Уважаемые
депутаты и приглашенные!
Открывается
восьмая сессия Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь
седьмого созыва.
Символично, что
это происходит в момент, когда страна отмечает важнейший государственный
праздник — День Конституции. Сегодня для каждого белоруса он приобретает особое
значение. Государством и обществом проделана беспрецедентная работа.
Обновленная Конституция в буквальном смысле создавалась народом и для народа.
Сделав свой
выбор, люди проголосовали за суверенитет, гражданский мир, социальную
справедливость и эволюционный путь развития. И теперь нам всем вместе предстоит
выполнить ответственную созидательную миссию по воплощению норм Основного
Закона в жизнь.
Одну из ключевых
ролей в формировании нового облика Беларуси призван сыграть Парламент.
Пользуясь возможностью, хочу искренне поблагодарить депутатский корпус,
принявший активное участие в организации общественного диалога, подготовке
проекта Конституции и проведении референдума.
Убежден, что
каждый депутат осознает всю степень ответственности за те решения, которые нам
предстоит принять на этом судьбоносном для Родины этапе, и готов активно
включиться в работу по выполнению стоящих перед Палатой представителей задач.
Надо сказать,
что мы связаны достаточно жесткими временными рамками и любое промедление в
достижении поставленных целей влечет серьезные издержки для страны, граждан,
нашего общего будущего.
Наиважнейшая
задача сегодня — начать системную работу по приведению действующего
законодательства в соответствие с Конституцией. В течение двух лет предстоит
откорректировать около 100 законов, включая 20 кодексов Республики Беларусь.
Поэтому нам принципиально важно четко расставить приоритеты законодательной
деятельности и определиться с графиком их реализации.
Уже в этом году мы
должны принять законы о Всебелорусском народном собрании и гражданском
обществе. Законы сложные, но в силу их особой востребованности в ближайшее
время нужно обеспечить их подготовку и внесение в Палату представителей.
Определенные наработки у депутатов имеются, и их реализацию надо ускорить.
Самое
пристальное внимание следует уделить участию депутатского корпуса в подготовке
поправок в законы о Президенте, Правительстве, а также в Избирательный кодекс.
В оперативном
порядке необходимо скорректировать и основополагающие для нас правовые
документы — законы о Национальном собрании, о статусе депутата Палаты
представителей, члена Совета Республики, а также внести изменения в Регламент
Палаты представителей.
Естественно,
приведение действующих законов в соответствие с Конституцией — это только одна
из составляющих работы по трансформации законодательства. Депутаты должны
принять самое активное участие в подготовке Концепции правовой политики,
определяющей стратегию совершенствования национальной правовой системы на новый
период.
Учитывая
характер предстоящей работы, постоянным комиссиям нужно обеспечить четкое
планирование и тесную координацию своих действий с Администрацией Президента,
Правительством, иными заинтересованными органами.
Работа предстоит
напряженная. Однако это не должно сказаться на качестве решения наших текущих
задач, рассмотрении законопроектов, которые находятся в постоянных комиссиях
или будут внесены в Палату представителей в соответствии с планом их подготовки
на 2022 год.
Неопределенная
внешнеполитическая обстановка обязывает нас принять все необходимые правовые
меры, чтобы обеспечить экономическую безопасность страны и сохранить достойный
уровень жизни белорусов.
На наших глазах
рушится старая система мирохозяйственных связей. Перекраиваются мировые рынки.
Разрываются логистические, технологические и финансовые цепочки. А
торгово-экономические войны и санкции уже вплотную подвели мир к катастрофе.
Разумеется,
Беларусь обладает серьезным запасом прочности. Но нужно адаптировать национальную
экономику к работе в этих жестких и порой непредсказуемых условиях, обеспечив
при этом сохранение ее стратегических отраслей, ключевых производств и рабочих
мест.
На это должна
быть нацелена и наша работа над проектом Закона о республиканском бюджете. Уже
сейчас следует готовить конкретные предложения. Несмотря на все сложности,
необходимо сохранить социальную направленность бюджета. В этом плане важно
задействовать ту информацию, которая была обобщена нами в ходе общественного
обсуждения проекта изменений в Конституцию на диалоговых площадках, в трудовых
коллективах.
