САЙТ РАБОТАЕТ В ТЕСТОВОМ РЕЖИМЕ

Раздел IV. Законодательный процесс

Глава 15.  ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ПРОЕКТОВ ЗАКОНОВ В ПАЛАТУ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ, ИХ РЕГИСТРАЦИЯ, ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССМОТРЕНИЕ И ПОДГОТОВКА К РАССМОТРЕНИЮ В ПЕРВОМ ЧТЕНИИ

Статья 112. Право законодательной инициативы реализуется субъектами права законодательной инициативы посредством внесения в Палату представителей проектов:

законов о внесении изменений и (или) дополнений в Конституцию Республики Беларусь;

законов о толковании Конституции Республики Беларусь и законов Республики Беларусь;

законов Республики Беларусь, в том числе об изменениях и (или) дополнениях, отмене, а также о признании утратившими силу законов Республики Беларусь, актов, принятых Верховным Советом Республики Беларусь и его органами.

Статья 113. В соответствии со статьей 97 Конституции Республики Беларусь Палата представителей рассматривает проекты законов, в том числе о внесении изменений и (или) дополнений в Конституцию Республики Беларусь, о толковании Конституции Республики Беларусь, об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь; военной доктрины; о ратификации и денонсации международных договоров; об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод и обязанностей граждан; о гражданстве, статусе иностранцев и лиц без гражданства; о правах национальных меньшинств; об утверждении республиканского бюджета и отчета о его исполнении; установлении республиканских налогов и сборов; о принципах осуществления отношений собственности; об основах социальной защиты; о принципах регулирования труда и занятости; о браке, семье, детстве, материнстве, отцовстве, воспитании, образовании, культуре и здравоохранении; об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов; об определении порядка решения вопросов административно-территориального устройства государства; о местном самоуправлении; о судоустройстве, судопроизводстве и статусе судей; об уголовной ответственности; об амнистии; об объявлении войны и заключении мира; о правовом режиме военного и чрезвычайного положения; об установлении государственных наград; о толковании законов.

Палата представителей может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией Республики Беларусь.

Статья 114. Рассмотрение проектов законов, внесенных в Палату представителей, осуществляется в двух чтениях, если иное не предусмотрено Законом Республики Беларусь «О Национальном собрании Республики Беларусь» и настоящим Регламентом.

Проект закона в первом чтении рассматривается Палатой представителей, как правило, в авторской редакции, если головной комиссией не принято иное решение.

Статья 115. Первоочередному рассмотрению Палатой представителей подлежат проекты законов:

о внесении изменений и (или) дополнений в Конституцию Республики Беларусь, о введении в действие законов о внесении изменений и (или) дополнений в Конституцию Республики Беларусь;

о толковании Конституции Республики Беларусь;

непосредственно направленные на реализацию положений Конституции Республики Беларусь;

о республиканском бюджете на очередной финансовый год;

подготовленные на основе нормативных правовых актов Союзного государства.

Статья 116. Проекты закона или постановления Палаты представителей, внесенные субъектом права законодательной инициативы в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь, настоящим Регламентом, подлежат обязательному рассмотрению Палатой представителей.

Статья 117. Право законодательной инициативы, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи, принадлежит Президенту Республики Беларусь, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству Республики Беларусь, а также гражданам Республики Беларусь, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек.

Иные заинтересованные государственные органы, другие организации и граждане Республики Беларусь вносят свои предложения о законодательном регулировании общественных отношений субъектам права законодательной инициативы, указанным в части первой настоящей статьи, в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь.

Право законодательной инициативы по внесению изменений и (или) дополнений в Конституцию Республики Беларусь, о толковании Конституции Республики Беларусь принадлежит Президенту Республики Беларусь или не менее 150 тысячам граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом.

Право законодательной инициативы может быть реализовано несколькими субъектами права законодательной инициативы совместно.

Субъект права законодательной инициативы вправе отозвать внесенный им проект закона до его принятия Палатой представителей во втором чтении. В этом случае проект закона направляется в Секретариат Палаты представителей на архивное хранение.

Проект закона, внесенный в Палату представителей субъектом права законодательной инициативы — депутатом Палаты представителей, в случае прекращения полномочий депутата Палаты представителей считается отозванным.

Субъект права законодательной инициативы вправе отозвать свою подпись до рассмотрения проекта закона или проекта постановления Палаты представителей во втором чтении в случае, если проект закона или проект постановления Палаты представителей были внесены несколькими субъектами права законодательной инициативы.

Статья 118. Проекты законов Палаты представителей направляются субъектами права законодательной инициативы на имя Председателя Палаты представителей. Проекты законов Палаты представителей подлежат обязательной регистрации и хранению в Секретариате Палаты представителей.

Субъект права законодательной инициативы информируется Секретариатом Палаты представителей о регистрационном номере внесенного проекта и о головной комиссии по подготовке заключения по проекту.

Регистрационный номер проекта сохраняется на всех этапах его рассмотрения в Палате представителей и ее органах.

Статья 119. Проект закона вносится субъектом права законодательной инициативы в Палату представителей на белорусском и (или) русском языках с приложением документов, перечень которых определен законами Республики Беларусь «О Национальном собрании Республики Беларусь» и «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 7, 2/136), и должен быть завизирован в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь.

Статья 120. Проекты законов, следствием принятия которых может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, могут вноситься в Палату представителей лишь с согласия Президента Республики Беларусь либо по его поручению — Правительства Республики Беларусь.

Проекты законов, по содержанию расходящиеся с временными декретами или указами Президента Республики Беларусь, до отмены или признания утратившими силу временных декретов или указов Президента Республики Беларусь либо их соответствующих норм могут вноситься в Палату представителей Президентом Республики Беларусь или с его согласия.

Если после внесения проекта закона в Палату представителей головной комиссией будет установлено, что проект закона может повлечь сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов и этот проект закона внесен не Президентом Республики Беларусь либо по его поручению Правительством Республики Беларусь, либо указывается, что внесенный проект закона по содержанию расходится с временными декретами или указами Президента Республики Беларусь и этот проект закона внесен не Президентом Республики Беларусь, то проект закона возвращается Председателем Палаты представителей, а в его отсутствие — заместителем Председателя Палаты представителей субъекту права законодательной инициативы, внесшему проект закона, для получения согласия Президента Республики Беларусь на его рассмотрение в Палате представителей. После получения такого согласия проект закона вносится в Палату представителей в порядке, установленном статьей 119 настоящего Регламента.

Если субъектом права законодательной инициативы по проекту закона, следствием принятия которого может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, либо по проекту закона, по содержанию расходящемуся с временными декретами или указами Президента Республики Беларусь, является депутат Палаты представителей, такой проект закона направляется Президенту Республики Беларусь Председателем Палаты представителей, а в его отсутствие — заместителем Председателя Палаты представителей для получения согласия Президента Республики Беларусь на рассмотрение проекта в Палате представителей.

Статья 121. Поступившие в Палату представителей проекты законов направляются в структурное подразделение Секретариата Палаты представителей, осуществляющее экспертно-правовую деятельность, для подготовки справки о выполнении субъектами права законодательной инициативы требований к порядку внесения проектов законов в Палату представителей, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь. При подготовке указанной справки юридическая экспертиза проекта закона не проводится.

Проект закона, внесенный в Палату представителей с нарушением требований к порядку внесения проектов законов в Палату представителей, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, может быть возвращен Председателем Палаты представителей, а в его отсутствие — заместителем Председателя Палаты представителей субъекту права законодательной инициативы, внесшему проект закона, с предложением выполнить требования к порядку внесения проектов законов в Палату представителей.

Статья 122. Проект закона, внесенный в Палату представителей с нарушением требований к порядку внесения проектов законов в Палату представителей, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, может быть рассмотрен по решению Президента Республики Беларусь или Председателя Палаты представителей, а в его отсутствие — заместителя Председателя Палаты представителей.

Статья 123. Председатель Палаты представителей, а в его отсутствие заместитель Председателя Палаты представителей назначают из числа постоянных комиссий головную комиссию для предварительного рассмотрения проекта закона и подготовки его к рассмотрению Палатой представителей в первом чтении.

По предложению Председателя Палаты представителей или его заместителя Совет Палаты представителей может принять решение о создании из числа депутатов Палаты представителей специальной (головной) комиссии для работы над проектом закона.

Статья 124. Порядок работы над проектом закона определяется головной комиссией в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь и настоящим Регламентом.

Головная комиссия назначает из числа членов головной комиссии депутата (депутатов) Палаты представителей, ответственного за подготовку проекта закона, который координирует деятельность по подготовке проекта закона к рассмотрению, а также докладывает на заседании головной комиссии о ходе работы над проектом закона.

Для работы над проектом закона головная комиссия может создать рабочую группу из числа членов постоянной комиссии, других депутатов Палаты представителей, работников Секретариата Палаты представителей, а также представителей государственных органов и иных государственных организаций, общественных объединений, научных организаций. В работе группы вправе принимать участие субъект права законодательной инициативы, внесший проект закона, или его уполномоченный представитель.

Если до рассмотрения проекта закона в первом чтении в Палату представителей иными субъектами права законодательной инициативы внесены альтернативные проекты законов, то эти проекты законов рассматриваются в первом чтении одновременно.

