых принципах и правилах обращения медицинских изделий (изделий медицинского назначения и медицинской техники) в рамках Евразийского экономического союза от 23 декабря 2014 года» выступил Министр здравоохранения Республики Беларусь Пиневич Д.Л., с содокладом — председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Васильков Н.А.


 

Протоколом вносится изменение, которое касается продления режима национальной регистрации медицинских изделий на один год — до 31 декабря 2022 года.

Согласно Протоколу, медицинское изделие, зарегистрированное по национальным правилам, до окончания срока действия регистрации может обращаться только на территории такого государства. До 31 декабря 2026 года имеется возможность перерегистрации медицинских изделий и внесения изменений в регистрационное досье. Данный Протокол временно применяется государствами — членами с 1 января 2022 года.

Заместитель Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь Лапко Д.Н. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Вабищевич П.А. доложили о проекте Закона «О ратификации Соглашения о порядке обмена сведениями, входящими в состав кредитных историй, в рамках Евразийского экономического союза».



 

Основной целью Соглашения является обеспечение равных экономических возможностей резидентам государств — членов Евразийского экономического союза по оценке кредитных рисков финансовыми организациями, создание условий для повышения защищенности кредитных организаций от кредитных рисков при развитии процесса трансграничного кредитования в масштабах ЕАЭС.

Информация, полученная при трансграничном обмене, может быть использована исключительно в целях оформления кредитных отношений или мониторинга оформленных кредитных отношений.

Обязательным условием получения сведений (в том числе кредитного отчета) является наличие согласия субъекта кредитной истории.

Формат и структура передаваемых в рамках Соглашения сведений утверждаются Советом Евразийской экономической комиссии.

В Республике Беларусь уполномоченной организацией за соблюдение норм Соглашения является Национальный банк.

 


Все новости
Главные новости
Все новости Законодательная деятельность Международная деятельность Общественно-политическая деятельность

220010, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Советская, 11

Отдел по организации работы с документами
Тел.: (017) 222 32 62
Факс: (017) 327 37 84
E-mail: kc1@house.gov.by

Отдел по работе с обращениями граждан и юридических лиц
Тел.: (017) 222 62 52
          (017) 222 63 58

Направить электронное обращение в адрес Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и ее Секретариата вы можете здесь

Пресс-служба
Тел./Факс: (017) 222 64 75
E-mail: inform@house.gov.by