Наряду с
обеспечением поддержки предприятий государственного сектора необходимо
проработать действенные меры по сохранению и развитию частного бизнеса, который
вносит существенный вклад в экономику страны.
Надо внимательно
изучить предложения о государственном стимулировании деловой инициативы,
поощрении предпринимательской деятельности. В стране много людей, которые
готовы приносить пользу обществу. Им следует предоставить больше свободы, упростить
правила ведения бизнеса, чтобы они не тратили время на пустую бумажную
волокиту, а занимались своим непосредственным делом. Вместе с тем, различного
рода контролирующим органам следует пересмотреть свою работу, отказаться от
формализма и минимизировать количество необоснованных проверок. Это особенно
важно в плане выравнивания экономических потенциалов регионов.
С учетом
ожиданий граждан должна быть решена и задача по совершенствованию земельных
отношений. Справедливые базовые правила распоряжения землей — фундамент
социальной стабильности. Именно с позиции этого тезиса Главы государства
необходимо подойти к корректировке Кодекса о земле.
Подготовку и
принятие решений по обеспечению экономической безопасности следует тесно
увязать с участием парламентариев в реализации 28 союзных программ, ведь сама
жизнь подтверждает правильность линии лидеров двух наших стран на более тесное
сотрудничество.
В рамках
Парламентского Собрания Союза Беларуси и России принято решение увеличить
численность его комиссий с 8 до 12. Такой шаг позволяет союзным парламентариям
более эффективно влиять на ход выполнения положений Договора о создании
Союзного государства.
Что касается
первоочередных задач по реализации внешнеполитического курса страны, то сегодня
они прежде всего обусловлены нарастанием глубочайшего кризиса, который
разразился в отношениях Востока и Запада.
Мы постоянно
говорили о недопустимости политики санкций, давления и угроз, о том, как опасно
игнорировать принцип неделимости безопасности. Белорусы, ставшие жертвами
нацистского геноцида, не приемлют войну на уровне генетической памяти. И даже
сегодня, когда мир стоит на грани ядерного конфликта, мы активно выступаем за
создание надежных механизмов обеспечения глобальной безопасности и формирование
справедливой и взаимовыгодной системы экономического сотрудничества. Об этом
свидетельствуют усилия Главы белорусского государства по созданию условий для
проведения мирных переговоров между Украиной и Россией, а прежде всего — его
инициатива о перезапуске Хельсинкского процесса, выдвинутая еще пять лет назад.
Совершенно
очевидно, что другой альтернативы этой мирной инициативе сегодня не существует.
Поэтому ее активное продвижение на всех уровнях и во всех форматах
международного парламентского диалога остается нашей главной задачей на внешнем
контуре. Глубоко убежден, что выход из сложившейся ситуации возможен только на
пути ее реализации. Искренне надеюсь, что западные политики прозреют и мы
увидим с их стороны реальные шаги в этом направлении.
В настоящее
время нужно сосредоточиться на развитии всесторонних отношений с нашими
союзниками и партнерами прежде всего в торгово-экономической сфере. Беларусь —
экспортоориентированная страна. Поэтому проблемы в мировой экономике
действительно создают для нас определенные трудности. Но вместе с тем они
содержат в себе и потенциальные возможности. Отыскать их и использовать в своих
интересах крайне важно.
Необходимо
укрепить взаимодействие с Министерством иностранных дел и белорусскими
дипломатическими миссиями на местах, содействовать установлению региональных
связей.
Разумеется,
депутаты не заключают конкретные торговые сделки. Но информационная
составляющая в наращивании бизнес-контактов очень важна, поскольку позволяет
намечать перспективы сотрудничества, находить свободные ниши на рынках и новых
партнеров.
С учетом санкций
против Беларуси надо четко определить группы стран, с которыми мы можем
сосредоточиться исключительно на политическом аспекте диалога, и те
государства, где этот диалог может принести реальную экономическую отдачу. Это
должно стать дорожной картой нашей дальнейшей деятельности, и Постоянной
комиссии по международным делам во взаимодействии с МИДом следует оперативно
заняться ее разработкой.
