Информационно-аналитическое управление

Почтовый адрес: 220010, Республика Беларусь, г. Минск,
ул. Советская, 11.

Факс:  +375 (17) 222-32-13
Тел.:    +375 (17) 222-64-75
             +375 (44) 755-22-94

Электронная почта: inform@house.gov.by

04.12.2013

4 декабря 2013 года в Палате представителей состоялись парламентские слушания на тему «Совершенствование законодательной базы национальной системы образования в современных условиях».

 

 

Открывая слушания, Председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Андрейченко В.П. отметил, что тематика слушаний определена не случайно, поскольку образование находится в центре приоритетных государственных интересов. От состояния образовательной системы во многом зависят будущее государства, его экономическое развитие, уровень благосостояния общества, социальная стабильность. Главой государства для образовательной сферы поставлены следующие важнейшие задачи, которые должны быть решены в ближайшей перспективе: обновление содержания школьного обучения, преодоление отрыва профессионального образования от потребностей практики, привлечение к работе в школе одаренных людей, раскрепощение инициативы педагогов, повышение престижа педагогического труда. Эти задачи могут быть выполнены в полной мере лишь при условии своевременного совершенствования законодательства.

 

 

Как подчеркнул В.П.Андрейченко, в нашей стране всегда уделялось серьезное внимание законодательному обеспечению образования. В период с 2002 по 2007 год был разработан и принят целый ряд законов, которые регулировали отношения в сфере образования на различных уровнях. Логическое завершение этой работы –– принятый Парламентом страны в декабре 2010 года Кодекс Республики Беларусь об образовании, который стал одним из первых на постсоветском пространстве опытов кодификации законодательства в данной сфере. Посредством Кодекса создан единый целостный механизм правового регулирования образовательных отношений, обеспечены систематизация и упорядочение правовых норм в сфере национальной системы образования.

 

 

Вместе с тем, отметил В.П.Андрейченко, жизнь и время выдвигают новые требования к развитию системы непрерывного образования. Поэтому на слушаниях планируется обсудить возможность включения в Кодекс об образовании новых положений и существенной доработки действующих. Эти положения касаются использования дистанционных технологий в образовательной практике, сетевого взаимодействия учреждений образования и участников образовательного процесса, развития государственно-частного партнерства в сфере образования, разработки совместно с рынком труда механизмов формирования государственного заказа подготовки кадров, подготовки педагогических кадров для национальной системы образования и выработки комплекса мер, направленных на повышение уровня социальной защищенности ее работников, создания системы внешней независимой государственной аттестации учащихся, оценки деятельности учреждений образования по результатам, развития индустрии производителей современных средств обучения, а также иных проблем, решение которых даст новый импульс для развития системы образования.

 

 

В.П.Андрейченко выразил надежду, что итогом состоявшегося на парламентских слушаниях откровенного содержательного разговора станет выработка консолидированных подходов к дальнейшему совершенствованию законодательного обеспечения сферы образования. Высказанные предложения могут в дальнейшем стать нормативными положениями соответствующих законодательных актов, и в первую очередь проекта Закона, предусматривающего внесение изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об образовании, помогут определить стратегические направления развития национальной системы непрерывного образования на ближайшую и долгосрочную перспективу.

 

С подробным анализом состояния системы непрерывного образования Республики Беларусь, основных проблем и путей их решения выступил Министр образования Республики Беларусь Маскевич С.А. В частности, он отметил, что система образования устойчиво функционирует и развивается в строгом соответствии с вступившим в силу два года назад Кодексом Республики Беларусь об образовании. Об этом свидетельствуют высокие позиции Беларуси и ведущих учреждений образования республики в международных рейтингах, а также значительное количество наград, которые получают белорусские школьники и студенты на мировых чемпионатах, международных турнирах и конкурсах за учебные, научные, спортивные и творческие достижения. Вместе с тем внешние вызовы, обусловленные глобализацией, открытость экономики страны, а также поставленные Главой государства задачи по инновационному развитию страны требуют критической оценки существующей в республике системы образования, в том числе содержания образовательных программ и используемых технологий обучения. Назрела необходимость на все посмотреть с точки зрения эффективности, найти дополнительные резервы и задействовать их для развития образования в актуальных направлениях. Базируясь на таком подходе, С.А.Маскевич предметно остановился на отдельных компонентах системы образования, подробно изложил задачи, стоящие перед всеми уровнями образования.

 

 

В своем содокладе председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по образованию, культуре и науке Пальчик Г.В. определил основные направления совершенствования законодательной базы национальной системы непрерывного образования, которые найдут отражение в проекте Закона, предусматривающем внесение изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об образовании. По мнению Г.В.Пальчика, основной целью совершенствования законодательной базы в этой сфере является повышение качества обучения, уровня его доступности для всех возрастных групп населения, так как современность требует непрерывности образования на протяжении всей жизни и не ограничивается рамками обучения в том или ином учреждении образования, а определяется постоянно растущей потребностью личности к саморазвитию, самообразованию. Именно исходя из этого и были выработаны рекомендации по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в системе образования. В то же время, убежден Г.В.Пальчик, есть принципиальный вопрос, который во многом определяет перспективу развития не только национальной системы образования, но и общества в целом: эффективность и результативность всех законодательных инициатив определяются уровнем социального статуса педагога.

 

 

Выступившие на парламентских слушаниях руководители учреждений образования, педагоги, депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики, представители общественных объединений обозначили ряд проблем, которые имеются сегодня в системе образования страны и должны быть разрешены как на уровне законодательных актов, так и путем принятия соответствующих управленческих решений.

 

 

Участникам слушаний был предложен для рассмотрения проект рекомендаций по итогам парламентских слушаний на тему «Совершенствование законодательной базы национальной системы образования в современных условиях». С учетом поступивших предложений и замечаний рекомендации будут доработаны и внесены на утверждение Палаты представителей.

Новости по теме Парламентские слушания
Все новости
Главные новости
Все новости Законодательная деятельность Международная деятельность Общественно-политическая деятельность