Рус Бел Eng
Главная / Деятельность / Законопроекты, поступившие на рассмотрение в Палату представителей
Восьмой созыв.
Календарь заседаний Палаты представителей

«О Всебелорусском народном собрании»

Субъект права законодательной инициативы: Депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь
Любецкая Светлана Анатольевна
Входящий номер: 6719
Описание законопроекта

25 января 2023 года Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь принят проект Закона Республики Беларусь «О Всебелорусском народном собрании», внесенный депутатом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Любецкой С.А.

Законопроект разработан во исполнение пункта 4 плана подготовки проектов законодательных актов на 2022 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 23 декабря 2021 г. № 508.

Законопроект содержит положения, направленные на комплексное определение порядка формирования Всебелорусского народного собрания (далее — ВНС) и реализации им своих полномочий, принципов и организационных основ его деятельности, механизмов рассмотрения вопросов, отнесенных к компетенции ВНС. Законопроектом также предлагается закрепить правовой статус делегата ВНС, его права и обязанности, основания для прекращения его полномочий.

При этом законопроект учитывает концептуальные подходы к формированию и деятельности ВНС, его структуре, компетенции, полномочиям его органов, установленные Конституцией Республики Беларусь (далее — Конституция).

1. Принимая во внимание такие принципы деятельности ВНС, как народовластие и демократичность, предлагается формировать ВНС на паритетной основе.

1.1. Это означает, что одну часть ВНС будут составлять
делегаты «по должности»:

— Президент Республики Беларусь;

— Президент, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки;

— представители законодательной власти — депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики;

— представители исполнительной власти — Премьер-министр, его заместители и другие члены Правительства; председатели областных и Минского городского исполнительных комитетов; председатели районных, городских исполнительных комитетов;

— представители судебной власти — председатели и судьи Конституционного и Верховного судов.

В настоящее время количество делегатов «по должности» составит 440 человек.

1.2. Следующую часть делегатов ВНС составят представители местных Советов депутатов. Это:

— делегаты от каждой области, избираемые областными Советами депутатов из числа депутатов местных Советов областного, базового и первичного уровней. Нормы представительства от каждой области определит Центральная избирательная комиссия Республики Беларусь (далее — ЦИК) пропорционально численности избирателей, проживающих на территории соответствующей области;

— город Минск будет представлен полным составом депутатов Минского городского Совета депутатов, что обусловлено необходимостью оптимального и паритетного с областями представительства.

В целом предлагаемая предельная численность делегатов от местных Советов депутатов — 350 человек.

1.3. Еще одна часть делегатов — это представители гражданского общества. Планируемое предельное число представителей гражданского общества — 400 делегатов.

Законопроектом устанавливается, что избрание делегатов Всебелорусского народного собрания от гражданского общества осуществляется субъектами гражданского общества.

Принимая во внимание положения проекта Закона Республики Беларусь «Об основах гражданского общества», предусматривающего, что избрание делегатов ВНС является особой формой взаимодействия субъектов гражданского общества и органов власти, правом избрания делегатов ВНС будут обладать субъекты гражданского общества, которые имеют областные, Минскую городскую организационные структуры, а также:

являются республиканскими общественными объединениями, численность членов которых составляет не менее 100 тыс. граждан (для субъектов гражданского общества — общественных объединений);

объединяют не менее половины зарегистрированных в Республике Беларусь профессиональных союзов (для субъектов гражданского общества — профессиональных союзов).

Таким образом, в ВНС будут представлены интересы самых многочисленных объединений граждан.

Законопроектом предлагается предусмотреть, что от каждого субъекта гражданского общества, участвующего в выборах делегатов ВНС, избирается равное количество делегатов, которое определит ЦИК исходя из количества субъектов гражданского общества, желающих участвовать в выборах делегатов ВНС, и предельной численности делегатов ВНС от гражданского общества.

Законопроектом предусматривается, что избрание делегатов ВНС от гражданского общества осуществляется высшими органами субъектов гражданского общества из числа своих членов (членов организаций, входящих в состав субъекта гражданского общества) с обеспечением представительства от каждой области и города Минска.