Постоянный рост
цен на продовольствие говорит о том, что спрос в мире на него в ближайшие годы
не уменьшится. Надо использовать эту ситуацию для раскрытия экспортного
потенциала нашей страны как одного из крупнейших производителей
сельскохозяйственной продукции. Я обращаюсь к руководителям парламентских групп
дружбы — эти вопросы должны быть на вашем персональном контроле.
Следует активнее
содействовать продвижению отечественных товаров на рынки России и Китая. Все
условия для этого созданы в рамках договоренностей по Союзному государству, а
также Директивы о развитии двусторонних отношений с КНР.
Нужно укреплять
контакты с нашими традиционными партнерами по СНГ и ЕАЭС, странами
Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, проработать перспективы реализации
договоренностей, достигнутых на полях 36-й ассамблеи Латиноамериканского
парламента, которая прошла в Панаме в феврале этого года. Речь, в частности,
идет о возможности подписания Соглашения о сотрудничестве между Национальным
собранием Беларуси и Парламентом МЕРКОСУР.
Что касается
нашего участия в работе по линии Межпарламентского союза и ПА ОБСЕ, то здесь
надо сделать акцент на объединительных инициативах гуманитарного характера. При
этом мы должны жестко реагировать на любые враждебные выпады против Беларуси,
распространение лжи и попытки протаскивания на международных парламентских
площадках надуманных антибелорусских резолюций.
Ближайшим
поводом для этого станет 144-я Ассамблея Межпарламентского союза, которая
пройдет в Индонезии 20 — 24 марта этого года. Нашей делегации в тесной связке с
геополитической группой «Евразия» необходимо быть готовой отразить возможные
провокации в отношении Республики Беларусь.
Нельзя снижать и
набранные темпы общения с избирателями. Люди хотят продолжать диалог. И наш
долг — сделать так, чтобы они из первых уст узнавали о развитии ситуации вокруг
Беларуси и ходе конституционной реформы.
При этом важно
действовать предельно открыто, так как недостаток информации сразу же
заполняется нашими оппонентами. А в чем состоят их истинные цели, все уже
прекрасно понимают.
Надо разъяснять
гражданам, где правда, а где ложь, развенчивать фейки, доводить позицию власти
по важнейшим вопросам внешней и внутренней политики. А самое главное — видеть
проблемы и с местными властями, руководителями предприятий решать их, не
допуская социальной напряженности.
Безусловно,
следует продолжить мониторинг цен на социально значимые товары и услуги,
отслеживать работу местных органов власти по решению социальных вопросов,
особенно по поддержке наиболее уязвимых категорий населения — пенсионеров,
инвалидов, многодетных семей.
Причем важно не
просто констатировать проблемные вопросы, но и продумывать алгоритмы их
решения. Информацию, собранную депутатами, нужно серьезно анализировать и на
системной основе готовить конкретные предложения в адрес местных властей,
Правительства, а также выдвигать соответствующие законодательные инициативы.
Уважаемые
участники заседания!
Завершая свое
выступление, хочу сердечно поздравить вас, наших избирателей, чью поддержку мы
ощущали на всех этапах общественного диалога, с Днем Конституции и пожелать
всем нам успехов в ее реализации.
Уважаемые депутаты, приглашенные!
Завершает свою работу восьмая сессия Палаты представителей
Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва.
Еще полгода назад на диалоговых площадках мы дискутировали,
сможет ли обновленная Конституция обеспечить суверенитет и обустроить Беларусь
на новом этапе ее развития.
Время показало, что решение, принятое народом, было
абсолютно правильным. На фоне того безумия, которое охватило современный мир,
выработанная модель взаимодействия ветвей власти, политической системы, участия
граждан в делах государства убедительно доказывает свою эффективность.
Несмотря на внешнее давление и санкции, предприятия
работают, цены под контролем, государство в полной мере исполняет свои
социальные обязательства. И самое главное, люди ощущают себя в безопасности, не
боятся за жизни родных и близких.
Беларусь в очередной раз демонстрирует пример того, как
единство народа, упорный труд и верность идеалам мира позволяют ей достойно
отстаивать национальные интересы, оставаясь островком спокойствия в Европейском
регионе.
