Рус Бел En

Информационно-аналитическое управление

Почтовый адрес: 220010, Республика Беларусь, г. Минск,
ул. Советская, 11.

Факс:  +375 (17) 222-32-13
Тел.:    +375 (17) 222-64-75
             +375 (44) 755-22-94

Электронная почта: inform@house.gov.by

04.12.2019

4 декабря 2019 года состоялось заключительное заседание седьмой сессии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь шестого созыва.

Парламентарии приняли два законопроекта в первом чтении.

Министр юстиции Республики Беларусь Слижевский О.Л. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Мисько М.В. доложили о проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О третейских судах».


В частности, проектом Закона закрепляются нормы, касающиеся государственной регистрации, постановки на учет постоянно действующих третейских судов и их ликвидации, в соответствии с подходами, применяемыми в отношении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования согласно Декрету Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования».


Законопроектом также предлагается предоставить регистрирующим органам — Министерству юстиции и главным управлениям юстиции облисполкомов и Мингорисполкома — полномочия осуществлять анализ соответствия деятельности постоянно действующих третейских судов законодательству Республики Беларусь, собственным регламентам, уставам и положениям (кроме деятельности, связанной с разрешением споров). При этом должностным лицам соответствующих регистрирующих органов предоставляется право в пределах своих полномочий запрашивать и получать информацию по вопросам деятельности третейских судов.

В качестве мер ответственности по отношению к третейским судам предлагается определить вынесение Министерством юстиции, главными управлениями юстиции предложения об устранении в месячный срок нарушений, а также ликвидацию третейского суда в судебном порядке за невыполнение требований, содержащихся в предложении об устранении нарушений.

Проектом Закона предлагается установить, что к компетенции Верховного Суда Республики Беларусь относится принятие решений о ликвидации постоянно действующего третейского суда (признании государственной регистрации недействительной), созданного в качестве некоммерческой организации, а к компетенции областного, Минского городского суда — принятие соответствующих решений в отношении постоянно действующего третейского суда, созданного в качестве обособленного подразделения (подразделения) юридического лица.

С целью защиты сторон третейского соглашения от потенциальной возможности совершения неправомерных, мошеннических действий со стороны третейского суда проектом Закона предусмотрен запрет заключения третейского соглашения, если одна из сторон этого соглашения является учредителем (участником) третейского суда либо лицом, связанным (находящимся в зависимости) с этим третейским судом, а также юридическим лицом, в котором третейский суд создан в качестве подразделения.

С целью учета интересов обеих сторон третейского разбирательства и избежания споров при формировании состава третейского суда проектом Закона исключается возможность назначения судей для разрешения спора: они будут только избираться сторонами.

Кроме того, положения проекта Закона предусматривают возможность создания общественных объединений третейских судей.

С докладом о проекте Закона «Об изменении кодексов» выступил первый заместитель Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, Калинкович В.Л., с содокладом — председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Гуйвик Н.В.


Законопроектом предусматривается корректировка Хозяйственного процессуального, Гражданского процессуального, Уголовно-процессуального кодексов Республики Беларусь и Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, обеспечивающая закрепление возможности фиксации хода судебных заседаний и совершения отдельных процессуальных действий суда вне заседания посредством использования средств звуко-или видеозаписи.


В частности, предлагается:

предусмотреть обязательность фиксирования хода каждого судебного заседания и каждого отдельного процессуального действия, совершенного вне заседания, путем использования средств звуко- или видеозаписи и с одновременным составлением краткого протокола в письменной форме;

сохранить необходимость составления протокола судебного заседания и протокола совершения отдельного процессуального действия в письменной форме, содержащих более полные сведения (так называемый «полный» протокол), в случае отсутствия технической возможности вести звуко- или видеозапись;

установить требования к содержанию протокола судебного заседания и протокола совершения отдельного процессуального действия в случае, когда звуко- или видеозапись ведется, и в случае, когда такая запись не ведется;

закрепить право лиц, участвующих в деле и (или) совершении отдельного процессуального действия, на ознакомление в определенной части со звуко- или видеозаписью и кратким протоколом, а также на получение в соответствующей части копии звуко- или видеозаписи судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия;

предусмотреть возможность подачи лицами, участвующими в деле и (или) совершении отдельного процессуального действия, замечаний на звуко- или видеозапись и на соответствующий краткий протокол.

