САЙТ РАБОТАЕТ В ТЕСТОВОМ РЕЖИМЕ
Главная / О Палате представителей / Регламентирующие документы / Регламент Палаты представителей / Раздел III. Организация деятельности Палаты представителей

Раздел III. Организация деятельности Палаты представителей

Глава 6. ПОРЯДОК И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ СЕССИЙ ПАЛАТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ

Статья 46. Сессии Палаты представителей проходят в городе Минске. При необходимости по предложению Совета Палаты представителей и по решению большинства депутатов Палаты представителей от полного состава Палаты представителей могут проводиться выездные сессии.

Статья 47. В соответствии со статьей 95 Конституции Республики Беларусь Палата представителей собирается на две очередные сессии в год.

Первая сессия открывается 2 октября; ее продолжительность не может быть более восьмидесяти дней.

Вторая сессия открывается 2 апреля; ее продолжительность не может быть более девяноста дней.

Если 2 октября или 2 апреля приходятся на нерабочий день, то сессия открывается в первый следующий за ним рабочий день.

Депутаты Палаты представителей собираются на очередные сессии без специального приглашения.

В период сессии проводятся заседания Палаты представителей.

Статья 48. Палата представителей в случае особой необходимости созывается по инициативе Президента Республики Беларусь, а также по требованию большинства не менее двух третей голосов от полного состава Палаты представителей на внеочередную сессию по определенной повестке дня.

Внеочередные сессии Палаты представителей созываются указами Президента Республики Беларусь.

Требование депутатов Палаты представителей о проведении внеочередной сессии Палаты представителей направляется Президенту Республики Беларусь с обоснованием необходимости проведения внеочередной сессии, указанием предлагаемых повестки дня сессии и даты ее созыва. Если требование о созыве внеочередной сессии внесено Президенту Республики Беларусь с соблюдением положений законодательства Республики Беларусь, Президент Республики Беларусь созывает внеочередную сессию по определенной повестке дня.

Палата представителей обязана открыть внеочередную сессию в установленную дату и провести ее по повестке дня, определенной указом Президента Республики Беларусь.

Статья 49. При открытии и закрытии сессии Палаты представителей исполняется Государственный гимн Республики Беларусь.

В зале, где проводятся заседания Палаты представителей, устанавливаются Государственный флаг Республики Беларусь и изображение Государственного герба Республики Беларусь.

Статья 50. Для Президента Республики Беларусь в зале заседаний Палаты представителей отводится рабочее место, оборудованное для участия Президента Республики Беларусь в работе Парламента Республики Беларусь.

Статья 51. Для организации работы сессии из числа депутатов Палаты представителей избираются секретариат сессии в составе руководителя и членов секретариата сессии и Счетная комиссия в составе председателя и членов Счетной комиссии.

Участие в работе органов, указанных в части первой настоящей статьи, не освобождает депутатов Палаты представителей от работы в постоянных комиссиях.

Счетная комиссия, секретариат сессии Палаты представителей избираются по предложениям депутатов Палаты представителей открытым голосованием большинством от полного состава Палаты представителей. Решения по указанным вопросам оформляются постановлениями Палаты представителей.

Председатель Счетной комиссии, руководитель секретариата сессии, их заместители избираются на первом заседании комиссии, секретариата сессии.

Счетная комиссия избирается для проведения голосования без использования электронной системы голосования, а также для осуществления контроля за использованием электронной системы голосования. Полномочия Счетной комиссии прекращаются в день закрытия сессии Палаты представителей, на которой Счетная комиссия была избрана.

Споры и разногласия, связанные с деятельностью Счетной комиссии, рассматриваются Палатой представителей на основании заключения постоянной комиссии, к ведению которой относятся вопросы контроля за соблюдением настоящего Регламента.

Секретариат сессии подготавливает информацию об отсутствующих на заседании Палаты представителей депутатах Палаты представителей с указанием причины их отсутствия, обеспечивает ведение протоколов заседаний Палаты представителей, подготовку стенографических отчетов открытых и закрытых заседаний Палаты представителей, предварительное рассмотрение спорных вопросов по текстам стенографических отчетов, иные полномочия, предусмотренные настоящим Регламентом. Полномочия секретариата сессии прекращаются в день закрытия сессии Палаты представителей, на которой секретариат сессии был избран.

