Рус Бел En
09.05.2020

Обращение Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности к парламентам государств — членов Совета Европы в связи с 75-й годовщиной Победы над нацизмом во Второй мировой войне

В 2020 году народы мира отмечают 75-ю годовщину Победы над нацизмом во Второй мировой войне.

В государствах — членах ОДКБ это особая дата памяти о Победе в Великой Отечественной войне народов Советского Союза, вклад которых стал решающим в исходе всей Второй мировой войны. Подвиг в войне, унесшей жизни более двадцати семи миллионов сыновей и дочерей наших народов, навсегда останется в памяти поколений.

Более одного миллиона наших воинов отдали свои жизни, освобождая страны Европы от нацистского порабощения. Многочисленные воинские захоронения, мемориалы, памятники, стелы, обелиски на территориях государств современной Европы хранят память о высочайшем примере героизма и самопожертвования представителей всех наших народов вне зависимости от их национальности, гражданства и вероисповедания. Умаление значения их подвига недопустимо.

Оставаясь в неоплатном долгу перед павшими в борьбе с нацизмом и его жертвами, основываясь на принципах защиты исторической правды, положениях международно-правовых актов, принятых по итогам Второй мировой войны, обращаемся к парламентам государств — членов Совета Европы с призывом принять на законодательном уровне меры:

— по противодействию возрождению и поощрению нацизма и его проявлений в современной Европе;

— по защите исторической правды о Второй мировой войне, пресечению попыток пересмотра ее итогов, умаления решающей роли народов Советского Союза в Победе;

— по недопущению надругательства над могилами участников борьбы с нацизмом, осквернения мест воинских захоронений, вандализма в отношении памятников советским воинам-освободителям, преследования ветеранов, попрания чести павших и замученных в концлагерях смерти;

— по пресечению любых попыток оправдания нацистов и их пособников, совершивших тягчайшие преступления в годы Второй мировой войны, действий их последователей, отрицания или искажения решений Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси.

Наш общий долг — сохранить память о Великой Победе, которая объединяет все народы, вместе победившие нацизм, чтить память тех, без кого Победа была бы невозможна, кто отдал жизнь во имя свободы народов, ради нашего будущего.

Консолидация всего международного сообщества крайне важна для эффективного противодействия возрождению нацизма.

Приложение к Обращению Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности

к парламентам государств — членов Совета Европы в связи с 75-й годовщиной Победы над нацизмом во Второй мировой войне

 

  

Информация о принятых Парламентской Ассамблеей Организации Договора о коллективной безопасности рекомендациях в сфере противодействия нацизму

 

 

1. Рекомендации по совершенствованию законодательного обеспечения борьбы с преступностью на почве национальной, расовой и религиозной нетерпимости в государствах — членах ОДКБ (от 26 ноября 2015 года) определяют цели и принципы совершенствования законодательства государств — членов ОДКБ в сфере борьбы с преступностью на почве национальной, расовой и религиозной нетерпимости.

В Рекомендациях определены и детализированы приоритетные направления совершенствования национального законодательства государств — членов ОДКБ в сфере борьбы с преступностью на почве национальной, расовой и религиозной нетерпимости. К их числу отнесены определение, уточнение и согласование:

— терминологии и понятийного аппарата, используемых при правовом регулировании в сфере противодействии преступности на почве национальной, расовой и религиозной нетерпимости;

— основных направлений противодействия преступности на почве национальной, расовой и религиозной нетерпимости в государствах — членах ОДКБ;

— распределения компетенции между субъектами противодействия преступности на почве национальной, расовой и религиозной нетерпимости;

— организации контроля за деятельностью общественных объединений, политических партий, религиозных и иных организаций в целях недопущения с их стороны преступных проявлений на почве национальной, расовой и религиозной нетерпимости;

— механизмов недопущения лиц, участвовавших в преступлениях на почве национальной, расовой и религиозной нетерпимости, к работе в органах государственной власти различного уровня;

— механизмов предотвращения и пресечения распространения экстремистских материалов в средствах массовой информации и в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

— экспертной оценки наличия в деятельности отдельных организаций и физических лиц или распространяемых ими материалах признаков разжигания преступности на почве национальной, расовой и религиозной нетерпимости;

— вопросов международного сотрудничества в сфере противодействия преступности на почве национальной, расовой и религиозной нетерпимости;

— мер ответственности за распространение идеологии, способствующей разжиганию преступности на почве национальной, расовой и религиозной нетерпимости.

2. Рекомендации по совершенствованию национального законодательства государств — членов ОДКБ в сфере противодействия распространению нацизма и его проявлений (ог 5 ноября 2019 года), на

основе анализа национального законодательства государств — членов ОДКБ конкретизируют законодательные подходы к определению понятия «нацизм» и его проявлений.

Рекомендациями предложено государствам — членам ОДКБ в рамках совершенствования национального законодательства в сфере противодействия распространению нацизма и его проявлений закрепить в законах, устанавливающих правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, следующее определение: «нацизм — тоталитарная идеология, связанная с пропагандой превосходства одних наций над другими, их градацией по степени полноценности, с применением террористических методов власти, сопровождающаяся преступлениями против мира, военными преступлениями, преступлениями против человечности, внешне выражающаяся в действиях физических или юридических лиц, общественных объединений, организаций, учреждений, сопряженных с разжиганием национальной вражды или розни; организацией и осуществлением массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам национальной вражды или розни, политической или идеологической вражды; пропагандой исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их национальной принадлежности; нарушением прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его национальной принадлежности, унижением национального достоинства».

