Настройки
Настройки шрифта
PT Sans
Times New Roman
Размер
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным<br/>по белому
Белым<br/>по синему
Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь
Восьмой созыв

Пресс-служба

20.09.2022

20 сентября 2022 года на заседании Палаты представителей были рассмотрены 11 законопроектов.

В первом чтении депутатский корпус рассмотрел три проекта законов.

Министр труда и социальной защиты Республики Беларусь Костевич И.А. и председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам Кананович Л.Н. доложили о проекте Закона «Об изменении законов по вопросам трудовых отношений».



Л.Н.Кананович в своем докладе отметила, что сфера труда и ее дальнейшее развитие неразрывно связаны с социально-экономическими отношениями. Происходящие изменения в экономике, обществе, на рынке труда определяют новые тенденции совершенствования трудового законодательства.

В современных условиях необходимо не только учитывать традиционные, хорошо известные ценности в сфере трудовых отношений, такие, как защищенность, справедливость, гарантии, но и усиливать элементы эффективности, гибкости, мобильности, информационности, так как это принесет пользу всем заинтересованным участникам процесса — нанимателям, работникам, государству.

С учетом правоприменительной практики, анализа эффективности последних изменений, выявленных пробелов и коллизий, а также в связи с необходимостью согласования норм трудового права с нормами действующего законодательства проектом Закона вносятся корректировки в Трудовой кодекс Республики Беларусь по целому ряду направлений.

В условиях повышенной конкуренции возрастают потребности нанимателей в современных и актуальных компетенциях работников. В этих целях требуется дальнейшее развитие института профессиональных стандартов, созданного в 2019 году.

Законопроект содержит нормы, направленные на развитие цифровых и информационных технологий в сфере трудовых отношений. Так, с принятием последних изменений в Трудовой кодекс стала очевидной необходимость дальнейшего его совершенствования в части правового регулирования дистанционной работы. Трудовой кодекс предлагается дополнить нормами, которые урегулируют возможность чередования периодов выполнения работы дистанционно и на рабочем месте в организации.

Проектом Закона в Трудовой кодекс включается статья, нормы которой направлены на развитие электронной формы взаимодействия нанимателя и работника. Данные изменения позволят в отдельных случаях отказаться от ведения бумажного документооборота, к примеру, при ознакомлении работников с локальными правовыми актами, с изменениями в трудовых обязанностях работника, с приказами о временном переводе, предоставлении трудового отпуска, увольнении и в других случаях, предусмотренных в Трудовом кодексе.

Важный блок вопросов, которые затронуты в законопроекте, составляют дополнительные социально-трудовые гарантии, предоставляемые работникам, в частности, при прохождении ими диспансеризации в организациях здравоохранения.

В этих целях работники будут освобождаться нанимателями от работы с сохранением среднего заработка на определенное количество дней. Предлагаемое количество дней для освобождения от работы обусловлено возрастом работников.

Предлагается расширить социально-трудовые гарантии родителей, воспитывающих детей. Трудовой кодекс дополняется нормой, в соответствии с которой предоставляемый в настоящее время дополнительный свободный от работы день в неделю сможет быть заменен сокращением ежедневной продолжительности работы на один час. Таким образом, родители, воспитывающие ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или троих и более детей до 16 лет, смогут сократить продолжительность ежедневной работы на один час вместо освобождения от работы на один день в неделю.

Законопроектом устанавливается общий подход к вопросу периодичности выплаты заработной платы работнику, независимо от вида заключенного с ним трудового договора. Так, выплата заработной платы будет производиться не реже двух раз в месяц, в том числе работникам, с которыми заключены контракты, а не минимум один раз в месяц, как это определено в настоящее время.

Проектом Закона скорректированы подходы к регулированию отдельных вопросов по рабочему времени. В частности, для работников, которые работают неполное рабочее время, продолжительность работы в предпраздничный день будет сокращаться пропорционально их неполному рабочему времени.

Скорректированы нормы относительно предоставления перерыва для отдыха и питания.

В законопроекте также предложены нормы расширяющие возможности привлечения работников к работе в государственные праздники и праздничные дни. Так, в государственные праздники и праздничные дни будет разрешено привлекать работников с их согласия к работам, связанным с проведением массовых мероприятий.

С учетом правоприменительной практики совершенствуются нормы, регулирующие вопросы предоставления работникам трудовых и социальных отпусков. Продолжительность трудового отпуска при разделении его на части будет определяться на дату предоставления каждой из частей. Закрепляется порядок предоставления трудового отпуска по соглашению сторон, т.е. не в соответствии с графиком трудовых отпусков.

Проект Закона изменяет подходы в части предоставления отпусков по семейно-бытовым причинам, а также нормы, касающиеся предоставления отпуска в связи с обучением.