Глава 7.  ПОВЕСТКА ДНЯ СЕССИИ ПАЛАТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ

Статья 52. Проект повестки дня сессии рассматривается Палатой представителей на первом заседании сессии. Повестка дня сессии утверждается постановлением Палаты представителей.

Предложения по включению вопросов в повестку дня сессии представляются в Совет Палаты представителей либо в случае особой необходимости вносятся непосредственно в Палату представителей субъектами права законодательной инициативы, постоянными комиссиями.

Изменения и (или) дополнения в повестку дня сессии вносятся в таком же порядке.

В повестку дня сессии могут включаться лишь те проекты законов, которые внесены субъектами права законодательной инициативы в Палату представителей в порядке, установленном законами, актами Президента Республики Беларусь, настоящим Регламентом, и подготовлены головной комиссией к рассмотрению в Палате представителей, а также иные вопросы, подготовленные к рассмотрению в порядке, установленном настоящим Регламентом.

Проекты законов, принятые в первом чтении и подготовленные для рассмотрения и принятия на этой же сессии во втором чтении, дополнительно в повестку дня сессии не включаются.

Статья 53. Повестка дня сессии обсуждается и утверждается большинством голосов от полного состава Палаты представителей.

При рассмотрении Палатой представителей проекта повестки дня сессии председательствующий информирует депутатов Палаты представителей о предложениях в повестку дня сессии, не поддержанных Советом Палаты представителей.

Предложения о включении в повестку дня, не поддержанные Советом Палаты представителей, по требованию субъекта права законодательной инициативы, постоянной комиссии ставятся на голосование Палаты представителей. Для обоснования включения вопроса в повестку дня слово предоставляется соответственно субъекту права законодательной инициативы или его представителю, председателю постоянной комиссии или его заместителю.

Статья 54. На основании утвержденной повестки дня сессии определяется перечень вопросов для рассмотрения на заседании Палаты представителей.

Перечень вопросов обсуждается на заседании Палаты представителей и утверждается большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов Палаты представителей. Решение Палаты представителей по этому вопросу оформляется протоколом заседания Палаты представителей.

Если на заседании Палаты представителей какой-либо вопрос остался нерассмотренным, то он без проведения голосования включается в перечень вопросов для рассмотрения на следующих заседаниях.

Перечень вопросов для рассмотрения на очередном заседании сессии сообщается субъектам права законодательной инициативы, другим заинтересованным органам, как правило, не позднее чем за день до его начала.

Статья 55. Повестка дня внеочередной сессии, созываемой по инициативе Президента Республики Беларусь, определяется Президентом Республики Беларусь.

Повестка дня внеочередной сессии, созываемой по требованию депутатов Палаты представителей, предлагается депутатами Палаты представителей в обращении к Президенту Республики Беларусь о созыве внеочередной сессии. В этом случае Президент Республики Беларусь созывает внеочередную сессию по определенной повестке дня.

Глава 8.  ЗАСЕДАНИЯ ПАЛАТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ

Статья 56. Заседание Палаты представителей считается правомочным при условии, если на нем присутствует не менее двух третей депутатов Палаты представителей от полного состава Палаты представителей.

Статья 57. Заседания Палаты представителей проводятся открыто, на белорусском и (или) русском языках. Палата представителей, если этого требуют интересы государства, может принять решение о проведении закрытого заседания большинством голосов от ее полного состава.

Предложения с соответствующим обоснованием о проведении закрытого заседания Палаты представителей могут вноситься субъектами права законодательной инициативы, а также Советом Палаты представителей.

Статья 58. В случае невозможности прибыть на заседание Палаты представителей депутат Палаты представителей заблаговременно сообщает об этом в постоянную комиссию, членом которой он является. В свою очередь постоянная комиссия информирует об этом секретариат сессии.

Руководитель секретариата сессии информирует председательствующего на заседании Палаты представителей об отсутствующих депутатах Палаты представителей с указанием причины их отсутствия.

Статья 59. До начала заседания Палаты представителей проводится регистрация депутатов Палаты представителей. Председательствующий объявляет результаты регистрации.

При отсутствии кворума председательствующий объявляет перерыв продолжительностью до одного часа. Если нет кворума и после перерыва, председательствующий объявляет о невозможности проведения заседания и переносит его на другое время.

Статья 60. Председательствующим на заседании Палаты представителей является Председатель Палаты представителей либо по его поручению заместитель Председателя Палаты представителей.