Статья 125. В случае внесения в Палату представителей субъектами права законодательной инициативы двух и более проектов законов о внесении изменений и (или) дополнений в законы, регулирующие сходные общественные отношения, головная комиссия вправе объединить их в один проект закона с согласия субъектов права законодательной инициативы:

в отношении проектов законов (отдельных положений проектов законов), находящихся на любой стадии рассмотрения, направленных на приведение в соответствие с законодательными актами Республики Беларусь;

в отношении других проектов законов (отдельных положений проектов законов), находящихся на одной стадии рассмотрения.

При принятии головной комиссией решения в соответствии с частью первой настоящей статьи и в случае, если отдельные положения проектов законов, регулирующих сходные общественные отношения, находятся в разных головных комиссиях, их объединение осуществляется по решению заместителя Председателя Палаты представителей.

Статья 126. Работа комиссий над проектом закона проводится открыто и гласно.

Головная комиссия по проекту закона направляет проект закона для представления замечаний и предложений в постоянные комиссии, для проведения обязательной юридической экспертизы — в структурное подразделение Секретариата Палаты представителей, осуществляющее экспертно-правовую деятельность, а также самостоятельно определяет других субъектов, привлекаемых к предварительному рассмотрению проекта. Сроки для представления замечаний и предложений, проведения обязательной юридической экспертизы по проекту закона устанавливаются головной комиссией. Как правило, сроки для представления замечаний и предложений, проведения юридической экспертизы по проекту закона должны быть не более десяти рабочих дней, а по проекту кодекса — не более двадцати рабочих дней, если иное не предусмотрено настоящим Регламентом. По согласованию с головной комиссией сроки для представления замечаний и предложений, проведения юридической экспертизы по проекту закона могут продлеваться.

В необходимых случаях по решению головной комиссии проект закона направляется на научную экспертизу, по нему могут запрашиваться заключения государственных органов, мнения иных организаций.

Замечания и предложения по проекту закона представляются в головную комиссию в письменной форме с обязательным обоснованием необходимости их внесения, а в случае, если следствием их внесения может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, — с обязательным финансово-экономическим обоснованием.

Замечания и предложения, поступившие в головную комиссию по проекту закона, рассматриваются на заседании головной комиссии, как правило, с участием уполномоченного представителя субъекта права законодательной инициативы, внесшего проект закона.

По результатам рассмотрения головной комиссией поступивших замечаний и предложений может быть принято решение о:

доработке проекта закона к первому чтению с учетом поступивших замечаний и предложений;

рассмотрении проекта закона в первом чтении в авторской редакции;

внесении предложения об отклонении проекта закона.

При принятии головной комиссией решения о доработке проекта закона к первому чтению с учетом поступивших замечаний и предложений изменения и (или) дополнения в проект закона вносятся головной комиссией лишь в случае получения на это согласия субъекта права законодательной инициативы, внесшего проект закона, или его уполномоченного представителя, за исключением изменений и (или) дополнений, которые носят технический характер.

Изменения и (или) дополнения носят технический характер, если они выразились в следующем:

исправлены грамматические ошибки;

переставлены местами отдельные нормы проекта, изменена их структура, если это не меняет смысла норм;

проведено иное редактирование текста проекта, направленное на приведение его в соответствие со сложившимися правилами нормотворческой техники

изменена или исключена нумерация статей, глав, разделов, других структурных элементов проекта;

изменены оформление, шрифты, иные внешние атрибуты.

Проект закона с внесенными в него в Палате представителей изменениями и (или) дополнениями должен быть направлен головной комиссией на заключение в Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь.

В случае, если следствием внесения изменений и (или) дополнений может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, такие изменения и (или) дополнения включаются в проект закона с согласия Президента Республики Беларусь либо по его поручению — Правительства Республики Беларусь, а в случае, если следствием внесения изменений и (или) дополнений станет расхождение проекта закона с временными декретами или указами Президента Республики Беларусь, такие изменения и (или) дополнения включаются в проект закона только с согласия Президента Республики Беларусь.

Проект закона с внесенными изменениями и (или) дополнениями, по которым достигнуто согласие субъекта права законодательной инициативы, внесшего проект закона, или его уполномоченного представителя, должен быть им завизирован либо должно быть получено его письменное согласие с внесенными в проект закона изменениями и (или) дополнениями.

Внесение изменений и (или) дополнений в проект закона без направления на заключение и получения согласия не допускается.

Проект закона, окончательно подготовленный к рассмотрению Палатой представителей в первом чтении, направляется Президенту Республики Беларусь.

Проект закона с внесенными в него в Палате представителей изменениями и (или) дополнениями перед направлением Президенту Республики Беларусь должен быть завизирован на оборотной стороне последнего листа работником и руководителем структурного подразделения Секретариата Палаты представителей, готовившего данный проект закона, работником структурного подразделения Секретариата Палаты представителей, осуществляющего редакционную деятельность, и на лицевой стороне последнего листа — председателем головной комиссии (в случае его отсутствия –– заместителем)*.

При несогласии с положениями проекта визирование осуществляется с приложением замечаний и (или) предложений. Визирование осуществляется в течение трех рабочих дней, если иное не предусмотрено настоящим Регламентом.

В случае подготовки проекта закона к рассмотрению Палатой представителей в авторской редакции Президенту Республики Беларусь направляется проект закона, завизированный руководителем государственного органа, который внес данный проект. На оборотной стороне последнего листа проект закона должен быть завизирован работником и руководителем структурного подразделения Секретариата Палаты представителей, готовившего данный проект закона.

Статья 127. По завершении работы над проектом закона головная комиссия вносит предложение о рассмотрении вопроса о включении проекта закона в повестку дня сессии.

Проект закона, подготовленный для рассмотрения Палатой представителей в первом чтении в авторской редакции, должен быть завизирован субъектом права законодательной инициативы, внесшим проект закона, или его уполномоченным представителем, на оборотной стороне последнего листа — работником и руководителем структурного подразделения Секретариата Палаты представителей, готовившего данный проект закона, работниками структурных подразделений Секретариата Палаты представителей, осуществляющих редакционную и экспертно-правовую деятельность, и на лицевой стороне последнего листа — председателем головной комиссии (в случае его отсутствия –– заместителем), руководителями структурных подразделений Секретариата Палаты представителей, осуществляющих редакционную и экспертно-правовую деятельность (в случае их отсутствия — их заместителями)*.

Проект закона с внесенными изменениями и (или) дополнениями должен быть завизирован на оборотной стороне последнего листа работником и руководителем структурного подразделения Секретариата Палаты представителей, готовившего данный проект закона, работниками структурных подразделений Секретариата Палаты представителей, осуществляющих редакционную и экспертно-правовую деятельность, и на лицевой стороне последнего листа — председателем головной комиссии (в случае его отсутствия –– заместителем), руководителями структурных подразделений Секретариата Палаты представителей, осуществляющих редакционную и экспертно-правовую деятельность (в случае их отсутствия — их заместителями)*.

При несогласии с положениями проекта визирование осуществляется с приложением замечаний и (или) предложений. Визирование осуществляется в течение трех рабочих дней, если иное не предусмотрено настоящим Регламентом.

При визировании проекта закона одновременно на визирование представляется проект соответствующего постановления.

Визирование проекта постановления Палаты представителей осуществляется в порядке, установленном частью третьей настоящей статьи. Дополнительно проект постановления Палаты представителей визируется заместителем Председателя Палаты представителей.

При соблюдении требований к порядку внесения проектов законов в Палату представителей, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, заключение головной комиссии о нецелесообразности принятия проекта закона не отменяет необходимости обязательного рассмотрения Палатой представителей проекта в авторской редакции, если проект не отозван субъектом права законодательной инициативы.

Статья 128. По проекту закона о внесении изменений и (или) дополнений в закон головная комиссия, как правило, представляет депутатам Палаты представителей таблицу с указанием редакции статьи или иного структурного элемента этого закона и редакции статьи или иного структурного элемента закона с учетом предлагаемых проектом закона изменений и (или) дополнений.

Статья 129. Тиражирование проекта закона, материалов к нему, иных документов и направление их депутатам Палаты представителей, другим субъектам права законодательной инициативы осуществляются Секретариатом Палаты представителей по письменному поручению Председателя Палаты представителей или его заместителя.

Глава 16.  РАССМОТРЕНИЕ ПРОЕКТОВ ЗАКОНОВ В ПЕРВОМ ЧТЕНИИ

Статья 130. Текст проекта закона, подготовленного к рассмотрению в первом чтении, материалы к нему, иные документы направляются Секретариатом Палаты представителей депутатам Палаты представителей, субъекту права законодательной инициативы, внесшему проект закона, а также заинтересованным органам, как правило, не позднее чем за три дня до его рассмотрения в первом чтении, если иное не предусмотрено настоящим Регламентом.

Статья 131. При рассмотрении проекта закона в первом чтении Палата представителей заслушивает доклад субъекта права законодательной инициативы, внесшего проект закона, или его уполномоченного представителя и содоклад головной комиссии.

При рассмотрении проекта закона в первом чтении обсуждаются концепция и целесообразность его принятия.

Статья 132. По результатам обсуждения Палата представителей принимает проект закона в первом чтении или отклоняет его.

Голосование о принятии проекта закона в первом чтении осуществляется по проекту закона в целом.

