«Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности»
Субъект права законодательной инициативы: Совет Министров Республики БеларусьВходящий номер: 3158
18 декабря 2020 года Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь принят проект Закона Республики Беларусь «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности» (далее — проект Закона).
Проект Закона подготовлен в целях дальнейшего совершенствования законодательства об уголовной ответственности, предусматривает внесение в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Беларусь и в целом ориентирован на:
декриминализацию и смягчение ответственности за деяния, не связанные с причинением существенного вреда;
обеспечение сбалансированности наказания за отдельные виды преступлений с учетом правоприменительной практики;
создание дополнительных правовых гарантий для участников уголовного процесса и оптимизацию мер пресечения;
корректировку положений уголовного законодательства с учетом развития современных информационных технологий;
согласование положений уголовного закона с изменяющимся отраслевым законодательством.
Так, проектом Закона предусматривается декриминализация ряда составов преступлений с административной преюдицией.
Предусмотрена декриминализация тех составов, исключение которых было поддержано большинством заинтересованных государственных органов (незаконное распоряжение денежными средствами, находящимися на банковских счетах субъекта хозяйствования (ст. 2341 УК), обман потребителей (ст. 257 УК), нарушение правил охраны недр (ст. 271 УК), нарушение правил радиационного контроля (ст. 326 УК), незаконное пользование эмблемой Красного Креста, Красного Полумесяца, Красного Кристалла (ст. 385 УК), самовольное занятие земельного участка (ст. 386 УК), передача предметов или веществ лицу, содержащемуся в следственном изоляторе, исправительном учреждении, исполняющем наказание в виде лишения свободы, или арестном доме, либо получение от него предметов и веществ (ст. 412 УК)).
Также корректировке подвергаются меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога. Предлагаемые изменения направлены на оптимизацию мер пресечения, а также обеспечение максимально индивидуализированного подхода при их назначении с учетом личности подозреваемого или обвиняемого, их возраста и состояния здоровья, рода занятий, семейного и имущественного положения и др.
Уделено внимание усилению гарантий обвиняемых (подозреваемых) в отношении применения самой строгой меры пресечения — заключения под стражу.
Вводится абсолютно новая для национального законодательства мера пресечения — запрет определенных действий. Расширение действующей системы мер пресечения вызвано необходимостью увеличения сферы применения мер пресечения «ограничительного» характера, не связанных с заключением под стражу.
Ряд положений проекта Закона обусловлен реализацией поручений Президента Республики Беларусь по вопросам ответственности в экономической сфере, противодействия коррупции, безопасности дорожного движения, применения специальной конфискации, улучшения качества работы правоохранительных органов.
Также в соответствии с поручением Главы государства в проекте Закона реализованы выработанные Генеральной прокуратурой подходы к применению института поручительства при помиловании осужденных.
Проектные нормы также связаны с пересмотром оснований приостановления и продления сроков расследования уголовных дел, использованием безбумажных технологий для фиксации хода и результатов следственных действий, расширением полномочий органов прокуратуры на стадии предварительного расследования, усилением и дифференциацией ответственности в государственном и частном секторах за совершение коррупционных преступлений. Предлагаемые меры позволят устранить имеющиеся пробелы, а также обеспечить выполнение отдельных международных обязательств Республики Беларусь.
В проект Закона включены нормы, направленные на совершенствование института освобождения от уголовной ответственности в связи с возмещением ущерба (вреда), уплатой дохода, полученного преступным путем (ст. 881 УК).
Принятие проекта Закона будет способствовать реализации последовательной государственной политики, направленной на либерализацию уголовной ответственности, устранение возникающих в правоприменительной практике проблемных вопросов, повышение эффективности отдельных правовых институтов, а также приведению Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов в соответствие с законодательством.
Постоянная комиссия, в которой находится на рассмотрении законопроект: комиссия по национальной безопасности
Ответственный депутат: Дубов Александр Васильевич
Ответственный работник Секретариата:
Бронников Андрей Сергеевич — заведующий отделом по подготовке законопроектов и взаимодействию с Постоянной комиссией по национальной безопасности
Русак Татьяна Вилоровна — советник-консультант отдела по подготовке законопроектов и взаимодействию с Постоянной комиссией по национальной безопасности
2. Первое чтение
3. Второе чтение