26 июня 2019 года, восьмое заседание шестой сессии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь шестого созыва
Рассматриваемые вопросы |
Регистрац. номер |
Кем внесен |
Этап рассмот-рения |
Докладчик и
содокладчик
|
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||||
1. О проекте Закона Республики Беларусь «Об утверждении отчета об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2018 год» |
40-12/97 |
Президентом Республики Беларусь |
|
Костевич Ирина Анатольевна — Министр труда и социальной защиты Республики Беларусь, Курлыпо Александр Михайлович — заместитель Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Нижевич Людмила Ивановна — заместитель председателя Постоянной комиссии по бюджету и финансам |
||||
2. О проекте Закона Республики Беларусь «Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2018 год» |
40-12/96 |
Президентом Республики Беларусь |
|
Ермолович Максим Леонидович — Министр финансов Республики Беларусь, Курлыпо Александр Михайлович — заместитель Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Добрынина Людмила Анатольевна — председатель Постоянной комиссии по бюджету и финансам |
||||
3. О проекте Закона Республики Беларусь «Об изменении законов» (по вопросам трудовых отношений) |
40-12/98 |
Советом Министров Республики Беларусь |
Второе чтение |
Шилов Виталий Петрович — заместитель председателя Постоянной комиссии по труду и социальным вопросам |
||||
4. О проекте Закона Республики Беларусь «О судебно-экспертной деятельности» |
40-12/88 |
Советом Министров Республики Беларусь |
Первое чтение |
Швед Андрей Иванович — Председатель Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, Маркевич Александр Иванович — заместитель председателя Постоянной комиссии по законодательству |
||||
5. О проекте Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» |
40-12/89 |
Советом Министров Республики Беларусь |
Первое чтение |
Шумилин Александр Геннадьевич — Председатель Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь, Колеснёва Елена Петровна — |
||||
6. О проекте Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» |
40-12/99 |
Советом Министров Республики Беларусь |
Второе чтение |
Вабищевич Петр Андреевич — |
||||
7. О проекте Закона Республики Беларусь «Об изменении кодексов» (по вопросам судебной защиты заинтересованных лиц в приказном производстве) |
40-12/93 |
Советом Министров Республики Беларусь |
Второе чтение |
Мисько Максим Владимирович — заместитель председателя Постоянной комиссии по законодательству |
||||
8. О проекте Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О естественных монополиях» |
40-12/91 |
Советом Министров Республики Беларусь |
Первое чтение |
Колтович Владимир Васильевич — Министр антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь, Политико Ольга Сергеевна — заместитель председателя Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи |
||||
9. О проекте Закона Республики Беларусь «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области защиты конкуренции» |
40-12/92 |
Советом Министров Республики Беларусь |
|
Колтович Владимир Васильевич — Министр антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь, Гурский Дмитрий Михайлович — заместитель председателя Постоянной комиссии по жилищной политике и строительству |
||||
10. О проекте Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об электросвязи» |
40-12/79 |
Советом Министров Республики Беларусь |
Первое чтение |
Шульган Константин Константинович — Министр связи и информатизации Республики Беларусь, Юницын Андрей Юрьевич — |
||||
11. О проекте Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам эффективного функционирования военной организации государства» |
40-12/100 |
Советом Министров Республики Беларусь |
Первое чтение |
Равков Андрей Алексеевич — Министр обороны Республики Беларусь, Мартынов Игорь Феликсович — |
||||
12. О проекте Закона Республики Беларусь «О ратификации Договора между Республикой Беларусь и Республикой Индия об инвестициях» |
40-12/90 |
Советом Министров Республики Беларусь |
|
Кравченко Олег Иванович — заместитель Министра иностранных дел Республики Беларусь, Брич Леонид Григорьевич — заместитель председателя Постоянной комиссии по экономической политике |
||||
13. О проекте Закона Республики Беларусь «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Венгрии о содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций» |
40-12/94 |
Советом Министров Республики Беларусь |
|
Кравченко Олег Иванович — заместитель Министра иностранных дел Республики Беларусь, Петрашова Ольга Владимировна — |
||||
Были приняты проекты законов «Об утверждении отчета об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2018 год» и «Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2018 год».