С докладом по проекту Закона «Об изменении законов по вопросам оказания жилищно-коммунальных услуг» выступили Министр жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь Хмель А.В. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике и строительству Гайдук О.В.



Законопроект подготовлен в рамках выполнения поручений Президента Республики Беларусь, данных 5 апреля 2022 года в ходе совещания по актуальным вопросам функционирования жилищно-коммунального хозяйства, а также во исполнение плана подготовки проектов правовых актов по вопросам перераспределения полномочий между органами государственной власти от 22 апреля 2022 года.

Проектом Закона предусматривается внесение изменений в законы Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг Республики Беларусь» и «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь».

В частности, документом предлагается предоставить право местным исполнительным и распорядительным органам до 1 июля 2024 года определять:

исполнителей из числа организаций, имущество которых находится в коммунальной собственности, и акционерных обществ, акции которых принадлежат административно-территориальным единицам, для оказания на договорной основе жилищно-коммунальных услуг по:

техническому обслуживанию, санитарному содержанию вспомогательных помещений жилых домов, техническому обслуживанию лифтов, дополнительным жилищно-коммунальным услугам, а также разработке проектной документации и строительно-монтажным работам по текущему ремонту, капитальному ремонту — в отношении общего имущества совместного домовладения, управление которым осуществляется уполномоченным лицом, жилых домов, все квартиры в которых относятся к жилым помещениям государственного жилищного фонда, и общежитий, находящихся в коммунальной собственности;

обращению с твердыми коммунальными отходами — в отношении потребителей этой услуги в жилых домах, управление общим имуществом совместного домовладения которых осуществляется уполномоченным лицом, либо в отношении потребителей в жилых домах, все квартиры в которых относятся к жилым помещениям государственного жилищного фонда, и общежитий, находящихся в коммунальной собственности, выполнению работ на придомовых территориях многоквартирных жилых домов и объектах внешнего благоустройства населенных пунктов.

При этом под объектами внешнего благоустройства населенных пунктов предлагается понимать объекты озелененной территории общего пользования, улицы населенных пунктов, малые архитектурные формы, планировочные и объемные элементы благоустройства, игровое и спортивное оборудование, а также иные объекты, предназначенные для создания комфортных (эстетических) условий в среде обитания человека, расположенные на территории населенных пунктов.

Также местным исполнительным и распорядительным органам предлагается определять исполнителей работ по обслуживанию индивидуальных тепловых источников (включая газовые котельные), находящихся в собственности совместных домовладений и эксплуатируемых организациями собственников, из числа специализированных организаций, имущество которых находится в коммунальной собственности, и акционерных обществ, акции которых принадлежат административно-территориальным единицам, а также определять порядок организации и выполнения этих работ.

Наделение местных исполнительных и распорядительных органов указанными полномочиями направлено на обеспечение качественного и оперативного выполнения работ (оказания услуг), бесперебойного теплоснабжения потребителей, безопасной эксплуатации индивидуальных тепловых источников и оперативного реагирования в случае аварийных ситуаций.

С докладом о проекте Закона «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь» выступил первый заместитель Министра финансов Республики Беларусь Кийко Д.Н., с содокладом —председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Нижевич Л.И.



Законопроектом предлагается отмена для индивидуальных предпринимателей ограничения по переходу с уплаты единого налога на общий порядок налогообложения, что позволит поддержать предпринимательскую инициативу в условиях нестабильной экономической ситуации, так как размер налоговых обязательств при применении общего порядка налогообложения напрямую зависит от величины получаемых доходов.

Также проектом Закона предусмотрена норма, регулирующая вопросы корректировки данных налоговых деклараций по единому налогу в связи с переходом на общий порядок налогообложения.

Во втором чтении были приняты пять законопроектов.

Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Панасюк В.В. представил проект Закона «О регулировании безопасности при использовании атомной энергии».


Законопроект направлен на укрепление и поддержание должного уровня ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии. Для этой цели в законопроекте предусмотрено:

комплексное регулирование общественных отношений в области обеспечения безопасности при использовании атомной энергии на всех этапах жизненного цикла объектов использования атомной энергии;

разграничение и усиление ответственности уполномоченных республиканских органов государственного управления, вовлеченных в процесс принятия решений по управлению и регулированию безопасности при использовании атомной энергии;

выполнение международных обязательств Республики Беларусь по обеспечению ядерной и радиационной безопасности.

В законопроекте также закрепляются рекомендованные МАГАТЭ принципы по безопасности при использовании атомной энергии.

Планируется, что в последующем эти принципы послужат основой совершенствования законодательства для достижения сбалансированного подхода в нормотворческом процессе и позволят сократить разрыв между требованиями законодательства и правоприменительной практикой.