Председательствующий:

проводит регистрацию депутатов Палаты представителей в начале заседания, а в случае необходимости — в ходе заседания;

открывает и закрывает заседание;

руководит общим ходом заседания, следит за соблюдением настоящего Регламента;

оглашает список (количество) записавшихся для выступления;

предоставляет слово для докладов, содокладов и выступлений, для обращения депутатов Палаты представителей с запросами;

организует обсуждение рассматриваемых вопросов;

ставит на голосование проекты законов Республики Беларусь, постановлений Палаты представителей, предложения депутатов Палаты представителей по рассматриваемым на заседании вопросам и объявляет результаты голосования;

оглашает поступившие ему или в Палату представителей вопросы, справки, заявления и предложения;

подписывает протокол заседания Палаты представителей.

Статья 61. Председательствующий на заседании Палаты представителей принимает меры по обеспечению порядка, конструктивного сотрудничества, достижения согласия по рассматриваемым вопросам.

Статья 62. Секретариат сессии регистрирует желающих выступить, депутатские запросы, вопросы, справки, сообщения, заявления, предложения и другие материалы, обращения граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, поступающие в адрес сессии Палаты представителей.

Секретариат сессии представляет председательствующему сведения о записавшихся для выступления в обсуждении и о других депутатских инициативах, в необходимых случаях дает разъяснения депутатам Палаты представителей по вопросам работы сессии Палаты представителей.

Секретариат сессии ведет учет присутствия депутатов Палаты представителей на заседаниях.

Секретариат сессии вносит предложения председательствующему о распространении материалов для депутатов Палаты представителей. Решение о распространении материалов принимают Председатель Палаты представителей или его заместитель.

Статья 63. На заседаниях Палаты представителей, в том числе закрытых, имеют право присутствовать Президент Республики Беларусь, его представители, Премьер-министр Республики Беларусь, иные члены Правительства Республики Беларусь, Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь, Председатель Верховного Суда Республики Беларусь, Председатель Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, Генеральный прокурор Республики Беларусь, Председатель Правления Национального банка Республики Беларусь.

С согласия Председателя Палаты представителей или его заместителя на заседаниях Палаты представителей могут присутствовать приглашенные:

представители других государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, эксперты и другие специалисты для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым вопросам, а также иные лица. Председатель Палаты представителей или его заместитель вправе предоставить полномочия по согласованию присутствия указанных лиц на заседаниях Палаты представителей председателям постоянных комиссий и их заместителям, Начальнику Секретариата Палаты представителей и его заместителям.

На заседаниях Палаты представителей, в том числе на закрытых —  с согласия председательствующего, вправе присутствовать Начальник Секретариата Палаты представителей, его заместители, а также руководители структурных подразделений Секретариата Палаты представителей, осуществляющих редакционную и экспертно-правовую деятельность (при их отсутствии — их заместители). Другие работники Секретариата Палаты представителей могут присутствовать на открытых заседаниях Палаты представителей при рассмотрении вопросов, относящихся к ведению постоянной комиссии или иных органов, деятельность которых они обеспечивают.

Во время заседаний Палаты представителей, в том числе закрытых, Президент Республики Беларусь, его представители, Премьер-министр Республики Беларусь, иные члены Правительства Республики Беларусь, а также Председатель Палаты представителей и его заместитель могут выступать вне очереди записавшихся для выступления столько раз, сколько они этого потребуют.

Приглашенные для участия в заседании Палаты представителей вправе с разрешения председательствующего участвовать в обсуждении, задавать вопросы, давать справки, передавать в секретариат сессии тексты своих выступлений и другие материалы.

На заседаниях Палаты представителей, за исключением закрытых, без специального приглашения вправе присутствовать журналисты средств массовой информации, аккредитованные при Палате представителей.

Приглашенные и журналисты средств массовой информации, аккредитованные при Палате представителей, не имеют права вмешиваться в работу Палаты представителей, обязаны воздерживаться от проявления одобрения или неодобрения, соблюдать порядок во время заседаний Палаты представителей.

Приглашенные, нарушающие настоящий Регламент, могут быть удалены председательствующим из зала заседаний.

Для приглашенных и журналистов средств массовой информации, аккредитованных при Палате представителей, отводятся специальные места в зале заседаний.