При этом организационные структуры субъектов гражданского общества будут иметь право выдвижения кандидатов для избрания в качестве делегатов ВНС.

Таким образом, паритетный принцип формирования общего состава ВНС нацелен на справедливое представительство различных слоев населения, учет их интересов.

2. Законопроектом закрепляется, что делегатами ВНС могут быть только лица, обладающие избирательным правом.

При этом предусматривается запрет на выдвижение кандидатами в делегаты ВНС граждан, имеющих гражданство другого государства или документы иностранных государств, предоставляющие права на льготы и преимущества в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью.

С учетом конституционно-правового статуса ВНС и важности принимаемых им решений предусматривается распространение антикоррупционных правил на делегатов ВНС.

В случае досрочного прекращения полномочий представителя от местного Совета депутатов, от гражданского общества предусматривается возможность выборов нового делегата от этих субъектов.

Устанавливается, что делегату ВНС на период полномочий выдаются удостоверение, которое является документом, подтверждающим его правовой статус, и нагрудный знак.

3. В законопроекте детально регламентируется порядок рассмотрения вопросов, отнесенных к компетенции ВНС, в том числе таких специфических, как:

о легитимности выборов Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики;

о смещении с должности Президента Республики Беларусь в случае систематического или грубого нарушения им Конституции
либо совершения государственной измены или иного тяжкого преступления;

об избрании судей Конституционного и Верховного судов Республики Беларусь, членов Центральной избирательной комиссии, освобождении их от должности;

о введении на территории Республики Беларусь чрезвычайного или военного положения в случае бездействия Президента Республики Беларусь по этим вопросам;

о возможности направления военнослужащих, сотрудников военизированных организаций, иных лиц за пределы Республики Беларусь для участия в обеспечении коллективной безопасности и деятельности по поддержанию международного мира и безопасности;

о внесении Президенту Республики Беларусь предложения о проведении республиканского референдума.

С учетом того, что Конституцией предусмотрен открытый перечень полномочий ВНС, в законопроекте предлагается дополнительно закрепить, что ВНС утверждает список народных заседателей Верховного Суда (сегодня этот список утверждается Президентом Республики Беларусь), устанавливает памятные даты.

Кроме того, предусматривается, что ВНС будет вправе отменять постановления Президиума ВНС.

4. Законопроект содержит положения, касающиеся вопросов проведения заседаний ВНС, их правомочности, порядка принятия решений, их опубликования.

Предусматривается, что ВНС собирается не реже одного раза в год.

Предлагается закрепить, что решения ВНС будут приниматься большинством голосов открытым или тайным голосованием и являться обязательными для исполнения.

При этом определен правовой статус решений ВНС. Так, закрепляется, что решения ВНС как акты высшего представительного органа народовластия Республики Беларусь, определяющие стратегические направления развития общества и государства, принимаются по важнейшим вопросам общественной и государственной жизни.

Решения ВНС будут приниматься в строго установленных Конституцией случаях. Это будут решения об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики, об утверждении военной доктрины, об утверждении концепции национальной безопасности, об утверждении программ социально-экономического развития Республики Беларусь.

5. Законопроектом предусматривается, что структуру ВНС будут составлять Председатель ВНС, его заместители, Президиум и Секретариат ВНС. Председатель и его заместители будут избираться на первом заседании ВНС из состава его делегатов.

Закрепляется, что в Президиум по должности входят Председатель ВНС и его заместители. Иные члены Президиума будут избираться на первом заседании ВНС из состава его делегатов.

Предусматривается, что кандидатуры на должности Председателя ВНС, его заместителей, иных членов Президиума ВНС выдвигаются делегатами ВНС в порядке, определяемом Регламентом ВНС.

Предлагаемая предельная численность Президиума — 15 человек.

Председатель ВНС и его заместители будут осуществлять свои полномочия на профессиональной основе. Иные делегаты будут принимать участие в работе ВНС без отрыва от трудовой (служебной) деятельности.