С докладами по первому вопросу выступили Министр труда и социальной защиты Республики Беларусь Костевич И.А., заместитель Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь Курлыпо А.М. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Нижевич Л.И.
Бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь утвержден по доходам в объеме 13 581,5 млн. рублей, по расходам — 13 393,5 млн. рублей с превышением доходов над расходами за счет средств профессионального пенсионного страхования в сумме 188,0 млн. рублей.
В процессе исполнения бюджета фонда его показатели были уточнены Указом Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2018 г. № 501 «Об уточнении отдельных показателей бюджета государственного внебюджетного фонда». В результате внесенных изменений доходы бюджета фонда увеличены на 422,6 млн. рублей, расходы — на 415,5 млн. рублей.
Необходимость принятия Указа была обусловлена уточнением отдельных доходов и расходов бюджета фонда с учетом ожидаемой динамики заработной платы в республике, а также исполнения бюджета фонда в отчетном году.
В результате с учетом уточнений бюджет фонда на 2018 год утвержден по доходам в сумме 14 004,1 млн. рублей, по расходам — 13 809,1 млн. рублей, с превышением доходов над расходами в сумме 195,0 млн. рублей.
За 2018 год доходы бюджета фонда составили 13 929,9 млн. рублей и исполнены к уточненному плану на 99,5%, расходы — 13 615,0 млн. рублей, и исполнены к уточненному плану на 98,6%.
В целом за 2018 год бюджет фонда исполнен с профицитом в сумме 314,9 млн. рублей.
Основным источником доходов бюджета фонда являются взносы на государственное социальное страхование.
За 2018 год в бюджет фонда поступило обязательных страховых взносов 12 796,1 млн. рублей, или 100,7% уточненного годового плана, и по сравнению с 2017 годом увеличились на 17,4%.
Поступление взносов на профессиональное пенсионное страхование составило 115,5 млн. рублей, или 101,3% уточненного плана, и по сравнению с 2017 годом увеличились на 15,5%.
Кроме того, в 2018 году на возмещение расходов бюджета фонда на выплату государственных пособий семьям, воспитывающим детей, пенсий государственным служащим, пенсий за особые заслуги перед республикой, пенсий военнослужащим срочной венной службы и членам их семей, социальных пенсий, отдельных видов доплат получено субвенций из республиканского бюджета в сумме 779,6 млн. рублей и на финансирование специализированных учебно-спортивных учреждений профсоюзов в сумме 30,9 млн. рублей.
Неналоговые доходы бюджета фонда составили 207,8 млн. рублей, или 98,6% уточненного годового плана.
Расходы бюджета фонда в 2018 году составили 13 615,0 млн. рублей, или 98,6% уточненного плана.
Расходы средств бюджета фонда в 2018 году предусматривались на выплату пенсий, пособий по временной нетрудоспособности, материнству, семейных пособий, на оказание материальной помощи нуждающимся пожилым и нетрудоспособным гражданам, а также на финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения и развитию учреждений социального обслуживания; санаторно-курортного лечения и оздоровления; специализированных учебно-спортивных учреждений Федерации профсоюзов Беларуси и др.
Наибольший удельный вес в расходах бюджета фонда составляют расходы на выплату пенсий (10 516,9 млн. рублей, или 77,2%) и пособий (2 899,0 млн. рублей, или 21,3%).
В 2018 году перерасчет трудовых пенсий производился три раза:
с 1 мая в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2018 г. № 142 «О повышении пенсий» средняя заработная плата работников для исчисления пенсий проиндексирована на 5,5%;
с 1 августа в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 278 «О повышении пенсий» средняя заработная плата работников для исчисления пенсий проиндексирована на 10,5%;
с 1 ноября в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 23 октября 2018 г. № 419 «О повышении пенсий» средняя заработная плата работников для исчисления пенсий проиндексирована на 5,5%.