Граждане Республики Беларусь информируются о работе заседаний Палаты представителей через средства массовой информации и сайт Палаты представителей.

Статья 64. Утренние заседания Палаты представителей проводятся с 10 часов до 14 часов 30 минут с перерывом с 12 часов до 12 часов 30 минут, вечерние — с 16 до 18 часов. По решению Палаты представителей могут быть установлены иное время начала и окончания заседаний, а также перерывы иной продолжительности.

Статья 65. Вопросы повестки дня заседания рассматриваются в установленной Палатой представителей последовательности. Как правило, в первую очередь рассматриваются вопросы повестки дня, для обсуждения которых прибыли приглашенные.

Время для докладов на заседаниях Палаты представителей предоставляется, как правило, до одного часа, для содокладов — до 20 минут. Выступающим в обсуждении предоставляется до 10 минут; для повторных выступлений в обсуждении, а также при постатейном обсуждении проектов законов — до 5 минут; для выступлений по обсуждению кандидатур, порядку ведения заседания, мотивам голосования, для заявлений, запросов, предложений, вопросов, сообщений, разъяснений и справок — до 3 минут.

По решению, принятому большинством голосов присутствующих депутатов Палаты представителей, председательствующий может продлить время для выступления, но не более чем наполовину от установленного настоящим Регламентом.

Статья 66. Заявления о предоставлении слова для выступления в обсуждении направляются в секретариат сессии в письменной форме или посредством использования электронной системы голосования.

Секретариат сессии регистрирует заявления о предоставлении слова в порядке поступления и передает их председательствующему.

Статья 67. Депутат Палаты представителей вправе выступать на заседании Палаты представителей только после предоставления ему слова председательствующим.

Депутат Палаты представителей может выступить по одному вопросу не более двух раз. Передача права на выступление другому депутату Палаты представителей не допускается.

Статья 68. Слово для участия в обсуждении предоставляется в порядке поступления заявлений. Если последовательность поступления заявлений определить невозможно, то очередность выступающих устанавливает председательствующий.

Вопросы докладчикам направляются в письменной форме или с разрешения председательствующего задаются с места.

Депутат Палаты представителей вправе отказаться от выступления. Если депутат Палаты представителей без предупреждения председательствующего покинул зал заседаний и отсутствует в момент предоставления ему слова, то считается, что он отказался от выступления.

Выступающие с докладами и содокладами, с заключительным словом говорят с трибуны.

Статья 69. Вне очереди депутату Палаты представителей может быть предоставлено слово:

по порядку ведения заседания Палаты представителей;

по мотивам голосования;

по прекращению обсуждения;

по предложению отклонить проект или отложить рассматриваемый вопрос повестки дня;

для справки;

для ответов на вопросы и разъяснений.

Статья 70. Перед выступлением депутат Палаты представителей, получивший слово, называет свою фамилию, избирательный округ, а также по желанию депутатскую группу, в которую он входит. Приглашенные на заседание, получившие слово, перед выступлением называют свою фамилию и должность.

Выступающий на заседаниях Палаты представителей не должен использовать в своей речи грубые и некорректные выражения, призывать к незаконным и насильственным действиям. Председательствующий при несоблюдении указанного правила обязан сделать предупреждение о недопустимости таких высказываний или призывов.

После второго предупреждения выступающий лишается слова. Депутату Палаты представителей, лишенному слова, право для повторного выступления по обсуждаемому вопросу не предоставляется.

Если выступающий отклоняется от обсуждаемого вопроса, председательствующий делает ему предупреждение. Если выступающий превысил отведенное ему для выступления время или выступает не по обсуждаемому вопросу, председательствующий после одного предупреждения лишает его слова.

В случае, когда предпринимаются действия, направленные на срыв заседания, председательствующий вправе объявить перерыв до 30 минут и покинуть место председательствующего. Если после возобновления заседания такие действия продолжаются, председательствующий закрывает заседание.

Статья 71. В ходе обсуждения председательствующий способствует выявлению и изложению различных мнений по обсуждаемому вопросу.

Обсуждение прекращается по решению Палаты представителей, принятому большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов Палаты представителей. Перед голосованием о прекращении обсуждения председательствующий информирует депутатов Палаты представителей о числе выступивших и записавшихся для выступления депутатов Палаты представителей, выясняет, кто из них настаивает на предоставлении слова.