Депутатский корпус также принял Постановление Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь «Об утверждении сметы расходов на содержание Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь на 2020 год».

С заключительным словом на сессии выступил Председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Андрейченко В.П.

  

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПАЛАТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НАЦИОНАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ АНДРЕЙЧЕНКО В.П. НА ЗАКРЫТИИ СЕДЬМОЙ СЕССИИ

Уважаемые коллеги!

Заключительная сессия Палаты представителей шестого созыва, а вместе с ней и очередной парламентский цикл подходят к своему завершению.

Вся наша деятельность была подчинена защите суверенитета, обеспечению устойчивого развития страны, социальной стабильности и роста благосостояния граждан –– всему тому, что составляет основу намеченного Главой государства и одобренного народом политического курса.

Зримым результатом проведенной работы являются более

280 законов, которые охватывают все сферы жизни государства и общества.

Важнейшими законодательными приоритетами для нас были обеспечение динамичного развития экономики, повышение ее конкурентоспособности и снижение уязвимости к воздействию внешних факторов.

Этим целям послужило совершенствование законодательства в инвестиционной, бюджетно-налоговой, финансовой сферах, различных отраслях реального сектора экономики и сфере услуг.

Один из главных критериев здорового делового климата — прозрачность и стабильность налоговых правил. Вкладом депутатов в решение этой задачи стали новый Налоговый кодекс и оптимизация механизмов привлечения частного капитала в крупные инфраструктурные проекты.

Проведена достаточно объемная работа по развитию предпринимательства. Она коснулась широкого спектра вопросов, включая снятие административных барьеров, декриминализацию экономической деятельности, совершенствование трудовых отношений и расширение возможностей самозанятости.

Ряд законов был принят в целях развития ІТ-сектора, более эффективной реализации транзитного потенциала страны, поддержки малого и среднего бизнеса в сельской местности.

Большой комплекс вопросов решен в области социальной политики. Наши усилия были направлены на поддержание достойного уровня жизни граждан, развитие человеческого потенциала, поддержку наиболее уязвимых категорий населения.

Внесены востребованные изменения в законы по вопросам жилищных отношений, оказания жилищно-коммунальных и социальных услуг, пенсионного обеспечения, государственной поддержки семей, воспитывающих детей, ветеранов и инвалидов.

Кроме того, надо упомянуть модернизацию законодательства о здравоохранении и реализацию нескольких депутатских законодательных инициатив в сфере экологии.

Парламентарии оперативно реагировали на возникающие угрозы национальной безопасности и общественному благополучию. Здесь нам нередко приходилось идти на довольно жесткие и решительные меры. Но именно такая позиция, например, помогла снизить градус наркотической угрозы и защитить нашу молодежь.

Разумеется, многие законопроекты имели широкий общественный резонанс. Поэтому работа над ними проводилась максимально открыто. Тесное взаимодействие с экспертами, практиками, представителями общественных объединений помогало нам находить решения, обеспечивающие баланс интересов государства и общества.

В рамках этой работы особое внимание было уделено перспективам развития национального законодательства, что в комплексе с результатами изучения правоприменительной практики создает неплохой задел для нового состава депутатского корпуса.

То же самое можно сказать и о наших наработках в сфере парламентской дипломатии. Самым важным событием в этом плане не только для Парламента, но и для всей страны явилось проведение в 2017 году в Минске ежегодной сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ.

Прошедшая под знаком инициативы «Хельсинки-2», она серьезно повлияла на улучшение атмосферы восприятия Беларуси за рубежом и укрепила репутацию Минска как надежной международной переговорной площадки.

Мы наработали хорошую базу для наращивания двусторонних связей, особенно на европейском векторе. Наша делегация впервые в истории суверенной Беларуси посетила с официальным визитом Швейцарию. Мы вышли на высокий уровень контактов с польскими коллегами. Нам удалось возобновить работу белорусско-британской и белорусско-бельгийской групп дружбы. Динамично развиваются наши отношения с парламентариями Германии. И это только самые наглядные примеры.

А в целом наши связи охватывают практически все регионы мира, что полностью отвечает принципу многовекторности белорусского внешнеполитического курса.

Сегодня мы контактируем с законодательными органами более чем 80 стран. Кроме того, депутаты нынешнего созыва могут записать в свой актив более 10 новых документов, которые пополнили договорную базу двустороннего сотрудничества.