Проект закона считается принятым в первом чтении или отклоненным, если за решение проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей. Решение оформляется постановлением Палаты представителей.

В случае принятия в первом чтении одного из альтернативных проектов закона другие проекты закона считаются отклоненными.

Если по результатам голосования проект закона не принят, Палата представителей может принять решение об отклонении проекта закона, если такое предложение вносилось.

В случае принятия решения об отклонении проекта закона его рассмотрение возможно лишь после повторного внесения в Палату представителей в порядке реализации права законодательной инициативы. При этом он рассматривается как новый проект закона.

Субъект права законодательной инициативы, внесший проект закона, официально информируется Секретариатом Палаты представителей о результатах рассмотрения проекта закона в первом чтении.

Если при рассмотрении проекта закона в первом чтении ни одно из решений не принято либо если решение о принятии проекта закона в первом чтении не принято, а предложение об отклонении проекта закона не вносилось, проект закона направляется на доработку в головную комиссию. Палата представителей может расширить число постоянных комиссий для доработки проекта закона.

После доработки проект закона вновь рассматривается Палатой представителей в первом чтении в порядке, установленном Законом Республики Беларусь «О Национальном собрании Республики Беларусь» и настоящим Регламентом.

Статья 133. Постановление Палаты представителей должно быть завизировано председателем головной комиссии (в случае его отсутствия –– заместителем),

руководителем секретариата сессии, руководителями структурных подразделений Секретариата Палаты представителей, осуществляющих редакционную и экспертно-правовую деятельность (в случае их отсутствия — их заместителями)*.

Статья 134. Если проект закона не нуждается в доработке и в ходе первого чтения по нему не поступили замечания и (или) предложения либо внесенные изменения и (или) дополнения носят технический характер, то такой проект закона по решению Палаты представителей может быть рассмотрен во втором чтении без доработки в головной комиссии.

Глава 17.  ПОДГОТОВКА К РАССМОТРЕНИЮ И РАССМОТРЕНИЕ ПРОЕКТОВ ЗАКОНОВ ВО ВТОРОМ ЧТЕНИИ

Статья 135. После принятия проекта закона в первом чтении Палата представителей передает его на доработку в ту же или другую головную комиссию, либо расширяет число постоянных комиссий для доработки проекта закона, либо поручает его доработку специальной (головной) комиссии, устанавливает сроки представления проекта закона для рассмотрения Палатой представителей во втором чтении. По решению Палаты представителей проект закона может направляться для внесения замечаний и предложений Президенту Республики Беларусь, в Совет Республики, Совет Министров Республики Беларусь и другие государственные органы.

Статья 136. Проект закона, принятый Палатой представителей в первом чтении, дорабатывается головной комиссией с учетом поступивших к первому чтению замечаний и предложений и направляется в постоянные комиссии в целях подготовки поправок к нему. Для проведения этой работы в постоянных комиссиях головная комиссия устанавливает срок, который, как правило, должен быть не более десяти рабочих дней, а по проектам кодексов — не более двадцати рабочих дней, если иное не предусмотрено настоящим Регламентом.

Замечания и (или) предложения, оформленные как письменные поправки к проекту закона, направляются в головную комиссию с обязательным обоснованием необходимости их внесения, а в случае, если следствием внесения поправок может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, — с обязательным финансово-экономическим обоснованием. Замечания и (или) предложения должны быть четко сформулированы и содержать предлагаемую редакцию отдельных положений проекта закона в соответствии с установленными правилами нормотворческой техники.

Одновременно с направлением в постоянные комиссии проект закона представляется головной комиссией для проведения обязательной юридической экспертизы в структурное подразделение Секретариата Палаты представителей, осуществляющее экспертно-правовую деятельность, и для проведения лингвистической экспертизы в структурное подразделение Секретариата Палаты представителей, осуществляющее редакционную деятельность. Срок для проведения юридической и лингвистической экспертиз предоставляется, как правило, не более десяти рабочих дней, а по проектам кодексов — не более двадцати рабочих дней, если иное не предусмотрено настоящим Регламентом.

Экспертные заключения рассматриваются головной комиссией. Содержащиеся в них замечания и (или) предложения могут включаться в проект закона головной комиссией в порядке, установленном статьей 137 настоящего Регламента. В случае отклонения головной комиссией замечаний и (или) предложений экспертные заключения прилагаются к проекту закона для сведения депутатов Палаты представителей.

В случае, если постоянной комиссией или субъектом права законодательной инициативы представлены возражения по концепции проекта закона, принятого в первом чтении, эти возражения рассматриваются вместе с поступившими поправками.

Статья 137. Головная комиссия рассматривает внесенные поправки и готовит проект закона к рассмотрению во втором чтении.

Депутаты Палаты представителей и другие субъекты права законодательной инициативы вправе уточнять текст своих поправок в ходе обсуждения проекта закона в головной комиссии.

Поправки субъектов права законодательной инициативы к проекту закона, получившие одобрение головной комиссии, включаются в текст проекта закона. Поправки к проекту закона, не получившие одобрения головной комиссии, прилагаются к проекту закона в форме таблицы для рассмотрения Палатой представителей. По поправкам, включенным в таблицу, головная комиссия готовит заключение.

Проект закона с внесенными в него в Палате представителей изменениями и (или) дополнениями направляется головной комиссией на заключение в Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь и согласование с субъектом права законодательной инициативы, внесшим проект закона, если этим субъектом не установлено иное.

В случае, если следствием внесения поправок может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, такие поправки включаются в проект закона лишь с согласия Президента Республики Беларусь либо по его поручению — Правительства Республики Беларусь, а в случае, если следствием внесения поправок станет расхождение проекта закона с временными декретами или указами Президента Республики Беларусь, такие поправки включаются в проект закона только с согласия Президента Республики Беларусь.

Внесение изменений и (или) дополнений в проект закона, за исключением изменений и (или) дополнений, которые носят технический характер, без направления на заключение и проведения согласования не допускается.

Проект закона считается прошедшим согласование в случае:

получения письменного ответа субъекта права законодательной инициативы, внесшего проект закона, или его уполномоченного представителя независимо от его согласия с внесенными изменениями и (или) дополнениями;

истечения четырнадцатидневного срока со дня получения субъектом права законодательной инициативы проекта закона с изменениями и (или) дополнениями, внесенными в Палате представителей, если иной срок не обусловлен проведением криминологической экспертизы по этому проекту закона или объявлением рассмотрения проекта закона срочным. При необходимости получения дополнительной информации, а также по особо сложным проектам законов Палатой представителей либо по согласованию с ней может быть установлен более длительный срок проведения согласования.

Проект закона, окончательно подготовленный к рассмотрению Палатой представителей во втором чтении, направляется Президенту Республики Беларусь.

Проект закона с внесенными в него в Палате представителей изменениями и (или) дополнениями перед направлением Президенту Республики Беларусь должен быть завизирован на оборотной стороне последнего листа работником и руководителем структурного подразделения Секретариата Палаты представителей, готовившего данный проект закона, работниками структурных подразделений Секретариата Палаты представителей, осуществляющих редакционную и экспертно-правовую деятельность, и на лицевой стороне последнего листа –– председателем головной комиссии (в случае его отсутствия –– заместителем), руководителями структурных подразделений Секретариата Палаты представителей, осуществляющих редакционную и экспертно-правовую деятельность (в случае их отсутствия — их заместителями)*.

При несогласии с положениями проекта закона визирование осуществляется с приложением замечаний и (или) предложений. Визирование осуществляется в течение трех рабочих дней, если иное не предусмотрено настоящим Регламентом.

Статья 138. Проект закона, подготовленный для рассмотрения во втором чтении, должен быть завизирован на оборотной стороне последнего листа работником и руководителем структурного подразделения Секретариата Палаты представителей, готовившего данный проект закона, работниками структурных подразделений Секретариата Палаты представителей, осуществляющих редакционную и экспертно-правовую деятельность, и на лицевой стороне последнего листа — председателем головной комиссии (в случае его отсутствия –– заместителем), руководителями структурных подразделений Секретариата Палаты представителей, осуществляющих редакционную и экспертно-правовую деятельность (в случае их отсутствия — их заместителями)*.

При несогласии с положениями проекта закона визирование осуществляется с приложением замечаний и (или) предложений. Визирование осуществляется в течение трех рабочих дней, если иное не предусмотрено настоящим Регламентом.

При визировании проекта закона одновременно на визирование представляется проект соответствующего постановления Палаты представителей.

Визирование проекта постановления Палаты представителей осуществляется в порядке, установленном частью первой настоящей статьи. Дополнительно проект постановления Палаты представителей визируется заместителем Председателя Палаты представителей.

Статья 139. Подготовленный для рассмотрения во втором чтении проект закона, материалы к нему, иные документы должны быть направлены депутатам Палаты представителей и субъекту права законодательной инициативы, внесшему проект закона, как правило, не позднее чем за пять дней до рассмотрения проекта закона во втором чтении, если иное не предусмотрено настоящим Регламентом.

Статья 140. Если при доработке проекта закона к рассмотрению во втором чтении или в ходе рассмотрения его во втором чтении изменяется концепция проекта закона, Палата представителей принимает решение об отмене ранее принятого по этому проекту закона постановления и о повторном его рассмотрении в первом чтении. Такое решение оформляется постановлением Палаты представителей.

