«Об изменении кодексов по вопросам судоустройства и статуса судей»
Субъект права законодательной инициативы: Президент Республики БеларусьВходящий номер: 6362
28 июня 2023 года Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь принят проект Закона Республики Беларусь «Об изменении кодексов по вопросам судоустройства и статуса судей», внесенный Президентом Республики Беларусь.
Законопроект разработан в целях приведения норм Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей в соответствие с изменениями и дополнениями Конституции Республики Беларусь, принятыми на республиканском референдуме 27 февраля 2022 г., Законом Республики Беларусь «О Всебелорусском народном собрании» и иными законодательными актами. Законопроектом также предусматривается совершенствование системы судов общей юрисдикции.
В частности, законопроектом обеспечивается:
реализация конституционных положений о порядке избрания на должность и освобождения от должности судей Конституционного и Верховного судов Республики Беларусь;
приведение полномочий Конституционного Суда Республики Беларусь (далее — Конституционный Суд) в соответствие с компетенцией этого органа, определенной в ходе конституционного референдума;
отнесение к судебным постановлениям решений Конституционного Суда и придание им общеобязательного характера, т.е. аналогично заключениям Конституционного Суда. Так, решения Конституционного Суда, ранее имевшие характер рекомендаций, будут являться обязательными для исполнения на территории Республики Беларусь всеми государственными органами, иными организациями, должностными лицами и гражданами. Это будет относиться в том числе к решениям, которые будут выноситься по результатам проверки конституционности нормативных правовых актов по конституционным жалобам граждан и по запросам судов.
Законопроектом также предусматривается:
закрепление конституционных полномочий Верховного Суда Республики Беларусь (далее — Верховный Суд) обращаться в Конституционный Суд с предложениями о даче заключений о толковании Конституции, а также о соответствии Конституции законов, указов Президента Республики Беларусь, постановлений Совета Министров Республики Беларусь, нормативных правовых актов других государственных органов;
создание в Верховном Суде апелляционной инстанции, к компетенции которой отнесено рассмотрение жалоб на постановления, вынесенные Верховным Судом в качестве суда первой инстанции;
корректировка компетенции судов общей юрисдикции в части пересмотра судебных постановлений по уголовным и гражданским делам в апелляционном порядке и в порядке надзора. Например, из компетенции областных и Минского городского судов и Пленума Верховного Суда исключается рассмотрение уголовных и гражданских дел в порядке надзора;
создание в системе экономических судов нового суда — Апелляционного экономического суда, который будет выполнять роль апелляционной и кассационной инстанции по отношению к экономическим судам областей и города Минска, а они будут работать исключительно как суды первой инстанции;
комплексная регламентация вопросов функционирования Апелляционного экономического суда и статуса его судей.
Законопроект также содержит положения, направленные на перераспределение полномочий Президента Республики Беларусь в сфере судоустройства и статуса судей в связи с передачей их Всебелорусскому народному собранию и его Президиуму. Такие вопросы, как приостановление полномочий судей Конституционного и Верховного судов, дача согласия на возбуждение в отношении этих судей уголовного дела, лишение их личной свободы, определение количества судей Верховного Суда, количественного и персонального состава его Президиума, утверждение списков народных заседателей Верховного Суда и некоторые другие, будут рассматриваться согласно компетенции Всебелорусским народным собранием или его Президиумом.
Законопроектом вносятся изменения в отдельные статьи Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь в части дачи согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судей Конституционного и Верховного судов, народных заседателей Верховного Суда, привлечение их в качестве подозреваемых или обвиняемых по уголовному делу, а также на их задержание и иное лишение личной свободы.
В целях недопущения смешения деятельности различных ветвей власти законопроект дополнен положениями, предусматривающими, что судьи не могут быть членами Центральной избирательной комиссии, избирательных комиссий, комиссий по референдуму, по проведению голосования об отзыве депутата.
В целом законопроект нацелен на повышение уровня судебной защиты наших граждан и субъектов хозяйствования.
Постоянная комиссия, в которой находится на рассмотрении законопроект: комиссия по законодательству
Ответственные депутаты:
Ответственный работник Секретариата:
Колесень Ирина Владимировна — начальник отдела по подготовке законопроектов и взаимодействию с Постоянной комиссией по законодательству
2. Первое чтение
Сессия: Девятая сессия
Заседание Палаты представителей: 14.12.2022 14 декабря 2022 года, девятое заседание девятой сессии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва
Постановление Палаты Представителей, которое закрепляет принятие/отклонение законопроекта: Входящий номер 501-П7/IX от 14.12.2022 «Об изменении кодексов по вопросам судоустройства и статуса судей»
Статус: Принят в первом чтении
3. Второе чтение
Сессия: Девятая сессия
Заседание Палаты представителей: 28.06.2023 28 июня 2023 года, двадцать третье заседание девятой сессии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва
Постановление Палаты Представителей, которое закрепляет принятие/отклонение законопроекта: Входящий номер 610-П7/IX от 29.06.2023 «Об изменении кодексов по вопросам судоустройства и статуса судей»
Статус: Принят во втором чтении