В Рекомендациях содержатся детальные юридически значимые характеристики проявлений нацизма, к которым отнесены следующие действия:

1) в зависимости от формы проявления:

— геноцид;

— пропаганда идей нацизма, в том числе пропаганда либо публичное демонстрирование атрибутики или символики;

— реабилитация нацизма;

— надругательство над телами умерших участников борьбы с фашизмом и местами их захоронения;

— акты вандализма в отношении скульптурного, архитектурного сооружения, посвященного борьбе с фашизмом или жертвам фашизма;

— совершение нацистских ритуалов;

2) в зависимости от средств распространения:

— в Интернете;

— с использованием средств массовой информации;

— посредством деятельности социальных групп;

— посредством публичных выступлений;

— посредством внешнего (вещественного) выражения нацистской атрибутики и ее символики;

3) по фактам массовой реализации в истории Новейшего времени:

— итальянский фашизм (в деятельности Национальной фашистской партии, до 1921 года именуемой «Итальянский союз борьбы»);

— германский нацизм (в деятельности Национал-социалистической рабочей партии Германии);

— японский фашизм (в деятельности политической партии «Ассоциация помощи трону»).

Совершенствование законодательства государств - членов ОДКБ в сфере противодействия нацизму и его проявлениям в первую очередь должно быть направлено на пресечение формального выражения и возможного распространения нацизма.

Рекомендации формулируют предложения по законодательному противодействию проявлениям нацизма. В частности, даются рекомендации по совершенствованию составов преступлений и правонарушений, криминализацию реабилитации нацизма как действия, выражающегося в следующем:

— восстановление в правах, присвоение государственных или общественных наград, а также установление иных государственных или общественных мер поощрения в отношении нацистских преступников и их пособников, в том числе присвоение их имен улицам и площадям, населенным пунктам и иным географическим объектам, предприятиям, учреждениям и организациям, единицам боевой техники, установление в их честь праздничных дат;

— публичное оправдание идеологии и практики нацизма, признание их правильными, нуждающимися в поддержке и подражании, а также публичное распространение идеологии нацизма;

— публичное одобрение или отрицание преступлений против мира, военных преступлений и преступлений против человечности, установленных приговором Международного военного трибунала, а также приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанных на приговоре Международного военного трибунала.

Уголовные кодексы предложено дополнить нормой следующего содержания:

«Статья... Реабилитация нацизма

1. Реабилитация нацизма, -

наказывается...

2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные группой лиц по предварительному сговору, — наказываются...

3. Действия, предусмотренные частью 1 или 2 настоящей статьи, совершенные должностным лицом с использованием своего служебного положения, -

наказываются...

Примечание 1. Реабилитацией нацизма признаются действия по публичному оправданию идеологии и практики нацизма, признанию их правильными, нуждающимися в поддержке и подражании, в том числе действия по увековечению памяти нацистских лидеров и лиц, участвовавших в военных действиях на стороне нацистских государств, совершению иных нацистских ритуалов, а также публичное распространение идеологии нацизма, действия по публичному одобрению или отрицанию преступлений против мира, военных преступлений

и преступлений против человечности, установленных приговором Международного военного трибунала, а также приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанных на приговоре Международного военного трибунала.».

В Рекомендациях сформулированы меры по противодействию распространению и пропаганде нацистской символики, в связи с чем рекомендовано закрепить в законах и кодексах об административных правонарушениях правовую норму следующего содержания:

«нацистская символика — знамена, значки, атрибуты униформы, приветствия и пароли, представляющие собой воспроизведение в любой форме соответствующей символики, использовавшейся Национал- социалистической рабочей партией Германии и Национальной фашистской партией Италии, а также Ассоциацией помощи трону Японии: свастики, приветственных жестов и других отличительных знаков государственных, военных и иных структур, как то флаг, гимн, эмблема, вымпел, галстук, нагрудный и опознавательный знак, признанных преступными Международным военным трибуналом, а также символика, сходная с нацистской до степени смешения.

Пропагандой нацистской символики не признается ее изготовление, демонстрирование и распространение в целях осуществления научной и образовательной деятельности, при совершении действий по реконструкции исторических событий и иных действий, сопровождающихся явным порицанием идеологии нацизма.».

Рекомендовано в законодательных актах государств - членов ОДКБ, регулирующих отношения в сфере товарных знаков и знаков обслуживания и фирменного наименования юридического лица, ввести запрет на использование при создании товарного знака и знака обслуживания нацистской символики или символики, сходной с нацистской до степени смешения, а также на включение в фирменное наименование слов «нацизм», «фашизм», «национал-социализм» и производных от этих слов.

В Рекомендациях особо подчеркнуто, что противодействие проявлениям нацизма не должно ограничиваться только установлением мер юридической ответственности и ужесточением санкций в отношении уже совершенных деяний, направленных на распространение нацизма и его проявлений. Не менее значимыми представляются действия по профилактике и предотвращению совершения подобных правонарушений, в том числе:

1) просветительская деятельность, направленная на формирование у населения государства и отдельно взятой личности представлений об исключительной степени общественной опасности нацизма и его проявлений, однозначного негативного восприятия последствий исторического опыта распространения нацизма. В связи с этим государствам  членам ОДКБ рекомендуется дополнить компетенцию исполнительных органов государственной власти, осуществляющих деятельность в сфере образования, науки, культуры, труда, социального развития, здравоохранения, а также органов местного самоуправления в пределах решения вопросов местного значения полномочиями по противодействию нацизму и его проявлениям путем предупреждения подобных проявлений;

2) установление ограничения допуска к должностям государственной службы и выборным государственным должностям лиц, осужденных за совершение преступлений в сфере распространения, реабилитации нацизма, а также совершивших неоднократные административные правонарушения в этой сфере.


Все новости
Главные новости
Все новости Законодательная деятельность Международная деятельность Общественно-политическая деятельность