Кроме того, в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения четырежды (в феврале, мае, августе и ноябре) повышались минимальные трудовые пенсии, социальные пенсии, надбавки и повышения к ним, доплаты пенсионерам в возрасте старше 75 лет.
Финансирование всех необходимых расходов за счет средств государственного социального страхования в 2018 году обеспечено своевременно и в полном объеме.
Таким образом, за 2018 год бюджет фонда исполнен по доходам в сумме 13 929,9 млн. рублей и по расходам в сумме 13 615,0 млн. рублей с превышением доходов над расходами в сумме 314,9 млн. рублей.
Вопрос об исполнении республиканского бюджета доложили Министр финансов Республики Беларусь Ермолович М.Л., заместитель Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь Курлыпо А.М. и председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Добрынина Л.А.
Исполнение республиканского бюджета в 2018 году осуществлялось в условиях благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, роста конкурентоспособности отраслей экономики, что позволило сохранить социальную стабильность и обеспечить развитие потенциала регионов.
Законом «О республиканском бюджете на 2018 год» по расходам республиканский бюджет был утвержден в сумме 19 751,5 млн. рублей, исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 20 485,4 млн. рублей с профицитом в размере 733,9 млн. рублей.
С учетом внесенных изменений уточненные показатели республиканского бюджета составили: по расходам — 20 863,9 млн. рублей, доходам — 24 241,7 млн. рублей, профицит бюджета — 3 377,8 млн. рублей.
За 2018 год в республиканский бюджет поступило доходов на сумму 24 389,2 млн. рублей, или 100,6% уточненного годового плана.
Доходы республиканского бюджета формировались за счет налоговых, неналоговых доходов, безвозмездных поступлений. Наибольший удельный вес в общей сумме фактически поступивших доходов занимают налоговые доходы. В разрезе основных источников доходов бюджета налоговые доходы исполнены следующим образом: налог на прибыль составил 1 287,6 млн. рублей, или 101,6% уточненного годового плана; налог на добавленную стоимость — 7 960,1 млн. рублей, или 99,5% уточненного годового плана; доходы от внешнеэкономической деятельности — 5 501,5 млн. рублей, или 100,4% уточненного годового плана.
Всего расходы республиканского бюджета за 2018 год составили 19 728,5 млн. рублей, или 94,6% уточненного годового плана.
Основными задачами в области политики расходов в 2018 году являлись сохранение достигнутого качественного уровня социальных услуг, повышение устойчивости и конкурентоспособности национальной экономики, гарантированное исполнение финансовых обязательств бюджета перед внешними и внутренними кредиторами.
Расходы республиканского бюджета на финансирование общегосударственной деятельности составили 8 829,2 млн. рублей, или 90,2% уточненного годового плана.
В 2018 году Республикой Беларусь обеспечено перечисление долевого взноса в бюджет Союзного государства.
Расходы на национальную оборону профинансированы в сумме 1 346,6 млн. рублей, или на 99,6% от уточненных годовых назначений.
Расходы на судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности профинансированы в сумме 2 212,2 млн. рублей, или 99,4% уточненных плановых назначений.
Фактическое финансирование по разделу «Национальная экономика» в 2018 году составило 3 178,6 млн. рублей, или 97,5% уточненного годового плана.
На развитие сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности направлено 509,4 млн. рублей, или 97,9% уточненного годового плана.
Фактическое финансирование по подразделу «Промышленность, строительство и архитектура» в 2018 году составило 895,4 млн. рублей, или 95,1% уточненного годового плана.
На финансирование мероприятий дорожного хозяйства за счет средств республиканского бюджета использовано 884,4 млн. рублей, или 99,2% уточненного годового плана. Расходы направлены на содержание, текущий и капитальный ремонт автомобильных дорог, их строительство и реконструкцию.
По республиканскому бюджету в 2018 году на финансирование здравоохранения направлено 903,2 млн. рублей, или 99,4% уточненного годового плана.
Финансирование расходов на здравоохранение осуществлялось по следующим направлениям: медицинская помощь населению — 468,5 млн. рублей, санитарный надзор — 5,3 млн. рублей, прочие мероприятия по здравоохранению — 410,5 млн. рублей.
Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации в 2018 году профинансированы в сумме 464,7 млн. рублей, или 96,9% уточненного годового плана.
В 2018 году республиканским бюджетом на содержание учреждений культуры и проведение мероприятий в области культуры профинансировано 100,1 млн. рублей, или 97,6% уточненного годового плана.
В 2018 году по подразделу «Средства массовой информации» профинансировано 130,2 млн. рублей, или 98,5% к уточненным плановым назначениям.
Расходы на финансирование учреждений и мероприятий по образованию в республиканском бюджете в 2018 году составили 870,4 млн. рублей, или 96,1% уточненного годового плана.
Данный уровень расходов позволил обеспечить выполнение всех обязательных социальных стандартов в области образования, реализовать ряд мероприятий по государственным программам.
Расходы республиканского бюджета по разделу «Социальная политика» профинансированы в сумме 1 723,3 млн. рублей, или 99,0% уточненного годового плана.
Расходы государственных целевых бюджетных фондов в 2018 году профинансированы в сумме 1 040,9 млн. рублей, или 96,6% уточненного годового плана.
Таким образом, уточненный план по доходам республиканского бюджета за 2018 год выполнен на 100,6%, по расходам — на 94,6%. Профицит составил 4 660,7 млн. рублей, или 3,83% к ВВП.
В первом чтении парламентарии приняли пять законопроектов.
Председатель Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь Швед А.И. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Маркевич А.И. представили проект Закона «О судебно-экспертной деятельности».
Законопроектом определяются правовые основы судебно-экспертной деятельности, в том числе ее научно-методического, материально-технического и иного обеспечения, закрепляются ее принципы, урегулирована система управления, унифицированы процессуальные основы проведения судебных экспертиз в уголовном, административном, гражданском и хозяйственном процессах в целях обеспечения защиты прав и законных интересов граждан при проведении судебных экспертиз, а также правовые основы ведения криминалистических учетов и коллекций.
В проекте Закона закрепляются общие положения, касающиеся порядка работы с объектами судебной экспертизы. Урегулированы вопросы порядка организации работы с объектами, которые не могут быть представлены в судебно-экспертную организацию либо индивидуальному предпринимателю ввиду их размеров, невозможности транспортировки и по иным объективным причинам.
Унифицированы права и обязанности судебного эксперта, определены единые требования содержания заключения судебного эксперта. При этом отмечены подходы к реализации экспертной инициативы путем закрепления в процессуальных кодексах Республики Беларусь права судебного эксперта об отражении в заключении выводов по обстоятельствам, относящимся к его компетенции, по поводу которых ему не были поставлены вопросы.
С учетом правоприменительной практики уточнены определения судебно-экспертной организации и судебно-экспертного подразделения.
Законопроектом определяются условия и места проведения судебной экспертизы, объектом которой является физическое лицо, права и обязанности физических лиц, в отношении которых проводится судебная экспертиза, гарантии прав и законных интересов названных лиц.
О проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» рассказал Председатель Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Шумилин А.Г. (содокладчик — член Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Колеснёва Е.П.).
Законопроект подготовлен в целях корректировки действующего Закона с учетом правоприменительной практики и предусматривает:
устранение устаревших норм и противоречий;
уточнение компетенций в сфере государственного регулирования инновационной деятельности республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, органов местного управления и самоуправления;
определение порядка разработки, финансирования и выполнения государственной программы инновационного развития Республики Беларусь;
дополнение перечня основных задач государственной инновационной политики задачами, связанными с обеспечением цифровой трансформации национальной экономики, формированием и ускоренным развитием высокотехнологичных секторов национальной экономики, инновационным развитием традиционных секторов национальной экономики;
наделение инновационных проектов, выполняемых в рамках государственной программы инновационного развития Республики Беларусь, статусом инвестиционных проектов, соответствующих приоритетному виду деятельности (сектору экономики) для осуществления инвестиций;
уточнение источников финансирования инновационной деятельности;
уточнение перечня субъектов инновационной инфраструктуры, корректировка их основных направлений деятельности и перечня предоставляемых услуг;
предоставление налоговых льгот и других преимуществ технопаркам и (или) их резидентам, реализующим инновационные проекты, выполняемые в рамках государственной программы инновационного развития Республики Беларусь.
