Информационно-аналитическое управление
Почтовый адрес: 220010, Республика Беларусь, г. Минск,
ул. Советская, 11.
Факс: +375 (17) 222-32-13
Тел.: +375 (17) 222-64-75
Электронная почта: inform@house.gov.by
На расширенном заседании депутатами рассмотрен Отчет об исполнении республиканского бюджета за 2022 год

08.06.2023
На расширенном заседании Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам депутатами рассмотрен Отчет об исполнении республиканского бюджета за 2022 год. Бюджет на 2022 год формировался и исполнялся в условиях высокой неопределенности, связанной с усилением санкционного давления на нашу страну. Об этом журналистам перед началом заседания рассказала депутат Палаты представителей Людмила НИЖЕВИЧ.
— Множественные ограничительные меры затронули наряду с выстроенной системой межстрановых экономических отношений, логистических цепочек и финансовый сектор. В совокупности все эти факторы обусловили сокращение отдельных налоговых поступлений в бюджет и потребовали от государственных органов реализации широкого комплекса мер, направленного на минимизацию негативного воздействия санкций, обеспечение макроэкономической сбалансированности и расширение поддержки белорусской экономики. В результате доходы республиканского бюджета за 2022 год сложились в сумме 28,6 млрд. руб. (при 27,8 млрд. руб., утвержденных Законом Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2022 год» (далее –– Закон), расходы –– 32,6 млрд. руб. (30,6 млрд. руб.), дефицит –– 4 млрд. руб. (2,8 млрд. руб.).
В целом бюджетная политика 2022 года носила стимулирующий характер и была направлена на поддержку основных отраслей экономики, реализацию социальных мероприятий, предусмотренных долгосрочными программами социально-экономического развития страны. В 2022 году темп роста расходов бюджета к 2021 году составил 12,8 процента, при росте доходов на 2,6 процента. Источниками формирования доходов республиканского бюджета в 2022 году являлись налоговые доходы, за счет которых сформировано 78,2% доходов, неналоговые доходы –– 13,9%, безвозмездные поступления –– 7,9%. Наибольший удельный вес в формировании налоговых доходов составляли налог на добавленную стоимость (53,4%), доходы от внешнеэкономической деятельности (17,5%), акцизы (14,4%).
Парламентарий отметила, что по сравнению с 2021 годом поступления по налоговым доходам уменьшились на 3,9%, в основном за счет сокращения доходов от внешнеэкономической деятельности, акцизов, налога на прибыль. В целях обеспечения сбалансированного исполнения республиканского бюджета в 2022 году реализован ряд мер по привлечению дополнительных доходов в республиканский бюджет.
— Законом на 2022 год республиканский бюджет по расходам утвержден в сумме 30,7 млрд. руб. В течение финансового года расходы увеличены на 2,9 млрд. руб. И составили 33,6 тыс. руб., или 110% к плану, утвержденному Законом. Профинансировано расходов в сумме 32,6 млрд. руб., или 106,4% к плану, утвержденному Законом, и 97,1% к уточненном плану. В 2022 году произошли изменения в структуре расходов бюджета: увеличилась доля расходов на национальную экономику и оборону при сокращении доли на отрасли социальной сферы. За 2018 –– 2022 гг. доля социальных расходов в общей сумме расходов республиканского бюджета сократилась с 21,4 % до 18,8 %, или на 2,6 процентного пункта.
Депутат Палаты представителей подчеркнула, что доля в расходах республиканского бюджета расходов на социальную сферу (здравоохранение, физическая культура, спорт, культура, средства массовой информации, образование, социальная политика) остается значительной. В 2022 году указанные расходы составили 5,8 млрд. руб., или 17,9% от суммы расходов республиканского бюджета. В структуре финансирования социальной сферы 64,6% занимают расходы, связанные с оплатой труда работников и социальными выплатами населению.
— Законом запланировано 15,6 млрд. руб. на финансирование 58 бюджетных программ (без учета средств на финансирование Государственной инвестиционной программы и Государственной программы инновационного развития). Уточненным планом предусмотрено финансирование 61 государственной программы, распорядителями средств освоено 97,4% уточненных годовых назначений. Из общей суммы программных расходов в 2022 году 24 государственные программы социально-экономической направленности, 10 государственных программ национальной безопасности, 12 государственных программ научных исследований, 14 государственных научно-технических программ и 1 региональная научно-техническая программа.
Постоянной межведомственной комиссией по государственным программам из 29 программ перечня, утвержденного постановлением Правительства от 24 декабря 2020 г. № 759, признано: высокоэффективными –– 3 программы, эффективными –– 11, среднеэффективными –– 15 программ. При этом отсутствуют низкоэффективные и неэффективные программы (в 2021 году две государственные программы признаны низкоэффективными). В 2022 году согласно статье 2 Закона в республиканский бюджет включены средства государственных целевых бюджетных фондов: фонда национального развития, республиканского централизованного инновационного фонда, республиканского дорожного фонда, республиканского фонда универсального обслуживания цифрового развития и связи и республиканского фонда гражданской авиации.
Парламентарий отметила, что по сравнению с 2021 годом доходы государственных целевых бюджетных фондов возросли на 0,4 млрд. руб. (темп роста составил 143,9%), расходы увеличились на 136,1 процента. Основным источником формирования фонда национального развития в 2022 году являлись отчисления части прибыли высокорентабельных предприятий, доля которых составила 93,8% (в 2021 году — 94,3 %), прочие поступления –– 6,2% (в 2020 году –– 0,3%). На финансирование объектов Государственной инвестиционной программы в 2022 году направлено 86,0 млн. руб., или 81,8% от утвержденного плана и 99,98% от уточненного объема средств.
— В 2022 году Правительством совместно с Комитетом государственного контроля выработаны подходы к изъятию части прибыли высокорентабельных организаций. Определены единые критерии, в соответствии с которыми высокорентабельные организации признаются плательщиками, и размеры платежей в фонд. В 2022 году соблюдались установленные Законом нормативы отчислений в доходы консолидированных бюджетов областей. Всего в 2022 году из республиканского бюджета в бюджеты областей и г. Минска в виде межбюджетных трансфертов передано 7,2 млрд. руб., или на 0,7 млрд. руб. (10,6%) больше, чем в 2021 году. Отношение государственного долга к ВВП сложилось на уровне 33,3% и не превысило порогового значения (не более 38%). Лимиты размеров внутреннего и внешнего долга не превышены, - констатировала Людмила Нижевич.