В связи с этим законопроект содержит положения, регулирующие вопросы возмещения расходов по проезду к месту проведения заседаний ВНС и обратно, по найму жилого помещения и за проживание вне места жительства (суточные), связанных с участием делегата в заседаниях ВНС и его органов.

В законопроекте определена компетенция Президиума ВНС, который будет проводить свои заседания не реже одного раза в шесть месяцев и выполнять достаточно серьезные функции. Например:

инициировать рассмотрение ВНС вопроса о легитимности выборов Президента, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики;

обращаться в Конституционный Суд по вопросу дачи заключений о толковании Конституции, о конституционности выборов, о наличии фактов систематического или грубого нарушения Президентом Конституции.

Кроме того, Президиум будет решать вопросы обеспечения функционирования высших судебных органов и Центральной избирательной комиссии, в частности:

предварительно согласовывать кандидатуры для избрания на должности председателей и судей Конституционного и Верховного судов, Председателя и членов ЦИК;

присваивать квалификационные классы судьям Конституционного и Верховного судов;

присваивать класс государственного гражданского служащего Председателю Центральной избирательной комиссии;

давать предварительное согласие на возбуждение уголовного дела в отношении судей высших судебных инстанций, приостанавливать и возобновлять их полномочия;

давать предварительное согласие на возбуждение уголовного дела в отношении Председателя и членов ЦИК;

формировать Президиум Верховного Суда.

Предлагается закрепить, что заседания Президиума ВНС созываются Председателем ВНС. Заседание Президиума считается правомочным при условии, что в нем участвует не менее двух третей от полного состава Президиума.

6. В законопроекте определено, что рабочим органом ВНС является Секретариат, действующий на постоянной профессиональной основе.

Предусматривается, что финансирование деятельности ВНС будет осуществляться в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете на содержание ВНС. Конкретный размер финансирования будет определен при формировании республиканского бюджета на 2024 год и последующие годы.

7. Для обеспечения деятельности ВНС предстоящего созыва предлагается закрепить переходные положения, касающиеся порядка проведения первого после вступления в силу Закона «О Всебелорусском народном собрании» заседания ВНС, а также регламентирующие вопросы образования Секретариата ВНС и формирования его кадрового состава.

Информация о законопроекте
Текущая стадия: Принят во втором чтении

Постоянная комиссия, в которой находится на рассмотрении законопроект: комиссия по законодательству

Ответственный депутат: Омельянюк Александр Павлович


Ответственный работник Секретариата:
Колесень Ирина Владимировна — начальник отдела по подготовке законопроектов и взаимодействию с Постоянной комиссией по законодательству
История рассмотрения
1. Внесение в Палату представителей
Дата поступления в Палату представителей: 15.12.2022
Созыв: Седьмой созыв
Сессия: Девятая сессия

2. Первое чтение
Созыв: Седьмой созыв
Сессия: Девятая сессия
Заседание Палаты представителей: 20.12.2022 20 декабря 2022 года, десятое заседание девятой сессии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва
Постановление Палаты Представителей, которое закрепляет принятие/отклонение законопроекта: Входящий номер 511-П7/IX от 20.12.2022 «О Всебелорусском народном собрании»
Статус: Принят в первом чтении

3. Второе чтение
Созыв: Седьмой созыв
Сессия: Девятая сессия
Заседание Палаты представителей: 25.01.2023 25 января 2023 года, двенадцатое заседание девятой сессии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва
Постановление Палаты Представителей, которое закрепляет принятие/отклонение законопроекта: Входящий номер 536-П7/IX от 25.01.2023 «О Всебелорусском народном собрании»
Статус: Принят во втором чтении
Все законопроекты
Восьмой созыв

220010, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Советская, 11

Отдел по организации работы с документами
Тел.: (017) 222 32 62
Факс: (017) 327 37 84
E-mail: kc1@house.gov.by

Отдел по работе с обращениями граждан и юридических лиц
Тел.: (017) 222 62 52
          (017) 222 63 58

Направить электронное обращение в адрес Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и ее Секретариата вы можете здесь

Пресс-служба
Тел./Факс: (017) 222 64 75
E-mail: inform@house.gov.by