«Об изменении законов по вопросам рекламы»
Субъект права законодательной инициативы: Совет Министров Республики БеларусьВходящий номер: 4130
10 декабря 2020 года Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь принят проект Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам рекламы».
Документом предусматривается корректировка законов:
«О рекламе», «Аб мовах у Рэспублiцы Беларусь», «О внешней трудовой миграции» и
«О противодействии торговле людьми».
Законопроект направлен на:
исключение излишних требований и барьеров при осуществлении рекламной деятельности;
установление понятных условий, обеспечивающих добросовестную конкуренцию в рекламе;
обеспечение защиты граждан от ненадлежащей рекламы, способной причинить вред жизни, здоровью или материальный ущерб;
реализацию Плана либерализации по сектору услуг в области рекламы, утвержденного Решением Высшего Евразийского экономического совета от 26 декабря 2016 года № 23;
приведение норм Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 г.№ 225-З «О рекламе» (далее — Закон о рекламе) в соответствие с требованиями Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства», а также иных законодательных актов.
В частности, проектом Закона предусматривается:
корректировка понятийного аппарата в части изменения терминов «рекламодатель», «рекламораспространитель», «средство наружной рекламы», «социальная реклама», «объект рекламирования» и других. Вводятся термины «средство рекламы», «нетабачное никотиносодержащее изделие»;
уточнение полномочий органов, осуществляющих государственное регулирование в области рекламы, Межведомственного совета по рекламе;
исключение из Закона о рекламе требования об изготовлении рекламы отечественных товаров, продукции, работ, услуг и наружной рекламы исключительно с привлечением организаций и граждан Республики Беларусь, в том числе о рекламировании товаров, продукции, работ, услуг в такой рекламе только с использованием образов белорусских граждан, в связи с утратой актуальности этого требования;
конкретизация общих требований к рекламе (например, расширение перечня исключений из требования размещения (распространения) рекламы на белорусском и (или) русском языках, закрепление права потребителей рекламы (собственников или иных законных владельцев абонентских почтовых шкафов или индивидуальных почтовых ящиков) отказаться от доставки рекламы в эти почтовые шкафы (ящики) и др.);
корректировка требований к рекламе в средствах массовой информации (так, исключается запрет на трансляцию рекламы в детских передачах и предусматривается возможность прерывания в установленном порядке рекламой образовательных и детских передач, включая детские художественные фильмы, предусматриваются запрет на превышение эквивалентного уровня звука рекламы и сообщения о ее последующей трансляции над эквивалентным уровнем звука транслируемой программы, прерываемой рекламой, запрет рекламы в продукции иностранных телевизионных средств массовой информации, распространяемой на территории Республики Беларусь без изменения формы и содержания);
введение нормы о необходимости получения письменного согласия на распространение рекламы посредством телефонной, телексной, факсимильной, сотовой подвижной электросвязи, электронной почты;
уточнение требований к наружной рекламе, включая требования к средствам наружной рекламы и их размещению. Например, предусматривается, что средства наружной рекламы должны находиться в надлежащем эстетическом и техническом состоянии;
конкретизация норм о размещении рекламы на транспортных средствах (установление запрета звуковой рекламы в общественном транспорте, запрета на использование транспортного средства, в том числе отдельно стоящего прицепа, для размещения (распространения) рекламы на улицах, дорогах и в иных общественных местах, если транспортное средство более шести месяцев не используется для перевозки людей, грузов или установленного на нем оборудования либо состояние такого транспортного средства исключает возможность его участия в дорожном движении и (или) эксплуатации);
оптимизация административной процедуры по согласованию медицинской рекламы и рекламы биологически активных добавок к пище и актуализация требований к такой рекламе (сокращение объема медицинской рекламы, подлежащей согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь, отмена запрета на указание в рекламе скидок (как формы материального поощрения) при приобретении лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, медицинской техники, биологически активных добавок к пище и др.);
уточнение требований к рекламе алкогольных напитков и табачных изделий, пива и слабоалкогольных напитков, оружия и продукции военного назначения, риэлтерских услуг, ценных бумаг и услуг, связанных с привлечением, использованием денежных средств организаций и (или) граждан;
установление запрета на рекламу нетабачных никотиносодержащих изделий, бесплатного (безвозмездного) распространения этих изделий и жидкостей для электронных систем курения;
конкретизация нормативных предписаний о рекламе о трудоустройстве и учебе граждан за пределами Республики Беларусь. В частности, в целях пресечения практики указания в рекламе о трудоустройстве за пределами Республики Беларусь не соответствующей действительности заработной платы допускается указание в рекламе только тех сведений о заработной плате, которые могут быть документально подтверждены и содержатся в договоре о трудоустройстве;
корректировка Закона о рекламе в части снятия отдельных ограничений на размещение (распространение) рекламы букмекерских игр и игр тотализаторов;
возможность указания в социальной рекламе наименований, товарных знаков, знаков обслуживания, эмблем или иной символики спонсоров мероприятий в сфере культуры, физической культуры, спорта, охраны здоровья населения, пропаганды здорового образа жизни, социальной защиты населения, в число организаторов которых входят государственные органы, а также лиц, оказавших содействие государственным органам в производстве социальной рекламы.
Постоянная комиссия, в которой находится на рассмотрении законопроект: по жилищной политике и строительству
Ответственный работник Секретариата: Миневич Татьяна Петровна — заведующий отделом по подготовке законопроектов и взаимодействию с Постоянной комиссией по жилищной политике и строительству
2. Первое чтение
Сессия: Седьмая сессия
Заседание Палаты представителей: 02.10.2019 2 октября 2019 года, открытие седьмой сессии, первое заседание седьмой сессии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь шестого созыва
Статус: Принят в первом чтении
3. Второе чтение
Сессия: Четвертая сессия
Заседание Палаты представителей: 10.12.2020 10 декабря 2020 года, пятое заседание четвертой сессии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва
Постановление Палаты Представителей, которое закрепляет принятие/отклонение законопроекта: Входящий номер 179-П7/IV от 10.12.2020 «Об изменении законов по вопросам рекламы»
Статус: Принят во втором чтении