Мы смогли серьезно укрепить свои позиции в межпарламентском сообществе. Результатом признания наших усилий в ПА ОБСЕ явилась единогласная поддержка членами этой влиятельной организации всех трех резолюций, подготовленных по инициативе Беларуси.

Более конструктивными стали наши взаимоотношения с Парламентским измерением Центрально-Европейской инициативы и Парламентской ассамблеей Совета Европы.

Позитивными результатами отмечена и работа по укреплению интеграционных связей на постсоветском пространстве, прежде всего в рамках Парламентского Собрания Союза Беларуси и России.

За сравнительно короткое время нам удалось оптимизировать расходование средств союзного бюджета, исполнение совместных программ, продвинуться в решении некоторых проблем, связанных с обеспечением равенства прав граждан и субъектов хозяйствования двух стран.

По линии других постсоветских межпарламентских структур особый акцент был сделан на раскрытии потенциала модельного законотворчества. Перспективный план этой работы в СНГ на ближайшие два года составлен с учетом наших предложений.

В 2016 году Национальное собрание впервые было представлено в качестве постоянного наблюдателя на заседаниях Латиноамериканского парламента. А к завершению созыва мы значительно приблизились к решению вопроса о получении такого же статуса в Парламентской конференции Балтийского моря и Панафриканском парламенте.

Наращивая свою внешнеполитическую активность, депутаты способствовали открытию новых рынков, укреплению торгово-экономических связей, продвижению образа Беларуси как IT-страны и важного связующего звена между восточной и западной моделями экономической интеграции.

При непосредственном содействии парламентариев динамично развивается сотрудничество с регионами России и Узбекистана, устанавливаются прямые деловые контакты с бизнес-сообществом «дальней дуги», реализуются кооперационные и инвестиционные проекты в Египте, Пакистане и Судане.

Разумеется, особой заботой депутатского корпуса была непосредственная работа с избирателями. Живое общение с людьми, открытый диалог с гражданским обществом позволяли нам оперативно выходить на актуальные законодательные инициативы, содействовать решению назревших проблем регионов и нужд наших граждан.

За эти годы было рассмотрено более 30 тысяч обращений, принято свыше 33 тысяч человек. Депутаты помогли сотням из них устроиться на работу, пройти переподготовку или создать свой бизнес. Многим предприятиям оказана поддержка в преодолении финансовых и производственных трудностей.

В рамках Года малой родины с участием парламентариев реализован комплекс инициатив по благоустройству городов и сел, развитию социальной инфраструктуры, ремонту местных дорог, сохранению историко-культурного наследия.

Уважаемые коллеги!

Хочу сердечно поблагодарить вас за работу. Ее результаты говорят сами за себя. Вы всегда находились на виду и делом доказывали свою преданность Родине и народу Беларуси.

Решение многих вопросов давалось нам непросто, требовало предельной концентрации сил и высокой ответственности. Но искреннее стремление принести пользу стране и своим избирателям, активная гражданская позиция и умение работать в команде неизменно помогали нам продвигаться к достижению поставленных целей.

Не отвлекаясь на бесполезные споры и саморекламу, депутаты шестого созыва спокойно и по-деловому выполняли свой профессиональный долг. Тем самым были сохранены преемственность в работе Палаты представителей и традиции сотрудничества со всеми участниками законодательного процесса, государственными органами и структурами гражданского общества.

Теперь эту благородную миссию предстоит выполнить депутатам, которые продолжат свою деятельность в обновленном составе Парламента.

Но и депутаты шестого созыва, которые завершают осуществление своих полномочий, не останутся в стороне от общего дела. Ведь депутат не бывает бывшим. И это не просто слова. Доверие, однажды оказанное народом, нам приходится оправдывать всю жизнь.

Вызовы, которые возникают перед страной на современном этапе, требуют консолидации всех здоровых сил общества. А значит, ваши опыт и знания, уважаемые коллеги, будут всегда востребованы.

Отдельных слов благодарности заслуживают работники Секретариата Палаты представителей, помощники депутатов и все, кто активно помогал нам в нелегкой депутатской деятельности.

От всей души желаю всем вам, вашим родным и близким крепкого здоровья, счастья, воплощения профессиональных и личных планов и новых успехов в труде на благо родной Беларуси.



Все новости
Главные новости
Все новости Законодательная деятельность Международная деятельность Общественно-политическая деятельность