Но останавливаться нельзя. Общественная значимость и
количество задач, стоящих перед государственными органами, в том числе перед
Парламентом, постоянно возрастают. Более того, сегодня сложно выделить
приоритеты. Все вопросы носят неотложный характер. Задачи конституционного
строительства следует решать в тесной увязке с обеспечением безопасности во
всех ее смыслах — оборонном, экономическом, социальном, идеологическом. Именно
таким образом и была построена наша работа. Всего в ходе сессии принято порядка
60 законопроектов.
В целях реализации поручения Главы государства нами
развернута работа по приведению законодательства в соответствие с обновленной
Конституцией. Утверждены планы, определены сроки и постоянные комиссии,
отвечающие за их реализацию.
Как результат, уже в ходе нынешней сессии приняты в первом
чтении изменения в законы «О Национальном собрании», «О статусе депутата Палаты
представителей, члена Совета Республики». К началу очередной сессии эти
документы должны быть полностью отработаны и вынесены на рассмотрение в
Овальном зале.
Параллельно постоянным комиссиям следует начать работу над
новым Регламентом Палаты представителей. Здесь надо серьезно подумать над
конкретными предложениями, особенно в части повышения оперативности принятия
законодательных решений.
К настоящему времени в Палате представителей завершается
разработка проекта Закона «О Всебелорусском народном собрании». Это
основополагающий документ для реализации белорусской традиции народовластия.
Следует ускорить его согласование с заинтересованными и выходить на его
принятие в кратчайшие сроки.
Депутатский корпус принимает участие в подготовке
законопроектов о гражданском обществе, о Совете Министров, о судоустройстве и
статусе судей, о конституционном судопроизводстве. Продолжается работа над
Избирательным кодексом, иными не менее важными документами.
Такой объемный пласт деятельности требует предельной
собранности, ответственности и постоянной обратной связи с обществом. Выдержать
установленные сроки и сохранить сложившуюся в стране традицию народного
законотворчества — важнейшая задача депутатского корпуса.
Самое серьезное внимание в ходе сессии уделено экономическому
блоку законопроектов. Именно от работы экономики, встраивания ее в
принципиально новую систему мирохозяйственных связей сегодня зависит
благополучие страны и ее граждан.
Нами оперативно приняты проекты законов по вопросам рынка
ценных бумаг, ипотеки, государственно-частного партнерства, платежных систем и
платежных услуг. Все они позволяют смягчить степень воздействия внешних
санкций, выстраивать новые механизмы управления экономикой, углублять
интеграционные процессы в рамках ЕАЭС и Союзного государства.
Работа в этом направлении должна быть продолжена. В
межсессионный период особый акцент следует сделать на законопроектах,
предусмотренных Комплексным планом Совета Министров по поддержке экономики. Надо
спланировать нашу деятельность так, чтобы в начале следующей сессии все
востребованные законопроекты были приняты.
Особенность настоящей сессии также в том, что многие
рассматриваемые законопроекты находятся на стыке экономики и социальной
политики. И жизненно важно найти верный баланс, чтобы не нарушить принцип
социальной справедливости. Это наглядно продемонстрировал наш семинар-совещание
по совершенствованию земельных отношений, проведенный в Белыничах. Принятие на
сессии новой редакции Кодекса о земле упрощает решение многих житейских
проблем, придает импульс развитию предпринимательства на селе, предоставляет
местным властям дополнительные инструменты в работе с населением.
В целом в законодательной деятельности надо более решительно
реагировать на резонансные проблемы, неоднократно поднимаемые гражданами.
Именно с позиций внимательного отношения к насущным заботам избирателей следует
подойти к подготовке проекта Кодекса об архитектурной, градостроительной и
строительной деятельности, комплексной корректировке хозяйственного
законодательства, проектам законов «Об урегулировании неплатежеспособности»,
«Об объединениях нанимателей», «О лицензировании».
Вопросы очень непростые, но значимые для экономики и
граждан, позволяющие укрепить общественную стабильность перед лицом внешних
угроз и вызовов. Поэтому все эти документы к началу сессии должны быть детально
проработаны с Правительством, представителями бизнеса, экспертным сообществом.
Совершенствованию деятельности государственного механизма
послужат принятые законопроекты о государственной службе, об обращениях граждан
и юридических лиц. Общество предъявляет новые требования к открытости органов
власти, должностных лиц и к степени вовлеченности населения в принятие решений.