С докладом по проекту Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О естественных монополиях» выступил Министр антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь Колтович В.В., с содокладом — заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Политико О.С.
Законопроект предусматривает корректировку понятийного аппарата действующего Закона. Вводятся термины «орган регулирования деятельности субъектов естественных монополий», «отраслевые республиканские органы государственного управления», «публичные слушания».
В законопроекте оптимизированы сферы естественных монополий. В сфере электрической энергии услуги разделены на услуги по передаче электрической энергии по электрической сети, услуги по распределению электрической энергии и услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике. Из сфер естественных монополий исключены услуги электросвязи и почтовой связи общего пользования в связи с утратой этими рынками признаков естественной монополии.
Предусматривается существенная корректировка перечня обязанностей субъектов естественных монополий. Он дополняется обязанностью обеспечивать в порядке, установленном органом регулирования деятельности субъектов естественных монополий, доступность информации о своей деятельности. Предусмотрена также обязанность субъектов естественных монополий предоставлять потребителям доступ к услугам, относящимся к сферам естественных монополий, на равных (недискриминационных) условиях, а также представлять в антимонопольный орган копии утвержденных прогнозов, планов своего развития в целях совершенствования порядка тарифного регулирования на услуги естественных монополий.
Принципы государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий дополняются тезисом о недопущении сдерживания в силу технологических особенностей производства и предоставления услуг возможного и экономически оправданного для Республики Беларусь, для соответствующей отрасли, перехода услуг, относящихся к сфере естественных монополий, из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.
Законопроектом определены способы государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий. Предусматривается, что регулирование цен (тарифов) на услуги, относящиеся к сферам естественных монополий, может осуществляться путем установления для субъектов естественных монополий фиксированных цен (тарифов), предельных цен (тарифов) и (или) путем определения порядка установления и применения цен (тарифов). Одновременно законопроектом включен ряд параметров регулирования, которые могут применяться органом регулирования деятельности субъектов естественных монополий при регулировании цен (тарифов) в соответствии с Договором о ЕАЭС. Также из перечня учитываемых при регулировании параметров исключены те, которые на практике не применяются при регулировании цен (тарифов).
Законопроектом уточняются полномочия Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, отраслевых республиканских органов государственного управления, областных и Минского городского исполнительных комитетов в сферах естественных монополий. С учетом практики применения уточнены полномочия органа регулирования деятельности субъектов естественных монополий, а также порядок исполнения, обжалования решений, предписаний органа регулирования деятельности субъектов естественных монополий, последствий нарушения Закона.
О проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об электросвязи» с докладами выступили Министр связи и информатизации Республики Беларусь Шульган К.К. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Юницын А.Ю.
Говоря о нововведениях законопроекта докладчики отметили следующие.
Совету Министров Республики Беларусь предоставлено право определять порядок осуществления международной правовой защиты радиочастотных присвоений Республики Беларусь для создания условий для международного взаимодействия при осуществлении контроля (надзора) за использованием на территории Республики Беларусь излучающих РЭС и ВЧУ, устранения неблагоприятного воздействия на них со стороны излучающих РЭС и ВЧУ иностранных государств, а также международного признания присвоенных (назначенных) радиочастот или радиочастотных каналов для РЭС Республики Беларусь и соответствующих спутниковых позиций на геостационарной орбите либо соответствующих характеристик спутников на других орбитах.
На Министерство связи и информатизации возложены функции по координации деятельности государственных органов и иных организаций по вопросам международной правовой защиты радиочастотных присвоений Республики Беларусь;
Уточнены полномочия Минсвязи по контролю за выполнением лицензиатами законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности, выявлению нарушений порядка и условий присоединения сетей электросвязи к сети электросвязи общего пользования, включая единую республиканскую сеть передачи данных, порядка их взаимодействия и пропуска трафика.