Председательствующий может поставить на голосование вопрос о прекращении обсуждения после того, как всем было предоставлено слово для выступления в соответствии со статьями 45 и 57 настоящего Регламента.

После прекращения обсуждения докладчик и содокладчик имеют право выступить с заключительным словом продолжительностью не более 10 минут. По решению Палаты представителей председательствующий может продлить время для выступления до 5 минут.

Депутаты Палаты представителей, которые не выступили в связи с прекращением обсуждения, имеют право до конца заседания Палаты представителей передать тексты своих выступлений в секретариат сессии для включения в стенографический отчет заседания.

Статья 72. На заседании Палаты представителей до начала голосования по обсуждаемому вопросу повестки дня по решению Палаты представителей может быть сделан внеочередной перерыв продолжительностью до одного часа.

Глава 9.  СОВМЕСТНЫЕ ЗАСЕДАНИЯ ПАЛАТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ И СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ

Статья 73. Совместные заседания Палаты представителей и Совета Республики могут проводиться для:

заслушивания ежегодных посланий Президента Республики Беларусь к Парламенту;

проведения парламентских слушаний;

вопросов депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики и ответов Правительства Республики Беларусь;

рассмотрения совместных обращений, деклараций и заявлений палат Национального собрания;

в иных случаях по решению Палаты представителей и Совета Республики.

Статья 74. Предложения о проведении совместных заседаний Палаты представителей и Совета Республики могут вноситься Президентом Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь, Советом Палаты представителей, Президиумом Совета Республики, депутатами Палаты представителей и членами Совета Республики.

Решения о проведении совместных заседаний Палаты представителей и Совета Республики считаются принятыми, если за них проголосовало большинство от полного состава соответственно Палаты представителей и Совета Республики. Решение Палаты представителей о проведении совместного заседания Палаты представителей и Совета Республики оформляется протоколом заседания.

Статья 75. Совместные заседания Палаты представителей и Совета Республики проводятся открыто. Если хотя бы одна из палат Национального собрания приняла решение о проведении закрытого совместного заседания, проводится закрытое совместное заседание.

Совместное заседание Палаты представителей и Совета Республики считается правомочным при условии, что на нем присутствует не менее двух третей депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики от полного состава каждой из палат Национального собрания.

Статья 76. Совместные заседания палат Национального собрания ведут председатели палат или их заместители по согласованию между собой.

Решения по вопросам, обсуждаемым на совместном заседании Палаты представителей и Совета Республики, принимаются каждой из палат Национального собрания раздельным голосованием в соответствии с Законом Республики Беларусь «О Национальном собрании Республики Беларусь» и регламентами палат.

Протокол совместного заседания Палаты представителей и Совета Республики подписывает председательствующий.

В протоколе совместного заседания Палаты представителей и Совета Республики указываются:

дата и время проведения заседания;

результаты регистрации депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики;

председательствующий на заседании и выступающие.

Глава 10.  ПАРЛАМЕНТСКИЕ СЛУШАНИЯ

Статья 77. Парламентские слушания — форма деятельности Палаты представителей, состоящая в заслушивании сообщений и мнений депутатов Палаты представителей, представителей государственных органов и общественных объединений, экспертов и специалистов по конкретной проблеме или вопросу, относящимся к компетенции Палаты представителей.

Статья 78. Парламентские слушания проводятся по решению Палаты представителей. Предложения с указанием темы и обоснованием необходимости проведения парламентских слушаний вносятся в письменной форме на имя Председателя Палаты представителей субъектами права законодательной инициативы, Советом Палаты представителей, постоянными комиссиями, депутатскими группами.

Статья 79. После предварительного рассмотрения Советом Палаты представителей вопрос о проведении парламентских слушаний вносится для рассмотрения Палатой представителей на ближайшее заседание. Инициатор предложения о проведении парламентских слушаний обосновывает в Палате представителей необходимость их проведения. При рассмотрении вопроса о проведении парламентских слушаний председательствующий информирует Палату представителей о результатах его рассмотрения Советом Палаты представителей.

Статья 80. Вопрос о проведении парламентских слушаний включается в повестку дня сессии Палаты представителей.

Решение о проведении парламентских слушаний принимается в форме постановления Палаты представителей. В постановлении о проведении парламентских слушаний указываются их дата, время, место, тема, форма (открытые или закрытые), а также органы Палаты представителей, на которые возлагаются организация и проведение парламентских слушаний.

