Рус Бел Eng
Главная / Деятельность / Законопроекты, поступившие на рассмотрение в Палату представителей
Восьмой созыв.
Календарь заседаний Палаты представителей

«О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь»

Субъект права законодательной инициативы: Совет Министров Республики Беларусь
Входящий номер: 2509
Описание законопроекта

27 июня 2018 года Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь принят проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь».

Проектом Закона предусмотрена корректировка Гражданского и Гражданского процессуального кодексов Республики Беларусь, Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, Закона Республики Беларусь «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в целях приведения некоторых положений этих законодательных актов в соответствие с правовыми предписаниями, содержащимися в ряде актов Главы государства, а также в целях совершенствования норм указанных законов исходя из практики их применения.

В частности, законопроект содержит положения, закрепляющие в Гражданском кодексе предписания Декрета Президента Республики Беларусь от 21 января 2016 г. № 1 «О внесении изменения и дополнения в Декрет Президента Республики Беларусь», направленного на совершенствование порядка обращения взыскания и реализации движимого имущества, предназначенного для личного, семейного или домашнего использования и переданного в залог коммерческой микрофинансовой организации.

Предусматривается, что ломбард, предоставивший микрозайм (займ на сумму, не превышающую 15 000 базовых величин) физическому лицу под залог движимого имущества, сумма оценки которого не превышает 100 базовых величин, в случае невозвращения суммы займа в срок, установленный для ее возврата договором микрозайма, по истечении месячного срока после наступления дня возврата микрозайма имеет право самостоятельно обратить взыскание на заложенное имущество. Ломбард вправе также самостоятельно реализовать предмет залога в установленномпорядке. После реализации имущества требования ломбарда к заемщику погашаются. Такое последствие наступает даже в том случае, когда вырученная от реализации сумма недостаточна для полного удовлетворения требований ломбарда.

В случае невозвращения в установленный срок суммы займа, предоставленного ломбардом под залог движимого имущества, сумма оценки которого на день заключения договора микрозайма превышает 100 базовых величин, обращение взыскания на такое имущество по истечении месячного срока после наступления дня возврата микрозайма, а также реализация такого имущества осуществляются ломбардом в соответствии со статьями 330 и 331 Гражданского кодекса и актами Президента Республики Беларусь. 

Проектом Закона также предусматривается корректировка Гражданского кодекса с учетом норм Указа Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2015 г. № 539 «О реестре недвижимого имущества, обремененного залогом», направленных на усиление защиты прав и законных интересов участников гражданского оборота, в частности в случае, когда движимое имущество, находящееся в залоге, становится предметом еще одного залога в обеспечение других требований (последующий залог).

Так, изменяются правила определения очередности удовлетворения требований залогодержателей одного и того же имущества залогодателя при последующем залоге, установленные пунктом 1 статьи 323 Гражданского кодекса. Предусматривается, что преимущественное право залогодержателя на получение удовлетворения своих требований из стоимости принадлежащего залогодателю движимого имущества, обремененного залогом, перед другими залогодержателями, имеющими право на получение удовлетворения из стоимости данного имущества (приоритет залогодержателя), определяется исходя из очередности внесения информации о залоге имущества в реестр движимого имущества, обремененного залогом.

Залогодержатели, которые не внесли информацию в реестр либо внесли в него информацию, не соответствующую установленным требованиям (за исключением технических ошибок), и (или) недостоверную информацию, вправе в установленном законодательством порядке удовлетворить свои требования за счет соответствующего имущества залогодателя после удовлетворения требований залогодержателей, которые внесли полную и достоверную информацию в реестр. Очередность удовлетворения требований таких залогодержателей за счет соответствующего имущества залогодателя определяется по дате заключения договора о залоге либо возникновения иного обстоятельства, с которым законодательство либо договор о залоге связывает возникновение права залога. 

Нормы Гражданского кодекса также приводятся в соответствие с подходами, закрепленными в декретах Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» и от 21 декабря 2017 г. № 8 «О развитии цифровой экономики», а также с предписаниями Указа Президента Республики Беларусь от 19 сентября 2017 г. № 337 «О регулировании деятельности физических лиц» и норм статьи 295 Налогового кодекса Республики Беларусь в части уточнения перечня видов деятельности, не относящихся к предпринимательской деятельности.