Повторное рассмотрение проекта закона в первом чтении осуществляется в соответствии с настоящим Регламентом.

Статья 141. При рассмотрении проекта закона во втором чтении Палата представителей заслушивает доклад головной комиссии.

По решению Палаты представителей проект закона может обсуждаться постатейно, по главам, разделам, иным структурным элементам проекта или в целом.

Во время обсуждения возможно принятие решения о возвращении отдельных структурных элементов или проекта закона в целом на доработку.

Статья 142. Голосование по проекту закона может проводиться по статьям, главам, разделам или иным структурным элементам проекта закона. Если по нескольким следующим подряд статьям, главам, разделам замечаний и предложений не имеется, то голосование проводится в целом по этим статьям, главам, разделам.

Поправки, не принятые головной комиссией, голосуются при обсуждении соответствующей статьи, главы, раздела, иного структурного элемента проекта. На голосование ставятся только письменные поправки депутатов Палаты представителей и других субъектов права законодательной инициативы, которые представлены, рассмотрены и отклонены головной комиссией в порядке, установленном статьями 136 и 137 настоящего Регламента. Для обоснования поправки слово предоставляется депутату Палаты представителей либо другим субъектам права законодательной инициативы, внесшим поправку, или их уполномоченным представителям. Отсутствие указанных лиц на заседании в случае, если они были проинформированы о дате и времени его проведения, не является препятствием для проведения голосования по внесенным ими поправкам.

Каждая поправка обсуждается, и голосование по ней проводится отдельно. Вначале ставится на голосование поправка, затем, если решение не принято, — статья в редакции, предложенной головной комиссией. Если внесено несколько поправок по одной статье проекта, то вначале обсуждается и выносится на голосование та из них, принятие или отклонение которой позволит решить вопрос о других поправках.

Субъект права законодательной инициативы, внесший поправку к проекту закона, может в любой момент до голосования по этой поправке отозвать ее.

Поправки, следствием внесения которых может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, а также поправки, по содержанию расходящиеся с временными декретами или указами Президента Республики Беларусь, до отмены или признания утратившими силу временных декретов или указов Президента Республики Беларусь либо их соответствующих норм, по которым не получено согласие Президента Республики Беларусь, на голосование не ставятся.

Если по проекту закона не имеется замечаний и (или) предложений, Палата представителей может принять решение о голосовании по проекту закона в целом (включая название и преамбулу).

Статья 143. После проведения голосования по всем статьям, главам, разделам или иным структурным элементам проекта, а также по всем поправкам головная комиссия направляет проект закона с принятыми поправками, включенными в текст, Президенту Республики Беларусь для информации. Не ранее чем через десять дней после направления проекта закона Президенту Республики Беларусь либо по согласованию с Президентом Республики Беларусь в более ранние сроки Палатой представителей проводится голосование по проекту закона в целом.

Поправки, поступившие от Президента Республики Беларусь до голосования по проекту закона в целом, рассматриваются Палатой представителей в порядке, установленном настоящим Регламентом. В случае принятия поправок Президента Республики Беларусь головная комиссия дает заключение об отсутствии в проекте внутренних противоречий. После заслушивания заключения головной комиссии голосование в целом по проекту проводится без обсуждения.

Порядок, предусмотренный частью первой настоящей статьи, не применяется к проектам законов, изменения и (или) дополнения в которые направлялись Президенту Республики Беларусь в соответствии с требованиями настоящего Регламента. В этом случае проект закона ставится на голосование в целом.

Статья 144. По требованию Президента Республики Беларусь либо с его согласия — Правительства Республики Беларусь Палата представителей на своем заседании принимает решение, голосуя в целом за внесенный Президентом Республики Беларусь или Правительством Республики Беларусь проект закона либо его часть, сохранив лишь те поправки, которые предложены или приняты Президентом Республики Беларусь или Правительством Республики Беларусь.

Статья 145. По итогам рассмотрения проекта закона во втором чтении Палата представителей принимает одно из следующих решений:

о принятии проекта закона;

об отклонении проекта закона;

об отмене постановления о принятии проекта закона в первом чтении и о повторном рассмотрении его в первом чтении.

Решение по проекту закона, рассматриваемому во втором чтении, считается принятым Палатой представителей при условии, что за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь и иными законодательными актами Республики Беларусь. Решение оформляется постановлением Палаты представителей.

Статья 146. Постановление Палаты представителей должно быть завизировано председателем головной комиссии (в случае его отсутствия –– заместителем), руководителем секретариата сессии, руководителями структурных подразделений Секретариата Палаты представителей, осуществляющих редакционную и экспертно-правовую деятельность (в случае их отсутствия — их заместителями)*.

Статья 147. Если по результатам голосования проект закона не принят, Палата представителей может принять решение об отклонении проекта закона, если такое предложение вносилось. В случае принятия такого решения рассмотрение данного проекта закона возможно лишь после его повторного внесения в Палату представителей в порядке реализации права законодательной инициативы. При этом он рассматривается как новый проект закона.

Если при рассмотрении проекта закона во втором чтении ни одно из решений не принято либо если решение о принятии проекта закона не принято, а предложение об отклонении проекта закона не вносилось, проект закона направляется на доработку в головную комиссию. Палата представителей может расширить число постоянных комиссий для доработки проекта закона либо поручить доработать его специальной (головной) комиссии. Доработка проекта закона осуществляется в порядке, установленном статьями 136 и 137 настоящего Регламента.

После доработки проект закона вновь рассматривается Палатой представителей во втором чтении.

Статья 148. Субъект права законодательной инициативы, внесший проект закона, официально информируется Секретариатом Палаты представителей о результатах рассмотрения проекта закона во втором чтении.

Статья 149. Текст принятого проекта закона готовится в двух экземплярах.

Первый экземпляр принятого проекта закона, передаваемый на рассмотрение в Совет Республики, должен быть завизирован на оборотной стороне каждого листа работником структурного подразделения Секретариата Палаты представителей, готовившего данный проект закона, работниками структурных подразделений Секретариата Палаты представителей, осуществляющих редакционную и экспертно-правовую деятельность, и на лицевой стороне последнего листа — председателем головной комиссии (в случае его отсутствия – заместителем), руководителем секретариата сессии, руководителями структурных подразделений Секретариата Палаты представителей, осуществляющих редакционную и экспертно-правовую деятельность (в случае их отсутствия – их заместителями), а также Председателем Палаты представителей или его заместителем*.

Второй экземпляр принятого проекта закона, оставляемый на хранение в Секретариате Палаты представителей, должен быть завизирован на оборотной стороне последнего листа работником и руководителем структурного подразделения Секретариата Палаты представителей, готовившего данный проект закона, работниками структурных подразделений Секретариата Палаты представителей, осуществляющих редакционную и экспертно-правовую деятельность, и на лицевой стороне последнего листа — председателем головной комиссии (в случае его отсутствия –– заместителем), руководителем секретариата сессии, руководителями структурных подразделений Секретариата Палаты представителей, осуществляющих редакционную и экспертно-правовую деятельность (в случае их отсутствия –– их заместителями), а также Председателем Палаты представителей или его заместителем*.

Первый экземпляр принятого проекта закона, завизированный в соответствии с частью второй настоящей статьи, вместе с копией постановления о его принятии в течение пяти дней передается на рассмотрение в Совет Республики.

Второй экземпляр принятого проекта закона, завизированный в соответствии с частью третьей настоящей статьи, и оригинал постановления о принятии проекта закона хранятся в Секретариате Палаты представителей.

К принятым Палатой представителей проектам законов, передаваемым на рассмотрение в Совет Республики, прилагаются документы, указанные в статье 50 Закона Республики Беларусь «О Национальном собрании Республики Беларусь», а также:

копия сопроводительного письма о направлении Президенту Республики Беларусь проекта закона, окончательно подготовленного для рассмотрения Палатой представителей во втором чтении;

документ, подтверждающий согласие Президента Республики Беларусь или его соответствующее поручение Правительству Республики Беларусь на внесение изменений и (или) дополнений в проект закона, если следствием внесения поправок может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов;

информация о результатах согласования изменений и (или) дополнений с субъектом права законодательной инициативы, внесшим проект закона;

заключение Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь;

первоначальный текст проекта закона, внесенный в Палату представителей субъектом права законодательной инициативы;

заключение головной комиссии Палаты представителей по проекту закона;

итоговое заключение структурного подразделения Секретариата Палаты представителей, осуществлявшего экспертно-правовую деятельность по проекту закона, а также иные экспертные заключения, если они давались;

таблица поправок, которая прилагалась к проекту закона для его рассмотрения Палатой представителей во втором чтении;

иные документы, которые в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь должны быть приложены к проекту закона.

Глава 18.  РАССМОТРЕНИЕ ПРОЕКТОВ ЗАКОНОВ В СРОЧНОМ ПОРЯДКЕ

Статья 150. Президент Республики Беларусь либо по его поручению Правительство Республики Беларусь имеют право вносить в Палату представителей предложения об объявлении рассмотрения проекта закона срочным. В этом случае проект закона подлежит рассмотрению Палатой представителей в течение десяти дней со дня внесения проекта закона на ее рассмотрение.