Уточнен перечень мер, направленных на пресечение правонарушений и осуществление контроля (надзора) за выполнением международных обязательств в рамках единой системы мероприятий по контролю (надзору) за использованием на территории Республики Беларусь излучающих РЭС и ВЧУ.
Определено, что реализация мероприятий международной правовой защиты радиочастотных присвоений Республики Беларусь и мероприятий по исполнению международных обязательств по использованию радиочастотного спектра является неотъемлемым элементом контроля (надзора) за использованием на территории Республики Беларусь излучающих РЭС и ВЧУ.
Владельцам РЭС и (или) ВЧУ предоставлена возможность снятия с регистрации РЭС и (или) ВЧУ всех назначений, находящихся на территории Республики Беларусь и являющихся источниками электромагнитного излучения.
Определен субъектный состав лиц, обязанных осуществлять юридически значимые действия при регистрации и снятии с регистрации средств электросвязи.
Министр обороны Республики Беларусь Равков А.А. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Мартынов И.Ф. доложили о проекте Закона «Об изменении законов по вопросам эффективного функционирования военной организации государства».
Законопроект направлен на совершенствование правоотношений, связанных с призывом граждан на военную службу.
Проектом Закона предлагается внести изменения в Кодекс Республики Беларусь об образовании, законы «О воинской обязанности и воинской службе», «О государственной службе в Республике Беларусь», «Об органах внутренних дел Республики Беларусь», «Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь», «Об органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь», «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь», «О Следственном комитете Республики Беларусь», «О Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь».
Проектом Закона предлагается:
предоставить право военным комиссариатам (обособленным подразделениям военных комиссариатов) для осуществления воинского учета получать на безвозмездной основе персональные данные граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете призывников и военнообязанных, посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы и (или) иным способом без их письменного согласия;
с целью обеспечения конституционного права граждан на получение образования предоставлять отсрочки от призыва:
для получения общего среднего образования;
для получения первого образования, позволяющего получить специальность (профессию), а также гражданам, обучающимся в учебных заведениях за границей. С учетом этого закрепляется принцип одноразовости предоставления отсрочки для получения образования учащимся, получающим профессионально-техническое образование, среднее специальное образование в очной форме получения образования, студентам, получающим высшее образование I ступени в очной форме получения образования, а также обучающимся в учебных заведениях за границей;
обучающимся за границей по направлениям государственных органов (государственных организаций). С целью обеспечения экономики Республики Беларусь востребованными специалистами, в которых заинтересованы государственные органы (государственные организации), предлагается предоставлять отсрочку по данному основанию вне зависимости от предоставления ранее отсрочки для продолжения образования, т.е. без учета принципа одноразовости;
предоставить право принимать решение о признании граждан не прошедшими военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, районной (городской) призывной комиссии в отношении граждан, не состоящих в запасе, случае уклонения их от призыва на срочную военную службу, службу в резерве до достижения ими 27-летнего возраста или неисполнения такими гражданами обязанностей по воинскому учету и военным комиссарам в отношении граждан, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, в случае уклонения их от призыва на военную службу до достижения ими 27-летнего возраста или неисполнения такими гражданами обязанностей по воинскому учету;
установить запрет на принятие на государственную службу, службу в органы внутренних дел, органы финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям, Следственный комитет Республики Беларусь, Государственный комитет судебных экспертиз Республики Беларусь граждан не прошедшими военную службу по призыву, не имея на то законных оснований;
временно ограничить право на выезд из Республики Беларусь для граждан, не являющихся на мероприятия по призыву на военную службу, службу в резерве или не исполняющих обязанности по воинскому учету;
освободить граждан, добровольно поступивших на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Республики Беларусь, другие войска и воинские формирования Республики Беларусь и прослуживших не менее срока обязательной работы, от возмещения в республиканский и местные бюджеты средств, затраченных государством на их подготовку;
установить начало течения срока для обжалования решения районной (городской) призывной комиссии и областной (Минской городской) призывной комиссии не только со дня получения копий этих решений гражданином, но и со дня объявления их ему.