Состав приглашенных на парламентские слушания определяется органами, организующими слушания.

Статья 81. Парламентские слушания, как правило, открыты для представителей общественности, а также журналистов средств массовой информации, аккредитованных при Палате представителей. Для приглашенных отводятся специальные места в зале заседаний Палаты представителей. Журналисты средств массовой информации на закрытые парламентские слушания не допускаются.

Статья 82. Парламентские слушания ведут Председатель Палаты представителей или его заместитель либо по решению Совета Палаты представителей председатель постоянной комиссии, к ведению которой относятся рассматриваемые вопросы. Если организация и проведение парламентских слушаний возложены на несколько постоянных комиссий, то ведение парламентских слушаний может быть поручено председателю либо заместителю председателя постоянной комиссии — головной по рассматриваемому вопросу.

Председательствующий предоставляет слово для выступления депутатам Палаты представителей и приглашенным, организует обсуждение, выступает с сообщениями.

Статья 83. Парламентские слушания начинаются вступительным словом председательствующего, который информирует о существе обсуждаемого вопроса, его значимости, порядке проведения парламентских слушаний, составе участников. Затем предоставляется слово докладчику по обсуждаемому вопросу.

Докладчику могут быть заданы вопросы как в устной, так и в письменной форме. После ответов докладчика на вопросы выступают депутаты Палаты представителей и участвующие в парламентских слушаниях приглашенные. Время для докладов и выступлений предоставляется в порядке, установленном частями второй и третьей статьи 65 настоящего Регламента, если Палатой представителей не будет принято иное решение.

Статья 84. Приглашенные и присутствующие на парламентских слушаниях лица обязаны соблюдать порядок проведения парламентских слушаний.

Председательствующий вправе удалить нарушителя из зала заседаний.

Статья 85. В ходе парламентских слушаний могут быть выработаны рекомендации по обсуждаемым проблеме или вопросу. По рекомендациям, выработанным в ходе парламентских слушаний, принимается постановление Палаты представителей. Рекомендации открытых парламентских слушаний могут передаваться для распространения в средствах массовой информации и на сайте Палаты представителей.

Статья 86. На парламентских слушаниях ведется протокол, который подписывается председательствующим. Стенографический отчет парламентских слушаний прилагается к протоколу.

Глава 11.  ПОРЯДОК ГОЛОСОВАНИЯ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

Статья 87. Голосование в Палате представителей открытое и осуществляется лично депутатом Палаты представителей путем подачи голоса «за» или «против».

Тайное голосование проводится только при решении кадровых вопросов. Решение о способе голосования по кадровым вопросам принимается Палатой представителей.

Статья 88. Решение Палаты представителей считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О Национальном собрании Республики Беларусь» и настоящим Регламентом.

Статья 89. Голосование по вопросам, рассматриваемым Палатой представителей, может осуществляться с использованием электронной системы голосования или без использования электронной системы голосования (поднятием рук или бюллетенями для голосования). Способ голосования определяется решением Палаты представителей, если иное не установлено настоящим Регламентом.

Палата представителей может принять решение о проведении поименного голосования.

Статья 90. До начала голосования председательствующий объявляет все поступившие предложения, ставящиеся на голосование, их формулировку, доводит до депутатов Палаты представителей информацию о том, каким числом голосов может быть принято решение.

При объявлении председательствующим голосования никто, кроме него, не вправе прервать голосование. 

При проведении голосования без использования электронной системы путем поднятия рук подсчет голосов производится Счетной комиссией.

Статья 91. При внесении нескольких предложений по вопросу, рассматриваемому Палатой представителей, голосование проводится по каждому предложению в порядке их поступления. Если какое-либо предложение набрало необходимое число голосов, голосование по другим предложениям не проводится.

В случае, если ни одно из предложений не набрало необходимого числа голосов, голосование проводится по двум предложениям, получившим наибольшее число голосов депутатов Палаты представителей.

Если при голосовании по двум предложениям ни одно из них не набрало требуемого числа голосов, решение считается не принятым и предложение направляется в головную комиссию для доработки.

Статья 92. При выявлении ошибок в порядке и технике проведения голосования по решению Палаты представителей проводится повторное голосование.

Статья 93. По окончании голосования председательствующий объявляет результаты голосования.