Если проект закона, подлежащий срочному рассмотрению, внесен в Палату представителей в период между сессиями, десятидневный срок для его рассмотрения исчисляется со дня открытия очередной (внеочередной) сессии Палаты представителей.

При получении проекта закона для рассмотрения в срочном порядке Председатель Палаты представителей, а в его отсутствие заместитель Председателя Палаты представителей назначают головную комиссию, определяют конкретные сокращенные сроки для подготовки и рассмотрения проекта.

Статья 151. Проект закона для рассмотрения в срочном порядке должен быть доведен до сведения депутатов Палаты представителей не позднее чем за два дня, а предложения и замечания депутатов Палаты представителей направляются в головную комиссию не позднее чем за сутки до рассмотрения Палатой представителей.

Проекты законов, подлежащие срочному рассмотрению, дорабатываются, вносятся и обсуждаются на сессии Палаты представителей в порядке, установленном настоящим Регламентом для всех проектов законов.

Глава 19.  ПОВТОРНОЕ РАССМОТРЕНИЕ ПРОЕКТА ЗАКОНА, ОТКЛОНЕННОГО СОВЕТОМ РЕСПУБЛИКИ

Статья 152. При получении постановления Совета Республики об отклонении проекта закона, принятого Палатой представителей, в котором указаны причины отклонения, Палата представителей рассматривает отклоненный проект закона, замечания и предложения Совета Республики и может предложить Совету Республики создать на паритетной основе согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий и выработки согласованного текста проекта закона. В таких случаях принимается постановление Палаты представителей, в котором указываются члены согласительной комиссии от Палаты представителей и ее сопредседатель от Палаты представителей. В состав согласительной комиссии должны быть включены представители головной комиссии, осуществлявшей подготовку отклоненного Советом Республики проекта закона.

Постановление Палаты представителей о предложении создать согласительную комиссию направляется в Совет Республики для рассмотрения. При принятии Советом Республики предложения о создании согласительной комиссии согласительная комиссия приступает к работе.

При наличии предложения Совета Республики о создании согласительной комиссии Палата представителей рассматривает вопрос о создании согласительной комиссии в порядке, установленном частью первой настоящей статьи.

Депутаты Палаты представителей, не входящие в состав согласительной комиссии, вправе участвовать в заседаниях согласительной комиссии с правом совещательного голоса.

Согласительная комиссия вправе привлекать к своей работе работников секретариатов палат Национального собрания, приглашать представителей государственных органов и иных организаций, ученых, специалистов и экспертов.

Статья 153. Согласительная комиссия рассматривает каждое возражение Совета Республики в отдельности и вырабатывает согласованный текст проекта закона.

Согласительная комиссия вправе принять решение об изменении редакции отдельных структурных элементов проекта закона, в отношении которых не имелось возражений Совета Республики, если такое изменение обусловлено новой редакцией структурных элементов проекта закона, выработанной согласительной комиссией.

Решение согласительной комиссии принимается открытым раздельным голосованием ее членов от Палаты представителей и Совета Республики и считается принятым, если за него проголосовало большинство ее членов соответственно от Палаты представителей и Совета Республики. На заседании согласительной комиссии ведется протокол, который подписывается сопредседателями согласительной комиссии.

Текст проекта закона, выработанный согласительной комиссией, направляется на заключение в Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь и на согласование с субъектом права законодательной инициативы, внесшим проект закона, если этим субъектом не установлено иное.

Замечания и предложения, высказанные в результате проведения юридической экспертизы и согласования, должны быть рассмотрены согласительной комиссией.

Текст проекта закона, выработанный согласительной комиссией, направляется Президенту Республики Беларусь.

Статья 154. Текст проекта закона, выработанный согласительной комиссией и завизированный сопредседателями согласительной комиссии, представляется на одобрение Палаты представителей. К тексту проекта закона прилагается протокол заседания согласительной комиссии. При повторном рассмотрении проекта закона Палатой представителей на голосование ставится проект закона в целом в редакции, выработанной согласительной комиссией.

Если проект закона, выработанный согласительной комиссией, не принят Палатой представителей, принимается одно из следующих решений:

о предложении согласительной комиссии продолжить работу с учетом замечаний, высказанных при обсуждении проекта закона Палатой представителей;

об отклонении проекта закона.

Предложение согласительной комиссии о продолжении работы с учетом замечаний, высказанных при обсуждении проекта закона Палатой представителей, оформляется протоколом заседания согласительной комиссии.

Решение об отклонении проекта закона, выработанного согласительной комиссией, оформляется постановлением Палаты представителей.

Если ни одно из указанных в части второй настоящей статьи решений Палатой представителей не принято, проект закона направляется в соответствующую постоянную комиссию на доработку в порядке, установленном статьями 136 и 137 настоящего Регламента, после чего вновь рассматривается Палатой представителей со стадии второго чтения.

Принятый Палатой представителей проект закона в течение пяти дней направляется в Совет Республики.

В случае повторного отклонения проекта закона Советом Республики и при наличии предложения Совета Республики согласительной комиссии продолжить работу с учетом замечаний, высказанных при обсуждении проекта закона, новая согласительная комиссия не создается, а доработка проекта закона осуществляется согласительной комиссией в прежнем составе.

Статья 155. Если согласительной комиссией не принят согласованный текст проекта закона, Президент Республики Беларусь либо по его поручению Правительство Республики Беларусь могут потребовать, чтобы Палата представителей приняла окончательное решение. В этом случае на голосование ставится проект закона в прежней редакции. Закон считается принятым Палатой представителей при условии, что за него проголосовало не менее двух третей от полного состава Палаты представителей. В этом случае принятый закон в десятидневный срок направляется Президенту Республики Беларусь на подпись.

Если проект закона не набрал необходимого числа голосов, он по решению Палаты представителей отклоняется либо направляется на доработку в головную комиссию.

Доработка такого проекта закона осуществляется головной комиссией по процедуре, предусмотренной настоящим Регламентом для подготовки проектов законов к рассмотрению во втором чтении.

Доработанный проект закона рассматривается Палатой представителей во втором чтении.

Если согласительной комиссией не принят согласованный текст проекта закона и Президент Республики Беларусь или по его поручению Правительство Республики Беларусь не потребовали от Палаты представителей принятия окончательного решения, Палата представителей после заслушивания сообщения согласительной комиссии принимает решение о направлении проекта закона на доработку в головную комиссию.

Доработка такого проекта закона осуществляется головной комиссией по процедуре, предусмотренной настоящим Регламентом для подготовки проектов законов к рассмотрению во втором чтении.

Доработанный проект закона рассматривается Палатой представителей во втором чтении.

Статья 156. Если согласительная комиссия не создавалась, подготовка проекта закона к рассмотрению Палатой представителей осуществляется головной комиссией.

Доработка такого проекта закона осуществляется головной комиссией по процедуре, предусмотренной настоящим Регламентом для подготовки проектов законов к рассмотрению во втором чтении.

Доработанный проект закона рассматривается Палатой представителей во втором чтении.

Статья 157. Закон, принятый Палатой представителей в порядке, установленном частью пятой статьи 100 Конституции Республики Беларусь, представляется в десятидневный срок Президенту Республики Беларусь на подпись с визированием, предусмотренным статьей 149 настоящего Регламента.

Если Президент Республики Беларусь не возвращает какой-либо закон на протяжении двух недель после того, как он был ему представлен, закон считается подписанным.

Закон не считается подписанным и не вступает в силу, если он не мог быть возвращен в Национальное собрание в связи с окончанием сессии.

Глава 20.  РАССМОТРЕНИЕ ЗАКОНА ИЛИ ОТДЕЛЬНЫХ ЕГО ПОЛОЖЕНИЙ, ВОЗВРАЩЕННЫХ ПРЕЗИДЕНТОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ СО СВОИМИ ВОЗРАЖЕНИЯМИ

Статья 158. При несогласии с текстом закона Президент Республики Беларусь возвращает его со своими возражениями в Палату представителей.

Палата представителей должна рассмотреть закон с возражениями Президента Республики Беларусь в срок не позднее тридцати дней в период проведения сессии Палаты представителей. Если Президент Республики Беларусь возвращает текст закона со своими возражениями в Палату представителей в период между сессиями, тридцатидневный срок для рассмотрения закона с возражениями Президента Республики Беларусь исчисляется со дня открытия очередной (внеочередной) сессии Палаты представителей.

Статья 159. Текст закона с возражениями Президента Республики Беларусь направляется Председателем Палаты представителей в постоянную комиссию, являющуюся головной по проекту закона, для подготовки заключения. Срок подготовки заключения устанавливается Председателем Палаты представителей.

Статья 160. Порядок подготовки заключения по возражениям Президента Республики Беларусь определяется головной комиссией самостоятельно.

Заключение головной комиссии должно содержать одно из следующих предложений:

согласиться с возражениями Президента Республики Беларусь;

преодолеть возражения Президента Республики Беларусь по закону и принять его повторно в ранее принятой редакции.

Вместе с заключением головная комиссия готовит и представляет на рассмотрение Палаты представителей проект соответствующего постановления Палаты представителей.

Статья 161. Вопрос о рассмотрении Палатой представителей закона, возвращенного Президентом Республики Беларусь с возражениями, вносится на рассмотрение Палаты представителей головной комиссией по проекту закона. Возвращенный Президентом Республики Беларусь закон может быть рассмотрен Палатой представителей в первоочередном порядке.