Во втором чтении депутатский корпус принял три законопроекта.
О проекте Закона «Об изменении законов» (по вопросам трудовых отношений) с докладом выступил заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам Шилов В.П.
Законопроектом предусматривается изменение существенных условий труда, порядок расторжения трудового договора по инициативе нанимателя, вводятся дополнительные основания увольнения работника по инициативе нанимателя, закрепляются особенности регулирования труда работников, с которыми заключаются контракты и осуществляющих дистанционную работу, уточняется порядок и условия перевода работника к другому нанимателю, вводятся дополнительные основания увольнения и досрочного расторжения срочного трудового договора, уточняется понятийный аппарат, закрепляются дополнительные гарантии гражданам, уволенным с военной и альтернативной службы.
Член Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Вабищевич П.А. рассказал о проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности».
Законопроект подготовлен в целях создания единого рынка аудиторских услуг в рамках Евразийского экономического союза, а также для повышения качества предоставляемых аудиторских услуг для национальных субъектов хозяйствования.
В частности, законопроектом предусматривается:
введение в действие на территории Республики Беларусь международных стандартов аудиторской деятельности, Кодекса этики аудиторов и установление соответствующих полномочий Совета Министров Республики Беларусь;
создание Государственного реестра аудиторских организаций, аудиторов — индивидуальных предпринимателей, аудиторов и определение порядка его ведения и перечня включаемых в него сведений;
создание в Республике Беларусь Аудиторской палаты, как единого органа самоуправления аудиторских организаций, аудиторов — индивидуальных предпринимателей и установление порядка ее функционирования;
введение норм, предусматривающих упорядочивание мер ответственности аудиторских организаций, их должностных лиц, аудиторов — индивидуальных предпринимателей, аудиторов за нарушение законодательства об аудиторской деятельности и ненадлежащее качество оказания аудиторских услуг;
расширение перечня услуг, оказываемых аудиторами (консультационные услуги по налоговым вопросам);
корректировка нормы, устанавливающей критерий выручки для проведения обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектов хозяйствования (с 5 000 000 евро на 500 000 базовых величин).
С докладом о проекте Закона «Об изменении кодексов» (по вопросам судебной защиты заинтересованных лиц в приказном производстве) выступил заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Мисько М.В.
Проект Закона разработан в целях реализации решения Конституционного Суда Республики Беларусь от 10 апреля 2018 г. № Р-1122/2018 «О праве на судебную защиту заинтересованных лиц в приказном производстве».
Конституционный Суд Республики Беларусь счел необходимым устранить пробел законодательного регулирования приказного производства, обеспечив право на судебную защиту других, не являющихся взыскателем или должником, заинтересованных лиц, права и законные интересы которых затрагиваются определением о судебном приказе.
В правоприменительной практике имеют место случаи, когда суды в рамках приказного производства выносят определения о судебном приказе, в то время как имеется спор о праве и иные заинтересованные в исходе дела лица, которые должны были участвовать в деле и изложить свою позицию. Но такие лица лишены возможности судебной защиты своих прав и законных интересов, так как в гражданском процессуальном и хозяйственном процессуальном законодательстве отсутствуют нормы, обеспечивающие такое право.
В связи с этим Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь предлагается дополнить нормами о том, что иное лицо, права и (или) законные интересы которого затрагиваются определением о судебном приказе, вынесенным судом, рассматривающим экономические дела, в десятидневный срок со дня, когда ему стало известно о вынесении такого определения, вправе подать в тот же суд заявление об отмене определения о судебном приказе или отмене его в части. Также предлагается закрепить, что суд после рассмотрения такого заявления выносит определение об отмене определения о судебном приказе (об отмене его в части) или определение об отказе в отмене определения о судебном приказе.
Дополнения аналогичного характера предлагается внести в Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь.
Проект Закона предусматривает также дополнение Хозяйственного процессуального и Гражданского процессуального кодексов Республики Беларусь нормами о порядке уведомления сторон и заинтересованных лиц, от которых поступили соответствующие заявления в суд, о принятии судом определения об отмене определения о судебном приказе (отмене его в части) либо определения об отказе в отмене определения о судебном приказе.
