28.08.2012

Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Зданович В.М. принял участие в заседании «круглого стола» посвященном актуальным вопросам профессионально-технического образования, который состоялся в редакции газеты «Рэспубліка».

Участники дискуссии обсудили вопросы о том, как сегодня меняется ситуация в системе профтехобразования, почему в молодежной среде не происходит коренного перелома в пользу популярности рабочих профессий, какие меры необходимо предпринимать учреждениям образования для того, чтобы наладить подготовку высококвалифицированных рабочих кадров для различных отраслей экономики, а предприятиям — для сохранения молодых специалистов.

 

В.М.Зданович высказал мнение о том, что сегодня назрела необходимость пересмотреть условия труда рабочего. «Если мы говорим о работе после вуза — это офис и чистая, опрятная одежда. Что после учреждения ПТО? Холод, жара, сквозняки, шумы, конвейер, халат или роба. Есть риск потерять здоровье, поскольку на производстве травматизм выше, чем в офисе. Это не слишком привлекает молодежь», — сказал он.

 

По словам парламентария, в учреждениях профессионально-технического образования обучение «идет по стандартной программе плюс специализация». Он считает, что при необходимости подготовки «штучного» специалиста его можно обучать в общей группе, а затем при наличии заявки предприятия продолжить его обучение в условиях производства.

 

В.М.Зданович отметил: «Статистика говорит о том, что в период с 2001 по 2011 год прием в вузы вырос почти на 21 тысячу абитуриентов, в то время как система профтехобразования потеряла примерно это же количество поступающих. И в вузах это же число ребят обучается платно. Отсюда вывод: мы гипертрофировали систему высшего образования. Из-за этого снижается выпуск рабочих кадров. Если вспомнить советские времена, 80-е годы, я хорошо помню, что на тракторах работали по два тракториста. И это не потому, что машин было мало, рабочих было много. Ситуацию надо исправлять, в частности, ежегодно уменьшая планы приема на ступень высшего образования. Взять хотя бы нижний порог — 7 баллов — на тестировании, по пятибалльной системе оценивания это будет 1/3 единицы! И ребята с такими баллами становятся студентами!».

 

Депутат обратил внимание участников заседания, что число выпускников учреждений профтехобразования могли бы пополнить те, кого отчисляют из вузов страны: «А это ежегодно до 17 тысяч студентов! Мы могли бы подумать над тем, чтобы организовать круглогодичный набор на обучение в системе профтехобразования. Например, организовали группу в октябре — она учится по следующий октябрь, в ноябре — по ноябрь и так далее. Изменения в законодательство можно внести. Нужно помнить и о взрослом населении, которое хочет переориентироваться и трудиться по рабочим специальностям. Им нужно дать такую возможность, причем на бесплатной основе, что наше законодательство допускает».

 

В газете «Рэспубліка» по итогам заседания «круглого стола» размещена публикация под заголовком «В погоне за дипломом. Почему в битве со стереотипами в системе профтехобразования пока побеждают стереотипы?».

 

«Рэспубліка», 28 августа 2012 г.

Все новости
Главные новости
Все новости Законодательная деятельность Международная деятельность Общественно-политическая деятельность