Реализация этих законов должна находиться на постоянном контроле депутатского корпуса.
В сфере национальной безопасности знаковым решением стало
принятие изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. Все, кто
преступил закон, должны знать, что за свои поступки им придется отвечать перед
белорусским народом.
Что касается международной деятельности, то в ходе сессии мы
последовательно разъясняли своим западным коллегам нацеленность Беларуси на
развитие торгово-экономического сотрудничества, ценность инструментов
парламентской дипломатии, тупиковость и пагубность санкций для мировой
экономики.
К сожалению, коллективный Запад пока не готов воспринимать
доводы здравого смысла. Мы видим его стремление изолировать нас, перекрыть
каналы общения. Однако конфронтация — это не наш путь. Беларусь всегда готова к
сотрудничеству на принципах конструктивного, равноправного и
взаимоуважительного диалога. Поэтому мы продолжим разговаривать со всеми,
настойчиво продвигая миролюбивые внешнеполитические инициативы Главы
белорусского государства.
Эту четкую позицию депутаты должны транслировать на всех
международных площадках. У нас много друзей, реально оценивающих положение дел
в мире и готовых развивать сотрудничество с нашей страной. Пример тому ––
парламентское сотрудничество в МПС.
Перспективным представляется также взаимодействие по линии
Парламентской сети Движения неприсоединения. Сегодня белорусские парламентарии
принимают участие в работе этого представительного форума в столице
Азербайджана.
Такие контакты надо использовать также для расширения
сотрудничества с МПА АСЕАН, ПАРЛАТИНО и Панафриканским парламентом. В полной
мере необходимо задействовать потенциал парламентской дипломатии во
взаимоотношениях с Китаем, государствами Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока.
Серьезный задел сотрудничества у нас имеется с Индией. Надо
двигаться дальше и развивать сотрудничество по всем направлениям, представляющим
взаимный интерес.
В наших ближайших планах — проведение онлайн-встреч с
парламентариями из Вьетнама, Таиланда и Кубы. В июле состоится визит в Тегеран
рабочей группы по сотрудничеству с Парламентом Ирана. Есть хорошие возможности
для дальнейшего расширения межпарламентских контактов по линии недавно
сформированных рабочих групп в парламентах Болгарии, Венесуэлы, Мексики.
Нарастание внешнего давления еще раз подтверждает
правильность курса на укрепление интеграционных связей в рамках МПА СНГ, ПА
ОДКБ, Парламентского Собрания Союза Беларуси и России.
Состоявшееся в мае заседание Совета ПА ОДКБ подтвердило нашу
общую приверженность диалогу, принципам неделимости безопасности и коллективного
реагирования на нарастающие угрозы.
Вопросы белорусско-российской интеграции, парламентского
контроля за исполнением 28 союзных программ были в центре внимания шестьдесят
второй сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России.
Особый акцент был сделан также на необходимости пересмотра
подходов к отбору и реализации программ, финансируемых из союзного бюджета.
Общее мнение — приоритет должен отдаваться передовым, наукоемким разработкам,
способным заместить импорт и обеспечить экономический рост. Конкретные
предложения на этот счет мы договорились обсудить в сентябре на заседании
Совета Парламентского Собрания. И депутаты должны быть готовы к предметному,
принципиальному разговору.
Неотъемлемой частью нашей работы на всех международных
площадках является борьба с фальсификацией истории. Инициированная нами
международная парламентская конференция «Историческая память: Великая Победа,
добытая единством» получила позитивный отклик и поддержку наших
коллег-парламентариев из Армении, Казахстана, России, Таджикистана,
Узбекистана. Это еще раз подтверждает, что мы солидарны в своем стремлении
сохранить историческую правду, противостоять попыткам героизации нацистов и их
современных последователей.
Работу в этом направлении надо продолжить, в том числе и в
избирательных округах. И не только в рамках Года исторической памяти.
Идеологическая война охватывает все сферы общественной жизни. Любая недоработка
властей мгновенно используется для раскола общества, дискредитации государства.
Поэтому мы должны предельно критично оценивать результаты своей работы и
чувствовать персональную ответственность за все, что происходит в стране. Это
требование Главы государства должно стать незыблемым правилом в деятельности
депутатского корпуса, каждого депутата!