Кроме того, предусматривает внесение изменений в Гражданский процессуальный и Хозяйственный процессуальный кодексы Республики Беларусь по вопросам ограничения физических лиц в посещении игорных заведений и участии в азартных играх.
На заседании также были рассмотрены три законопроекта о ратификации международных соглашений.
С докладом по проекту Закона «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области защиты конкуренции» выступил Министр антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь Колтович В.В., с содокладом — заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике и строительству Гурский Д.М.
Соглашение направлено на создание правовых основ для взаимодействия Правительства Республики Беларусь и Правительства Российской Федерации при применении антимонопольного законодательства в отношении хозяйствующих субъектов Российской Федерации и Республики Беларусь, а также хозяйствующих субъектов третьих стран, деятельность которых оказывает влияние на состояние конкуренции на рынках стран — участниц Соглашения.
Соглашение предусматривает применение различных форм взаимодействия, обеспечивающих повышение эффективности сотрудничества, в числе которых обмен информацией, в том числе конфиденциальной, направление уведомлений, поручений о проведении отдельных процессуальных действий, а также предложений о координации правоприменительной деятельности.
Сотрудничество между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации в рамках Соглашения будет осуществляться через центральные органы: для Республики Беларусь — Министерство антимонопольного регулирования и торговли; для Российской Федерации — Федеральная антимонопольная служба.
Проект Закона «О ратификации Договора между Республикой Беларусь и Республикой Индия об инвестициях» представили заместитель Министра иностранных дел Республики Беларусь, Кравченко О.И. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Брич Л.Г.
Договор создает правовую основу для инвестиционного сотрудничества с Индией, закрепляет гарантии осуществления взаимных капиталовложений и механизмы их защиты. Предусматривается взаимное предоставление инвестициям национального режима, компенсация в случае экспроприации, право инвесторов на беспрепятственный перевод платежей, а также на защиту своих интересов в национальных судах и международных арбитражных инстанциях.
Экономический эффект от заключения Договора состоит в создании условий для привлечения в экономику капитала из Индии, а также в защите прав белорусских инвесторов на территории Индии.
Ратификация Договора положительно отразится на развитии сотрудничества путем объединения производственного потенциала двух стран в различных сферах, будет способствовать реализации совместных отраслевых инвестиционных проектов, в частности в сфере фармацевтики, и крупных интегрированных стратегических проектов, таких, как Белорусско-Индийский инвестиционный кластер-парк в г.п. Болбасово Оршанского района.
О.И.Кравченко также представил проект Закона «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Венгрии о содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций» (содокладчик — член Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Петрашова О.В.).
Соглашение подписано в целях создания правовой основы для поддержания благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности.
Стороны договорились предоставлять инвестициям инвесторов каждой из сторон справедливый и равноправный режим, обеспечивать полную защиту и безопасность на территории другой стороны, а также взяли на себя обязательства предоставлять на своей территории в отношении инвесторов каждой из сторон и их инвестиций режим не менее благоприятный, чем тот, который она предоставляет в аналогичных ситуациях собственным инвесторам и их инвестициям, в том, что касается управления, поддержания, использования, осуществления, продажи или распоряжения их инвестициями на территории ее государства.
Одним из важных положений Соглашения являетс закрепление гарантий для сторон по возмещению нанесенных инвестициям убытков вследствие войны, вооруженного конфликта, революции, восстания, мятежа или иного рода беспорядков, а также вследствие введения чрезвычайного положения. Соглашение содержит обязательства о свободном переводе всех платежей, связанных с инвестициями, а также порядок урегулирования споров между договаривающимися сторонами по вопросам инвестиций.
28 июня 2018 года состоится совместное заседание Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, на котором парламентарии заслушают доклад заместителя Премьер-министра Республики Беларусь Ляшенко И.В. на тему «О результатах, целях и задачах в области промышленного производства и энергетики».
В этот же день состоится заключительное заседание шестой сессии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь шестого созыва.