Результаты голосования включаются в стенографический отчет заседания Палаты представителей.

По решению Палаты представителей результаты поименного голосования могут быть переданы для распространения в средствах массовой информации и на сайте Палаты представителей.

Статья 94. Тайное голосование проводится только с использованием бюллетеней.

Бюллетени изготавливаются под контролем Счетной комиссии по утвержденной ею форме в количестве, равном числу депутатов Палаты представителей. Бюллетени для тайного голосования должны содержать необходимую для голосования информацию. Неполученные бюллетени прошиваются, опечатываются и прилагаются к протоколу.

Счетная комиссия обязана создать условия для сохранения тайны подачи голосов.

Решение Палаты представителей, принятое тайным голосованием, может быть отменено или изменено только тайным голосованием, если иное не предусмотрено настоящим Регламентом.

Статья 95. При тайном голосовании каждому депутату Палаты представителей выдается один бюллетень для голосования по составу избираемого органа или кандидатурам на должности (об освобождении от должности).

Бюллетени для тайного голосования выдаются депутатам Палаты представителей под расписку членами Счетной комиссии в соответствии со списком депутатов Палаты представителей по предъявлении ими служебного удостоверения депутата Палаты представителей или иного документа, удостоверяющего его личность. После получения бюллетеня депутат Палаты представителей проходит в кабину для голосования.

Статья 96. Депутаты Палаты представителей, являющиеся членами Счетной комиссии и выдвинутые кандидатами в состав избираемых органов или кандидатами на определенные должности (лицами, освобождаемыми от должности), на период голосования по их кандидатурам приостанавливают свою деятельность в Счетной комиссии.

Статья 97. Заполнение бюллетеней проводится депутатом Палаты представителей в кабине для тайного голосования. Если в бюллетене содержатся две и более фамилии кандидатов, депутат Палаты представителей ставит любой знак в пустом квадрате, расположенном справа от фамилии того кандидата, за которого он голосует. Если в бюллетене содержится одна фамилия кандидата, то при голосовании за кандидата депутат Палаты представителей ставит любой знак в квадрате под словом «за», а при голосовании против кандидата ставит любой знак в квадрате под словом «против».

Бюллетень для тайного голосования опускается лично депутатом Палаты представителей в специальный ящик, опечатанный Счетной комиссией.

Депутаты Палаты представителей, не имеющие возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе по своему усмотрению пригласить в кабину другое лицо, за исключением кандидатов, избираемых на должности, и членов Счетной комиссии.

Статья 98. Если ни один из кандидатов на должность не получил большинства голосов от полного состава Палаты представителей, голосование проводится по двум кандидатурам, получившим наибольшее число голосов депутатов Палаты представителей. Избранным считается тот кандидат, который получил большинство голосов от полного состава Палаты представителей.

Статья 99. Результаты тайного голосования путем подсчета голосов, поданных «за» и «против», определяются Счетной комиссией.

Бюллетени неустановленной формы являются недействительными. При избрании должностных лиц недействительными являются также бюллетени, в которых оставлены:

две и более кандидатуры на одну должность;

оба варианта голосования по единственной кандидатуре.

Фамилии, дописанные в бюллетене, при подсчете голосов не учитываются.

О результатах тайного голосования Счетная комиссия составляет протоколы, которые подписываются всеми членами Счетной комиссии.

Председатель Счетной комиссии докладывает результаты тайного голосования Палате представителей.

Статья 100. Решения Палаты представителей по процедурным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов Палаты представителей, если иное не предусмотрено настоящим Регламентом, и оформляются протоколом заседания Палаты представителей. Если при голосовании по процедурным вопросам количество голосов, поданных «за», равно количеству голосов, поданных «против», то решение считается не принятым. В этом случае проводится повторное голосование.

К процедурным относятся вопросы о (об):

порядке и способе голосования по рассматриваемым вопросам;

проведении поименного голосования;

порядке обсуждения проекта закона, проекта постановления и других рассматриваемых Палатой представителей документов (постатейно, по главам, разделам, иным структурным элементам проекта или в целом);

переходе к рассмотрению проекта закона во втором чтении в соответствии со статьей 134 настоящего Регламента;

проведении повторного голосования;

последовательности рассмотрения альтернативных проектов законов;

установлении иного времени начала и окончания заседания Палаты представителей, перерывов иной продолжительности, чем это предусмотрено статьей 64 настоящего Регламента.