Статья 162. Рассмотрение Палатой представителей закона, возвращенного Президентом Республики Беларусь с возражениями, начинается с заслушивания доклада головной комиссии, в котором излагаются возражения Президента Республики Беларусь и заключение головной комиссии. Затем проводится обсуждение предлагаемого головной комиссией проекта постановления Палаты представителей.

На голосование ставится проект постановления Палаты представителей, внесенный головной комиссией. Если от субъектов права законодательной инициативы поступило иное предложение, чем то, которое содержится в проекте постановления Палаты представителей, представленного головной комиссией, то первым на голосование ставится предложение головной комиссии, а если оно не принято — другое предложение.

Статья 163. По результатам рассмотрения закона с возражениями Президента Республики Беларусь Палата представителей принимает одно из следующих решений:

о согласии с возражениями Президента Республики Беларусь;

о преодолении возражений Президента Республики Беларусь по закону и принятии его повторно в ранее принятой редакции.

В случае согласия с возражениями Президента Республики Беларусь Палата представителей может принять решение об отклонении проекта закона, если такое предложение вносилось, или поручить соответствующей постоянной комиссии Палаты представителей либо предложить субъекту права законодательной инициативы, внесшему проект закона, доработать проект закона с учетом возражений Президента Республики Беларусь.

Решение о согласии с возражениями Президента Республики Беларусь считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей, и оформляется постановлением Палаты представителей.

При доработке проекта закона в него вносятся лишь те изменения и (или) дополнения, которые согласуются с возражениями Президента Республики Беларусь.

Доработанный проект закона согласовывается с Президентом Республики Беларусь и рассматривается Палатой представителей в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь и настоящим Регламентом по процедуре второго чтения с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Принятые головной комиссией поправки, на которые получено согласие Президента Республики Беларусь или его уполномоченного представителя, включаются в текст проекта закона. Поправки, на которые получено согласие Президента Республики Беларусь или его уполномоченного представителя, но которые отклонены головной комиссией, включаются в таблицу поправок и ставятся на голосование Палаты представителей. Поправки к проекту закона, которые, по мнению Президента Республики Беларусь или его уполномоченного представителя, не согласуются с возражениями Президента Республики Беларусь, Палатой представителей не обсуждаются и на голосование не ставятся.

Статья 164. В случае принятия Палатой представителей решения о преодолении возражений Президента Республики Беларусь по закону и принятии его повторно в ранее принятой редакции внесение изменений и (или) дополнений в закон не допускается и голосование проводится по закону в целом. Решение о преодолении возражений Президента Республики Беларусь по закону и принятии его повторно в ранее принятой редакции принимается большинством не менее двух третей голосов от полного состава Палаты представителей и оформляется постановлением Палаты представителей, принимаемым большинством голосов от ее полного состава.

Повторно принятый Палатой представителей закон вместе с возражениями Президента Республики Беларусь в пятидневный срок направляется в Совет Республики.

Статья 165. В случае, если возражения Президента Республики Беларусь не были преодолены и Палатой представителей не было принято решение о согласии с возражениями Президента Республики Беларусь либо если одно из этих решений не было принято, а предложения о другом не вносились, закон по решению Палаты представителей направляется в соответствующую постоянную комиссию для подготовки к повторному рассмотрению. Последующее рассмотрение закона Палатой представителей осуществляется в порядке, установленном статьями 160 — 164 настоящего Регламента.

Статья 166. Возражения Президента Республики Беларусь на отдельные положения закона, возвращенные для повторного голосования, рассматриваются Палатой представителей в порядке, установленном статьями 160 — 164 настоящего Регламента, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Палатой представителей может быть принято решение о согласии с возражениями Президента Республики Беларусь на отдельные положения закона, возвращенные для повторного голосования. Если Палатой представителей принято такое решение, отдельные положения закона, возвращенные Президентом Республики Беларусь для повторного голосования, направляются на доработку в головную комиссию, за исключением случая, предусмотренного частью третьей настоящей статьи. Отдельные положения закона после их доработки составляют самостоятельный проект закона о внесении изменений и (или) дополнений в закон, подписанный Президентом Республики Беларусь и вступивший в силу без этих положений. Внесение в такой проект закона изменений и (или) дополнений, не связанных с возражениями Президента Республики Беларусь, не допускается. В качестве субъекта права законодательной инициативы в данном случае выступает субъект права законодательной инициативы, внесший проект закона, отдельные положения которого были возвращены Президентом Республики Беларусь для повторного голосования.

Если Президентом Республики Беларусь предлагается исключить отдельные положения закона, Палата представителей может согласиться с возражениями Президента Республики Беларусь по закону о невключении в текст закона его отдельных положений. Такое решение Палаты представителей принимается, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей, и оформляется постановлением Палаты представителей.

Палата представителей может принять решение о преодолении возражений Президента Республики Беларусь на отдельные положения закона, возвращенные для повторного голосования. В случае внесения такого предложения отдельные положения закона, возвращенные Президентом Республики Беларусь для повторного голосования, составляют самостоятельный закон о внесении дополнений в закон, подписанный Президентом Республики Беларусь и вступивший в силу без этих положений. Голосование проводится Палатой представителей по закону в целом, внесение изменений и дополнений в этот закон не допускается.

Закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от полного состава Палаты представителей. Решение о принятии закона оформляется постановлением Палаты представителей, принимаемым большинством голосов от ее полного состава.

Принятый закон вместе с возражениями Президента Республики Беларусь на отдельные положения закона в пятидневный срок направляется в Совет Республики.

В случае, если Палатой представителей не было принято решение о преодолении возражений Президента Республики Беларусь на отдельные положения закона, возвращенные для повторного голосования, Палата представителей принимает решение о направлении этих положений закона на доработку, после чего они рассматриваются в порядке, установленном настоящей статьей.

При рассмотрении Палатой представителей отдельных положений закона, возвращенных Президентом Республики Беларусь для повторного голосования, Палата представителей может согласиться с возражениями Президента Республики Беларусь лишь по некоторым из положений закона, возвращенных для повторного голосования. В этом случае на голосование в первую очередь ставится вопрос о преодолении возражений Президента Республики Беларусь по тем положениям закона, с возражениями на которые Палата представителей не согласилась, в порядке, установленном частью четвертой настоящей статьи. Затем Палата представителей принимает решение о направлении на доработку тех положений закона, с возражениями на которые Палата представителей согласилась, а также тех положений закона, возражения на которые Палатой представителей не были преодолены, после чего они рассматриваются в порядке, установленном настоящей статьей.

Глава 21.  РАССМОТРЕНИЕ ПРОЕКТОВ ЗАКОНОВ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И (ИЛИ) ДОПОЛНЕНИЙ В КОНСТИТУЦИЮ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Статья 167. Палата представителей по предложению Президента Республики Беларусь либо по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, рассматривает проекты законов о внесении изменений и (или) дополнений в Конституцию Республики Беларусь.

Если предложение о внесении изменений и (или) дополнений в Конституцию Республики Беларусь вносится в Палату представителей гражданами Республики Беларусь, оно рассматривается в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь и настоящим Регламентом.

Статья 168. Закон о внесении изменений и (или) дополнений в Конституцию Республики Беларусь, за исключением разделов I, II, IV, VIII, может быть принят после двух обсуждений и одобрений Национальным собранием с промежутком не менее трех месяцев.

Разделы I, II, IV, VIII Конституции Республики Беларусь могут быть изменены только путем республиканского референдума.

Изменения и (или) дополнения Конституции Республики Беларусь Национальным собранием не производятся в период чрезвычайного положения, а также в последние шесть месяцев полномочий Палаты представителей.

Проекты законов о внесении изменений и (или) дополнений в Конституцию Республики Беларусь вносятся в Палату представителей с соблюдением требований, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь и настоящим Регламентом.

Статья 169. Проекты законов о внесении изменений и (или) дополнений в Конституцию Республики Беларусь, о введении в действие указанных законов считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от полного состава Палаты представителей.

Статья 170. Для подготовки проекта закона о внесении изменений и (или) дополнений в Конституцию Республики Беларусь к рассмотрению из числа депутатов Палаты представителей создается специальная комиссия.

Статья 171. Проект закона о внесении изменений и (или) дополнений в Конституцию Республики Беларусь, подготовленный для рассмотрения, должен быть направлен депутатам Палаты представителей и другим субъектам права законодательной инициативы не позднее чем за двадцать дней до рассмотрения на заседании Палаты представителей.

Статья 172. Проект закона о внесении изменений и (или) дополнений в Конституцию Республики Беларусь докладывается в Палате представителей Президентом Республики Беларусь или его уполномоченным представителем. Если проект внесен гражданами Республики Беларусь, то его докладывают Председатель Палаты представителей или его заместитель.

Решение о прекращении обсуждения по проекту закона о внесении изменений и (или) дополнений в Конституцию Республики Беларусь принимается большинством не менее двух третей голосов от полного состава Палаты представителей.

Глава 22.  РАССМОТРЕНИЕ ВОПРОСОВ О ТОЛКОВАНИИ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ЗАКОНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Статья 173. Толкование Конституции Республики Беларусь и законов Республики Беларусь как законодательное разъяснение смысла содержания и процедур применения отдельных статей Конституции Республики Беларусь и законов Республики Беларусь осуществляется в случае обнаружения неясностей и различий в содержании Конституции Республики Беларусь и законов Республики Беларусь, а также противоречий в практике их применения.