 

Законопроектом также уточняются права покупателя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества. Изменениями, вносимыми в статью 473 Гражданского кодекса, предусматривается, что в случае обнаружения недостатков технически сложного товара или дорогостоящего товара покупатель вправе предъявить соответствующие требования в течение тридцати дней со дня передачи ему товара.

Предусмотренная законопроектом корректировка норм статей 161 и 404 Гражданского кодекса направлена на создание правовых условий для масштабного внедрения и использования информационных систем (ресурсов, сетей) при оказании бытовых и иных видов услуг физическим лицам, а также при взаимодействии субъектов хозяйствования между собой. 

В Гражданский кодексвносятся изменения, предусматривающие возможность ограничить дееспособность гражданина, у которого вследствие психического расстройства (заболевания) ограничена способность понимать значение своих действий или руководить ими. Закрепляется также возможность признать ограниченно дееспособным гражданина, который ранее был признан недееспособным вследствие психического расстройства (заболевания), при улучшении его психического состояния. Уточняются гражданско-правовые последствия признания гражданина ограниченно дееспособным. Определяется порядок представления интересов гражданина, который в связи с заболеванием находится в бессознательном состоянии (например, в коме), исключающем возможность понимать значение своих действий или руководить ими. Признание такого гражданина недееспособным с установлением опеки позволит защитить его права и интересы, например, решить проблемные вопросы, связанные с назначением пенсий и других социальных выплат.

Соответствующие корректировки предлагается внести в Гражданский процессуальный кодекс в части уточнения порядка рассмотрения судами дел о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным, а также о признании недееспособного гражданина дееспособным либо об отмене ограничения дееспособности. 

Изменения, вносимые в Гражданский процессуальный кодекс, определяют также особенности осуществления участниками гражданского судопроизводства отдельных прав по гражданским делам, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственный секреты. При этом закрепляются положения, регулирующие вопросы ознакомления участников гражданского процесса с материалами гражданских дел, содержащими указанные сведения, а также вопросы оглашения и направления решений по делам, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственные секреты, подачи апелляционной жалобы и (или) принесения апелляционного протеста на решения суда по таким делам.

История законопроекта

В ходе доработки ко второму чтению в законопроект вошли нормы:

проекта Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменения в Гражданский кодекс Республики Беларусь» (внесен Советом Министров Республики Беларусь 18.05.2016, вх. № 2560, принят в первом чтении 13.12.2016)

проекта Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Республики Беларусь» (внесен Советом Министров Республики Беларусь 13.01.2017, вх. № 223, принят в первом чтении 19.04.2017)

проекта Закона Республики Беларусь «О внесении изменения и дополнений в Гражданский кодекс Республики Беларусь» (внесен Советом Министров Республики Беларусь 22.12.2017, вх. № 7644)

 

Информация о законопроекте
Текущая стадия: Принят во втором чтении

Постоянная комиссия, в которой находится на рассмотрении законопроект: комиссия по законодательству

Ответственный депутат: Мисько Максим Владимирович


Ответственный работник Секретариата:
Колесень Ирина Владимировна – заместитель заведующего отделом по обеспечению деятельности Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству
История рассмотрения
1. Внесение в Палату представителей
Дата поступления в Палату представителей: 16.05.2016
Созыв: Шестой созыв
Сессия: Первая сессия

2. Первое чтение
3. Второе чтение
Все законопроекты
Восьмой созыв

220010, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Советская, 11

Отдел по организации работы с документами
Тел.: (017) 222 32 62
Факс: (017) 327 37 84
E-mail: kc1@house.gov.by

Отдел по работе с обращениями граждан и юридических лиц
Тел.: (017) 222 62 52
          (017) 222 63 58

Направить электронное обращение в адрес Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и ее Секретариата вы можете здесь

Пресс-служба
Тел./Факс: (017) 222 64 75
E-mail: inform@house.gov.by