Главная / Деятельность / Законодательная деятельность / Законопроекты и Декреты, поступившие на рассмотрение в Палату представителей

Декрет Президента Республики Беларусь от 16 июля 2019 г. № 4 «Об изменении декретов Президента Республики Беларусь»

Субъект права законодательной инициативы: Президент Республики Беларусь
Входящий номер: 3881
Язык законопроекта: Русский
Описание законопроекта

10 октября 2019 года  Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь принят к сведению Декрет Президента Республики Беларусь от 16 июля 2019 г. № 4 «Об изменении декретов Президента Республики Беларусь».

Предметом правового регулирования Декрета являются налоговые отношения. Декрет направлен на приведение норм декретов Президента Республики Беларусь в соответствие с положениями новой редакции Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — Кодекс), что позволит исключить коллизию нормативных правовых актов, а также неясность в их толковании и дублирование норм. Концептуальных корректировок, изменяющих существующее правовое регулирование общественных отношений, Декрет не предусматривает.

Декретом предлагается внести изменения и дополнения в следующие декреты:

1. Декрет Президента Республики Беларусь от 13 июня 2001 г. № 16 «О предоставлении рассрочки уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь технологического оборудования и запасных частей к нему» (далее — Декрет № 16).

Декретом предусмотрено, что при ввозе на территорию Республики Беларусь технологического оборудования и запасных частей к нему, в отношении которых применяется ставка ввозной таможенной пошлины ноль (0) процентов, организациям и индивидуальным предпринимателям предоставляется отсрочка уплаты налога на добавленную стоимость (далее — НДС). Такая отсрочка предоставляется на 6 месяцев без взимания процентов и без обеспечения уплаты НДС.

Внедрение механизма отсрочки уплаты НДС на 6 месяцев даст не только дополнительные преимущества по уплате налога (возможность производить уплату НДС не ежемесячно, а единовременным платежом спустя полгода) субъектам хозяйствования, но и позволит облегчить администрирование уплаты такого налога, как субъектам хозяйствования, так и таможенным органам.

Для субъекта хозяйствования возможность не уплачивать НДС в течение полугода фактически равноценно ежемесячной уплате в течение года 1/12 суммы причитающегося к уплате налога.

В результате принятия данного Декрета субъекты хозяйствования будут представлять один документ (разово и через полгода после выпуска товаров в таможенной процедуре) вместо двенадцати, подаваемых сегодня в связи с тем, что Декрет № 16 предусматривает ежемесячную уплату 1/12 суммы начисленного налога.

Таможенным кодексом Евразийского экономического союза предусмотрено предоставление отсрочки уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении технологического оборудования и запасных частей к нему на срок не более 6 месяцев с уплатой процентов за отсрочку уплаты ввозных таможенных пошлин и при условии обеспечения исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин.

В соответствии с пунктом 2 статьи 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенное декларирование товаров осуществляется декларантом. При помещении товаров под таможенные процедуры подается декларация на товары.

При таможенном декларировании товаров с использованием отсрочки или рассрочки уплаты НДС в декларации на товары декларантом самостоятельно указывается срок используемой отсрочки или рассрочки НДС.

В пункте 7 приложения 1 к Указу Президента Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 490 «О таможенном регулировании» определены обстоятельства при которых таможенный орган отказывает в предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин и (или) налогов, за исключением случаев предоставления отсрочки или рассрочки уплаты налогов по решению Президента Республики Беларусь.

Основанием для отказа в предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин и (или) налогов, установленной по решениям Президента Республики Беларусь, является несоблюдение условий для ее предоставления, которые определены нормативным правовым актом.

В данном случае, Декретом определяются следующие условия предоставления отсрочки НДС:

товары должны классифицироваться согласно единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза в товарных позициях, указанных в пункте 1 Декрета;

в отношении данных товаров должна применяться ставка ввозной таможенной пошлины в размере ноль (0) процентов.

Только при несоблюдении вышеуказанных условий отсрочка по НДС таможенным органом не будет предоставлена.

2. Декрет Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2005 г. № 12 «О Парке высоких технологий» (далее — Декрет № 12).

Вносятся корректировки, предусматривающие приведение положений Декрета № 12 в соответствие с нормами Кодекса, а также изменение ссылок на его структурные элементы.

С 1 января 2019 г. Кодексом для резидентов Республики Беларусь ставки подоходного налога в отношении доходов в виде дивидендов установлены в следующих размерах:

шесть (6) процентов — в случае, если в течение трех предшествующих календарных лет последовательно прибыль не распределялась между участниками (акционерами) белорусской организации;

ноль (0) процентов — в случае, если в течение пяти предшествующих календарных лет последовательно прибыль не распределялась между участниками (акционерами) белорусской организации — резидентами Республики Беларусь.

