«Об изменении законов по вопросам адвокатской деятельности»
Субъект права законодательной инициативы: Совет Министров Республики БеларусьВходящий номер: 1642
30 апреля 2021 года Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь принят проект Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам адвокатской деятельности», внесенный в Палату представителей Советом Министров Республики Беларусь.
Законопроект направлен на совершенствование деятельности института адвокатуры и предусматривает внесение изменений в Закон Республики Беларусь «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь», а также в Гражданский процессуальный и Хозяйственный процессуальный кодексы Республики Беларусь.
В частности, законопроектом предусматривается:
1) совершенствование условий, при которых лицо может осуществлять адвокатскую деятельность. При этом:
исключается требование об обязательном наличии у лица, намеревающегося стать адвокатом (далее — претендент), трехлетнего стажа работы по специальности;
дифференцируются сроки прохождения стажировки претендентом в зависимости от наличия у него стажа работы (службы) по специальности;
устанавливается предельный 6-месячный срок подачи претендентом, прошедшим стажировку, заявления о допуске к сдаче квалификационного экзамена с целью получения лицензии на осуществление адвокатской деятельности. Претендента, не подавшего в указанный срок заявления, предлагается считать не прошедшим стажировку;
вводится упрощенный порядок прохождения стажировки и сдачи квалификационного экзамена претендентов из числа бывших судей, прокуроров и других работников правоохранительных органов (т.е. лиц, уже имеющих опыт юридической работы), кандидатуры которых представлены руководителями соответствующих ведомств;
закрепляется требование о том, что адвокаты вправе приступить к осуществлению адвокатской деятельности только после принесения присяги;
2) совершенствование организации работы адвокатов. При этом предлагается упразднить деятельность адвокатов в составе адвокатских бюро и индивидуально. Единственной организационной формой осуществления адвокатской деятельности будут являться юридические консультации.
Также закрепляется возможность перехода адвокатов, работающих индивидуально или в адвокатском бюро, в юридические консультации для продолжения своей деятельности.
3) обеспечение доступности оказываемой адвокатами квалифицированной юридической помощи для наиболее уязвимых категорий граждан и расширение случаев безусловного оказания юридической помощи за счет средств коллегий адвокатов, республиканского и (или) местного бюджетов. Возможность бесплатного получения юридической помощи предлагается предоставить, например:
инвалидам боевых действий на территории других государств;
малообеспеченным родителю в неполной семье, воспитывающему ребенка в возрасте до 18 лет, родителям (усыновителям, удочерителям) в многодетных семьях;
пенсионерам и инвалидам, проживающим в учреждениях социального обслуживания, осуществляющих стационарное социальное обслуживание;
законным представителям граждан, признанных судом недееспособными.
В настоящее время указанным категориям граждан юридическая помощь оказывается бесплатно по решению коллегий адвокатов;
4) расширение возможностей для оптимального взаимодействия Министерства юстиции, как органа государственного управления, осуществляющего регулирование адвокатской деятельности, и органами адвокатского самоуправления.
Вышеуказанные нововведения вступят в силу через шесть месяцев после официального опубликования закона.
Постоянная комиссия, в которой находится на рассмотрении законопроект: комиссия по законодательству
Ответственный депутат: Егоров Алексей Владимирович
Ответственный работник Секретариата:
Колесень Ирина Владимировна — заведующий отделом по подготовке законопроектов и взаимодействию с Постоянной комиссией по законодательству
2. Первое чтение
3. Второе чтение