Приоритет безопасности при использовании атомной энергии, также закрепленный в законопроекте, будет способствовать безусловному повышению уровня ядерной и радиационной безопасности, обеспечению защиты жизни, здоровья, прав и законных интересов граждан, а также охраны окружающей среды, укреплению имиджа Республики Беларусь на международной арене как страны, разделяющей современные международные требования к безопасности.

О проекте Закона «Об изменении законов по вопросам здравоохранения, донорства крови и ее компонентов» проинформировала председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Макарина-Кибак Л.Э.


В целях обеспечения комплексности правового регулирования общественных отношений в области донорства крови и ее компонентов проектом Закона предусматривается внесение изменений в законы Республики Беларусь «О здравоохранении», «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства», «О донорстве крови и ее компонентов». Исходя из объема вносимых изменений и дополнений последний излагается в новой редакции.

Так, проектом Закона предлагается:

существенно обновить понятийный аппарат, используемый в Законе Республики Беларусь «О донорстве крови и ее компонентов», и расширить сферу действия Закона;

закрепить основные направления государственной политики в области донорства и источники финансирования расходов, связанных с донорством;

дополнить и конкретизировать полномочия Совета Министров Республики Беларусь и Министерства здравоохранения в области донорства;

регламентировать вопросы обеспечения качества и безопасности крови и ее компонентов, пропаганды, организации и развития донорства;

определить условия и порядок выполнения донорской функции;

урегулировать вопросы, связанные с реализацией, ввозом в Республику Беларусь и вывозом из Республики Беларусь крови и ее компонентов;

закрепить права и обязанности доноров, льготы, гарантии и компенсации, предоставляемые им.

В частности, донору проектом Закона гарантируются:

освобождение от работы (исполнения обязанностей военной службы (службы), образовательного процесса) в день сдачи крови, ее компонентов;

сохранение среднего заработка (денежного довольствия) за день сдачи крови, ее компонентов и получение бесплатного питания или его компенсации;

возмещение расходов, связанных с выполнением донорской функции;

назначение пособия по временной нетрудоспособности с первого дня утраты трудоспособности в размере 100 процентов среднедневного заработка в случае, установленном в настоящем Законе;

награждение нагрудным знаком отличия Министерства здравоохранения «Ганаровы донар Рэспублiкi Беларусь».

В свою очередь донору, награжденному нагрудным знаком отличия Министерства здравоохранения «Ганаровы донар Рэспублiкi Беларусь», проектом Закона предоставляются:

скидка в размере 25 процентов на платные медицинские услуги в государственных организациях здравоохранения, за исключением платных медицинских услуг, тарифы на которые регулируются Министерством здравоохранения (по согласованию с Министерством антимонопольного регулирования и торговли);

кратковременный отпуск без сохранения заработной платы (денежного довольствия военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава) продолжительностью до 14 календарных дней;

повышение пенсии по достижении общеустановленного пенсионного возраста в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении и др.

С докладом о проекте Закона «Об изменении законов по вопросам бухгалтерского учета и отчетности» выступила член Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Бартош С.В.


Законопроектом предусматривается изменение закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности».

В частности, предусматривается корректировка подходов к определению круга общественно значимых организаций, обязанных составлять финансовую отчетность (в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), что предполагает более точную оценку деятельности таких организаций и, соответственно, возможность принятия обоснованных управленческих решений.

С 1 января 2025 года организациями банковского сектора (включая ОАО «Банк развития Республики Беларусь») стандарты МСФО будут применяться в качестве единственных стандартов при составлении финансовой отчетности.

Кроме того, расширен перечень способов подписания первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета с использованием информационных технологий.

Законопроектом установлены обязанности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности иностранными организациями в отношении деятельности, которая рассматривается как деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Проектом Закона предусмотрено ограничение права руководителя общественно значимой организации передавать ведение бухгалтерского учета и составление отчетности организации или индивидуальному предпринимателю, оказывающему такие услуги.

Документом также предлагается расширение состава не подлежащих пересчету неденежных активов и неденежных обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте.

Проектом Закона вносятся изменения в Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в части установления особенностей ведения бухгалтерского учета в соответствующих определенным критериям крестьянских (фермерских) хозяйствах.

Член Постоянной комиссии Палаты представителей по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Михалюк П.Р. выступил с докладом по проекту Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об основах государственной молодежной политики».


Данный законопроект разработан и подготовлен Правительством во исполнение резолюции Главы государства на предложения Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь о механизме реализации гражданских и молодежных инициатив. В связи с этим проектом Закона вносятся коррективы предусматривающие:

уточнение целей государственной молодежной политики;

расширение полномочий Министерства образования в части реализации отдельных направлений государственной молодежной политики;

закрепление нового направления государственной молодежной политики — «государственная поддержка молодежных инициатив»;

определение координатора реализации молодежных инициатив;

конкретизацию мер по содействию формированию здорового образа жизни молодежи;

расширение подходов к оказанию поддержки молодежных общественных организаций.

Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Мартынов И.Ф. доложил о проекте Закона «Об изменении законов по вопросам обработки персональных данных».


Проект Закона направлен на приведение норм законодательства в соответствие с изменениями Конституции Республики Беларусь, принятыми на республиканском референдуме 27 февраля 2022 г., Законом Республики Беларусь от 7 мая 2021 г. № 99-З «О защите персональных данных», Указом Президента Республики Беларусь от 16 марта 2021 г. № 107 «О биометрических документах», совершенствование обработки персональных данных при государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, ведении регистра населения, обеспечении пограничной безопасности Республики Беларусь.

В связи с этим Законопроектом вносятся коррективы в четыре закона Республики Беларусь: «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним», «О регистре населения», «О Государственной границе Республики Беларусь» и «Об информации, информатизации и защите информации».

В ходе заседания также были рассмотрены три проекта законов о ратификации международных договоров.

Министр труда и социальной защиты Республики Беларусь Костевич И.А. представила проект Закона «О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года в части пенсионного обеспечения должностных лиц и сотрудников Евразийской экономической комиссии и Суда Евразийского экономического союза, являющихся гражданами Российской Федерации» (содокладчик — заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам Семенчук О.А.).

Ратификация Протокола и, соответственно, вступление его в силу позволит урегулировать вопросы назначения пенсии за выслугу лет в соответствии с законодательством Российской Федерации гражданам Российской Федерации, являющимся должностными лицами и сотрудниками ЕЭК и Суда ЕАЭС.

С докладом о проекте Закона «О ратификации Соглашения об осуществлении аудиторской деятельности в рамках Евразийского экономического союза» выступил первый заместитель Министра финансов Республики Беларусь Кийко Д.Н., с содокладом — заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Васюков В.М.


Законопроектом предусмотрено определение Министерства финансов органом, ответственным за выполнение обязательств, принятых Республикой Беларусь по Соглашению, и взаимодействие с органами других государств — членов Евразийского экономического союза, уполномоченными на осуществление функций по регулированию аудиторской деятельности.

Соглашением устанавливаются требования к лицам, осуществляющим аудиторскую деятельность, и порядок ее осуществления, в том числе принятие мер по обеспечению должной аудиторской деятельности.

Законопроектом также предусматривается принятие мер, необходимых для реализации положений Соглашения Советом Министров Республики Беларусь, в частности внесение изменений в действующие нормативные правовые акты в целях реализации положений Соглашения.

Министр юстиции Республики Беларусь Хоменко С.Н. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Попко П.И. представили проект Закона «О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года».



Протокол был разработан по итогам деятельности сводной рабочей группы по совершенствованию положений Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года в период с июля 2017 года по июнь 2021 года и содержит более 130 поправок.

Протоколом устанавливается регулирование правоотношений, политика которых на национальном уровне реализуется при участии не менее 19 государственных органов и организаций Республики Беларусь.

Положения Протокола направлены на реализацию отдельных пунктов Плана мероприятий по реализации Стратегических направлений евразийской экономической интеграции до 2025 года, утвержденного распоряжением Совета Евразийской экономической комиссии от 5 апреля 2021 г. № 4, в частности, по вопросам технического регулирования, санитарии, ветеринарии и фитосанитарии.

Протокол вносит изменения в Договор, в том числе по вопросам наделения Евразийской экономической комиссии дополнительными полномочиями, применения антидемпинговых мер по отношению к третьим странам, взимания косвенных налогов и контроля за их уплатой, а также конкуренции и государственного ценового регулирования.

В соответствии с Протоколом Евразийская экономическая комиссия наделяется дополнительными полномочиями на проведение оценки регулирующего воздействия проектов международных договоров в рамках Евразийского экономического союза, которые могут оказать влияние на условия ведения предпринимательской деятельности, и оценки фактического воздействия принятых решений Евразийской экономической комиссией, которые оказывают влияние на условия ведения предпринимательской деятельности.

Протокол содержит решение ряда вопросов, которые возникли при администрировании косвенных налогов во взаимной торговле субъектов хозяйствования государств-членов Евразийского экономического союза.

В Протоколе также содержатся положения о внесении изменений в Договор по вопросам зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), транспортной политики, государственных закупок.

На заседании депутатский корпус рассмотрел кадровый вопрос. Парламентарии дали согласие на освобождение В.В.Курсевич от должности заместителя председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике и назначение на должность заместителя председателя этой комиссии М.А.Шкроб.

Все новости