Вместе с тем положениями Декрета № 12 в отношении таких доходов ставка подоходного налога определена в размере 9 процентов.

В этой связи в целях унификации подходов к налогообложению доходов инвесторов Декретом предусматривается корректировка части первой пункта 31 Декрета № 12.

3. Декрет Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь» (далее — Декрет № 10).

В целях конкретизации сумм НДС, предъявленных при приобретении на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав для осуществления их вычета в полном объеме, установленного абзацем четвертым подпункта 3.1 пункта 3 Декрета № 10, к таким суммам НДС Декретом отнесены также фактически уплаченные суммы этого налога для:

индивидуальных предпринимателей, определяющих в соответствии с законодательством момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав как день зачисления денежных средств от покупателя (заказчика), но не позднее 60 дней со дня их отгрузки (выполнения, оказания), передачи;

сумм НДС, исчисленных инвестором (организацией, реализующей инвестиционный проект) в соответствии с законодательством при приобретении на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав у иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящих в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь;

в связи с отменой акта установления даты начала строительства объекта, указанного во втором предложении абзаца четвертого подпункта 3.1 пункта 3 Декрета № 10, Декретом корректируется указанное предложение;

с учетом исключения из Кодекса положений, предусматривающих налогообложение земельным налогом по повышенной ставке земельных участков, занятых зданиями, сооружениями и передаточными устройствами сверхнормативного незавершенного строительства, и учитывая, что такие термины как «здания, сооружения и передаточные устройства сверхнормативного незавершенного строительства» и «объекты сверхнормативного незавершенного строительства» в главе 19 «Налог на недвижимость» и главе 20 «Земельный налог» Кодекса с 1 января 2019 года не используются, подпунктом 1.2 Декрета корректируется предложение второе абзаца третьего подпункта 3.2 пункта 3 Декрета № 10 путем исключения из него специальных положений, предусматривающих налогообложение земельных участков (частей земельного участка), занятых объектами сверхнормативного незавершенного строительства.

4. Декрет Президента Республики Беларусь от 7 мая 2012 г. № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» (далее — Декрет № 6).

Поскольку согласно подпунктам 5.2, 5.3 пункта 5 статьи 227 Кодекса машино-места представляют собой капитальное строение (здание, сооружение) либо его часть и не выделены в качестве отдельного объекта налогообложения налогом на недвижимость, понятие «машино-место» исключается из пункта 1 Декрета № 6.

Исключается норма о неприменении освобождения от налога на недвижимость в отношении налога на недвижимость со стоимости:

зданий, сооружений и передаточных устройств сверхнормативного незавершенного строительства, так как Кодексом из объектов налогообложения налогом на недвижимость исключены здания, сооружения и передаточные устройства сверхнормативного незавершенного строительства;

капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, включенных в перечень неиспользуемых (неэффективно используемых) капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, и земельных участков (частей земельных участков), на которых они расположены, утверждаемый областными Советами депутатов, так как с 1 января 2019 г. отменено право областных (Минского городского) Советов депутатов увеличивать (до 10 раз) ставки налога на недвижимость по неиспользуемым (неэффективно используемым) капитальным строениям.

5.  Декрет Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» (далее –– Декрет № 7).

Декретом исключается:

подпункт 5.2, а также примечание к нему, так как с 1 января 2019 г. Кодекс не содержит норму, устанавливающую запрет на применение упрощенной системы налогообложения субъектами хозяйствования, осуществляющими розничную торговлю через интернет-магазины, а также оказывающими услуги, связанные с размещением на интернет-сайте информации об интернет-магазинах;

подпункт 5.5, предложение третье части первой и часть вторая подпункта 5.10 Декрета № 7, поскольку указанные нормы закреплены в Кодексе.

Принятие Декрета окажет положительное воздействие на условия ведения предпринимательской деятельности и развитие конкуренции.


История рассмотрения
Текущая стадия: Принят к сведению
Внесение в Палату представителей
Дата поступления в Палату представителей: 19.07.2019
Созыв: Шестой созыв
Сессия: Седьмая сессия
Постоянная комиссия, в которой находится на рассмотрении законопроект: по бюджету и финансам
Ответственный депутат: Сайганова Татьяна Ивановна
Ответственный работник Секретариата: Граховская Валерия Валентиновна — заведующий отделом по подготовке законопроектов и взаимодействию с Постоянной комиссией по бюджету и финансам

 


Рассмотрение
Все законопроекты
Шестой созыв
Новости по теме