При толковании Конституции Республики Беларусь и законов Республики Беларусь объясняется или уточняется содержание их правовых норм, определяются их место в законодательстве Республики Беларусь, а также функциональные и иные связи с другими нормами, регулирующими разные аспекты одного и того же вида общественных отношений.

При толковании Конституции Республики Беларусь и законов Республики Беларусь не допускается внесение в них изменений и (или) дополнений.

Статья 174. Палата представителей по предложению Президента Республики Беларусь либо по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, рассматривает проекты законов о толковании Конституции Республики Беларусь.

Проект закона о толковании Конституции Республики Беларусь считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от полного состава Палаты представителей.

Статья 175. Проекты законов о толковании Конституции Республики Беларусь должны быть направлены депутатам Палаты представителей не позднее чем за семь дней до рассмотрения на заседании Палаты представителей.

Статья 176. Палата представителей рассматривает проекты законов о толковании законов Республики Беларусь в порядке, установленном настоящим Регламентом.

Глава 23.  ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПРЕЗИДЕНТУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ

Статья 177. Палата представителей и Совет Республики по предложению Президента Республики Беларусь законом могут делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона.

Статья 178. Проект закона о делегировании Президенту Республики Беларусь законодательных полномочий на издание декретов, имеющих силу закона, вносится в Палату представителей Президентом Республики Беларусь. В проекте закона должны определяться предмет регулирования декретов и срок полномочий Президента Республики Беларусь на их издание.

Статья 179. Проект закона о делегировании Президенту Республики Беларусь законодательных полномочий на издание декретов, имеющих силу закона, рассматривается Палатой представителей в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь, законодательными актами Республики Беларусь и настоящим Регламентом для рассмотрения проектов законов. Проект закона считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей.

Статья 180. Не допускается делегирование Президенту Республики Беларусь законодательных полномочий на издание декретов:

об изменении и (или) дополнении Конституции Республики Беларусь, о толковании Конституции Республики Беларусь;

о внесении изменений и (или) дополнений в законы об основных направлениях внутренней и внешней политики Республики Беларусь, о военной доктрине Республики Беларусь (программные законы);

о республиканском бюджете на очередной финансовый год и об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год;

об изменении порядка выборов Президента Республики Беларусь и Национального собрания;

ограничивающих конституционные права и свободы граждан;

об изменении закона о делегировании законодательных полномочий Президенту Республики Беларусь;

содержащих нормы, имеющие обратную силу.

В период срока полномочий Президента Республики Беларусь на издание декрета, имеющего силу закона, Национальное собрание не вправе принимать законы по вопросам, по которым Президенту Республики Беларусь делегированы законодательные полномочия на издание декрета.

Глава 24.  РАССМОТРЕНИЕ ВРЕМЕННЫХ ДЕКРЕТОВ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ИМЕЮЩИХ СИЛУ ЗАКОНА

Статья 181. В силу особой необходимости Президент Республики Беларусь по своей инициативе либо по предложению Правительства Республики Беларусь может издавать временные декреты, имеющие силу закона. Временный декрет Президента Республики Беларусь с обоснованием необходимости его издания в трехдневный срок после его подписания представляется для рассмотрения Палатой представителей.

Статья 182. Председатель Палаты представителей, а в его отсутствие заместитель Председателя Палаты представителей назначают из числа постоянных комиссий головную комиссию для подготовки предложений по рассмотрению временного декрета Президента Республики Беларусь в Палате представителей.

Подготовка временного декрета Президента Республики Беларусь к рассмотрению осуществляется в порядке, установленном для проектов законов, если иное не предусмотрено настоящим Регламентом.

Статья 183. Головная комиссия рассматривает временный декрет Президента Республики Беларусь, представленный для рассмотрения Палатой представителей, и готовит заключение с предложением о принятии временного декрета к сведению, о целесообразности отмены временного декрета.

Статья 184. Предложение головной комиссии по включению в повестку дня сессии вопроса о рассмотрении временного декрета Президента Республики Беларусь вносится в Совет Палаты представителей либо в случае особой необходимости –– непосредственно в Палату представителей.

Статья 185. Текст временного декрета Президента Республики Беларусь, представленного для рассмотрения Палатой представителей, материалы к нему, иные документы направляются Секретариатом Палаты представителей депутатам Палаты представителей, а также заинтересованным органам, как правило, не позднее чем за три дня до его рассмотрения.

Статья 186. Палата представителей по результатам рассмотрения временного декрета Президента Республики Беларусь может принять решение:

о принятии временного декрета Президента Республики Беларусь к сведению;

об отмене временного декрета Президента Республики Беларусь.

Решение о принятии временного декрета Президента Республики Беларусь к сведению считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей, и оформляется постановлением Палаты представителей. При принятии такого решения Палата представителей может внести Президенту Республики Беларусь предложения, касающиеся содержания временного декрета.

Решение об отмене временного декрета Президента Республики Беларусь считается принятым при условии, что за него проголосовало не менее двух третей от полного состава Палаты представителей, и оформляется постановлением Палаты представителей.

Если по результатам рассмотрения временного декрета Президента Республики Беларусь Палатой представителей ни одно из указанных в части первой настоящей статьи решений не было принято, этот декрет вновь направляется на рассмотрение головной комиссии. Повторное рассмотрение Палатой представителей временного декрета Президента Республики Беларусь осуществляется в порядке, установленном статьей 184 настоящего Регламента и частями первой и второй настоящей статьи.

Решение о рассмотрении временного декрета Президента Республики Беларусь в Палате представителей в пятидневный срок направляется в Совет Республики.

Статья 187. Если временный декрет Президента Республики Беларусь представлен в период между сессиями Палаты представителей, он рассматривается на очередной (внеочередной) сессии Палаты представителей.

Статья 188. Не подлежат рассмотрению временные декреты Президента Республики Беларусь, утратившие силу к моменту их рассмотрения Палатой представителей.

Статья 189. Принятие Палатой представителей временного декрета Президента Республики Беларусь к сведению не препятствует его повторному рассмотрению в порядке, установленном настоящим Регламентом.

Глава 25.  РАССМОТРЕНИЕ ПРОЕКТОВ ЗАКОНОВ О РЕСПУБЛИКАНСКОМ БЮДЖЕТЕ НА ОЧЕРЕДНОЙ ФИНАНСОВЫЙ ГОД, О БЮДЖЕТАХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ НА ОЧЕРЕДНОЙ ФИНАНСОВЫЙ ГОД И ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОТЧЕТОВ ОБ ИХ ИСПОЛНЕНИИ

Статья 190. Проект закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год вносится в Палату представителей Президентом Республики Беларусь в сроки и порядке, установленные законодательными актами Республики Беларусь.

Статья 191. Проект закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год рассматривается Палатой представителей в порядке, установленном настоящим Регламентом для других проектов законов, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей главой.

Статья 192. Проект закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год, материалы к нему, иные документы направляются депутатам Палаты представителей, как правило, не позднее чем за три дня до их рассмотрения на заседании Палаты представителей.

Статья 193. Проект закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год рассматривается в двух чтениях.

В предложениях об уменьшении доходов республиканского бюджета должны быть определены источники компенсации потерь доходов республиканского бюджета или виды и объем расходов, подлежащих соответствующему сокращению. В предложениях об увеличении расходов республиканского бюджета должны быть определены источники покрытия таких расходов.

При рассмотрении во втором чтении проекта закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год ставятся на голосование общая сумма доходов, а затем общая сумма расходов республиканского бюджета. После утверждения сумм доходов и расходов республиканского бюджета проект закона ставится на постатейное голосование.

При утверждении ассигнований по разделам и подразделам расходов республиканского бюджета первоначально обсуждаются и утверждаются поправки, предусматривающие сокращение расходов, а затем поправки, предусматривающие их увеличение.

Поправки, следствием принятия которых может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, по которым согласие Президента Республики Беларусь либо по его поручению Правительства Республики Беларусь не получено, в проект закона не включаются и на голосование не ставятся.

Статья 194. Принятию проекта закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год предшествуют принятие проекта закона о внесении изменений и (или) дополнений в законы по вопросам налогообложения и иные законы при необходимости внесения в них изменений, а также принятие других законов в случае, предусмотренном статьей 201 настоящего Регламента.

Статья 195. Проект закона о внесении изменений и (или) дополнений в закон о республиканском бюджете на текущий финансовый год вносится в Палату представителей Президентом Республики Беларусь в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь.

Статья 196. Проект закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год вносится в Палату представителей Президентом Республики Беларусь не позднее пяти месяцев со дня окончания отчетного финансового года в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь.

Статья 197. Проект закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год рассматривается Палатой представителей до рассмотрения проекта закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год в одном чтении, если Палатой представителей не будет принято иное решение.

Статья 198. Проект закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год, материалы к нему, иные документы направляются депутатам Палаты представителей, как правило, не позднее чем за три дня до их рассмотрения на заседании Палаты представителей.

