Главная / Деятельность / Законодательная деятельность / Законопроекты, поступившие на рассмотрение в Палату представителей

«О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь»

Субъект права законодательной инициативы: Совет Министров Республики Беларусь
Входящий номер: 2894
Язык законопроекта: Русский
Описание законопроекта

19 декабря 2018 года Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь принят проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь», внесенный Советом Министров Республики Беларусь и принятый Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в первом чтении 29 июня 2018 года с названием «Об изменении некоторых кодексов Республики Беларусь».

Принятый законопроект носит комплексный характер, изменяет Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы Республики Беларусь, вносит корреспондирующие изменения в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Внесение изменений и дополнений в Уголовный кодекс Республики Беларусь обусловлено, прежде всего, необходимостью модернизации уголовной ответственности за преступления против порядка осуществления экономической деятельности. Так, например, ряд предлагаемых корректировок вызван необходимостью декриминализации деяний, не обладающих достаточной степенью общественной опасности и не требующих привлечения лиц, их совершивших, к ответственности в порядке уголовного судопроизводства, а отдельные нормы Уголовного кодекса приведены в соответствие с принципом соразмерности наказания общественной опасности совершенного преступления.

Среди самых значимых новшеств законопроекта — сокращение сферы применения общей конфискации имущества. В частности, предлагается исключить из Уголовного кодекса наказание в виде общей конфискации, сохранив специальную конфискацию только в отношении имущества и доходов, полученных от преступной деятельности, орудий, средств и предметов преступления, вещей, изъятых из оборота.

Проектом Закона также предусмотрена либерализация ответственности в сфере экономической деятельности, при этом ключевыми положениями в этой части являются:

1) сокращение сферы применения лишения свободы;

2) изменение категорий отдельных экономических преступлений;

3) декриминализация деяний, не связанных с причинением реального вреда (ущерба);

4) увеличение крупного и особо крупного размеров ущерба.

Указанные корректировки Уголовного кодекса концептуально соответствуют курсу государства на либерализацию экономической деятельности и раскрепощение деловой инициативы, а также позволят исключить случаи привлечения руководителей добросовестных организаций к ответственности за несоблюдение зарубежным контрагентом условий внешнеторгового контракта.

Так, проектом предлагается изложить статью 233 УК в новой редакции, сохранив уголовную ответственность лишь за предпринимательскую деятельность, осуществляемую без специального разрешения (лицензии), а также исключить из Уголовного кодекса статью 234 «Лжепредпринимательство».

Еще одной новеллой законопроекта является введение уголовной ответственности за пропаганду самоубийства, одновременно с ужесточением уголовной ответственности за доведение до самоубийства и склонение к самоубийству.

Проектом Закона также предлагается усилить ответственность должностных лиц Республики Беларусь за совершение измены государству.

В законопроекте предлагается реализовать ряд рекомендаций Группы государств против коррупции (ГРЕКО) исходя из требований международных конвенций, к которым присоединилась Республика Беларусь, а также реализовать решения Конституционного Суда Республики Беларусь.

Остальные корректировки кодексов осуществлены для приведения их в соответствие с законодательством и с учетом практики их применения, оптимизации уголовного процесса, а также улучшения положения осужденных. В частности, предлагается предусмотреть возможность перевода осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях, по достижении ими возраста восемнадцати лет в колонии-поселения, что будет способствовать их поэтапной ресоциализации в условиях отбывания наказания с меньшим уровнем правоограничений. 

Законопроекты, которые вошли, как часть текущего законопроекта
История рассмотрения
Текущая стадия: Принят во втором чтении
Внесение в Палату представителей
Дата поступления в Палату представителей: 11.05.2018
Созыв: Шестой созыв
Сессия: Четвертая сессия
Постоянная комиссия, в которой находится на рассмотрении законопроект: по национальной безопасности
Ответственные депутаты: Михневич Валентин Владимирович , Чекан Василий Иванович
Ответственный работник Секретариата: Бронников Андрей Сергеевич — заведующий отделом по подготовке законопроектов и взаимодействию с Постоянной комиссией Палаты представителей по национальной безопасности 

Глуховская Елена Владимировна ― советник-консультант отдела по подготовке законопроектов и взаимодействию с Постоянной комиссией по национальной безопасности


Первое чтение Второе чтение
Все законопроекты
Шестой созыв
Новости