К процедурным относятся также иные вопросы, если это предусмотрено настоящим Регламентом.

Споры об отнесении вопросов к процедурным рассматриваются в постоянной комиссии, к ведению которой относятся вопросы контроля за соблюдением настоящего Регламента, и по ее заключению Палата представителей принимает решение.

Глава 12.  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ СИСТЕМЫ ГОЛОСОВАНИЯ

Статья 101. Электронная система голосования используется для:

регистрации депутатов Палаты представителей;

подсчета голосов и определения результатов голосования;

оперативной выдачи информации.

Статья 102. Контроль за использованием электронной системы голосования осуществляется Счетной комиссией.

Статья 103. Члены Счетной комиссии, осуществляя контроль за использованием электронной системы голосования, имеют право беспрепятственного доступа к информации, необходимой для осуществления контроля.

Статья 104. Счетная комиссия рассматривает и проверяет обоснованность заявлений депутатов Палаты представителей о неточностях в результатах регистрации и голосования с использованием электронной системы.

Статья 105. Результаты регистрации депутатов Палаты представителей, записи их для выступления, итоги голосования и другие данные представляются Председателю Палаты представителей или его заместителю.

Статья 106. Информация, полученная с помощью электронной системы голосования, хранится в Секретариате Палаты представителей.

Доступ к этой информации предоставляется по решению Председателя Палаты представителей или его заместителя.

Глава 13. ОФОРМЛЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ ЗАСЕДАНИЯ ПАЛАТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ И ИХ ОПУБЛИКОВАНИЕ

Статья 107. Секретариат сессии обеспечивает ведение протоколов заседаний Палаты представителей. Протоколы заседаний Палаты представителей, завизированные руководителем секретариата сессии, а в его отсутствие –– членом секретариата сессии, подписываются председательствующим.

Стенографический отчет заседаний Палаты представителей прилагается к протоколу.

В протоколе заседания Палаты представителей указываются:

дата и время проведения заседания Палаты представителей;

результаты регистрации депутатов Палаты представителей;

рассмотренные вопросы повестки дня сессии;

докладчики, содокладчики, а также выступающие по вопросам повестки дня сессии;

принятые акты;

результаты голосования.

К протоколу заседания Палаты представителей прилагаются:

результаты регистрации депутатов Палаты представителей;

данные с указанием времени рассмотрения каждого вопроса повестки дня сессии, итогов голосования по каждому вопросу повестки дня сессии.

К протоколу заседания Палаты представителей также могут прилагаться иные дополнительные материалы.

Протокол заседания Палаты представителей представляется на подпись председательствующему в течение трех рабочих дней после заседания Палаты представителей.

Статья 108. Секретариат Палаты представителей готовит стенографические отчеты открытых и закрытых заседаний Палаты представителей. Текст контрольного экземпляра стенографического отчета на бумажном носителе хранится в Секретариате Палаты представителей.

Текст стенографического отчета открытого заседания Палаты представителей размещается на интранет-сайте Палаты представителей.

Стенографическими отчетами закрытых заседаний Палаты представителей могут пользоваться депутаты Палаты представителей, иные лица, имеющие право присутствовать на закрытых заседаниях Палаты представителей, а также лица, специально приглашенные для участия в закрытом заседании.

Депутаты Палаты представителей и другие лица, выступившие на заседании Палаты представителей, вправе сверить текст с записью заседания в течение трех рабочих дней после подготовки стенографического отчета.

При возникновении споров относительно текста стенографического отчета окончательное решение принимается Председателем Палаты представителей или его заместителем после предварительного рассмотрения секретариатом сессии.

Глава 14.  ПОРЯДОК ОСВЕЩЕНИЯ РАБОТЫ ПАЛАТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ

Статья 109. Освещение работы Палаты представителей организуется Секретариатом Палаты представителей в соответствии с настоящим Регламентом и иными актами законодательства Республики Беларусь.

Статья 110. Секретариат Палаты представителей в установленном порядке обеспечивает журналистов средств массовой информации, аккредитованных при Палате представителей, необходимой информацией.

Статья 111. Контроль за порядком освещения средствами массовой информации работы Палаты представителей возлагается на постоянную комиссию, к ведению которой относятся вопросы взаимодействия со средствами массовой информации, а также на Секретариат Палаты представителей.