Статья 199. При рассмотрении проекта закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год Палата представителей заслушивает доклад Премьер-министра Республики Беларусь или его представителя об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год и заключение Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

Статья 200. В случае утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов законами Президент Республики Беларусь вносит в Палату представителей проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год одновременно с проектом закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь.

Статья 201. Проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год рассматриваются Палатой представителей в порядке, установленном настоящим Регламентом для других проектов законов, и принимаются до принятия проекта закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год в первом чтении.

Статья 202. Проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год, материалы к ним, иные документы направляются депутатам Палаты представителей, как правило, не позднее чем за три дня до их рассмотрения на заседании Палаты представителей.

Статья 203. Проекты законов о внесении изменений и (или) дополнений в законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов на текущий финансовый год вносятся в Палату представителей Президентом Республики Беларусь в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь.

Статья 204. В случае утверждения отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов законами Президент Республики Беларусь вносит в Палату представителей проекты законов об утверждении отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь.

Статья 205. Проекты законов об утверждении отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год рассматриваются Палатой представителей в одном чтении, если Палатой представителей не будет принято иное решение.

Статья 206. Проекты законов об утверждении отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год, материалы к ним, иные документы направляются депутатам Палаты представителей, как правило, не позднее чем за три дня до их рассмотрения на заседании Палаты представителей.

Статья 207. При рассмотрении проектов законов об утверждении отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год Палата представителей заслушивает доклады Премьер-министра Республики Беларусь или его представителей об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год и заключения Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

Глава 26.   РАССМОТРЕНИЕ ПРОЕКТОВ ПРОГРАММНЫХ ЗАКОНОВ И ПРОЕКТОВ ЗАКОНОВ, ПОДГОТОВЛЕННЫХ В СВЯЗИ С ЗАКЛЮЧЕНИЕМ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЕМ ДЕЙСТВИЯ ИЛИ ПРЕКРАЩЕНИЕМ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Статья 208. Палата представителей принимает проекты законов об основных направлениях внутренней и внешней политики Республики Беларусь, о военной доктрине Республики Беларусь, которые являются программными. Такие проекты законов, а также проекты законов о внесении изменений и (или) дополнений в законы об основных направлениях внутренней и внешней политики Республики Беларусь, о военной доктрине Республики Беларусь считаются принятыми при условии, если за них проголосовало не менее двух третей от полного состава Палаты представителей.

Статья 209. Проекты законов, подготовленные в связи с заключением, приостановлением действия или прекращением международных договоров Республики Беларусь, вносятся в Палату представителей в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь и настоящим Регламентом.

Палата представителей рассматривает проекты законов, подготовленные в связи с заключением, приостановлением действия или прекращением международных договоров Республики Беларусь, в одном чтении в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О Национальном собрании Республики Беларусь», иными законодательными актами Республики Беларусь и настоящим Регламентом.

Глава 27.  ПРИНЯТИЕ ПАЛАТОЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПОСТАНОВЛЕНИЙ, ОБРАЩЕНИЙ, ДЕКЛАРАЦИЙ И ЗАЯВЛЕНИЙ

Статья 210. Палата представителей принимает постановления по вопросам распорядительного и контрольного характера.

Статья 211. Палата представителей по предложению депутатов Палаты представителей, постоянных комиссий и Совета Палаты представителей принимает постановления по следующим вопросам распорядительного и контрольного характера:

об избрании и досрочном освобождении от должности Председателя Палаты представителей и его заместителя;

об избрании или изменении состава постоянных комиссий и иных органов Палаты представителей;

об избрании председателей постоянных комиссий и утверждении их заместителей, о досрочном освобождении их от должности;

о делегировании депутатов Палаты представителей в состав объединенных постоянно действующих делегаций и рабочих групп Национального собрания, представляющих Национальное собрание при осуществлении двусторонних либо многосторонних парламентских контактов или в международных парламентских организациях;

об организации работы Палаты представителей;

о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении депутата Палаты представителей, на привлечение его в качестве подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу, возбужденному в отношении других лиц либо по факту совершенного преступления, а также на его задержание и иное лишение личной свободы;

о назначении выборов Президента Республики Беларусь;

о даче согласия Президенту Республики Беларусь на назначение Премьер-министра Республики Беларусь;

об одобрении или отклонении программы деятельности Правительства Республики Беларусь;

о доверии Правительству Республики Беларусь;

об отставке Президента Республики Беларусь;

о досрочном освобождении от должности или смещении с должности Президента Республики Беларусь;

об обращении в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложением о проверке конституционности нормативных правовых актов, об изложении позиции Конституционного Суда Республики Беларусь о документах, принятых (изданных) иностранными государствами, международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь, в части соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права;

о повестке дня сессии Палаты представителей, о внесении изменений и (или) дополнений в повестку дня сессии;

о рассмотрении проектов законов в первом или во втором чтении;

о создании согласительной комиссии в случае отклонения проекта закона Советом Республики;

о повторном рассмотрении проекта закона, отклоненного Советом Республики;

о рассмотрении закона, возвращенного Президентом Республики Беларусь с возражениями, или возражений Президента Республики Беларусь на отдельные положения закона, возвращенные для повторного голосования;

о рассмотрении временных декретов Президента Республики Беларусь;

об отмене распоряжений Председателя Палаты представителей.

Палата представителей принимает постановления и по другим вопросам распорядительного и контрольного характера, предусмотренным Конституцией Республики Беларусь, законодательными актами Республики Беларусь и настоящим Регламентом.

Статья 212. Проекты постановлений рассматриваются в одном чтении. Проекты постановлений могут рассматриваться в двух чтениях, если такое решение будет принято Палатой представителей.

Проект постановления Палаты представителей должен быть завизирован на оборотной стороне последнего листа работником и руководителем структурного подразделения Секретариата Палаты представителей, готовившего данный проект постановления, работниками структурных подразделений Секретариата Палаты представителей, осуществляющих редакционную и экспертно-правовую деятельность, и на лицевой стороне последнего листа — председателем головной комиссии (в случае его отсутствия –– заместителем), руководителями структурных подразделений Секретариата Палаты представителей, осуществляющих редакционную и экспертно-правовую деятельность (в случае их отсутствия — их заместителями)*.

Голосование по проекту постановления проводится в порядке, установленном для проектов законов.

Проекты постановлений Палаты представителей доводятся до сведения депутатов Палаты представителей, как правило, не позднее чем за три дня до их рассмотрения, если Палатой представителей не будет принято иное решение.

Статья 213. Постановление Палаты представителей считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О Национальном собрании Республики Беларусь» и настоящим Регламентом.

Постановления Палаты представителей принимаются большинством не менее двух третей голосов от полного состава Палаты представителей по вопросам:

о досрочном освобождении от должности Президента Республики Беларусь;

о смещении с должности Президента Республики Беларусь;

об отмене временных декретов Президента Республики Беларусь, имеющих силу закона.

Постановления Палаты представителей вступают в силу со дня их принятия, если иное не предусмотрено этими постановлениями.

Статья 214. Если по результатам голосования проект постановления не принят, Палата представителей может принять решение об отклонении проекта.

Решение об отклонении проекта постановления считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей.

Если решение об отклонении проекта постановления не было принято либо если такое предложение не вносилось, проект постановления направляется на доработку в соответствующую постоянную комиссию. Палата представителей своим решением, принятым большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов Палаты представителей и оформленным протоколом заседания Палаты представителей, может дать поручения о порядке и сроках доработки проекта постановления.

Статья 215. При необходимости доработки проекта постановления Палаты представителей может быть образована редакционная комиссия, в состав которой может быть включен субъект права законодательной инициативы, внесший проект, или его уполномоченный представитель.

Предложения в редакционную комиссию вносятся в письменной форме.

После оглашения редакционной комиссией отредактированного текста проекта постановления новые предложения обсуждаются только по решению Палаты представителей.

В случае отклонения редакционной комиссией предложений депутатов Палаты представителей по их требованию Палата представителей проводит голосование по этим предложениям. После завершения голосования по альтернативным предложениям проводится голосование по утверждению текста постановления Палаты представителей в целом.

Статья 216. Председатель Палаты представителей или его заместитель подписывают постановления Палаты представителей после их предварительного визирования.

Постановление Палаты представителей должно быть завизировано председателем постоянной комиссии — головной по подготовке решения Палаты представителей (в случае его отсутствия –– заместителем), руководителем секретариата сессии, руководителями структурных подразделений Секретариата Палаты представителей, осуществляющих редакционную и экспертно-правовую деятельность (в случае их отсутствия — их заместителями)*.

Статья 217. Обращения, декларации и заявления Палаты представителей по какому-либо важному общественно-политическому или социально-экономическому вопросу принимаются постановлением Палаты представителей. Право инициативы на обращение, декларацию и заявление имеют субъекты права законодательной инициативы. Проекты таких документов вносятся в письменной форме в Совет Палаты представителей, который обязан внести их на рассмотрение на ближайшее заседание Палаты представителей.

Текст проекта обращения, декларации и заявления должен быть направлен депутатам Палаты представителей, как правило, не позднее чем за три дня до обсуждения на заседании Палаты представителей, если Палатой представителей не будет принято иное решение.

Во время обсуждения проекта обращения, декларации и заявления выступают инициатор проекта либо его представитель, а затем проводится обсуждение в общем порядке, если Палатой представителей не будет принято иное решение.